Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 559 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Немировский Е.Л. Книги подвижников «старой» веры.

Важную, ни с чем несравнимую роль в истории русской книжности сыграли типографии, которые принято называть старообрядческими. История их, особенно же позднего периода, конца Х1Х-начала XX столетия, к сожалению, изучена плохо. Старообрядчество возникло во второй половине XVII века вследствие неприятия определённой частью населения России церковных реформ патриарха Никона. Одной из составляющих этих реформ стала правка богослужебных книг, устоявшуюся редакцию которых Никон посчитал неудовлетворительной. Первым исправленным изданием стал Служебник, вышедший в свет 31 августа 1655 года. А вообще же за 6 лет, в течение которых Никон занимал патриарший престол, было выпущено не менее 54 изданий. Новые книги, напечатанные в Москве, старообрядцы признавать отказались. Богослужение они продолжали отправлять по книгам, напечатанным в дониконовские времена. Книги эти они хранили как зеницу ока. Трудно переоценить роль, сыгранную старообрядцами в сохранении древнерусской рукописной и старопечатной книжности. Известно, что издания XVI — первой половины XVII века, сбережённые ревнителями «старой» веры, в большинстве своём хорошо представлены в наших библиотеках и музеях; они менее редки, чем, например, книги XVIII века.

Заметим к слову, что старообрядцы очень высоко ценили издания великого русского просветителя Ивана Фёдорова. Знаменитую Острожскую Библию 1581 года они несколько раз переиздавали, причём последние издания вышли в свет уже в XXI столетии. А в октябре 2009 года Освящённый Собор Русской православной старообрядческой церкви принял решение «О прославлении в лике святых диакона Иоанна, словенским книгам печатника». В постановлении Собора говорится: «Установить почитание в приходах Русской православной старообрядческой церкви праведного диакона Иоанна (Фёдорова), словенским книгам печатника. Установить празднование ему в день его преставления 5 декабря по старому стилю, совершать службу как четверичному святому». Со временем старообрядцы стали перепечатывать богослужебные книги старой редакции. Первоначально заказывали их в типографиях, находившихся за пределами тогдашней Российской империи.

Расположение старообрядческих типографий XVIII-начала XX вв.

