Дадыкин А.В. Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV- ХХ вв. Ростов Великий, 2006.
Практически все кириллические рукописные и печатные книги XV-первой половины XIX вв. написаны или напечатаны на тряпичной бумаге, изготовленной по западноевропейской технологии. Проблему датировки такой бумаги приходится решать почти каждому специалисту, работающему с кириллическим книжным памятником указанного времени. Задачи настоящего очерка - познакомить начинающих исследователей с основными понятиями, принципами и методиками датировки тряпичной и более поздней (в России - примерно с середины XIX в.) древесной бумаги, объяснить принципы использования существующих справочников по филиграням на бумаге русских кириллических книг XV-XX вв. В очерке, составленном на основании трудов ведущих отечественных ученых-филиграноведов, подробно рассматриваются важнейшие стадии работы по нахождению, определению и датировке водяного знака (знаков) на бумаге кириллической книги; перечисляются (и приводятся схематические рисунки-прориси) наиболее часто встречающиеся в кириллических книгах XV-XX вв. типы филиграней; даются советы по датировке бумаги, не имеющей филиграней.
Содержание
Этапы производства бумаги……………………………………….............. 6
Основные понятия и термины……………………………………............ 7
Место расположения филиграни…………………………………......... 9
Этапы работы по датировке бумаги
с водяными знаками………………………………………………................... 12
Бумага в русских кириллических книгах
второй половины XIV-XV вв. ……………………………………............. 20
Бумага в русских кириллических книгах XVI в. ……………….. 24
Бумага в русских кириллических книгах XVII в. ……………… 25
Бумага в русских кириллических книгах XVIII -
первой половины XIX вв. ………………………………………................. 32
Бумага в русских кириллических книгах второй
половины XIX-начала XX вв. ……………………………………............. 36
Датировка бумаги, не имеющей филиграни…………………….... 37
Методика предварительной датировки книги
по филиграням бумаги…………………………………………….................. 37
Основные справочники и альбомы филиграней……………….. 39
Этапы производства бумаги
С 1260-х гг. (начало производства в Италии) и до XIX в. включительно бумага в Европе, в т.ч. и в России, изготавливалась вручную из тряпок, в первую очередь, льняных. Бумага выпускалась на бумажных мельницах. Место, где производилась бумага, называли мельницей потому, что, во-первых, одной из основных стадий производства бумаги был размол бумажной массы, для чего использовались толчеи, песты и валы, напоминающие жернова для помола зерна; а во-вторых, потому, что бумажные мельницы так же, как и мельницы «хлебные», использовали для работы энергию текущей воды. Основные стадии производства тряпичной бумаги выглядят следующим образом. Разбор тряпья, поступившего на бумажную мельницу как сырье для выпуска бумаги, резка предметов одежды на части, отделение пуговиц и прочих элементов, не подходящих для дела.
Кипячение с известью порезанного на части тряпья для удаления красок, жира и грязи; превращение тряпок в бумажную массу в результате длительного брожения. Отделение примесей, которые могли ухудшить качество будущей бумаги. Размол перебродившего и очищенного тряпья. Для этого использовались деревянные или железные толчеи, в которых двигались песты, соединенные с валом. Вал приводился в движение водяным колесом. Песты толкли, рвали и перемешивали тряпье, превращавшееся в однородную бумажную массу. Отливка листа бумаги. Бумажная масса разводилась водой до кашеобразного состояния и помещалась в чан - круглую или удлиненную деревянную ванну высотой ок. 1 м. Иногда чан был оснащен печью для подогрева бумажной массы. Мастер с помощью черпальной формы - прямоугольной деревянной рамки с дном из проволочной сетки - зачерпывал из чана бумажную массу. Он потряхивал наполненной черпальной формой, добиваясь, чтобы волокна бумажной массы переплелись друг с другом по всей площади будущего листа. Затем, удалив излишки воды, мастер отдавал форму подмастерью, который относил ее к прессу, а сам брал освободившуюся пустую черпальную форму. Таким образом, для отливки бумаги попеременно использовались две черпальные формы. Бумажный лист укладывался на кусок сукна, вытканный из туго крученной пряжи; сверху помещался еще один кусок сукна, новый бумажный лист, вновь кусок сукна и т.д. Получившийся «слоеный пирог» шел под пресс. Затем, куски сукна, забравшие излишек влаги, вынимались, и пачка листов бумаги вновь прессовалась под меньшим давлением с целью выровнять поверхность листа.
Сушка бумажных листов. Листы сушили аналогично выстиранному белью, развешивая по четыре-пять слипшихся листов на вощеных веревках из конского волоса в хорошо проветриваемом помещении без доступа лучей солнца.
Проклеивание листов. Каждый лист окунался в чан с клеем, как правило, изготовленном из костей животных. Клей дополнительно укреплял бумагу, делал ее более прочной на разрыв. Проклеенный лист хорошо «держал» чернила, т.е. буквы при письме не расплывались. По листу можно было писать с двух сторон. Вынутые из клея листы сушились и снова шли под пресс.
Лощение, или отбивка, листов (пачку из определенного количества листов отбивали тяжелым молотом, чтобы волокна ткани, составляющей бумажный лист, теснее переплелись друг с другом).
Сортировка готовых листов бумаги, упаковка.
Упакованную бумагу вновь помещали под пресс.
