Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 137 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Евангелие. Москва: Печатный двор, 30 авг. 1689 (7197). Иоанн и Петр; Иоаким.

1°. 323 л. Строк: 16 и 32. Шрифты: 10 строк = 254 и 173 мм. В одной части экземпляров — 4 гравюры евангелистов, в других - на 4-х л. перед евангелиями оставлены свободные пространства для миниатюр. Орнамент: инициалов 396 с 61 доски или без них; заставок 9 с 6 досок или 5 с 2 досок; концовок 3 с 1 доски или без них; рамки вокруг страниц 682 с одной доски или без них; вставок в клейма рамок 259 с одной доски или без них. Браиловский (стр. 47) указывает тираж издания 150 зкз., из которых 140 с рамками вокруг наборной полосы, 10 без них. Таким образом, издание распадается на две части. Экземпляры с рамками вокруг страниц — 682 отпечатка с одной доски — в свою очередь разделяются на две группы: в одной - 4 гравюры евангелистов, гравированных заставок 9 с 6 досок — 4 из них со вставными изображениями праздников, инициалов 396 с 61 доски, концовок 3 с 1 доски, вставок в клейма бордюра 259 с одной доски. В другой части — изображения евангелистов и весь орнамент нарисован от руки, кроме 5 заставок с 2 досок и нескольких мелких инициалов, клейма бордюра не заполнены. Самая большая книга, напечатанная в XVII в. на московском Печатном дворе. В его архиве названа «Евангелия великие в десть на целом листу на александрийской бумаге новою большою азбукою дело черниговского иеродиакона Арсения». Подносной экземпляр. Миниатюры евангелистов написаны акварелью с разными градациями плотности красочного пигмента с применением твореного золота. Гимн "русскому барокко". Чрезвычайная редкость!


Библиографические источники:

1. Зернова, 1958, № 419;

2. Каратаев, 1861, № 988;

3. Ундольский, 1871, № 1081;

4. Из сокровищ Российской государственной библиотеки. Книжная культура России XVI-начала XXвека. Москва, 1998, № 15.

РГБ (экз. 2-й и 3-й групп); ЦГАДА (экз. 1-й группы); ГИМ (экз. 1-й группы).


Доски для рамки, заставок, вставок в клейма резал Алексей Нефедьев по рисункам Ивана Епифанова. В экземплярах без рамок вокруг страниц изображения евангелистов и весь орнамент — от руки; вероятно, это особо редкие подносные экземпляры. Барочный стиль издания осуществил  Алексей Нефедьев. В 1680 г., 19 августа, он получает 3 рубля «за излишнюю его работу, что вырезал 10 слов фряских больших страфейки, да заставицу с лицыживоначальные Троицы, узел фряской, евангелиста Матфеа». Это не последнее слово Алексея Нефедьева. Это его лучшая работа — большое напрестольное Евангелие 1689 г.  Это Евангелие печатали «на александрийском целом листе», не сгибая его; все издание не сброшюровано, а склеено; оно по формату самое крупное из всех русских старых книг. Особенность его в том, что в части подносных экземпляров, оно вообще не имеет гравированных изображений евангелистов; их заменяют выполненные от руки миниатюры —акварели. Но каждая страница книги обнесена гравированной на дереве рамкой, состоящей из растительных и криволинейных мотивов. Рамки на всех страницах одинаковы; они выполнены с той же доски. Евангелие 1689 г. было напечатано в 150 экземплярах, из них 140—с рамками, 10 — без них. В издании 622 страницы. Гравированная доска обрамления выдержала в одном тираже 87 080 оттисков. Это мировой рекорд для XVII века, но и вообще технический рекорд выносливости крупной гравюры, тем более поражающий, что доска рамки в потертом, но достаточно сносном виде сохранилась до XVIII столетия и была вторично использована в новом издании Евангелия— 1759 г. Алексей Нефедьев вырезал эту рамку (она в документах именуется и «полаткой» и «большой заставицей») по рисунку нового мастера — Ивана Епифанова, из Сибири, занявшего место умершего Паисия. Вся старая русская фантастика, своеобразно сочетающаяся с чисто русской любовью к узорочью, воплотилась в этом бордюре. Если это барокко (иной стилистической категории у нас нет), то это предельно жизненный, полносочный и радостный вариант этого стиля.