Самые первые старообрядческие издания напечатаны в Могилёве — два Часовника около 1701 года и Псалтирь 1705 года. Старообрядческое книгоиздание на Руси преследовали во все времена — и при царизме, и в советскую эпоху. Книги конфисковывали, сжигали, а их издателей и поборников отправляли в ссылку — в далёкую Сибирь. Да староверы и сами переезжали туда и на таёжных заимках, подальше от властей предержащих продолжали жить по своим законам. Были лишь три непродолжительных периода в истории страны, когда старообрядческие типографии могли работать легально. Впервые это произошло в последней четверти XVIII века благодаря известному указу императрицы Екатерины II от 1 февраля 1783 года о так называемых «вольных типографиях». Указ разрешал частную издательскую деятельность. Первые старообрядческие типографии ютились в неприметных, далёких от столиц деревушках и местечках. Наибольшую активность в этот период проявляла типография, которая находилась в Клинцах, посаде Сурожского уезда Черниговской губернии (ныне в Брянской области России). Первые клинцовские издания, выпускавшиеся ещё нелегально, — Псалтирь 1781 года и Минея общая 1782 года известны только по литературным данным. Утверждают, что типографию в Клинцах основал в 1780-х годах купец Василий Яковлевич Железняков, который ранее заказывал книги в украинской книгопечатне в Почаеве. В этой типографии он и обучился печатному мастерству и здесь же позаимствовал типографские материалы для своей мастерской. В Клинцах совладельцами типографии были отец Василия Яков Клементьевич Железняков и Дмитрий Степанович Рукавишников. Надо сказать, что на изданиях указанной типографии сплошь и рядом указываются не все, а лишь некоторые имена совладельцев. Первое издание, в котором названы имена Д. Рукавишникова и Я. Железнякова, это «Евангелие учительное», датированное 14 ноября 1785 года. Другое издание той же книги напечатали в 1786 году. Книги эти перепечатаны с московского издания 1652 года. Около 1785 года в Клинцах анонимно перепечатали с московского издания 1692 года — сборника «Маргарит» одного из «отцов церкви» Иоанна Златоуста. В богослужебном «Шестодневе», датированном 1785 годом, указаны имена Якова и Василия Железняковых. Примерно тогда же в Клинцах опять-таки анонимно издали «Последование церковного пения». Следующий, 1786 год, если судить по выходным сведениям изданий, ознаменован исключительно большой активностью типографии в Клинцах. Но выходным сведениям далеко не всегда нужно верить. Старообрядцы не очень-то доверяли указу о «вольных типографиях» и продолжали ставить на своих книгах «ложный выход» — указывали совсем не то место, где на самом деле печаталась книга. Другую типографию в Клинцах основал Фёдор Кузьмич Карташёв — член старообрядческого согласия поповцев, приемлющих священство. Первая известная нам книга этой типографии — «Псалтирь с восследованием» — датирована 5 июля 1787 года. В том же году Карташёв напечатал «Слово о лжепророках» Иоанна Златоуста. К 1788 году исследователи относят популярную среди старообрядцев «Историю об отцах и страдальцах соловецких», а к 1789-му — «Псалтирь», на которой в качестве места печатания указан белорусский город Супрасль. В том же 1789 году был напечатан «Часовник», на котором ложный выход — Почаев. Около 1789 года Карташёв выпустил в свет «Пролог». К 1789 году относят и «Псалтирь», на которой в качестве места печатания указано далёкое от посада Клинцы Гродно. Известен и ряд других изданий Карташёва — недатированных и с ложным выходом. После смерти Фёдора Кузьмича издательскую деятельность продолжил его сын Аким Фёдорович. Как видим, в репертуаре первых старообрядческих типографий преобладали богослужебные книги. Странно, но среди изданий этого предприятия нет необходимых для богослужения «Октоиха», «Служебника», «Триодей»... Ещё одна старообрядческая типография была основана в 1793 году Степаном Селезнёвым в селе, ас 1796 года уездном городе Махновке, неподалёку от Бердичева. Ни одного издания кирилловской печати, в котором была бы указана Махновка, мы не знаем. Но исследователи называют несколько книг, напечатанных анонимно или с указанием в качестве места издания Гродно или Почаева, которые в действительности были напечатаны именно в Махновке. Это «Скитское покаяние» (в выходных данных Гродно, 1790), «Псалтирь с тропарями и кондаками», датированная 1793 годом, «Златоуст» без указания времени и места издания и др. В дальнейшем, в 1805 году, типография Селезнёва была приобретена Константином Васильевичем Колычевым и перевезена в Янов. В 1797 году император Павел отменил закон о «вольных типографиях». Но старообрядческие печатные мастерские продолжали работать подпольно. Возобновить легальную книгоиздательскую деятельность стало возможным в 1801 году благодаря решению императора Александра I, положившего «типографии в посаде Клинцах быть по-прежнему, но с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и позволения Правительствующего Синода, и для того назначить Синоду способных надзирателей». В годы правления Александра I в Москве начинает работать типография Единой древлеправославной церкви, именуемая типографией единоверцев или же просто Единоверческой. Единоверие определяют как «вероисповедное состояние, занимающее середину между господствующей в России церковью и старообрядчеством». Существование Единоверческой церкви было узаконено императорским указом 1800 года. Власти видели в единоверии рычаг для борьбы с ненавистным старообрядчеством, но надежды эти не сбылись. Единоверцам было позволено вести самостоятельную издательскую деятельность. Для этой цели в Москве при Свято-Троицко-Введенской церкви была создана типография. Возникновение её относят к началу XIX века и называют в этой связи безвыходной «Часовник», будто бы напечатанный здесь.  Известна также «Псалтирь», в выходных данных которой указан Почаев, но которая, как считают библиографы, была выпущена единоверцами не ранее 1819 года. Между тем официально разрешённой Единоверческой типографии ставить на своих изданиях ложный выход было не к чему. Первым дошедшим до нас изданием Единоверческой типографии, сохранившим выходные сведения, было напрестольное «Четвероевангелие», датированное 1821 годом. Нелегальные старообрядческие типографии активно трудились и во второй четверти XIX века. Их издания, как и ранее, обычно имели ложные выходные сведения или вовсе обходились без них. Фальсифицировались как место издания (например, Почаев) и название типографии, так и дата выпуска в свет. Сведения эти нередко повторялись на нескольких изданиях. Это, естественно, затрудняет правильное атрибутирование изданий, а иногда и делает его практически невозможным. Нелегально печатать книги староверы продолжали и в третьей четверти XIX века. Сохранились сведения о типографской мастерской, принадлежавшей мещанину Огородной слободы подмосковного села Черкизова Алексею Михайлову. В 1865 году на его квартире были обнаружены книги «почаевского» издания. Судя по всему, это были издания с ложным выходом. К числу таких книг принадлежала учебная «Псалтирь», обнаруженная в январе 1866 года у переплётчика Павла Степанова, жившего у Рогожской заставы.