Основные понятия и термины
Когда бумажный лист формовался на черпальной форме, бумажная масса ложилась на сетку из проволочек, составлявшую дно формы и пропускавшую излишки воды. При этом толщина слоя бумаги над проволочками и в ячейках между ними была неодинаковой. В готовом листе европейской бумаги XIII - первой трети XIX в. следы от проволочного дна черпальной формы видны на просвет как сетка из более светлых (по сравнению с фоном бумаги) линий. Сетка черпальной формы состояла из расположенных параллельно частых тонких проволочек, крепившихся к проходящим перпендикулярно более редким и толстым проволочкам. Тонкие проволочки составляли собственно основу сетки, толстые - ее каркас. Более частые и тонкие линии, видные на просвет на бумажном листе, - следы от тонких проволочек - называют вержерами. Более редкие и толстые линии, известные как понтюзо, располагаются перпендикулярно к вержерам и соответствуют более толстым проволочкам. В сетку на дне формы с самого начала производства бумаги в Европе вплетали сделанное из проволоки изображение (изображения) или литеры, являвшиеся символом бумажной мельницы, ее владельца или мастера, непосредственно изготовившего данный лист бумаги. На бумажном листе это изображение видно на просвет как рисунок из более светлых линий. Такое изображение (сюжетный рисунок, символ, герб или литеры) называют филигранью, или водяным знаком. Филигрань в некоторых случаях могла указывать на формат бумажного листа, сорт бумаги, имя производителя, место и даже год изготовления. С развитием производства возникла необходимость обозначить различные партии бумаги, произведенные на мельнице (мельницах) одного владельца и потому клейменные схожими водяными знаками. Так появилась контрамарка - меньший (по сравнению с основной филигранью) знак или набор литер. Если филигрань располагалась ближе к одному краю листа, то контрамарку помещали напротив - рядом с противоположным краем листа. Филигрань, контрамарка, вержеры и понтюзо располагаются на одном листе бумажной формы (т.е. листе, получающемся в результате отливки бумаги в данной черпальной форме). Одному листу бумажной формы в зависимости от формата книги могут соответствовать множество листов книги. Форма для изготовления бумаги служила в среднем около двух лет, затем заменялась новой или поновлялась, что приводило к появлению нового вида филиграни. Подсчитано, что к XV-XVI вв. относится примерно 150 тысяч различных водяных знаков, еще примерно столько же филиграней дал XVII в., а в XVIII в. это количество значительно увеличивается. Учеными составляются альбомы филиграней - справочники, сводящие воедино множество водяных знаков, найденных в точно датированных документах, рукописных и печатных книгах. Эти справочники служат основными пособиями для датировки бумаги. Сопоставив водяной знак листа, нуждающегося в датировке, с максимально близким изображением аналогичного знака в альбоме, можно с определенными оговорками датировать данный лист.
Место расположения филиграни
Место расположения филиграни на листе зависит от формата книги. Самым большим считается формат в «большой лист», т.е. приблизительно 40x30 см (в описаниях книг его принято обозначать как б. 1°, в русских документах XVII в. такой формат называли «большой дестью»). Для таких больших книг использовалась либо бумага, изготовленная на специальной большой черпальной форме (этот сорт назывался александрийской бумагой), либо бумага, полученная в результате отливки из обычной бумажной формы. В первом случае филигрань на листе располагалась так же, как для книг форматом «в лист» (см. ниже).
Во втором случае каждый лист книги представлял собой полный лист бумажной формы, скрепленный с соседними у корешка по боковой широкой стороне. У такого листа видны одновременно и филигрань, и контрамарка (если она есть), а понтюзо располагаются перпендикулярно корешку. Впрочем, формат «в большой лист» встречается достаточно редко - в таких книгах, как, например, напрестольное Евангелие. Один из самых распространенных форматов книг - «в лист», т.е. приблизительно 30x20 см (1°, для описания кириллических изданий применяется также обозначение 2°; в русских документах XVII в. назывался «дестью»). Для книг такого формата лист бумажной формы сгибался пополам (т.е. одному листу бумажной формы соответствует два листа книги). Поэтому филигрань оказывается в середине одного листа книги, а контрамарка - в середине парного ему листа. Понтюзо следуют параллельно корешку.
Парные листы книги сшивались в тетради, поэтому тетрадь, как правило, состоит из четного количества листов (обычно 8, реже 6, совсем редко - 2, 4, 10 или 12). Если в тетради 8 листов, это означает, что она состоит из четырех парных листов (в такой тетради парными листами будут 1-й и 8-й, 2-й и 7-й, 3-й и 6-й, 4-й и 5-й). Когда в тетради оказывается нечетное количество листов, это свидетельствует об определенных утратах или дополнениях по сравнению с первоначальным составом тетради (эти утраты или дополнения могут обуславливаться как работой писца, так и историей дальнейшего бытования рукописи).
Не менее часто встречается формат «в четвертую долю листа», т.е. приблизительно 20x15 см (4°, в русских документах XVII в. назывался «полудестью»). В этом случае лист бумажной формы разрезался пополам и затем сгибался вдвое (т.е. одному листу бумажной формы соответствуют четыре листа книги). Филигрань оказывается разделенной пополам сгибом у корешка книги, у следующей пары листов (при последовательной фальцовке книги) аналогичным образом пополам разделена контрамарка. Более того, половинки контрамарки в книгах этого формата попадают в сгиб у корешка книги и часто бывают не видны. Понтюзо следуют перпендикулярно корешку.
Достаточно распространен и формат «в восьмую долю листа», т.е. приблизительно 15x10 см (8°, в русских документах XVII в. говорили о книгах «в четвертку»). Лист бумажной формы разрезался пополам и сгибался вдвое, а затем еще раз вдвое (т.е. одному листу бумажной формы соответствуют восемь листов книги). Филигрань в книгах этого формата разрезана на четыре части, каждая из которых располагается в верхнем или нижнем углу одного из четырех листов книги у корешка, аналогичным образом разрезанной оказывается и контрамарка. Понтюзо следуют параллельно корешку.
