Лабынцев Ю.А. Памятники древнерусской письменности в изданиях старообрядческих типографий XVIII—XX вв. М., "Книга", 1979.
В истории русской дореволюционной культуры существует весьма значительная, но пока малоизученная часть, связанная с возникновением и развитием движения, именуемого старообрядчеством. На протяжении веков старообрядчество Сознательно продолжало и развивало древнерусскую культурную традицию, создало на ее основе, по сути, свою собственную, давшую нам много замечательных произведений литературы и искусства, сумевшую сберечь в себе огромное число духовных ценностей Древней Руси. Историками культуры, литературы и искусства изучались до сих пор, в основном, лишь отдельные моменты и факты истории культуры русского старообрядчества. Особенно много было сделано такими исследователями, как А. С. Пругавин, В. Г. Дружинин, В. И. Малышев. Их усилиями собран значительный материал, освоение которого в полной мере еще впереди. В наши дни центрами изучения культуры старообрядчества являются сектор древнерусской литературы Института русской литературы в Ленинграде, возглавляемый академиком Д. С. Лихачевым и ряд учреждений Новосибирска, где проводятся исследования под руководством профессора Н. Н. Покровского. Этими центрами, а также другими организациями СССР устраиваются ежегодные археографические экспедиции, результатом которых является приобретение нашими книгохранилищами многих тысяч интереснейших памятников отечественной письменности. Таким образом, потенциал изучения культуры старообрядчества, в основном литературы, год от года растет.
Переплёты Выговской работы. Конец 1810-х - 1820-е годы.
В настоящем сообщении мы остановимся на некоторых моментах истории старообрядческого книгопечатания, размах и значение которого для многомиллионной массы русского народа еще предстоит определить. К сожалению, общих специальных работ по этому вопросу нет. Исключение составляет лишь сохранивший некоторое свое значение очерк П. Мельникова-Печерского, посвященный деятельности отдельных типографий. Заметки и упоминания о книгопечатании старообрядцев в XVIII—XIX вв., которые мы находим в тех или иных отечественных дореволюционных трудах по истории старообрядчества, например, у А. Пругавина, основанные зачастую на непроверенных данных, большой ценности для историографии старообрядческого книгопечатания, как правило, не имеют. Некоторый интерес представляют сообщения Д. Б-ова, М. Тищенко и некоторых других, сделанных на основе архивных документов. Но и они посвящены лишь отдельным моментам типографской деятельности в Клинцах. Работ, затрагивающих историю старообрядческого книгопечатания в тех государствах, где жили преследуемые в царской России старообрядцы, мы долгое время не знали. Лишь совсем недавно в Польше были изданы интересные заметки и статья преподавателя Лодзинского университета доктора Э. Иванца о старообрядческой типографии XIX в. в Пишу (Иоганнисбург), его же статья о двух других старообрядческих типографиях (Клинцы, Варшава; здесь даны также сведения о типографии в Пишу) и книга по истории старообрядчества в Польше, в которой определенное место уделено и издательской деятельности старообрядцев в Пишу. Библиографический учет старообрядческих изданий практически отсутствует. Библиографы прошлого лишь в какой-то степени - подошли к этому вопросу, описав, часто с ошибками, (некоторые старообрядческие издания, в основном, XVIII в. Наиболее полно сделано описание у А. С. Родосского, который определил и начальную дату старообрядческого книгопечатания. Говоря об историографии старообрядческого книгопечатания, мы обязательно должны назвать имя А. С. Зерновой, наиболее вдумчивого и авторитетного его исследователя нашего времени, строившего .свои выводы на результатах изучения самих изданий, исследователя, проведшего огромную -подготовительную работу по собиранию старообрядческой печатной литературы. От людей, близко знавших А. С. Зернову, известно, что в последние годы жизни она собирала материал о старообрядческом книгопечатании в XIX в.
Переплёт Выговской работы. 30-е годы XIX века.
Поступила в ГИМ в 1917 г. в составе собрания А.И. Хлудова.
Однако эта работа закончена не была. Вместе с тем, появившаяся еще в XIX в. необходимость собирания и изучения старообрядческих изданий неоднократно возникала и в самое последнее время. Приоритет здесь принадлежит ленинградским - ученым (см., например, высказывания А. X. Горфункеля), археографические экспедиции которых стали собирать и поздние старообрядческие издания XX в. Но проблема ценности старообрядческих изданий для истории русской (Культуры и литературы в должной мере поставлена еще не была.
