Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 365 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Union der Sozialistischen Sowjet Republiken. Katalog. Оформление Эль Лисицкого.

Katalog des Sowjet Pavilions auf der Internationalen Presse-Ausstellung Koln («Союз Советских Социалистических Республик на немецкой международной выставке печати». Кёльн. 1928. Каталог выставки), [Herausgeber, Komitee des Sowjet-Pavillons auf der Internationalen Presse-Ausstellung Köln 1928]. 111 c., [1] folded leaf of plates : ill., 1 plan ; 22 cm. В мягкой издательской конструктивистской обложке. Книжка-"гармошка"!

 

 

 

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников… Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов.

Эль Лисицкий. Советский павильон "Пресса"

в Кёльне. 1928.

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с А. Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR.

Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»...

Среди наиболее важных изданий второй половины двадцатых - каталог советского павильона на международной выставке «ПРЕССА» в Кёльне в 1928 году Union der Sozialistischen Sowjet Republiken, в оформлении Эль Лисицкого и Сергея Сенькина. В работе над экспозицией принимал участие и Густав Клуцис, он был автором фотомонтажей. Эта книжка-гармошка (в развёрнутом виде длина 2,7 метра; один лист, сфальцованный 16 раз, образует 18 страниц) сформировала образ будущей монументальной фотокниги, оформленной в стиле конструктивизма. В следующем десятилетии использование в книге многостраничных разворотных листов-раскладушек с фотомонтажом, фотофризом, станет самым распространённым приёмом. К нему обращались Родченко Степанова, Телингатер, Трошин, Сенькин. Визуальное содержание коллажа представляет основную иконографию советского строительства: рабочие, крестьяне, красноармейцы, производство, учёба, строительство, патетически демонстрирует все аспекты жизни нового человека труда. Успех советского раздела на выставке «ПРЕССА» был замечен не только западными коллегами, но и советскими чиновниками. Этот каталог оказался поворотным моментом для Лисицкого, когда он от формальных поисков перешёл к неформальному служению новой власти.

За год до Кёльна в каталоге «Всесоюзная полиграфическая выставка. Путеводитель» Лисицкий писал:

«Октябрь открыл дорогу к массам, и стало необходимым опыт отдельной индивидуальной мастерской, опыт мольберта перенести на опыт машины. К тому же отдельная картина по несоответствию между затраченной на неё энергией и широтой её поля действия стала предметом роскоши, и её начал убивать печатный лист, переманивший к себе художника».

Слова венгерского художника Ласло Мохой-Надя, одного из лидеров Баухауса, с кем Лисицкий состоял в переписке, развивают идеи новых визуальных механических средств:

«Живописные изобразительные методы, питающиеся только прошлыми временами и прошлыми идеологиями, должны исчезнуть, а на их место должны быть поставлены механические изобразительные средства, со своими сейчас даже непредвидимыми возможностями развития. При таких условиях спор о предметной и беспредметной живописи теряет всякое значение; надо будет принимать всю проблематику - и в её абсолютном, и в её изобразительном начале».

Но мы знаем, что мечты и споры художников-новаторов были позже решены Гитлером и Сталиным иначе.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?