Неотъемлемой частью русской истории в важнейший период перехода от России средневековой к России Нового времени является история распространения и использования раннепечатных изданий. Особое место в истории книжной культуры занимает Евангелие. Евангелием», или «Четвероевангелием» принято называть первые четыре книги Нового Завета, в которых содержится Благовествование о приходе в мир Богочеловека, и о совершенном им деле спасения человечества. Написание этих книг было обусловлено потребностью в систематическом изложении истории земной жизни Иисуса Христа и его учения. И с этой точки зрения Евангелия - самостоятельные историко-повествовательные произведения, которые, однако, не являются простыми биографиями Спасителя, но изображают его как великую личность - духовного учителя и проповедника. В первые века христианства Евангелий появилось довольно много, но Церковь признала каноническими только четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Авторство Евангелий было обозначено не сразу, т.к. апостолы не оставляли подписей: считалось, что они являются лишь орудиями Св. Духа, а подлинный автор Благой Вести - Иисус Христос. Евангелие, как и многие другие тексты Священного Писания существует в нескольких формах, различающихся между собой областью применения: богослужебное (литургическое), для домашнего чтения и толковое. Более древняя форма богослужебного Евангелия, перенятая русскими книжниками из Византии - Апракос (греч. «недельный» или «употребляемый по праздникам»). В Евангелии-апракос отрывки (зачала) выстроены не в библейской последовательности, а в порядке их употребления на богослужениях Другая форма существования Евангелия - Тетр (Четвероевангелие) в равной степени используется при общественном богослужении в церкви, и как четья, домашняя книга. В ней последовательно излагаются тексты четырех канонических Евангелий в порядке времени их создания: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, а завершают Четвероевангелие таблицы с порядком чтений зачал. Важнейшим орудием идеологической политики Московской Руси стало государственное печатание книг, содержащих основные социальные и политические идеи православного вероучения. К работе на Печатном дворе в качестве составителей и справщиков были привлечены лучшие богословы, «ревнители старины»: протопоп собора Черниговских чудотворцев Михаил Рогов, ключарь Успенского собора Иван Наседка. В 1630 - 40 е гг. в столице русского государства впервые подготовлен к печати целый ряд переводных четьих, агиографических и полемических изданий. Однако для освоения этой новой литературы, русскому читателю было необходимо по настоящему осмыслить т.н. «христианскую классику» - Библию, которую в период отсутствия в Московском государстве полного ее свода, заменяли издания Евангелия, выпускаемые Московским печатным двором. Богослужебные книги в «исправленном» варианте, (а именно так воспринимались книги, напечатанные в Москве) требовались как в восстанавливаемые после хозяйственной разрухи церкви и монастыри, так и во вновь открываемые храмы в строящихся приграничных крепостях и в осваиваемых сибирских землях. Государство заботилось о распространении продукции московской типографии: в течение 20-30-х гг. XVII в. новоизданные книги по царскому указу централизованно развозят по городам, выдают на реализацию в московские торговые ряды, а с 1632 г. на Печатном дворе начинает функционировать книжная лавка. Всего на протяжении XVII века согласно данным сводного каталога книг кирилловской печати 10, в Москве Евангелие было издано 21 раз, в том числе в период, предшествовавший выпуску полного библейского свода было подготовлено 13 изданий Евангелия напрестольного (Четвероевангелия). Кроме традиционного Четвероевангелия, одним из первых среди учительных книг, на московском Печатном дворе было подготовлено предназначенное для душеполезного чтения Евангелие Учительное - оно знакомо российскому читателю XVII в. по нескольким изданиям (в 1629, 1633, 1652 и 1662 гг. - на Печатном дворе, в 1639 г. - в типографии В.Бурцева). Необходимость выпуска этой книги была очевидна, поскольку именно она содержала поучения многих христианских авторов на евангельские тексты воскресных дней церковного года, т.е. не только трактовала самые существенные догматические положения православия, но и в доступной форме знакомила с христианской литературой. И, наконец, важным событием дониконовского периода книгопечатания была подготовка и выпуск в 1649 г. на Московском печатном дворе Евангелия благовестного с толкованиями, составленными Феофилактом, архиепископом Болгарским еще в XI в. Этот объемный том, несмотря на дороговизну, пользующийся огромной популярностью был переиздан только в 1698г. Итак, даже по самым приблизительным подсчетам, учитывая, что стандартный «завод», т.е. тираж книг на Московском печатном дворе составлял 1200 экземпляров, можно заключить, что с начала до конца второй трети XVII в. в Москве было напечатано около 22 тысяч книг содержащих тексты Евангелий и разные варианты толкований на них. Таким образом, Печатный двор выполнил важную духовную и государственную задачу - дать русскому читателю тексты, излагающие и трактующие важнейшую книгу христианского Святого Писания -Евангелия. Влияние такого количества широко распространявшихся новоизданных книг на книжную культуру и русскую действительность XVII в. не могло быть незаметным. Актуальность изучения издаваемых в XVII в. Евангелий, обусловлена необходимостью современного осмысления историко-культурного значения книг Священного Писания, печатавшихся в столице российского государства при первых царях новой династии. В настоящее время наблюдается активное обращение к истории русской православной культуры и книжности. В этой связи особенно актуальным представляется осуществление современного научного исторического исследования проблемы, основанного на документальной источниковой базе:

1. Источники неопубликованные;

2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА);

3. Ф. 1182. Архив Приказа книгопечатного дела. Оп. 1. Д. 14. Книга с записями о выходе и продаже разных книг 7141 7142 гг. (1632/33 — 1633/34);