Титульный лист и фрагмент страницы

из старообрядческого издания в Яссах.

Одна из старообрядческих типографий в третьей четверти XIX века работала за пределами России. Она была основана в Восточной Пруссии в городе Иоганнесбурге (ныне г. Пищ в Польше). Инициатором её создания был человек, который называл себя Павлом Прусским. Настоящее его имя было Пётр Иванович Леднёв. Практическим же руководителем типографии, который на первых порах осуществлял все работы в ней, самостоятельно набирал, верстал и печатал книги, был ученик Павла Константин Ефимович Голубов (Голубев или Чайков). Как утверждают исследователи, в Иоганнес-бурге было напечатано не менее 17 книг. Здесь также печаталось продолжающееся издание — ежегодник «Истина», выходивший в свет в 1863-1865 годах. В дальнейшем К.Е. Голубов отошёл от старообрядчества федосеевского согласия и присоединился к единоверцам. Шрифты и другие типографские материалы он перевёз в Псков и здесь, получив разрешение российских властей, основал типографию, которой присвоили название Славянской. Здесь было возобновлено издание «Истины», которая изменила направление и превратилась в журнал, выходивший раз в два месяца. Просуществовал журнал до 1886 года. Всего было выпущено 107 номеров. Некоторые из них напечатаны гражданским шрифтом. Издавались в Пскове и книги, автором многих из них был сам К.Е. Голубов, подписывавший их как полным именем, так и инициалами или псевдонимами. Первой известной нам псковской книгой было вышедшее в свет в 1870 году «Новое исследование о греческом православии. Заимствовано из путешествия инока Варнавы в Палестину в 1869 году». В 1873 году в Пскове были напечатаны полемические «Ответы на вопросы братства Московского Никольского единоверческого монастыря глаголемым старообрядцам-поповцам: с замечаниями составленными по поручению помянутого братства членом онаго иеромонахом Филаретом». В 1874 году вышли в свет книги «Деяния московского собора 1667 года», «О перстосложении для крестнаго знамения», «О церкви Божией». Дальнейшая деятельность, и весьма активная, Славянской типографии проходила уже в последней четверти XIX века. А во второй половине этого столетия впервые увидела свет примечательная книга, написанная ещё в XVIII веке. Называлась она «Поморские ответы». Написали её братья Андрей Дионисьевич и Семён Дионисьевич Вторушевы. Как это было принято в те далёкие годы, их именовали по отчеству — братьями Денисовыми. Андрею Денисову, жителю одного из северных сёл, происходившему, впрочем, из захудалого и обедневшего рода князей Мышецких, приписывают авторство 119 сочинений. Выдающийся памятник старообрядческой богословской мысли «Поморские ответы», основным автором которого считают Андрея, был написан в старообрядческой Выговской обители. Формально это были ответы на вопросы иеромонаха Неофита, ученика известного борца со старообрядчеством Питирима, архиепископа Нижегородского. Сочинение это расходилось по Руси в многочисленных списках и приобрело колоссальную известность. Единственный в своём роде случай — возражения официальной церкви на это сочинение были напечатаны до того, как оно было предано типографскому станку. Произошло это в 1867 году, когда Московская Синодальная типография выпустила в свет сочинённую игуменом Парфением «Книгу Возобличение на поморские ответы Андрея Денисова съ сотрудники». А сами «Поморские ответы» напечатали впервые лишь в 1884 году — за пределами России в Молдо-Валахии в посёлке Мануйловка в типографии Никольского монастыря. В начале XX века старообрядческие типографии продолжают работать нелегально — вплоть до царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего ограниченную свободу печати. Крупнейшим издательско-полиграфическим центром была типография Рогожского кладбища в Москве — административного и культурно-просветительного центра Русской православной старообрядческой церкви. Кладбище было основано в 1771 году.