Старообрядцы в окрестностях Верхне-Тагильского завода.
Более того, сотрудники (многих библиотек, музеев, архивов и по сей день смотрят на печатную старообрядческую книжность в лучшем случае как на малооригинальные перепечатки богослужебных текстов (порой они сделаны с неизвестных нам изданий), лишенных какого-либо интереса для исследователей. На примере издания .старообрядцами (многих памятников древнерусской литературы, в том числе произведений ранней (старообрядческой литературы, к которым мы относим и (сочинения братьев Денисовых, постараемся показать несостоятельность таких взглядов. Подобные издания стали предприниматься старообрядцами со второй половины XVIII в., когда старообрядческое книгопечатание значительно окрепло. Начав с перепечатки в типографии М. Вощанки в Могилеве (1701 г.) «Часовника» с его московских изданий XVII в., старообрядцам постепенно удается наладить книгопечатание в уже существующих за границей и в России типографиях: в Чернигове, Супрасле, Варшаве и других местах.
Первый лист "Повести об Аввакуме, Лазаре и Епифании"
Федора Иванова из супрасльского сборника (ок. 1789 г.)
Наконец, появляются и собственно старообрядческие типографии, наиболее известные в Клинцах. В XVIII в. печатается огромное число изданий для старообрядцев (так, например, только в Супрасле было предпринято около 70 изданий различных книг), при этом тиражи каждого издания, особенно со второй половины XVIII в., были по тем временам огромными (так, в Супрасле разовый тираж отдельных книг достигал «нескольких тысяч экземпляров». Среди этих изданий значительное место занимают печатные воспроизведения памятников древнерусской литературы. Особенно повезло в издании последних типографии Супрасльского монастыря, в которой, начиная с 1972 г., Михаилом Григорьевичем Соловьевым был налажен выпуск старообрядческой литературы. В Супрасле впервые был издан (около 1789 г.) знаменитый среди старообрядцев (сборник, в который вошли как собственно старообрядческие исторические, полемические, нравоучительные, агиографические сочинения, так и произведения древнерусской литературы: «История о отцех и страдальцех соловецких» С. Денисова, «Соловецкая челобитная», «Послание к брату смиренного инока...», «Повесть о белом клобуке», «Повесть о протопопе Аввакуме, священике Лазаре и преподобном Епифании», написанная диаконом Федором, «Мучение некоих старец и исповедник Петра и Евдокима», «Прение священнодиакона Федора с метрополитом Афанасием... о сложении перстов». Сборник этот многократно переиздавался старообрядческими типографиями в XIX и начале XX в. Из других изданий Супрасля интересно отметить «Сборник» 1791 г., в состав которого входит слово об антихристе Максима Грека, «Патерик» 1791 г. и др. Век XIX дает нам новые примеры издания старообрядцами древнерусских литературных текстов.
Первый лист "Повести о Петре и Февронии" из сборника XIX в.
В этот период старообрядческое книгопечатание вынуждено уйти в глубокое подполье. Газеты тех лет пестрят сообщениями и конфискации полицией подпольных типографий старообрядцев, аресте самих издателей, а также конфискации изданных нелегально старообрядческих книг. В то же время продолжает развиваться старообрядческое книгопечатание за границей. Во второй половине XIX в. в Мануиловском Никольском монастыре выходят знаменитые «Поморские ответы» — плод труда группы выговских ученых-книжников во главе с Андреем Денисовым. Значительным источником снабжения старообрядцев богослужебными книгами становится Московская единоверческая типография, легально перепечатывавшая «дониконовские» книги. И все же, история старообрядческого книгопечатания той поры — это, преимущественно, история тайных старообрядческих типографий в самой России, владельцами многих из которых были простые крестьяне и история старообрядческих типографий за границей, которые даже пробовали использовать в своей работе русские революционеры. Наибольший интерес для нас и представляет деятельность этих типографий. В XIX в. в них печатаются многие замечательные памятники древнерусской литературы, в том числе «Повесть о Петре и Февронии», принадлежащая, как следует из сведений помещенных в колофоне, перу патриарха Гермогена, бывшего в момент написания «Повести» митрополитом Казанским и Астраханским (март 1595). В начале XX в. старообрядцам были дарованы многие религиозные свободы, «начиная с 1905 года старообрядцы довольно энергично пользовались печатным станком для своих писаний; издательства были и в столице, и на окраинах, и в мелких провинциальных городах. Написано и издано сотни брошюр, десятки периодических изданий, тысячи листков и пр.». Разобраться в этом многообразии, конечно, нелегко. Вместе с тем, уже сейчас можно сказать, что наряду с изданиями произведений, отражающих внутристарообрядческую полемику, полемику с православными миссионерами, значительную часть старообрядческой печатной литературы составляли переиздания богослужебных книг дониконовской редакции, памятников древнерусской литературы, в том числе и литературных памятников первых десятилетий старообрядчества.
