Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1128 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм.

Ленинград: Ленинградское о-во архитекторов, 1931. 232 с., 2 стр. объявлений, 40 вкл. л. ил. Издание иллюстрировано 365 чёрно-белыми архитектурными композициями в тексте и на 40 отдельных вклейках. Тираж 5150 экз. Торшонированный обрез. В шрифтовом издательском картонаже (2 варианта). 30х22 см.

 

 

 

 

 

Яков Георгиевич Чернихов (1889-1951)  хорошо чувствовал свою эпоху - эпоху индустриализации, был увлечен машинной архитектурой. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений». Мировую известность Чернихову принесли многочисленные листы авторской графики, «главными героями» которых были уникальные архитектурные композиции, абсолютно фантастичные по сути, но техничные по исполнению. Графика была для него всем. Он начал эксперименты на концепции смены ритма. Асимметричные композиции орнаментов, которые он делал, привели его к пониманию, что именно в этом и состоит стилистическая смена вех. Он создавал архитектурные миниатюры, пытаясь достичь высочайшего выражения фантазий в графике, тех откровений, которые его посещали, и хотел показать, какой красивой могла бы быть архитектура. Конструкция архитектурных и машинных форм отражает только до известной степени некоторые проблемы конструктивизма. Охватить все то, что должно отобразить подобное учение, крайне трудно и представляет очень сложную задачу по общему своему масштабу. Объединение аналитической и графической сторон конструктивизма представляет своеобразную задачу, обладающую специфической сложностью. Придумать задачу не всегда легко, оформить ее в наглядно-показательной графической форме также не совсем просто.

Архитектор-художник Яков Георгиевич Чернихов оставил, помимо огромного наследия в виде оригинальных архитектурных композиций, неповторимый авторский педагогический метод, в основе которого лежит развитие творческого пространственного мышления при помощи комбинаторики «беспредметных элементов». Суть метода в том, что при помощи комбинаторных беспредметных элементов, создаются абсолютно конкретные архитектурные формы. Чернихов, для достижения такого результата, считал важным именно преобладание воображения над натурой, поэтому предлагал сочинять, а не заниматься копированием. Яков Георгиевич полагал, что следует избавить учащегося от каких-либо условностей для развития «творческих особенностей», которые, по его мнению, заложены в каждом человеке:

«Выявление творческих способностей человека – задача очень тонкая, трудная. Но если мы сумеем хорошо подойти, тогда убедимся, что научиться графически выражать свои представления можно так же легко, как научиться читать и писать».

В основе черниховского метода лежит доминирование установки на воображение, фантазию. Работы над «натурой» нет в принципе, потому что Яков Георгиевич считал, что нужно избавляться от каких-либо условностей с целью развития «творческих особенностей», которые заложены в каждом человеке. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений». Эти построения Чернихов предлагает осуществлять при помощи комбинирования, так называемых, «беспредметных элементов». Термин «беспредметность» он объясняет отличием подобных элементов от предметов, имеющих применение в практике (в жизни). При взаимодействии между собой, беспредметные элементы дают множество вариантов архитектурного формообразования. Чернихов низводит фигуры, которые составляют здание, до элементарных частиц, буквально расчленяя на составляющие, чтобы потом, с их помощью, создать новые вариации формы. Любую черниховскую композицию можно разбить на образовывающие ее геометрические формы. Краткий список беспредметных элементов Я. Чернихов приводит и в «Конструкции архитектурных и машинных форм». Так, в разделе № 2 «Изучение конструктивизма» (глава 11 «Конструктивные фантазии»), перечислены: линия (прямая, кривая), плоскости, поверхности, тела (объемы). Кроме того, в этом труде также встречаются и другие перечисления беспредметных элементов, распределенных: по плоскостным конфигурациям, пространственным сочетаниям плоскостей, по поверхностям вращения и по объемам.

По своему графическому содержанию „Конструкцию архитектурных и машинных форм" следует подразделить на решения абстрактного беспредметного порядка, предметно-натуралистического порядка и конструктивные фантазии. Последние характерны тем, что обладают свойствами демонстрации в наинагляднейшей форме конструктивных явлений, но в то же время подобные решения, несмотря на свою кажущуюся предметность, не имеют никакого практического приложения. К числу таких построений можно отнести машинную архитектуру.

Яков Чернихов. Водонапорная башня канатного цеха

з-да "Красный гвоздильщик". Ленинград. 1930-1931.

Памятник промышленной архитектуры и конструктивизма.

Конструкция архитектурных и машинных форм – удачная попытка систематизировать конструкцию, вывести ее законы. Написанная скорее для архитектора, инженера-конструктора, театрального оформителя, эта работа полезна и дизайнеру-графику, желающему постичь теорию конструктивизма для осознанного применения в своих работах. Книга предназначена для профессиональных архитекторов, дизайнеров-графиков, промышленных дизайнеров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?