Чернихов, Я.Г. Орнамент. Композиционно-классические построения.
57 штриховых рисунков, 56 тоновых чертежей, 658 штриховых чертежей, 8 красочных чертежей. Ленинград: Тип. И. Федорова, 1930 [на обл.: 1931]. 222, [5] с. С ил. + 1 с. объявл., 8 вкл. л. крас. ил. Тираж 3100 экз. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 30,5х22 см. Часть тиража была в издательском картонаже.
Яков Чернихов. Водонапорная башня канатного цеха
з-да "Красный гвоздильщик". Ленинград. 1930-1931.
Памятник промышленной архитектуры и конструктивизма.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Орнаментальное черчение является одним из важных видов графического искусства, имеющим широкое значение для развития художественно-чертежных навыков. Творческие способности в процессе изучения орнаментального черчения получают стимулы для дальнейшего роста. В основу излагаемого мною курса положено стремление развить индивидуальные данные учащегося. Педагогу даны исчерпывающие указания методического и технического характера. В предположении, что книга может попасть непосредственно в руки неподготовленного учащегося, в ней предусмотрены все самые элементарные сведения, точное описание инструментов, материалов и т.д. Умение пользоваться инструментами и материалами составляет первое условие удачи в чертежной работе. Ряд определений простейших геометрических понятий, имеющийся в тексте, рассчитан на тех начинающих, которые еще незнакомы с основами геометрии. Подробно рассмотрено также пользование красками, их свойства и пр., так как далеко не всякий начинающий бывает с ними знаком, а знакомство это — необходимо. Роль орнамента в изобразительном искусстве, в частности — в искусстве начертания, весьма значительна. Изучение орнамента, построенное не на слепом копировании, а на тщательном изучении линий, геометрических фигур и форм растительного и Животного миро, дает учащемуся те графические навыки, которые имеют разностороннее применение в художественной промышленности. На первый взгляд может показаться, что весь процесс обучения орнаментальному черчению состоит из самодовлеющего экспериментирования, не ведущего ни к каким практическим целям. Однако, как 6ы ни были отвлеченны те или иные построения, предлагаемые в этом курсе, они, в конечном счете, могут послужить для практических целей. Воспитывая глаз, приучая его к строго определенным и точным сочетаниям линий и узоров, они создают художника-орнаментиста, познания которого могут найти широкое применение в самых различных областях художественной промышленности — в текстильном производстве (узоры тканей), в бумаго-печатном производстве (обои, бордюры), в чугуно-литейном деле (узоры решеток, скамеек и т. д.). Тот, кто владеет искусством орнаментального черчения и обладает вкусом, сумеет найти своим познаниям приложение на практике. Орнамент не ecть что-либо измышленное, — он создан, в основных своих формах, самой природой, и человек только схематизировал и организовал ее формы, с которыми ему приходится встречаться в природе. Орнамент должен находиться в тесной связи с назначением украшаемого предмета или с его отдельными частями, а также выражать эстетическое значение соответствующей части и подчиняться общей форме предмета. В отличие от общеизвестных исторических типов орнаментики — арабской, греческой, римской, романской, готической, ренессансной, византийской, русской — наша эпоха создала свой собственный орнаментальный стиль. Все упражнения, предлагаемые в этом курсе, направлены отнюдь не на подражание стильным орнаментам или их реконструкцию, а на создание свободных композиций. Только с помощью развития собственной фантазии учащийся сможет установить свое отношение к орнаментальным формам и выйти на путь самостоятельных изысканий. Принципы преподавания орнаментального черчения, изложенные в настоящем труде, могут быть в деталях изменены по усмотрению преподавателя, если он сочтет нужным (что весьма желательно) разнообразить их соответственно индивидуальности того или иного ученика. Творчество и графическое воспитание находятся в теснейшей связи. Творческие способности заложены в каждом человеке и от учащегося зависит вызвать их к жизни, дать им надлежащее направление. Это — нелегкая задача, но и благодарная, осуществление которой дает рано или поздно ценные результаты. Автор не считает, что предлагаемый им курс представляет собою нечто незыблемое и невозможны изменения и дополнения. Бесспорно лишь то, что вся методика, выдвигаемая автором, проверена на опыте, испытана на протяжении многолетней преподавательской деятельности. 5 этом руководстве нет ни одного задания, целесообразность которого не была 6ы проверена на практике. Указанные здесь графические задачи имеют не только тренировочное значение, но и отвечают присущей человеку потребности декоративно-графического оформления своих представлений. Эта потребность является основным стимулом развития всякой орнаментики, у всех народов и во все времена. Она выдвинула и в нашу эпоху те новые формы графических начертаний, кoтopые подсказаны всем укладом, запросами и требованиями современной жизни.