В книгах еще меньших форматов - «в шестнадцатую долю листа» (16°, «в осьмушку») и «в тридцать вторую долю листа» (32°), «в шестьдесят четвертую долю листа» (64°) - один лист бумажной формы разделен соответственно на 16, 32 и 64 листа книги. При этом филигрань оказывается разрезанной на мелкие фрагменты, которые, как правило, трудно поддаются идентификации. Эти фрагменты находятся чаще всего в том или ином верхнем (реже - нижнем) углу очередного листа книги. Понтюзо располагаются перпендикулярно корешку (для форматов «в шестнадцатую» и «шестьдесят четвертую долю листа») и параллельно корешку (для формата «в тридцать вторую долю листа»). В русских рукописях изредка встречаются также форматы «в шестую» и «в двенадцатую долю листа». В формате 6° (лист бумажной формы поделен на шесть частей) понтюзо перпендикулярны корешку, филигрань и контрамарка могут оказаться в центре одного из шести листов (причем филигрань, в отличие от формата 2°, расположена также перпендикулярно корешку), а в формате 12° (лист бумажной формы поделен на 12 частей) - понтюзо параллельны корешку, фрагмент филиграни и контрамарки (на двух и двух листах из 12) «уходит» в корешок. В западнорусской печатной книге встречаются также форматы в 18° и 24° долю листа. Наилучшая возможность определить филигрань в книгах малых форматов (начиная с 12°) представляется при разборе тетрадей и блока книги в ходе реставрации.
Этапы работы по датировке бумаги с водяными знаками
Прежде всего, необходимо отметить, что датировка бумаги и датировка документа или книги - совсем не одно и то же и не обязательно совпадают. Документ или книга датируются по совокупности палеографических примет (бумага, почерк, украшения, переплет, собственно состав и содержание текста книги, различные видны записей на ней и др.). Впрочем, как правило, именно бумага дает документу или книге наиболее точную и хронологически узкую датировку: ведь рукопись не может быть создана ранее даты производства бумаги, на которой эта книга написана. Работа по установлению даты производства бумаги требует от исследователя постоянного и неослабного внимания на каждом из следующих этапов.
1. Нахождение, первичное распознавание (установление типа) водяного знака на листах книги. Перед исследователем встает задача представить во всех деталях, как выглядел знак на листе бумажной формы (причем лист бумажной формы, как уже было сказано, может быть разделен на несколько листов реальной книги). Для этого нужно обратиться к выявлению тетрадей в составе книжного блока и парных (связанных друг с другом) листов в составе тетрадей, ведь парные листы в тетради, без сомнения, принадлежат к одному листу бумажной формы. В книгах формата «в лист» на парных листах надо искать филигрань (в центре одного листа) и контрамарку (в центре другого листа); в книгах формата «в четвертую долю листа» на каждом из парных листов окажутся половинки филиграни и нужно будет искать соответствующий этим парным листам парные листы с контрамаркой и т.д. Найти парные листы в тетради не всегда просто: например, для книг в 4° со «стандартными» тетрадями, состоящими из восьми листов, половинка филиграни может оказаться на ближайших 15 листах к интересующему вас листу, т.е. парой листу 134 может оказаться любой лист со 127 по 141. Ситуация дополнительно осложняется в связи с тем, что в кириллических рукописях чаще нумеровались тетради, чем листы. Номер тетради (сигнатура), как правило, помещался в центре нижнего поля первого листа тетради. Для облегчения поиска парного листа в рукописи с полными восьмилистными тетрадями, имеющими последовательно нумерованные листы, Л.П. Жуковской составлены следующие таблицы:
Таб. 1
1-8 2-7 3-6 4-5
Таб. 2
2-9 3-8 4-7 5-6
Таб. 3
3-0 4-9 5-8 6-7
Таб. 4
4-1 5-0 6-9 7-8
Таб. 5
5-2 6-1 7-0 8-9
Таб. 6
6-3 7-2 8-1 9-0
Таб. 7
7-4 8-3 9-2 0-1
Таб. 8
8-5 9-4 0-3 1-2
Таб. 9
9-6 0-5 1-4 2-3
Таб. 0
0-7 1-6 2-5 3-4
Номер таблицы соответствует цифре, на которую заканчивается номер первого листа тетради. Например, таб. 5 подходит для любой восьмилистной тетради, начинающейся с листа 5,15,25,35,…,105,115,125 ... 205 и т.д., т.е. любой восьмилистной тетради, номер первого листа которой кончается цифрой «5». Цифры от 1 до 0 в самих таблицах обозначают цифру единиц в порядковом номере листа книги. Например, согласно таб. 5 в тетради с порядковыми номерами листов 5-12 парными будут 5-й и 12-й листы, 6-й и 11-й, 7-й и 10-й, 8-й и 9-й. В тетради с листами 55-62 парными листами будут следующие (через косую черту): 55/62, 56/61, 57/60, 58/59. Приведенные таблицы подходят для книг любых форматов с восьмилистными тетрадями, особенно в тех (достаточно частых) случаях, когда «на глаз» определить парные листы в тетради не удается. Обратите внимание, что необходимо просмотреть все литы книги и выявить все виды знаков, встречающихся на бумаге данного книжного памятника. В результате вы должны получить своеобразный «указатель филиграней» по всем листам данной книги. Нахождение и первичное прочтение филиграни - один из самых трудоемких и сложных этапов, поскольку водяные знаки на бумаге оказываются закрыты текстом (рукописным или печатным) книги; часто распознавание филиграни осложняется плохим состоянием бумаги (разрыхлением, потемнением, загрязнением и т.п.), увидеть знак мешают следы от затеков сырости, пятна от воска, жира, лампадного масла и т.п. Наконец, в книге малых форматов филигрань «уходит в корешок» или оказывается разделенной на мелкие части, и исследователю иногда приходится «узнавать» тип филиграни по сравнительно небольшому ее фрагменту. Между тем, от правильного «узнавания» и первичного прочтения типа знака зависит успех всей дальнейшей работы по датировке бумаги. Особое внимание нужно обращать также на расположение и размеры понтюзо и вержеров. Естественно, что у листов книги, являющихся частью одного и того же листа бумажной формы, размеры понтюзо и вержеров (для понтюзо измеряется расстояние между двумя линиями, для вержеров - количество линий в одном сантиметре или ширина 10 линий и 10 промежутков) должны совпадать. Наибольшую сложность представляют книги малых форматов (начиная с 16°) и книги, в тетрадях которых перемешаны листы близких сортов бумаги (со сходными или близкими филигранями).