4. Там же. Д. 16. Книга записная книжным продажам 7142 г. (1633/34);

5. Там же. Д. 29. Книга приходная 7146 г. (1637/38);

6. Там же. Д. 34. Книга расходная за 7149 7158 гг. (1640/41 - 1649/50);

7. Там же. Д.35. Книга приходная деньгам 7148-7149 гг. (1639/40 1640/41;

8. Там же. Д. 39. Книга записная книжным продажам 7151 7158 гг. (1642/43 - 1649/50);

9. Там же. Д. 46. Книга приходная 7158 7159 г. (1649/50 - 1650/51);

10. Там же. Д. 47. Книга приходная 7158 г. (1649/50);

11. Там же. Д. 50. Книга приходная 7160 г. (1651/52);

12. Ю.Там же. Д. 53. Книга приходо-расходная 7161 г. (1652/53);

13. Там же. Д. 57. Книга приходная 7164 г. ;

14. Там же. Д. 59. Книга приходная 7168 (1659/60) г.;

15. Там же. Д. 61. Книга приходная 7170 (1661/62) г.;

16. Там же. Оп.З. Д. 38, 53, 61, 62, 173, 221, 230.

17. Ф. 280. Коллегия экономии. Оп.З. Д.537. Л. 27 29. Опись, учиненная Спасского монастыря в городе Переяславле Рязанском имеющихся ризницы и церковной утвари 1744 г.

18. Ф. 1199. Савво-Сторожевский монастырь. Оп.1. Д. 81. Л.2 21 об. Книга переписная Ольгова монастыря и вотчин 1655 - 56 гг.

19. Государственный архив Рязанской области (TAPO)

20. Ф. 1750. Оп.1. Д. 2343. Книги приходо-расходные Солотчинского монастыря 1596 1600 гг.

21. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник ГРИАМЗ)

22. Синодик Спасо-Преображенского монастыря в Переяславле Рязанском. перв.пол.ХУП в. КП № 8613.

23. Синодик Спасо-Преображенского монастыря в Переяславле Рязанском. XVII в. КП № 8659.

24. Синодик Успенского собора Переяславля Рязанского. 1631 г. КП № 8931.

25. Духовное завещание Илариона митрополита Рязанского и Муромского. 1676 г. КП № 17466.

26. Вкладная книга Солотчинского монастыря. 1690-е гг. КП № 8835.1. Источники опубликованные:

27. Издания Московского печатного двора

28. Евангелие. 1619. Экземпляр РИАМЗ. КП№ 17235;

29. Евангелие. 01.06.1628. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17240;

30. Евангелие. 03.02.1637. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17239;

31. Евангелие. 06.01.1648. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17233;

32. Евангелие. 19.01.1640. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17265;

33. Евангелие. 20.07.1644. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17253;

34. Евангелие. 04.06.1651. Экземпляр РИАМЗ. КП № 17251;

35. Евангелие. 29.08.1657. Экземпляр РИАМЗ. КП №17237;

36. Евангелие. 18.1. 1663. Экземпляр РИАМЗ. КП№ 17279;

37. Библия. 12.ХП.1663. Экземпляр РИАМЗ. КП № 6088;11 .Евангелие учительное. I. 1681. Экземпляр РИАМЗ. КП № 8198; 12.Феофилакт Болгарский. Евангелие с толкованием (Благовестное). XII. 1698. Экземпляр РИАМЗ. КП № 8945.

38. Акты Иверского Святоозерского монастыря. 1582 1706. //РИБ. Т.5. Спб. 1878.

39. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. 4.1. 1500 1699 // РИБ. Т. 12. СПб., 1890. С.149- 151.

40. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.З. Спб., 1861.

41. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею. Т.Ш. СПб., 1836.

42. Барсов Е.В. Акты, относящиеся к распространению печатных богослужебных книг в XVII в. // ЧОИДР. Кн.2. М., 1883.С.1 6.

43. Бесценное духовное наследие. Кириллические рукописи XV XVII вв.

44. Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады 1676 г. // ЧОИДР. Кн.1. М., 1887.

45. Библиотека Славяно-Русских книг церковной печати А.И.Кастерина, составленная Д.Ч. Ундольский // ЧОИДР. 1848. 4.9. С.97 144.

46. Боярская книга 1639 года. М., 1999.

47. Вкладная книга Брянского Свенского монастыря. Тула, 1911.

48. Вкладная книга Владимирского Рождественского монастыря //Известия императорского археологического общества. IV. Вып. 4. СПб., 1863.

49. Вкладная книга Московского Новоспасского монастыря. Спб., 1883.

50. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987.

51. Гадалова Г.С. Старопечатные и рукописные кириллические книги научной библиотеки Тверского государственного университета. М. — Тверь, 1995.

52. Гадалова Г.С., Перелевская Е.В., Цветкова Т.В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI век 1725 год): Каталог. Тверь, 2002.