Лист, предваряющий перепечатку Острожской Библии в 1914 году.

Что же касается типографии, то относительно времени ее возникновения высказывают разные мнения. Некоторые исследователи утверждают, что ее первые издания, первоначально печатавшиеся нелегально, относят к 90-м годам XIX столетия. В этой связи называют датированный 1890 годом богословский сборник, составленный епископом Арсением, известным теоретиком старообрядческого движения. Другие библиографы первым точным указанием выхода в свет издания Рогожской типографии называют 25 августа 1905 года. Дату эту находим на «Каноне преподобному Никону». При этом типографию при Рогожском кладбище нередко отождествляют с Московской Старообрядческой книгопечатней. А.В. Вознесенский, П.И. Мангилев и И.В. Починская считают эти типографии существовавшими раздельно и относят их возникновение к 1908-1910 годам. На первых порах типографии печатали малообъемные брошюры, чаще всего различные каноны. Первое большое издание Старообрядческой книгопечатни — вышедшая 5 августа 1908 года «Книга о старчестве». 30 августа 1910 года был выпущен «Часослов» объемом не менее 281 л. Кроме богослужебных книг, издавали и учебники, среди которых «Азбука» 1911 года. Экземпляр этого редкого издания есть в Российской государственной библиотеке. Сравнительно широко известным изданием Старообрядческой книгопечатни является перепечатка Острожской Библии Ивана Федорова. В отличие от оригинала эта перепечатка, датированная 15 марта 1914 года, иллюстрирована 150 миниатюрами, воспроизведенными в технике литографии.

Начальный и конечный листы повести "О боярыне Феодосии Морозовой".

Назовем и повесть «О боярыне Феодосии Морозовой» — героине знаменитой картины Василия Ивановича Сурикова. О репертуаре типографии позволяет судить «Каталог богослужебных книг Московской Старообрядческой книгопечатни», выпущенный в 1911 году. Деятельность типографии прекратилась после Октябрьской революции. Некоторые здания Рогожского кладбища были разрушены. Лишь в 1995 году решением правительства Москвы здесь был создан архитектурный заповедник.

Образцы шрифта типографии Преображенского кладбища.

Вторая крупная старообрядческая типография бытовала при Преображенском кладбище и существовавшем при нем с 1809 года богадельном доме. Кладбище, основанное в Москве в 1771 году, стало духовным центром так называемого феодосиевского согласия. Типография здесь возникает, как утверждают некоторые библиографы, в конце XIX — начале XX века и первоначально, скорее всего, работает нелегально. В отличие от типографии Рогожского кладбища здесь с первых лет печатаются объемные издания, среди которых, например, недатированные «Евангелие толковое» или известные «Поморские ответы» братьев Андрея и Семена Денисовых. Место и дата печатания на изданиях типографии Преображенского кладбища начинают указывать примерно с 1907 года. Этот год указан, например, на «Апостоле толковом» объемом в 1144 листа и «Псалтири» объемом в 496 листов. Издательско-полиграфическое предприятие иногда именовалось Христианской типографией при Преображенском богадельном доме. При этом в качестве мецената-финансиста указывалось имя К. Горбунова. Имя это мы читаем на «Реестре печатных книг Христианской типографии К. Горбунова при Преображенском богадельном доме в Москве», выпущенном в свет 23 сентября 1909 года. Среди издательских начинаний типографии Преображенского богадельного дома нужно назвать «Пролог» 1910 года и 12-томную «Минею служебную», увидевшую свет в 19Ю-1912 годах. В 1911 году здесь были изданы популярные среди старообрядцев «Поморские ответы». Выпускались и азбуки. В 1912-1913 годах было издано содержащее несколько частей сочинение Тимофея Андреева «Щит веры» — памятник полемики между так называемыми поповцами и беспоповцами. Заслуживает упоминания и выпущенный в 1913 году по-своему роскошный лицевой «Апокалипсис толковый», иллюстрированный 70 хромолитографиями. Последние известные нам издания типографии при Преображенском богадельном доме датированы 1918 годом. Некоторые старообрядческие типографии финансировались частными лицами. Издательской деятельностью занимался, например, видный промышленник и банкир Павел Павлович Рябушинский, потомок известного московского рода купцов-старообрядцев. Первоначально он финансировал типографию Рогожского кладбища, а затем завел и собственное полиграфическое предприятие.

