Эль Лисицкий и Ганс Арп. Измы искусства. 1914—1924.
Die Kunstismen. Herausgegeben von El Lissitzky und Hans Arp. Коммуна Эрленбах, Цюрих, Мюнхен и Лейпциг, Eugen Rentsch Verlag, 1925. 4°. XI, 48 с., 76 ил. Text schwach stockfleckig, einige hs. Anstreichungen u. Anmerkungen von Hans Fehr. На немецком, французском и английском языках. В издательской конструктивистской обложке по рисунку Эль Лисицкого.
Так книгу описывают в Германии: Description: Lissitzky, El u. Hans Arp. Die Kunstismen. - Les Ismes de l'Art. - The Isms of Art. Typographie von El Lissitzky. Mit 76 Abb. Erlenbach-Zürich, München u. Leipzig, Eugen Rentsch Verlag, 1925. 4°. XI, 48 s. Typographisch gestalteter Original-Pappband (kl. Farbabsplitterungen am Rücken).
В книге «Измы искусства» (The isms of Art), вышедшей в Германии в 1925 году, Эль Лисицкий совместно с Гансом Арпом выступал как дизайнер, автор-составитель и непосредственный участник художественного процесса. Он собрал под одной обложкой «измы» не только для того, чтобы отметить то новое, что появилось за последние 10 лет, но и с целью представить панораму концепций формообразования, имеющих предметный, архитектурный, проектный потенциал. Он отобрал авангардные направления современного ему изобразительного искусства именно как коллекцию неповторимых визуальных языков, выражающих общие пластические, философские, структурно-композиционные идеи средствами абстрактного искусства.
Измы искусства:
1. Abstrakter Film (Richter),
2. Konstruktivismus (Tatlin),
3. Verismus (Dix),
4. Proun (Lissitzky),
5. Kompressionismus (Baumeister),
6. Merz (Murajama),
7. Neo-Plastizismus (Mondrian),
8. Purismus (Ozenfant),
9. Dada (Hausmann),
10. Simultanismus (Delaunay),
11. Suprematismus (Malewitsch),
12. Metaphysiker (Chirico),
13. Abstraktivismus (Rodtschenko),
14. Kubismus (Archipenko),
15. Futurismus (Boccioni) u.
16. Expressionismus (Klee).
В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», среди них есть и такие:
• конструктивизм (от контррельефов Владимира Татлина 1914 г. до конструкций выставки ОБМОХУ в Москве 1921 г. и работ Наума Габо 1921-1922 гс);
• веризм (композиции немецкого художника-фотомонтажиста Джона Хартфилда 1917 г.);
• неопластицизм (творчество дизайнеров и архитекторов группы «Де Стиль», от абстрактных композиций Пита Мондриана 1916 г. до проекта архитектора Геррита Ритфелда 1923 г.);
• пуризм (посткубистическая живопись французов — архитектора и дизайнера Ле Корбюзье и художника Амедея Озанфана 1920— 1922 гг.);
•дадаизм (течение в западном искусстве, связанное с абсурдистскими, спонтанными сочетаниями элементов готовых форм в коллажах, стихах, поведении, работы Ганса Арпа, Рауля Хаусмана, Макса Эрнста, фотоработы Ман Рея 1919—1922 гг.);
• симультанизм (живопись французских художников Робера и Сони Делоне 1912-1922 гг.);
•супрематизм (работы Казимира Малевича 1913—1920 гг.);
• абстрактивизм (живопись Василия Кандинского, Натана Альтмана, Любови Поповой, Александра Родченко, Петра Митурича и венгра Ласло Мохой-Надя 1914—1920 гг.);
• кубизм (живопись Пабло Пикассо и Жоржа Брака, скульптура Александра Архипенко и Жака Липшица 1914—1920 гг.);
•футуризм (живопись Джакомо Балла, скульптура Умберто Боччони 1913 г.);
•экспрессионизм (живопись Марка Шагала и Пауля Клее 1914— 1915 гг.).
Фактически это была первая попытка классификации авангардных течений как «стилей» по принципу визуальной общности и групповой принадлежности. Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений. Наибольшее и непосредственное влияние на дизайн оказали футуризм и кубизм, супрематизм и конструктивизм, неопластицизм и «Проуны» Лисицкого.
Эль Лисицкий. Портрет Жана (Ганса) Арпа. 1924.
Gelatin silver print. 17.14 х 12.06 см.
Уход £55 250.
Phillips Photographs 19 May 2011 London, lot № 111.
Короткая справка: Арп, Жан (Ханс Арп; фр. Jean Arp, нем. Hans Arp; 16 сентября 1886, Страсбург — 7 июня 1966, Базель) — немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор. Отец — немец из Киля, мать — родом из Эльзаса. Арп учился в Страсбургской школе искусств и ремесел, в 1908 г. — в Академии Жюлиана в Париже. В 1912 г. познакомился в Мюнхене с Кандинским, работал над альманахом экспрессионистов «Синий всадник». Начал публиковаться как поэт. В 1914 в Кёльне познакомился с Максом Эрнстом, в том же году встретился в Париже с Аполлинером, Пикассо, Модильяни, Соней и Робером Делоне. В 1915 в Цюрихе стал одним из зачинателей дадаизма. Илллюстрировал книги сотоварищей — Тристана Тцара, Бенджамена Пере, Рихарда Хюльзенбека. В 1917 начал заниматься скульптурой. В 1920 познакомился в Берлине с Эль Лисицким и Куртом Швиттерсом. В 1924 г. переезжает в Париж, знакомится с Мондрианом. Вошёл в круг сюрреалистов, был близок к абстракционизму. C 1925 вместе с женой, художницей Софи Тойбер, поселился в городке Кламар, на границе Мёдонских лесов, к юго-западу от Парижа. Написал сценарий фильма Ханса Рихтера «День как день» (1929 г., в одной из ролей снялся С. Эйзенштейн). В 1940—1946 гг., спасаясь от гитлеровцев, жил в Швейцарии, затем снова в Кламаре. В 1959 г. обосновался в Сольдуно, под Локарно. В 1954 получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре, в 1959 — Орден Почётного легиона. В 1961 стал кавалером Ордена литературы и искусства. В 1963 Арпу присуждена Большая национальная художественная премия Франции, в 1964 — Большая художественная премия земли Северный Рейн — Вестфалия и Премия Карнеги, в 1965 — Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия Гёте Гамбургского университета. Самая крупная коллекция произведений Арпа находится в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника. Его именем назван также культурный центр в Кламаре, улица в XIII округе Парижа. С 1979 в Кламаре действует Фонд Арпа (в 2004 получил статус национального музея).