53. Глазков М.Ю. Книги кирилловской печати из собрания Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вып.1 5. Владимир. 1999-2001.

54. Горфункель А.Х. Каталог книг кирилловской печати 16-17 вв. Л., 1970.

55. Дело о ссылке Свияжского подьячего Ивашки Красулина// ВИМОИДР. Кн.6. М., 1850. С.27.

56. Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1-4. Зарайск Рязань, 1884 - 1891.

57. Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч.З. М., 1836.

58. Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881.

59. Забелин И. Описание новгородских святынь в 1634 г. // ЧОИДР, 1862. Кн.4, Отд. 5. Смесь. С.50-56.

60. Историческое описание Московских кремлевских соборов, церквей и монастырей и их святыни. М., 1882.

61. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. М., 1866.

62. Историческое описание церквей г.Казани. Вып 1. Казань. 1884.

63. Каратаев И.П. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. Т.1. С. 1491 по 1652 г. СПб., 1883.

64. Кашкаров В.М. Очерк истории церкви в пределах нынешней Калужской епархии. Опись Воротынского Спасского Усть-Угры монастыря. 1626 г. // Калужская старина. Т.З. Калуга, 1903. С. 13.

65. Кириллические издания XVI -XVII вв. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь, 2003.

66. Кириллические издания Ростово-Ярославской земли. 1493 1652. Каталог. Ярославль - Ростов. 2004.

67. Киселева Л.И. Корпус записей на старопечатных книгах. Вып.1. Записи на книгах кириллического шрифта, напечатанных в Москве в XVI XVII вв. СПб. 1992.

68. Книга отписная Кидекоцкого Стефановского монастыря. 1621, марта 29. // РИБ. Т.2. №192. Стлб.910.41 .Книги кириллической печати XVI XVIII вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника. Каталог. №11. М., 1981.

69. Книги описные 1689 г. Благовещенского монастыря Вязниковской слободы // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн.1Х. Владимир, 1907. С. 181-183.

70. Коллекция рукописных и печатных книг кирилловского шрифта. Каталог. Петрозаводск, 1997.

71. Кукушкина М.В. Опись книг Соловецкого монастыря // Археографический ежегодник за 1971 год. М., 1972. С.351-355.

72. Леонид. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища ставропигиального Воскресенского монастыря // ЧОИДР. 1871. Кн.1. Смесь. С.1 -71.

73. Лукьянов В.В. Коллекция книг кирилловской печати XVI-XVIII веков Государственного Архива Ярославской области: Аннотированный каталог. Ярославль, 1986.

74. Московские кирилловские издания XVI XVII вв. в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 1-3. М., 1996-2003.

75. Новый летописец//ПСРЛ. Т. 14. М., 1965. С.23 154.

76. Описание Климецкого Николаевского монастыря на Онежском озере. 16281629 гг. // РИБ. Т.2. №169. Стлб. 684.

77. Описание церковных вещей, замечательных по своей древностинаходящихся в церквах Рязанской епархии // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям. № 11 — 16. Рязань, 1887.

78. Описи имущества новгородских церквей, поданные их причтом писцу Ф.Т.Беклемишеву и подьячему И.Дмитриеву // Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII нач.XVIII вв. Сборник документов. Сост: И.Ю.Анкудинов. СПб., 2003. С. 207 - 238.

79. Описи Московского Успенского собора, от начала XVII века по1701 год включительно // РИБ. T.III. СПб., 1876. С. 337-343, 473.

80. Опись келейной казны патриарха Филарета Никитича, 1630 августа 26 // РИБ. T.III. СПб., 1876.С.903.

81. Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII веке. подг.Ундольский В.М. // ЧОИДР. М., 1848 Кн.6. Смесь. С.1 44.

82. Опись монастыря Николая Чудотворца на Лятке, близ Рюрикова городища под Новгородом. Сообщ.И.Куприяновым. // Известия Императорского археологического общества. T.IV. вып.5. СПб. 1863. С.424.

83. Опись Покровского женского монастыря в г.Суздале 7159 (1651г.) // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Kh.V. Владимир, 1903. С.55 — 116.

84. Опись Свияжского Богородицкого монастыря. Сообщено Н.И. Суворовым // Известия императорского археологического общества. T.IV. СПб., 1863.С.548 589.

85. Памятники письменности в музеях Вологодской области. 4.2. Вып.2 : Книги кириллической печати Вологодского областного музея (157-5 1825 гг.). Вологда, 1985

86. Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-, путеводитель. Ч.2.:Книги кириллической печати (1564 1825). Вологда, 1983.

87. Пискарев А.И. Собрание надписей с памятников Рязанской старины // Записки императорского археологического общества. Т. VIII. СПб., 1856. С. 271-315.

88. Писцовые книги Костромы 1627/28 1629/30 годов. (Приложение). //Комашко Н.И. Каткова С.С. Костромская икона XIII - XIX веков: Свод русской иконописи. М., 2004. С.651-652.

89. Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век 1641г. Находки археографических экспедиций 1971 - 1993 гг., поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000.

90. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV XVII вв. в Научной библиотеке Московского университета. М., 1980.

91. Покровский H.H. Три документа по истории церкви в Сибири в XVII в. // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск. 1989.

92. Реестр утвари Ладинского женского монастыря // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т.З. №14.СП6.1861.

93. Реестр утвари монастыря Густынского // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т.З. № 2, №14.СП6.1861.

94. Севастьянова С.К. Библиотека Анзерского скита первой половины XVII в; (Опыт реконструкции по описи 1676 г.) // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. Спб., 2001. С. 146 177. )

95. Сметный список 7139 году//ВИМОИДР. Кн.4. М., 1849. С. 18-25.

96. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллеги иностранных дел. Ч.З. М., 1882.

97. Сопиков В. Опыт Российской библиографии. 4.1. СПб., 1823.Состав царских библиотек в XVII веке. Что было в библиотеке царя Ивана IV? Судьба царских библиотек // Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899.

98. Спирина Л.М. Книги кириллической печати 16-18 вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника. М., 1981.

99. Строев П.М. Библиотека императорского общества истории и древностей российских. Отделение 2 :Книги славянские и российские. Раздел 1: Печать церковная. М., 1845. С. 151 161.

100. Строев П.М. Обстоятельное описание старопечатных книг славянских и российских, хранящихся в библиотеке . Федора Андреевича Толстого. М., 1829.

101. Строев П.М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке . Ивана Никитича Царского. М., 1836.

102. Уложение соборное. Гл.Х. О суде; Гл. Х1Х.0 посадских людях. М., 1759.

103. Ундольский В.М. Очерк славяно-русской библиографии. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864 г. М., 1871.

104. Холмогоровы В.и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI XVIII столетий. Селецкая десятина Московского уезда // ЧОИДР. Кн.4. М., 1885, С.82.

105. Хронологический каталог славяно-русских книг церковной печати с 1517 по 1821 год Библиотеки Московского Главного Архива Министерства иностранных дел. СПб., 1879.1. Исследования:

106. Автократова М.И., Долгова С.Р. К истории издания и распространения Библии // Федоровские чтения за 1981 год. М., 1985.

107. Александр Мень. Библия. // Наше наследие. №1. 1990. С. 131 141.

108. Амелькин А.О. Иконописцы Рязанской земли в XVII веке по записным книгам Рязанского архиепископа Антония // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб.научных работ. Т.З. Рязань, 2002. С.63 — 68.

109. Амосов A.A. Заметки о московском старопечатании. К вопросу о тиражах изданий XVI начала XVII века // Русские книги и библиотеки в XVI первой половине XIX века. Сборник научных трудов. Л., 1983. С.5 - 12.

110. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

111. Андреев И.Л. Страсти по Вербному шествию // Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению М., 2006. С. 346 — 363.

112. Асафов K.M., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Записи на книгах старой печати XVI-XVII вв. (Из собрания ОР ГИМ) // Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962. С.259 275.

113. Бакланова H.A. Значение владельческих записей на древнерусских книгах как источник для истории русской культуры // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963. С.197 205.

114. Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.

115. Ю.Баренбаум И.Е. Книга и исторический процесс // Книга. Исследования и материалы. Сб.59. М., 1989. С.29 46.

116. Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги. М., 1971.

117. Бахтиаров A.A. История книги на Руси. Спб., 1890.

118. Белев. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1885.

119. Белоброва O.A. Морозов Борис Иванович // Словарь книжников и кнжности Древней Руси. Вып.З. Часть 2. СПб., 1993. С.362 363.

120. Белокуров С.А. Московский печатный двор в 1649 г. // ЧОИДР, 1887. Кн.4. С.27 31.

121. Белокуров С.А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898.

122. П.Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI XVII веков. Ярославль, 2004.

123. Булычев A.A. История одной политической кампании XVII века: законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М., 2004.

124. Бычков ВЛЗ. Русская средневековая эстетика XI XVII века. М., 1992.

125. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV XVII вв. М., 1975.

126. Владимиров Л.И. Книга в XVI XVII веках // Всеобщая история книги. М., 1988.

127. Вовина В.Г. Патриарх Филарет//Вопросы истории. 1991. № 7.

128. Волкова Т.Ф. Записи первых Романовых и княжеско-боярской знати XVII в. на книгах, собранных на Усть-Цилемском Севере // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т.50. С.501.

129. Володихин Д.М. Документы конца XVI века о централизованном распространении книг // Русский дипломатарий. Вып. 4. М., 1998.

130. Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т.1. М., 1998.

131. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. М., 1937.

132. Грицевская И.М. Индексы истинных книг. СПб. 2003.