Цезарь Бароний. Деяния церковные и гражданские.

М., тип. П.П. Рябушинского, 1914. Титульный лист.

Он переиздал популярные среди старообрядцев богословские труды, среди которых «Кормчая», «Книга о вере», «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония, полемические «Поморские ответы» братьев Денисовых. Среди провинциальных старообрядческих издательско-полиграфических предприятий наибольшую активность проявляла типография крестьянина Луки Арефьевича Гребнева. Об этом незаурядном человеке мы хотим рассказать подробнее. Где и когда Гребнев изучил типографское ремесло, точно не известно. Предполагают, что это произошло в Москве, где Гребнев жил в 80-х годах XIX столетия. В подмосковном селе Черкизово работала подпольная печатня Дмитрия Дмитриевича Крупина, с которым Гребнев сблизился. Одно время Гребнев работал мастером в печатной мастерской купца-старообрядца Григория Клементьевича Горбунова. Утверждают, что Гребнев «был прекрасным гравером» и что «изготовленный им для типографии Горбунова церковнославянский шрифт отличался каллиграфической четкостью, изяществом и удобочитаемостью». Вернувшись на родину, Гребнев первоначально, видимо, выпускал книги подпольно, ставя на изданиях ложные выходные сведения. Среди его первых книг называют «Псалтирь», напечатанную около 1897 года в селе Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии. Но на титульном листе книги в качестве места издания обозначен украинский город Почаев. Называют также «Часовник» и некоторые другие богослужебные книги, напечатанные Гребневым в конце XIX века. Затем типография была обустроена в селе Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. Официально зарегистрированную типографию Гребнев открыл около 1907 года, сначала сотрудничал с братьями Василием и Евтихием Титовичами Семеновыми. А затем начал работать самостоятельно. Деятельность Гребнева в новое время изучали уральские археографы И.В. Починская, В.К. Семибратов, белорусский книговед Ю.А. Яцынович. Изданные в Старой Тушке книги хорошо представлены в Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета в Екатеринбурге. Среди них выпущенные в начале XX века еще подпольно недатированные богослужебные книги «Канон кресту», «Осмогласник», «Последование церковного пения», «Псалтирь» и др. Печатает в это время Л.А. Гребнев и поздравительные листы, и открытки к Пасхе и другим церковным праздникам. После 1907 года репертуар типографии становится более разнообразным. Выходит в свет, например, листовка с рассказом о лечении больных и уходом за ними — «Целебник». Издается нравоучительное сочинение «Устав о христианском житии». В 1910 году Гребнев печатает собственное сочинение «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран».

Лука Арефьевич Гребнев. С фотографии.

В 1910 году была издана серия сравнительно небольших брошюр с различными канонами. По-прежнему издаются богослужебные книги. Несколькими изданиями Гребнев выпустил «Псалтирь», которую обычно использовали для обучения грамоте. В 1911 году он издает 20-листную «Азбуку». Любопытно вышедшее в свет в 1914 году сочинение «О картежной игре и о картежниках вообще, которые причислены церковными учителями (древними и новыми) и царскими законами к татям, т. е. ворам». Расширяя репертуар и начиная выпуск в свет произведений морально-нравоучительной литературы, Гребнев решается на издание весьма объемных сочинений, на распространение которых в крестьянской среде рассчитывать не приходилось. Так, в 1915 году был напечатан почти 600-листный труд Г.К. Фролова «Путь, ведуший христианина к прощению грехов».

Л.А. Гребнев с семьей. 1904.

Продолжается, впрочем, и издание малообъемных брошюр, к числу которых относится, например, появившаяся в 1916 году книжка «О масле, возжигаемом пред иконостасом». В течение всей своей жизни Лука Арефьевич собирал древние рукописи и старопечатные книги. В его библиотеке было много редчайших книг. Вятский библиофил Евгений Дмитриевич Петряев свидетельствует, что «в 1926 году Гребнев совершенно добровольно передал свою богатую библиотеку в Ново-Тушкинский музей». Петряев познакомился с описью библиотки и рассказывал, что в ней было более 200 книг XVI века.