2. Получение изображения (калькирование, выполнение прориси, фотографирование и т.д.) выявленного знака. Заложив закладкой (или отметив иным способом) листы книги, принадлежащие к одному листу бумажной формы, нужно выбрать листы, дающие наиболее четкое изображение деталей филиграни и тем или иным способом скопировать эти детали, а также фрагмент сетки вержеров и понтюзо. Следует обязательно скопировать филигрань (или ее фрагмент) вместе с ближайшими к ней линиями понтюзо.
3. Окончательное прочтение знака по полученному изображению. Из изображений, полученных с различных листов книги, собирается одно изображение, передающее вид филиграни, а также контрамарки, ближайших к ним линий понтюзо и небольшого фрагмента сетки вержеров (эта сетка передается в виде рисок на одной из линии понтюзо с возможно точным соблюдением интервала между вержерами). Помните, что в книгах форматов 8° и меньших некоторые фрагменты филиграни, как правило, оказываются утраченными, поэтому собрать полное изображение знака практически невозможно.
4. Составление словесного описания полученного водяного знака и контрамарки. На этом этапе исследователь должен классифицировать имеющийся знак по схеме: тип, класс, разряд, группа, подгруппа, вид, разновидность, вариант. При этом под типом понимается совокупность изображений, объединяемых общностью содержания (арбалет, кувшин, якорь и т.д.). Тип состоит из нескольких классов, отличающихся друг от друга композиционным построением знака (щит, щит в картуше, щит на подножии и т.д.; рука в перчатке, рука с манжетом, рука с цветком и т.д.). По общности графического построения изображения (в том числе в зависимости от использования тех или иных литер) каждый класс разделяется на несколько разрядов, разряды - на несколько групп, группы - на несколько подгрупп. Конечным звеном классификации чаще всего является вид, т.е. такое изображение, для характеристики которого уже недостаточно только графических признаков, но желательны и метрические (т.е. точные размеры знака, размеры вержеров и понтюзо). Изображения, представленные в альбомах филиграней, как правило, отражают именно виды филиграней. Количество подразделений в каждом случае индивидуально и зависит от количества видов в рамках данного типа филиграни: например, для филиграни XIV-XV вв. «единорог» достаточно цепочки «тип-класс-разряд-вид», а чрезвычайно популярные и частые водяные знаки XVII в. «кувшинчик», «голова шута» или «герб Амстердама» потребуют использования всех описанных выше градаций. В то же время не следует чрезмерно увлекаться «классифицированием» филиграней. Описанная выше модель имеет прикладное значение. Чем точнее она описывает мелкие детали распространенных водяных знаков, тем легче будет отыскать данное изображение в альбомах филиграней, построенных по аналогичной модели.
5. Поиск изображения в альбомах филиграней, сопоставление определяемого знака с найденными изображениями филиграней. При проведении сопоставления нужно опираться на составленное ранее словесное описание (классификацию), спускаясь вниз от более общих характеристик (тип) к мелким деталям (подгруппа и, при определенной удаче, вид).
6. Установление соотношений определяемого знака с найденными в альбомах филиграней. Этот этап вызывает наибольшее количество терминологических споров среди ученых. При составлении научного описания рукописей рекомендуется использовать градацию степеней сопоставления филиграней, предложенную А.А. Амосовым, как наиболее логичную и полную из существующих на сегодняшний день. Ученый выделял следующие степени сопоставления (от меньшей к большей): аналогия, подобие, сходство, близость, тождество. У аналогичных знаков совпадают лишь общие очертания рисунка и имеются расхождения в размерах и существенных деталях. Такие знаки (в соответствии с предложенной выше классификацией) принадлежат к разным классам одного типа.
У подобных знаков более или менее совпадают размеры и существенные части рисунка, но имеются значительные расхождения в более мелких деталях. Такие знаки принадлежат к разным группам одного класса. У сходных знаков совпадает композиция рисунка и большинство деталей изображения, однако, некоторые детали различаются. Такие филиграни принадлежали к разным формам, использовавшимся на одной мельнице в разные, хотя и близкие, временные интервалы, и являются видами данного типа знака. В связи с тем, что в научный оборот, по самым оптимистическим оценкам, пока введено только не более 25% от числа существующих филиграней, именно с этой степенью сопоставления искомого водяного знака и изображения в альбоме исследователю приходится сталкиваться наиболее часто. Нередки и случаи, когда датировка бумаги производится на основании подобия или даже аналогии двух водяных знаков. Дело в том, что классификация филиграни очень субъективна и зависит от навыков, опыта и кругозора конкретного исследователя. Близкие знаки тождественны в деталях, но имеют небольшие расхождения в линейных размерах и расположении на сетке вержеров и понтюзо. Такие знаки принадлежали к разным формам, использовавшимся на одной бумажной мельнице одновременно, и являются разновидностями данного вида знака. Наконец (редчайший случай!), знаки считаются тождественными при полном совпадении контуров искомого знака и расположения его на сетке понтюзо и вержеров с найденным в альбоме. Тождественные знаки принадлежат к одной черпальной форме. К вариантам одного вида относятся и две филиграни, принадлежащие к одной черпальной форме, но отлитые в разное время (в начале и в конце периода использования данной формы). При этом знак на бумаге, отлитой в форме, срок использования которой подходил к концу, может быть сильно деформирован по сравнению со знаком на бумаге, отлитой в той же форме в начале срока ее использования. Таким образом, оба эти знака не будут тождественными, оставаясь вариантами одного и того же вида. Впрочем, на практике понять, что два таких знака являются вариантами одного вида, очень сложно и чаще такие знаки будут отнесены к разным видам одного типа или, в лучшем случае, к разновидностям одного вида.