133. Губин Д.В. Источники по истории рязанской книжно-рукописной традиции и культуры XII XVII вв. Автореферат диссертации Hat соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.

134. Губин Д.В. О мастерах книжного дела XVII века в Рязанском крае при архиепископе Антонии // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб.научных работ. Т.4. Рязань, 2003. С. 38-42.

135. Гусева A.A. Идентификация экземпляров московских изданий кирилловского шрифта 2-й половины XVI XVIII вв.: Методические рекомендации. М., 1990.

136. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

137. Дадыкин A.B. Работники Московского печатного двора во второй половине XVII века // Федоровские чтения 2005. М., 2005. С. 368 379.

138. Данилова O.E. Тема Воскресения как ключ к программе росписи Успенского собора Московского кремля // Историческому музею 125 лет. Материалы юбилейной научной конференции. Труды ГИМ. Вып. 100 М.,1998. С.153 - 165.

139. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

140. Демкова Н.С. Древнерусские рукописи и старопечатные книги в некоторых собраниях США // ТОДРЛ. Bbin.XXXIV. Л., 1979. С.388 405.

141. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 2000.

142. Доброклонский А. Руководство по истории русской церкви. Выпуск третий. (Патриарший период 1589- 1700г.). М., 1889.

143. Добролюбов И. Зарайский Николаевский собор. Рязань, 1878.

144. Добронравов В.Г. Благовещенский мужской монастырь в Вязниках // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Kh.IX. Владимир, 1907. С.4-6

145. Елеонская A.C. Русские старопечатные предисловия и послесловия второй половины XVI первой половины XVII в. (патриотические и панегирические темы) // Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С.71-99.

146. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. Москва Париж. 2005.

147. Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976.

148. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. 4.2. М., 1915.

149. Иван Федоров первопечатник. M.-JT., 1935.

150. Историко-статистическое описание Рязанского третьеклассного мужского монастыря//Рязанские епархиальные ведомости. 1890. № 4. С.23-25.

151. Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника князя Дмитрия Пожарского с точным снимком его почерка. М., 1836.

152. Каган М.Д. Варлаам II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. (XVII в.). 4.1. СПб., 1992. С.154- 156.

153. Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете // ЧОИДР.1848.№ 8. Исследования. С. 1 26.

154. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Т.2. М., 1992.

155. Кизеветтер A.A. Патриарх Филарет // Патриархи Московские. М., 2004. С.63 68.

156. Киселев Н.П. О московском книгопечатании XVII века // Книга: исследования и материалы. М., 1960. Сб.2. С. 123 186.

157. Киселев Н.П., Немировский Е.Л. // Книгопечатание в Москве XVII в. // Четыреста лет русского книгопечатания. 1564- 1964: Русское книгопечатание до 1917 года. М., 1964. С.52 65.

158. Киселева Л.И. Записи на рукописных и редких печатных книгах как исторический источник и их использование в базе данных // Археографический ежегодник за 2003 год. М., 2004. С.57 63.

159. Клосс Б.М. История создания Повести о Николе Заразском // Зарайск. Т.1. Исторические реалии и легенды. Сб.статей. М., 2002. С.114 177.61 .Ключевский В.О. история сословий в России: Полный курс лекций. Минск, 2004.

160. Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.

161. Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004.

162. Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004.

163. Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV- XVI века // Монашество и монастыри в России. XI XX века: Исторические очерки. М., 2005. С.109- 111.

164. Коновалова Ж.Ф. О библиотеке архиепископа Вологодского и Белозерского Симона // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. JL, 1979. С.113- 118.

165. Крушельницкая Е.В. Библиотека Соловецкого монастыря по монастырским описям XVI XVIII веков: системы хранения и их формирование // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.140- 149.

166. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М., 1995.

167. Кукушкина М.В. Собрания книг, поступившие в Соловецкую библиотеку в виде вкладов // Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI — XIX веков. Л., 1979.

168. Кучкин В.А. Первые издания русских Прологов и рукописные источники издания 1661 1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 139 — 153.

169. Лебедев А.Н. Записи на старинных книгах. М., 1896.

170. Левитский А. Московское подворье рязанских архиереев // Труды РУАК. Т.27. Вып.1. Рязань, 1916. С. 93.

171. Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета // Попытка понимания: Избранные работы. М. СПб., 1998.

172. Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Вып.2. Сост. И.Херсонский. Кострома. 1892.

173. Либрович С.Ф. История книги в России. СПб. -М., 1913.

174. Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. М., 1996.

175. Литературное значение русских старопечатных книг XVI XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С.121 — 126.

176. Лихачев Д.С. Задачи изучения связи рукописной книги и печатной // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С.З 5.

177. Лихачев Д.С., при участии Алексеева A.A. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X XII вв). СПб., 2001.

178. Лощиц Ю. Наша первая книга // Прометей: Историко биографический альманах серии «жизнь замечательных людей». Т. 16: Тысячелетие русской книжности, М., 1990. С.149- 156.