Первый лист "Жития протопопа Аввакума". М., 1912.
Печатаются тексты уже издававшиеся ранее: «История о отцех и страдальцех соловецких», «Повесть о протопопе Аввакуме...», «Повесть о Петре и Февронии» и другие «многие драгоценные древние памятники», которые «совсем не были изданы». Крупные старообрядческие типографии издательства начинают печатать древнерусские литературные тексты с прямым указанием на то, с какого списка делается издание и где и под каким номером хранится этот список. Назовем лишь некоторые из этих изданий: «Прение живота со смертью» (М., 1910 и 1911)—печатается «с рукописи, хранящейся в Московском историческом музее», «Сказание о прении с Лаврентием Зизанием» (М., 1912)—с подлинника рукописи, находящейся у В. Я. Минаева; различные жития, перепечатанные из «Великих Четьих Миней Макарьевских» и др. Многие из этих .изданий снабжены цветными - воспроизведениями миниатюр, к некоторым приложены иллюстрации, с картин (известных русских художников, писавших на темы из истории старообрядчества, например, картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» и т. д. В это же время печатает некоторые памятники древнерусской литературы и Московская единоверческая типография. Среди этих изданий лучшим является «Житие Анны Кашинской» (1909 г.) с приложением факсимильно воспроизведенного первого листа рукописи XVII века. В связи с созданием старообрядческой периодики (появилась еще в XIX в.), легализацией инициативных групп старообрядцев различных толков, позднее создавших старообрядческий институт и даже академию, значительно увеличивается распространение среди рядовых старообрядцев (общее число их к концу XIX в. составляло несколько миллионов человек) текстов древнерусских литературных произведений, среди которых мы должны в первую очередь назвать изданный в 1912 г. в Москве кириллицей замечательный памятник русской литературы «Житие протопопа Аввакума» (в 1911 г. по инициативе старообрядцев «Житие» - было напечатано гражданским шрифтам) и произведений о его ближайших сподвижниках — «Повесть о боярыне Морозовой» (М., 1914; нам известны также гектографированные издания этой повести в XIX в. и более ранние печатные ее издания) и др. Как мы видим, изучение многих памятников древнерусской литературы и, уж, конечно, самих литературных памятников раннего старообрядчества не будет полным без учета их старообрядческих изданий, которые широко расходились в старообрядческой среде XVIII—XX вв.
Заставка-рамка печатного издания
Октоиха Л.Ф. Калашникова.
Старообрядцы знали, любили и усердно читали произведения древнерусской литературы, которые ими не только активно переписывались, но и перепечатывались на протяжении веков. Заканчивая этот небольшой обзор, хотелось бы обратиться ко всем библиотекам, архивам, музеям с предложением собирать старообрядческую печатную книжность, в том числе и позднюю, таящую для нас еще очень много совершенно нового и неизвестного. Памятники этой книжности исчезают на наших глазах и уже сейчас ни одна библиотека страны не сможет составить сколь-нибудь полное собрание старообрядческой - печатной литературы, в изучении которой -сделаны лишь самые первые шаги.
Классика старообрядческого книгопечатания:
Службы, житие и чудеса иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Сия богодухновенная книга, иже во святых отца нашего николы архиепископа мирликийскаго чюдотворца, слоу жбы, и житие, и чюдеса его. От прежде печатанныя книги, в царствующем граде москве, в лето от создания мира, 7149, ныне же новогородского северскаго наместничества, округа суражьскаго, в клинцовском посаде. онаго посада купца дмитрия рукавишникова в собственной его содержания типографии, перепечатана вторым тиснением с оуказнаго дозволения, в лето 7295 месяца октября, 12 дня. Напечатано в Клинцах. В типографии купца Дмитрия Руковишникова. 12 октября 1786. 249 л.л. Количество строк: 15. Шрифт: 90 мм.