ВСТУПЛЕНИЕ
Предлагаемое руководство под названием Орнаментальное черчение» явилось результатом многолетней работы в различных учебных заведениях, в основу прохождения курса положены принципы наилучшего выявления, графическим путем, так называемых творческих начал, заложенных в каждом человеке. Для этой цели надо изучающему черчение предлагать сочинять различные графические построения. Для создания какого-нибудь орнамента необходимо знать не только принципы его построения, но и так называемое «внутреннее содержание». Курс этой книги скомпонован так, чтобы им мог пользоваться всякий, кто пожелает изучить один из отделов начертательного искусства — начальное орнаментальное черчение. Для этой цели весь курс разбит на отделы, которые расположены в порядке усложнения построения орнамента. Следует, однако, оговориться, что этот принцип, не везде соблюден в курсе, т. к. иногда по смыслу заданий приходится помещать отдел не в том месте, где ему следовало 6ы быть соответственно его трудности. Изучающему предмет черчения нет необходимости проделать (выполнить) все отделы этой книги. Каждый по-своему может комбинировать отделы и порядок прохождения их в зависимости от степени подготовки своей, своих способностей, навыков, эстетических соображений и пр. Если учащий пожелает использовать курс этой книги, он возьмет из нее то, что сочтет по своему мнению необходимым. Хотя каждый отдел представлен в нескольких типах построения, все же не рекомендуется никому ограничиваться указанными примерами и заниматься «только копировкой». Пользуясь решенной задачей, следует предложить себе самому или своим ученикам сочинить орнамент, но так, чтобы новое построение имело 6ы свой индивидуальный вид. Автор этой книги никогда не давал своим ученикам «копировать» чертеж, а всегда предлагал ученику и отчасти себе самому построить (сочинить) изображение на том или ином принципе. Для этой цели необходимо (если ведешь занятия в школе) на классной доске показать, как надо построить изображение, из каких элементов оно должно состоять, каким способом должно быть изображение исполнено и т. д., а затем предложить ученикам на изложенных правилах построить орнамент. Надо, все же, оговориться, что есть такие построения, которые по своему смыслу не допускают никаких изменений, таковы, например, задания:
1) вычертить ряд вертикальных или горизонтальных линий,
2) вычертить ряд квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов один внутри другого (иногда на заданном расстоянии друг от друга),
3) заштриховать намеченные площади определенным штрихом и т.д.
Курс начального — орнаментального — черчения можно назвать еще курсом «тренировочного» черчения. Тот, кто сможет проделать сложнейшие отделы этой книги, тем самым добьется:
1) необходимых «технических навыков»,
2) научится выполнять все тонкости черчения,
3) приучит себя «отчеканивать изображение,
4) сумеет «скомпоновать» построение,
5) воспитает в себе чувство «масштаба — отношения чертежного пятна ко всей плоскости изображения,
6) научится конструировать как целые, так и отдельные части чертежа и связывать их между собою — или — суммирую все сказанное, — научится чертить.
Научить себя, а тем более научить других чертить и хорошо чертить — задача очень важная и трудная. А для того, чтобы было интересно работать, лучше всего предложить себе и другим «сочинять» изображение. За последнее время многие увлеклись, в особенности в школах, черчением математическим, проекционным, машиностроительным и т. д. Это увлечение безусловно имеет под собою хорошую почву. Но вся беда в том, что мы склонны «перегибать палку». С методической точки зрения одностороннее прохождение курса влечет за собою много отрицательного. Необходимо, в особенности в первых голах обучения черчению, научить ученика чертить. А для этого надо, чтобы он не был связан различными точными правилами и законами математического и технического черчения. Надо дать ему некоторый простор и, пользуясь увлечением и заинтересованностью изучающего черчение, добиться хорошего уменья чертить. И вот мы увидим, что всякий воспринявший элементарные сведения в технике черчения, процессах его, пользовании инструментами и т. д. выявит себя как хороший исполнитель-чертежник в очень короткое время. А потому необходимо всякому учащему и учащемуся, изучающему черчение, вести комбинированный метод прохождения курса черчения.
Как известно, Я.Г. Чернихов поступил на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 году перешёл на архитектурный факультет, где обучался под руководством Л.Н. Бенуа. В 1927 году Яков Чернихов организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях. Книга «Орнамент» и явилась результатом многолетней преподавательской деятельности автора.