Варшавская типография П. Дюфора и ее вклад в печатание книг для старообрядцев.
Книги для старообрядцев в Варшаве печатал купец Михаил Григорьевич Соловьев. В 1784 г. он из Супрасля, где печатал книги для старообрядцев, вместе со своим помощником А. Чернявским перебрался в Варшаву, где заключил договор с владельцем одной из типографий печатником и книгопродавцем Петром Дюфором (правильнее, Дюфуром) (Dufour, Piotr) (1730-1797), уроженцем Парижа. Некоторое время этот печатник и книгопродавец работал в Сорбонне, где однажды повстречал князя Адама Казимира Чарторыйского, который после создания Национальной комиссии Польши по образованию в 1773 году, пригласил французского печатника Дюфора в Варшаву.
Иоанн Лествичник, игум. Синайский. Лествица.
(Варшава: тип. Е.К.В. Короля Польского, 7293).
[Варшава: тип. П. Дюфора, 1785]
2 марта 1775 Петр Дюфор получил гражданство Варшавы, и в том же году открыл там свою собственную друкарню. В 1784 году он получил из рук короля Станислава Понятовского привелегию на печатание и был назначен попечителем Корпуса кадетов, где и проработал до ликвидации корпуса в 1794 году. При этом комендантом Корпуса кадетов был магнат князь Адам Чарторыйский. Дюфор владел большим книжным магазином в Варшаве и ярмарочными складами в Ловиче и Гродно. За период 1784 - 1794 гг. он напечатал около 2000 книг и журналов на французском, латинском, немецком, греческом, русском и иврите. Издание старообрядческих книг в Варшаве осуществлялось до 1788 г. и прервалось в связи с уходом в другую типографию А. Чернявского, перешедшего на работу в Вольную типографию Я. Потоцкого. С 1785 по 1788 гг. в Варшаве было выпущено шесть изданий, при печатании которых использовалась орнаментика, привезенная М.Г. Соловьевым из Супрасля и шрифт, отлитый по его заказу в Варшаве мастером П. Завадским. Седьмая книга «Псалтырь» вышла в 1789 году.
Кормчая. (Варшава: тип. Е.К.В. Короля Польского, 7293).
[Варшава: тип. П. Дюфора, 1785]
Особенности печати старообрядческих книг в Супрасле проявились и в Варшаве. Книгопечатание в типографии Супрасльского Благовещенского монастыря для старообрядцев было начато в третьей четверти XVIII в. М.Г. Соловьевым, позднее перенесшим свою издательскую деятельность в Варшаву в типографию Петра Дюфора. Ко времени начала книгопечатания для старообрядцев Супрасльская базилианская типография, основанная в конце XVII в., была крупным, хорошо налаженным производством, снабжавшим печатными изданиями на церковнославянском, белорусском, польском, латинском и литовском языках несколько народов, проживавших в границах тогдашней Речи Посполитой. По приблизительным подсчетам, в Супрасльской типографии было выпущено за всю историю ее существования более 400 изданий, в том числе свыше 100, напечатанных кирилловским шрифтом. Типография охотно печатала на заказ, так как это давало ей сразу же основательную прибыль. В 1772 г., после значительной подготовительной работы по подбору типографского материала для старообрядческих изданий, она выпустила на заказ первое такое издание — «Часослов», перепечатанный с московского «Часослова» 1652 г. До конца XVIII в. в Супрасле вышло около 70 старообрядческих изданий. Это учебная литература, литургические и «четьи» книги, среди которых можно выделить произведения древнерусской и ранней старообрядческой книжности и литературы, в том числе апокрифические, исторические, полемические и житийные, а также сборники, содержащие от двух до нескольких сот произведений. Значительную часть супрасльских старообрядческих изданий составляют перепечатки книг, выпущенных на Московском Печатном дворе в первой половине—середине XVII в., т.е. до реформ патриарха Никона. С таких изданий старообрядцы старались сделать перепечатку «ни в чем неотменно», т.е. возможно ближе к оригиналу не только текстуально, но и графически. В целом все супрасльские старообрядческие издания стремились как можно точнее следовать московским, «дониконовым» образцам книжной печати, что, естественно, в каждом отдельном случае в силу различных причин не всегда удавалось.