Пробный лист типографии в Дергачах с собственноручной записью

Л.А. Гребнева, сделанной 25 декабря 1899 года.

Среди особенно ценных изданий — книги, напечатанные Иваном Федоровым, в том числе «Псалтирь с Часословцем» 1570 года и Острожская Библия 1581 года. Острожская Библия — издание нередкое: оно известно ныне более чем в 300 экземплярах. А вот напечатанная в Заблудове «Псалтирь с Часословцем» дошла до нас всего в четырех экземплярах, которые находятся в Лондоне, Львове, Санкт-Петербурге и Саратове. Сотрудничество с новой властью не спасло Гребнева от репрессий, и он, судя по всему, погиб в лагерях ГУЛАГа. Судьба его книжного собрания была печальной. По свидетельству того же Петряева, «музей закрыли, имущество и книги развезли и растащили». Пропали и издания Ивана Федорова. Издательской деятельностью занимались и купцы-старообрядцы Алексей Петрович и Андрей Петрович Овчинниковы. На первых порах и они делали это нелегально, указывая на титульных листах изданий Почаев. Уральские археографы относят начало книгоиздания Овчинниковых к 60-м годам XIX столетия. В городе Уральске (ныне Республика Казахстан) старообрядческая типография была основана около 1906 года А. Симаковым. Она переиздала «Псалтирь», «Часовник», «Канонник», выпустила в свет в 1907-1908 годах серию малообъемных брошюр, содержавших различные каноны. В короткой статье нельзя рассказать о всех старообрядческих типографиях, работавших в России в течение первых двух десятилетий XX века. Их было достаточно много. Все же назовем некоторые из них: типографии А. Михайлова, Братства честного и животворящего креста белокриницкой церкви, П.М. Орлова-Житкова, Я. Иванова в Москве, Товарищества И.М. Машистова и В.Г. Усова в Нижнем Новгороде, Е.П. Пискунова в Перми, согласия поморцев-брачников в Саратове, В.А. Богданова в Ярославле, печатня в селе Яковлевское Костромской губернии.

Иллюстрация из "Устава церковного". Саратов, 1912.

После Октябрьской революции издание религиозной вообще и богослужебной литературы в частности было фактически запрещено. Старообрядческое книгоиздание было возобновлено лишь в последние десятилетия. Сейчас работают несколько старообрядческих издательств. Одним из наиболее активных из них является Издательский отдел Митрополии Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви. В заключение несколько слов о старообрядческих книжных собраниях. Одна из старейших библиотек была собрана в Выговской общежительной пустыни, основанной в конце XVII века на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии. Часть этого собрания ныне находится в Библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Древние рукописи и старопечатные книги издавна собирали при Рогожском кладбище. После Октября собрание было национализировано и попало в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина. На Рогожском кладбище стали формировать новое собрание, которое к настоящему времени достигло внушительных размеров. Каталог собрания составлен Валерием Владимировичем Волковым, но этот труд до сих пор не издан; напечатали на ротапринте лишь несколько экземпляров. В каталоге описано 1114 экземпляров изданий 1569-1956 годов, а также 140 гектографированных изданий конца XVI — начала XX века. Скажем к слову, что старообрядцы нередко размножали свои издания на гектографе. Воспроизведенные этим малотиражным полиграфическим способом книги и брошюры до сих пор не изучены. Были среди старообрядцев и библиофилы: прежде всего нужно назвать Михаила Ивановича Чуванова, который в своем доме в подмосковном поселке Ухтомское хранил первоклассные книжные редкости. Часть этого собрания попала в Ленинскую библиотеку и была описана Ириной Васильевной Поздеевой. Собрания многих книжников, среди которых Д.Н. Першин и И.В. Дорофеев, легли в основу библиотеки Гребенщиковской старообрядческой общины в Риге. Резюмируя, еще раз подчеркнем, что вклад поборников «старой» веры в становление и развитие отечественной книжной культуры значителен и нуждается в планомерном и внимательном изучении.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?