Четкое следование этой классификации поможет вам максимально точно передать степень соответствия найденного вами водяного знака имеющемуся в альбоме филиграней рисунку (например, «знак аналогичен, подобен, сходен, близок или тождественен знаку № X по альбоме ZZ»; или, по-другому, «наш знак относится к типу, классу, виду знака № X, является разновидностью или вариантом знака № X по альбому ZZ»). Не забудьте только четко описать принятую вами градацию степеней соответствия в предисловии к каталогу описаний, чтобы исследователи, привыкшие к иным классификациям, адекватно поняли вашу датировку бумаги. Для примера сравним следующую филигрань, найденную на припереплетных листах экземпляра московского издания Триоди цветной (03.1670 г.) и наиболее «похожую» на нее прорись из альбома ТВ. Диановой.
Очевидно, что у этих знаков совпадает композиция рисунка и большинство деталей изображения, однако некоторые детали (форма носа, шарик в центре колпака, окружность воротника) различаются. Поэтому наиболее осторожный в выводах исследователь определит соотношение нашей филиграни и прориси в альбоме как сходство (в описании это будет выглядеть следующим образом: «знак "Голова шута с 7 бубенцами" на л. I - сходен со знаком: Дианова. "Голова шута". № 461. - 1662-1666 гг.» или «знак "Голова шута с 7 бубенцами" на л. I является видом знака: Дианова. "Голова шута ". № 461 - 1662-1666 гг.). Впрочем, вполне обоснованной представляется и иная точка зрения: наш знак является разновидностью (или даже вариантом) указанного знака по альбому Т.В. Диановой. Действительно, у знаков совпадает не только композиция и большинство деталей, но и линейные размеры. При этом, если взглянуть на второй слева бубенчик на воротнике шута, не останется никаких сомнений в том, что наш знак сильно деформирован по сравнению с прорисью. Деформация хорошо объясняет изменение формы носа и окружности воротника шута, и утрату шарика на колпаке. Таким образом, с учетом показателя залежности данная бумага может быть датирована 1660-ми - началом 1670-х гг. (причем, имея в виду деформацию знака, скорее следует говорить о второй половине 1660-х - начале 1670-х гг.). Эта дата не противоречит датировке переплета, полученной из анализа всех прочих датирующих признаков: временем, близким ко времени издания книги (т.е. нач. 1670-х гг.). Стоит также помнить, что по мере совершенствования технологии рисунок водяного знака усложнялся, а сам знак становился меньше. Поэтому, как правило, из ряда знаков одного типа более поздние виды меньше по размеру и имеют более сложный рисунок. Но, естественно, из этого правила известно множество исключений! Ниже приведены краткие сведения о филигранях, наиболее часто встречающихся в русских по происхождению книгах и документах разного времени. Нужно подчеркнуть, что почти каждому из упоминаемых ниже водяных знаков посвящены специальные исследования в отечественной или (чаще) европейской историографии. В пяти-шести строках просто невозможно сконцентрировать всю накопленную учеными информацию о времени существования того или иного знака и местах производства бумаги с этим знаком. Филиграни наиболее популярных у покупателя сортов бумаги повторялись другими производителями, стремящимися не упустить выгоды, а иногда становились просто символом формата или сорта бумаги (например, филигрань «виноград» или «две башни»). Многие водяные знаки существовали три-четыре столетия и за это время использовались бумажными мельницами ряда стран. Типы филиграней на ранней бумаге (XIV-XVI вв.) только перечисляются, для самых распространенных сортов бумаги XVII в. сначала указывается узкий период максимального распространения данного знака в русских книгах, затем - широкие хронологические рамки существования этого знака вообще, не только в русских источниках, а также называются основные страны, где делали бумагу с этой филигранью. Естественно, что почти для каждой филиграни имеются оговорки или исключения. Разрешение каждой конкретной проблемы возможно только при обращении к альбому филиграней и, чаще всего, не одному. Приведенные ниже сведения о филигранях разбиты по векам, внутри каждого века сначала более подробно описываются наиболее часто встречающиеся в данное время типы филиграней, затем перечисляются остальные (но, естественно, не все, а только очень немногие!) типы водяных знаков.
Бумага в русских кириллических книгах второй половины XIV—XV вв.
На Русской земле западноевропейская бумага появляется только в третьей четверти XIV в. и к XV в. отвоевывает пальму первенства у предшествующего писчего материала - пергамена. На протяжении второй половины XIV - первой половины XV вв. для написания книг и документов использовалась в основном итальянская бумага, с середины XV в. она постепенно вытесняется французской. При этом для некоторых сортов итальянской бумаги второй половины XIV в. характерно наличие т.н. «крепящего понтюзо», особой толстой линии, проходящей через центр листа и поддерживающей филигрань. Бумагу этого времени отличают толстые вержеры. Признаком ранней итальянской бумаги XIV в. также может служить необычное расположение контрамарки - в углу другой (относительно основной филиграни) половины листа бумажной формы. Во второй половине XIV в. в русских по происхождению источниках чаще других можно встретить бумагу с филигранями:
Все эти знаки, усложняясь, переходят в XV в., а некоторые (например, «агнец») - и в последующие столетия. Наиболее распространенные в русских документах и книгах XV в. типы филиграней:
Многие из указанных типов филиграней продолжают существовать и в следующем веке, однако (за исключением гербов с лилиями) уже значительно уступают по популярности другим водяным знакам.