179. Лукичев М.П. Из истории книжной торговли в Москве в XVII веке // Советские архивы. 1991. № 6. С.90-91.

180. Луппов С.П. Актуальные проблемы изучения истории книги в России периода феодализма // Книга в России до середины XIX века. Л., 1978. С.11-23.

181. Луппов С.П. Книга в России в XVII в., Л., 1970.

182. Луппов С.П. Читатели изданий Московской типографии в сер. XVII в. Л., 1983.

183. Макарий История русской церкви. T.XI. Патриаршество в России. Кн.П. Спб., 1882.

184. Македоний. Солотчинский монастырь. Рязань, 1886.

185. Малыхин Н.Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М., 1965.

186. Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. М., 1883.

187. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860 61 гг. Кн.5. СПб., 1863. С.31.

188. Морозова Л.Е. Михаил Федорович //Вопросы истории. 1992. № 1.

189. Неборская С.Н. К вопросу о сакральности верховной власти в России в XV XVII веках // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып.4. М., 2001. С.6 - 9.

190. Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. М., 1964.

191. Немировский Е.Л. К вопросу о создании сводного каталога старопечатных изданий кирилловского шрифта XV XVII вв. // Книга в России до середины XIX века. Л., 1978. С.51 - 60.

192. Немировский Е.Л. Начало славянского книгопечатания. М., 1971.

193. Немировский Е.Л. Полиграфическая техника России XVII столетия // Полиграфическое производство. 1963. № 11. С.27 30.

194. Николаевский П.Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1890. 4.1-2, 1891. 4.1-2.

195. Новикова О.Л. О второй редакции так называемого Соловецкого-летописца // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб. 2001. С.225.

196. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

197. Панченко О.В. Соловецкий сборник повестей о чудесах и знамениях 16621663 гг. // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб. 2001. С.451.

198. Перхавко В.Б. Купечество и культура русского города XVII в. //

199. Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI XVIII). Проблемы культуры и культурного наследия. Доклады Третьей научной конференции ( Муром, 17-20 мая 2000 г.). М., 2003. С. 181 - 191.

200. Поздеева И.В. Записи на старопечатных книгах кирилловского шрифта как исторический источник // Федоровские чтения, 1976. М., 1978. С.39 -54.

201. Поздеева И.В. Издание и распространение учебной литературы в XVII в.: Московский печатный двор // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1989.

202. Поздеева И.В. Коллекция кириллических изданий Восточного института Ватикана в Риме // Археографический ежегодник за 1983 год. М., 1985. С. 286-294.

203. Поздеева И.В. Московское книгопечатание первой половины XVII века // Вопросы истории. №10. 1990. С.147- 158.

204. Поздеева И.В. Новые материалы для описания изданий Московского печатного двора первой половины XVII в.: Методические рекомендации. М., 1986.

205. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации. Археографическая лаборатория кафедры источниковедения МГУ. Москва. 1999.

206. Поздеева И.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопросы истории. № 1, 1996, С.41 52.

207. Поздеева И.В.Москва центр раннего русского книгопечатания: Московский печатный двор первой половины XVII в. // Культура средневековой Москвы: XVII век. М., 1999.

208. Покровский A.A. Печатный Московский двор в первой половине XVII века//Древности: Труды Императорского московского Археологического общества. М., 1914. Т.23. Вып.2. С. 12 79

209. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

210. П.Покровский H.H. Археографические экспедиции и проблемы изучения народного сознания// Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987. С.159- 164.

211. Понырко Н.В. Иларион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. (XVII в.). 4.2. СПб., 1993. С. 40-42.

212. Попеску Т.А. Основные источники XVII в. по истории библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Книгопечатание и книжные собрания в России до середины XIX века. Сборник научных трудов. JL, 1979. С.26 -35.

213. Православная энциклопедия. T.V. М., 2002.

214. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб. 1909.

215. Правящая элита русского государства IX начала XVIII в.: Очерки истории. Спб., 2006.

216. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям. № 11 16: Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии. Рязань, 1887.

217. Пушков В.П., Пушков JI.B. Опыт построения базы данных «Книжный рынок Москвы 1636/37 г.» По данным Архива Приказа книгопечатного дела // Федоровские чтения 2005. М., 2005. С.356 368.

218. Пятницкий Ю.А. Московский Кремль и греко-русские"связи XVI XVII веков // Русская художественная культура XV - XVI веков. Материалы и исследования. М., 1998.

219. Ратшин А. Полное собрание исторический сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и церквах в России. М., 1852.

220. Рижский М.И. История Переводов библии в России. Новосибирск, 1978.

221. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки императорского археологического общества. Т.VIII. СПб. 1856. С.166- 182.

222. Розов Н.Н. О культурно историческом значении рукописной книги после введения книгопечатания в России // Русские книги и библиотеки в XVI первой половине XIX века. Сборник научных трудов. Л., 1983. С.13 — 22.

223. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.