Бумага в русских кириллических книгах XVI вв.
Большинство русских рукописей XVI в. написано на бумаге французского производства, для которой характерны следующие типы филиграней:
Во второй половине столетия начинает распространяться польская бумага с различными гербами, немецкая бумага с филигранью «орел»
Большинство указанных выше типов филиграней переходят в XVII в., многие меняют страну-производителя (часто на Германию или Голландию), а некоторые продолжают существовать в XVIII («рука») и даже до конца XIX («рожок») вв.
Бумага в русских кириллических книгах XVII в.
Наиболее распространенным водяным знаком в русских книгах первой половины XVII в. является «кувшин». Эта филигрань известна с начала XIV в. до конца XVII в. Бумагу с «кувшином» (в русских документах XVII в. ее называли бумагой «под оловенником», т.е. оловянным кувшином) в XIV в. производили в Италии, в XV-XVII вв., главным образом, - во Франции. В типе филиграни «кувшин» выделяются следующие классы:
1) собственно кувшин и
2) ваза с цветами.
Классы делятся на разряды в зависимости от количества ручек (одна или две), имеющихся у кувшина или вазы. В разрядах выделяют несколько групп, самыми представительными из которых являются:
1) простой одно- 2) одноручный кув- 3) двуручный кувшин
ручный кувшин шин с симметрии- с симметричным ту-
без крышки ным туловом, на под- ловом, на поддоне,
доне, с крышкой, над с крышкой, над кото-
которой находятся рой находятся раз-
разные украшения ные украшения
4) симметричная двуручная ваза с цветами на поддоне
Над крышкой кувшина или вазы могут находиться следующие украшения: корона, розетка, лилия, полумесяц, бусы, гребешок, круги, пирамида, стрела.
На горле или тулове кувшина или вазы очень часто располагаются две-три литеры, обозначающие начальные буквы имен мастеров-бумажников.
Для второй половины XVI в. - первых двух десятилетий XVII в. наиболее характерен одноручный кувшин под короной с розеткой (слева); для третьего-четвертого десятилетия XVII в. - под короной с полумесяцем (справа). Филигрань типа «кувшин» расположена вертикально между двух понтюзо в середине правого полулиста бумажной формы и, как правило, не имеет контрамарки. На смену «кувшину» в 1640-х гг. приходит филигрань «голова шута», которая преобладает в русских книгах и документах на протяжении второй половины XVII в.12 В русских источниках XVII в. бумагу с этим типом водяного знака называли «под дураком» или «под колпаком», в историографии этот знак носит наименование «foolscap», «1а folie». Филигрань «голова шута» известна с XVI по первую треть XVIII вв. Бумага с этим водяным знаком производилась в XVI в. на бумажных мельницах Германии, в XVII-XVIII вв. - во Франции, Голландии, Германии и Англии. Основное отличие знака XVII в. от филиграни предыдущего столетия - вертикальная линия, идущая от среднего зубца воротника вниз, образующая фигуру в виде цифры «4» и оканчивающаяся тремя кругами пирамидкой вверх.
В типе филиграни «голова шута» выделяются следующие классы: с четырьмя, пятью, шестью, семью и девятью зубцами воротника. Подавляющее большинство представлено водяными знаками с пятью (слева) и семью (справа) зубцами. Класс филиграни с семью зубцами преобладает в последующие десятилетия XVII вв. Внутри указанных двух классов Т.В. Диановой выделен ряд групп, делящихся в свою очередь на подгруппы. Филигрань «голова шута» расположена параллельно понтюзо в середине правого полулиста бумажной формы, часто имеет литерное сопровождение (инициалы бумажного мастера или владельца мельницы), а также контрамарку в середине левого полулиста бумажной формы. В русских источниках, датируемых с 1660-х гг. по конец первой трети XVIII в., чаще других можно найти бумагу с филигранью «Герб Амстердама». Хронологические рамки существования данной филиграни определяются с середины XVII в. по начало XIX в. Знак, безусловно, указывает на Голландию как страну-производителя. Однако во второй половине XVII в. голландцам принадлежали многие бумажные мельницы во Франции, которые также использовали «герб Амстердама» для маркировки своей продукции. Знак был настолько популярен у покупателя, что его ставили бумажные мельницы многих стран, в том числе, например, Пруссии. «Герб Амстердама» - знак, большой и сложный по композиции. Часто бывает очень трудно рассмотреть все мелкие детали этой филиграни. Особое внимание при встрече с «гербом Амстердама» нужно обращать на форму короны, по которой филиграни этого типа делятся на классы. Важным для отнесения того или иного вида филиграни к определенному разряду внутри класса и к определенной группе внутри разряда является наличие или отсутствие постамента - горизонтальной линии под гербом, на которую «опираются» задними лапами львы-щитодержатели, наличие или отсутствие намета - фигурной ленты или листьев по бокам короны, а также форма креста над короной. Например, постамент в данном типе филиграней появляется ближе к концу XVII в. Т.В. Дианова выделяла девять классов филиграни «герб Амстердама», которые иллюстрируются следующими примерами:
Филигрань «герб Амстердама» располагается параллельно понтюзо в центре, как правило, правой половины листа бумажной формы, а контрамарка - в центре левой половины. Контрамарку обычно составляют имена и фамилии или инициалы владельцев бумажных мельниц. Кроме «великой троицы» («кувшин», «голова шута», «герб Амстердама»), в русских книгах XVII в. достаточно часты следующие водяные знаки:
Бумага в русских кириллических книгах XVIII — первой половины XIX вв.
В начале XVIII в. продолжает использоваться импортная бумага с филигранями, «популярными» во второй половине предшествующего столетия. Речь идет о знаках «Голова шута» с пятью и семью зубцами воротника (первая треть XVIII в.), а также - в первую очередь - о «Гербе Амстердама» (значительно распространен в первой четверти XVIII в., использовался до начала XIX в.). Из не встречавшихся в прошлом столетии знаков стоит отметить филиграни:
С начала XVIII в. появляется бумага русского происхождения, к концу первой трети столетия она вытесняет импортную с отечественного рынка. Среди наиболее распространенных (в масштабах всей страны) типов филиграней на отечественной бумаге назову следующие. «Герб Ярославля» - бумага с этим знаком производилась расположенными в Ярославской губернии мануфактурами Затрапезных (классы 1-4; начало 1730-х – середина 1750-х гг.), Саввы Яковлева и его наследников (классы 4-12, 14, 1760-е-1850-е гг.), кн. Николая Гагарина (класс 13, 1822-1839 гг.).
Отличительной особенностью русской бумаги XVIII - первой половины XIX вв. является наличие контрамарки и вообще литерного сопровождения (как русскими, так - реже - латинскими буквами) у, практически, каждой филиграни. Многие мельницы вообще не ставили на бумагу сюжетные водяные знаки, ограничиваясь инициалами, вензелями или фамилией владельца. Например, русскими производителями бумаги из самых разных губерний страны часто использовались литеры «РФ» («русская фабрика»), которые на другой половине листа бумажной формы завершались инициалами владельца.
Важным подспорьем при датировке бумаги XVIII - первой половины XIX вв. оказывается «белая дата», т.е. год отливки бумаги, проставляемый наряду с литерами на дне бумажной формы и, соответственно, попадающий на лист готовой бумаги. «Белая дата» может находиться как на правой, так и на левой половине листа бумажной формы. Очень часто первые две цифры, обозначающие год производства бумаги, проставлялись на левом полулисте бумажной формы, а другие две - на правом. При работе с бумагой XVIII в. обязательно обращайте внимание на эти мелкие и на первый взгляд неважные циферки, часто теряющиеся ближе к нижнему или верхнему полю и у корешка! Русская бумага середины - второй половины XVIII в., не говоря уже о XIX в., как правило, разительно отличается по оттенку и фактуре от более ранней импортной бумаги. Русская бумага более шершавая, ломкая, грубая на ощупь. В последней четверти XVIII в. появляется писчая бумага ярко синего цвета, а на рубеже веков и в начале XIX в. - голубая бумага. Эти сорта бумаги получают значительное распространение и в печатной книге (есть примеры использования этой бумаги для выпуска как некоторых синодальных, так и ряда старообрядческих изданий), и в рукописях (особенно такая бумага бросается в глаза, когда используется для восстановления утраченных листов или реставрации рукописей более раннего времени).
Бумага в русских кириллических книгах второй половины XIX-начала XX вв.
Со второго десятилетия XIX в. в России начинает распространяться машинное производство бумаги, а со второй четверти столетия русские фабриканты постепенно переходят на иное сырье - целлюлозу. На смену бумаге с водяными знаками (литерами), вержерами и понтюзо сначала приходит т.н. «структурированная» бумага, которая на просвет кажется покрытой сетью мелких темных и светлых точек, а затем появляется и бумага знакомого нам типа с необозначенной структурой. Сорта бумаги, значительно отличающиеся друг от друга на ощупь, по фактуре и оттенку, становятся гораздо более многочисленными. Точно датировать бумагу второй половины XIX - нач. XX вв. гораздо сложнее, однако и здесь остаются кое-какие зацепки. Стремясь обратить внимание покупателя на свой товар, некоторые производители продолжают метить листы, уже не имеющие вержеров и понтюзо, литерами, обозначающими либо инициалы владельца предприятия, либо (чаще) сорт и номер партии производимой бумаги. С 1860-х гг. значительное распространение получают штемпели - оттиснутые штампом в углу каждого листа бумажной формы марки бумажной фабрики с номером сорта бумаги. Поэтому даже если попавшаяся вам бумага не имеет водяных знаков, вержеров и понтюзо, стоит повнимательнее поискать фабричную марку или штемпель, обращая особое внимание на углы листов. Бумага же с вержерами и понтюзо иногда встречается и в начале XX в. Например, некоторые издания Преображенской старообрядческой типографии напечатаны на бумаге без филиграней, имеющей достаточно толстые вержеры и понтюзо.
Датировка бумаги, не имеющей филиграни
Необходимо обратить внимание и на то, что некоторые сорта бумаги 40-х годов XVI в. и ряд сортов бумаги XVII-XVIII вв. вообще не имел филиграней, литерного сопровождения и контрамарки, и в этом случае приходится ориентироваться на размеры вержеров и понтюзо, а также фактуру бумаги. Расстояние между вержерами с течением времени изменялось: древнейшая европейская бумага ХШ - середины XV вв. имеет вержеры средней ширины (8 вержеров на 1 см, с 7 промежутками). С 1330-х и до конца XIV в. существовала бумага с широкими вержерами (5 на 1 см, с 4 промежутками). Со второй половины XV в. расстояние между вержерами резко сокращается (12 на 1 см, с 11 промежутками). Это сокращение продолжается на протяжении XVI и XVII вв. И лишь в конце XVII и в XVIII вв. расстояние между вержерами вновь увеличивается, но фактура этой бумаги уже резко отлична от бумаги XIV в. Таким образом, при отсутствии филиграней на имеющихся листах бумаги нужно обратить особое внимание на сетку вержеров и понтюзо.