224. Ромодановская В.А. О целях создания Геннадиевской Библии как первого полного русского библейского свода // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С.278 305.

225. Ромодановская Е.К. Киприан Старорусенков // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. (XVII в.). 4.2. СПб., 1993. С. 156 163.

226. Румянцев В.Е. Сведения о гравировании и граверах при Московском печатном дворе в XVI и XVII столетиях. М., 1870.

227. Рущинский Л. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков // ЧОИДР. Кн.З. М., 1871. С.96.

228. Савельева Н.В. Библиотека пинежан Поповых // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С.266 -314.

229. Сапунов Б.В. Изменение соотношений рукописных и печатных книг в русских библиотеках XVI -XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975.

230. Сапунов Б.В. Книга и читатель на Руси в XVII в. // Книга в России до середины XIX века. Л., 1978. С.61 73.

231. Свенцицкая И.С. Запрещенные Евангелия. М., 1965.

232. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб. 2003.

233. Севастьянова С.К. Письма царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1667 г. // Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов. М., 2004. С. 247 275.

234. Седов П.В. Выдающиеся представители рода Лихачевых на закате Московского царства // Вспомогательные исторические дисциплины. Т.ХХ1Х. СПб., 2005. С.253 262.

235. Сиромаха В.Г., Успенский Б.А. Кавычные книги 50-х годов XVII в. //Археографический ежегодник за 1986 8. М., 1987 С.75 84.

236. Словарь русских иконописцев XI XVII веков. Сост. И.А.Кочетков. М., 2003.

237. Словарь русских иконописцев XI XVII веков. Сост. И.А.Кочетков. М., 2003.

238. Слуховский М.И. Термин «библиотека» в феодальной России //,* Археографический ежегодник за 1971 год. М., 1971. С.106 112.

239. Смирнов Я.Е. Библиотека Ярославских купцов Лыткиных в первой половине XVII века // Чтения по истории и культуре древней и новой России, Материалы конференции (Ярославль, 7-9 октября 1998 года). Ярославль, 1998. С.97-100.

240. Снегирев И.М. Новоспасский монастырь в Москве. М., 1863.

241. Соловьева И.Д. Материалы к истории Троицкого Александро-Свирского монастыря в XVI XVII вв. // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб. 2001. С. 138-140.

242. Солодкин Я.Г. Исидор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. (XVII в.). 4.2. СПб., 1993. С. 120

243. Сперанский М.Н. К истории славянского перевода Библии //Русский филологический вестник. 1899.

244. Тимошина Л.A Приходная книга Приказа книжного печатногодела1649/50- 1652/53гг. // Очерки феодальной России. Вып. 10. М.-Спб., 2006. С.178-313

245. Тимошина JI.A. Распространение книг Московского Печатного двора в середине XVII в. среди высшего купечества России // Патриарх Никон и его время. Сборник научных трудов. М., 2004. Труды ГИМ. Вып. 139. С. 189-204.

246. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания. М., 1959.151 .Тихомиров М.Н. Приказное делопроизводство в XVII веке // Российское государство XV XVII веков. М., 1973.

247. Тихонравов К. Владимирский Рождественский монастырь XII века, где, почивали святые мощи Великого князя Александра Невскаго, до перенесения в С-Петербург. Владимир, 1869.

248. Турилов A.A. Алатырские досуги дьяка И.Т.Грамотина // Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 451 -460.

249. Турилов A.A. Малоизвестные памятники Ярославской литературы XIV -XVIII в. // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975. С. 168 -174.

250. Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва Третий Рим» // Этюды о русской истории. СПб. 2002. С. 106 — 107.

251. Филарет (архиепископ Харьковский). Обзор русской духовной литературы. 862 1720. Харьков, 1859.

252. Филина Е.И. Влияние придворной политической борьбы на духовное состояние русского общества начала 40-х гг. XVII в. // Филевские чтения. Вып. X. М., 2003. С.76-94.

253. Церковная и бытовая старина в Рязанской губернии // Труды РУАК. 1907. T.XXII. Вып.1.

254. Черкасова М.С. К характеристике монастырских архивов России XVI — XVII вв. // Археографический ежегодник за 2003 год. М., 2004. С.40 56.

255. Черняк А.Я. История книги как наука (Опыт конструирования научной дисциплины) // Книга. Исследования и материалы. Сб.59. М., 1989. с.47 -59.

256. Чеснокова Н.П. Восточные иерархи в Москве в середине XVII в. // // Патриарх Никон и его время. Сб. научных трудов. М., 2004.

257. Шватченко O.A. Светские феодальные вотчины в России во второй половине XVII века. М., 1996.

258. Шмидт С.О. Некоторые источниковедческие вопросы изучения истории русской книжности // Книга в России до середины XIX века. JL, 1978. С.47 -50.

259. Эйнгорн В.О. К истории просвещения на Руси в XVII в. // ЧОИДР. 1891. Кн.1. Отд.4.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?