Методика предварительной датировки книги по филиграням бумаги
В ходе работы с книгой, особенно рукописной, исследователь обязан выявить все сорта бумаги, т.е. найти, определить и по возможности точно датировать все виды филиграней в данной книге. При этом обязателен просмотр каждого листа книги и составление списка имеющихся видов филиграней с указанием листов, на которых они обнаружены. При использовании полученной даты бумаги для датировки собственно документа или рукописи учитывается залежность бумаги. Должно было пройти некоторое время, прежде чем бумага попала от производителя к потребителю. Для русских документов и книг XV-XVII вв. это особенно важно, т.к. использовалась исключительно импортная бумага, которой было необходимо проделать долгий путь из Западной Европы в Восточную. Средние показатели залежности бумаги составляют и для Западной Европы и для России 8-10 лет для бумаги XIV-XV вв., 5-7 лет для бумаги XVI-XVII вв., 2-3 года для бумаги XVIII-XIX вв. Верно и обратное, ведь бумага с тем или иным видом филиграни могла быть выпущена иногда на десятилетие раньше, чем данный вид датируется по альбому! Дело в том, что датировка того или иного знака составителем альбома филиграней производится на основании известной из других источников датировки документа, рукописи или печатной книги (когда дата создания документа или книги имеется в самом источнике). Но точно датированные документ или книга могли быть написаны на бумаге, выпущенной гораздо раньше и использованной «с опозданием» по причине той же залежности. Поэтому при датировке бумаги к дате, имеющейся в альбоме, следует не только прибавлять, но и отнимать показатель залежности для данного века (т.е. итоговая дата будет выглядеть как дата альбома ± показатель залежности) и датировать документ или книгу (при отсутствии противоречий с прочими палеографическими приметами!) соответствующим временным интервалом. Во многих описаниях рукописных и печатных книг дается просто ссылка на альбом филиграней с соответствующей датой (с указанием на степень сопоставления искомой филиграни и найденного изображения), в таком случае подразумевается, что читатель сам прибавит/отнимет соответствующие годы к датировке. Определенную сложность представляет собой датировка рукописи, написанной на бумаге разных сортов (особенно, когда речь идет о книге, написанной одним писцом, т.е., скорее всего, за сравнительно короткий промежуток времени). По указанным выше причинам, альбомы филиграней могут давать сильно отличающиеся друг от друга даты для разных сортов бумаги, на которых написана такая книга. В этом случае для предварительной датировки книги (по бумаге) исследователю приходится сопоставлять имеющиеся временные интервалы и находить датировку, не противоречащую всем имеющимся данным по каждому сорту бумаги. Например, в каталоге: Кобяк Н.А., Поздеева И.В. Славяно-русские рукописи XIV-XVII вв. Научной библиотеки МГУ (Поступления 1964-1984 гг.). М., 1986 г. водяные знаки на рукописной Минее служебной на декабрь (№ 37 по каталогу, полуустав одного почерка) описываются следующим образом: «Брике, тип близкий № 10912 - 1543 г., Брике, тип близкий № 10968 - 1541 г., Брике, тип близкий № 11071 - 1547 г., филигрань - латинская «М» - в альбомах аналогий не обнаружено. На основании анализа полученных данных (с учетом показателя залежности бумаги), а также всех прочих палеографических особенностей рукописи, исследователи датируют книгу 1530-1550-ми гг. Исследование филиграней проводится не только для датировки книги. Например, наличие в рукописи нескольких сортов бумаги может свидетельствовать о том, что книга составлена из нескольких частей, написанных в одно и то же или разное время, т.е. является конволютом. Анализ всех выявленных в рукописи филиграней помогает найти места стыка таких частей, определить последовательность их написания (если имеются сорта бумаги разного времени). Смешение листов близкой по времени, но разносортной бумаги в одной рукописи может свидетельствовать о перемещении тех или иных частей текста или об их утрате. Но необходимо еще и еще раз напомнить, что любые выводы о судьбе конкретной рукописи и ее отдельных частей следует делать только на основании анализа всех компонентов книги, а не только филиграней на бумаге.
Основные справочники и альбомы филиграней
Гераклитов А.А. Филиграни XVII в. на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.
Дианова Т.В. Филиграни XVII в. по старопечатным книгам Украины и Литвы. М., 1993.
Дианова Т.В. Филиграни XVII-XVIII в. «Герб города Амстердама». М.,1998.
Дианова Т.В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Голова шута». М., 1997.
Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского производства XVII-XX вв. М., 1959.
Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII - начала XX вв. М, 1978.
Клепиков С.А. Штемпели на бумаге русского и иностранного производства XIX-XX вв. (Дополнение к таблице, опубликованной в 1959 г.) // Археографический ежегодник за 1966 год. М., 1968. С. 116-141.
Кукушкина М.В. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII - начала XIX вв. // Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Вып. 2: XIX-XX вв. М.-Л., 1958. С. 285-371.
Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1-3.
Мацюк О.Я. Папiр та фiлiгранi на украiнських землях (16 -початок 20 ст.). Киiв, 1974.
Филигрань «Кувшин» XVII в. / Сост. Дианова Т.В. М., 1989.
Филиграни XVII в. по рукописным источникам ГИМ. Каталог / Сост. Дианова Т.В., Костюхина Л.М. М., 1988.
Briquet С. М. Les filigranes. Dictionnaire historique des manques du papier des leur apparition xers 1282 jusqu"en 1600. Geneve, 1907. Vol. 1–4. (или любое последующее издание).
Heawood Е. Watermarks mainly of the 17th and 18th centuries. Hilversum, 1950 (Monumenta chartae papyraceae historiam illustrantia. Vol. 1).
Laucevigius E., Popierius Lietuvoje XV-XVIII a. Vilnius, 1967. T. 1-2.
Mosin V., Traljic S. M. Vodeni znakovi XIII i XIV v. Zagreb, 1957. Т. 1, 2.
Подробную библиографию см.: Андрюшайтите Ю.В. Материалы к библиографии по филиграноведению // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Вып. 3. М., 1990. Ч. 1. С. 95-135.
Некоторые западноевропейские справочники по филиграням доступны в интернете: www.paperhistory.org