Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1035 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Симеон Полоцкий и Симон Ушаков. Вечеря душевная. М., 1683.

М., 1683. Сочинение иеромонаха Симеона Полоцкого. Феодор, Иоаким. Москва: Верхняя типография в Кремле, 19.X.7190 – I. 7191. 716 лл. [1 титульный лист, 1-8, 1 гравюра, 1-522, 1,2, 1-182]. Строк: 26. Шрифт: 10 строк = 86 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 113 с 9-ти досок; концовок 38 с 4-х досок. Страницы в линейных рамках. Гравированный фронтиспис: гравюра на меди – крест с терновым венцом и копьями, укрепленный на столе; из-за креста виднеется Кремль, сам крест в рамке,- вокруг евангелисты, апостолы, святители и святые (14 клейм); подпись: 7190 году знаменил Симон Ушаков.  2°. Переплет XVIII-XIX веков: доски, обтянутые тисненой кожей; Сохранность: незначительная реставрация (подклейка) титульного листа и листа с иллюстрацией, "лисьи" пятна и загрязнения на страницах, дефекты переплета и повреждения корешка по краям, потертости тиснения, аккуратная реставрация некоторых листов (кусочки бумаги, клей), пометы чернилами на полях; 1-й счет: лист 2 частично отходит от блока сверху, оторван верхний уголок листа 143, нижние уголки листов 183, 497 (текст не задет). Царские иконописцы круга Оружейной Палаты в русской книге. «Оружейка» в книге – это круто!

 


 

 

Библиографические источники:

1. Зернова А.С. «Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. Сводный каталог. Москва, 1958. № 362

2. Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951, с.с. 270-276

3. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке Царского», М., 1836, № 216

4. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских и российских, находящихся в библиотеке графа Ф. А. Толстова», М., 1829, № 167 «Книга редкая!»

5. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 1006

6. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 912

7. Родосский А. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской академии. Вып. I. СПб., 1891, № 351

8. Сопиков В.С. «Опыт российской библиографии», Часть I, Спб., 1904, № 198

9. Международная книга. Антикварный каталог № 29. ПАМЯТНИКИ СЛАВЯНО - РУССКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ. Москва, 1933., № 118 … 7,5 долларов США!

10. Титов А.А. Старопечатные книги по Каталогу А.И. Кастерина, с обозначением их цен. Ростов, 1905, № 497 … 40 р.!!!

Известным просветителем Симеоном Полоцким в последней четверти XVII века была организована Верхняя (то есть дворцовая, личная царская) типография. В 1677 году в этой типографии мастером-механиком Оружейной палаты Симеоном Гутовским был оборудован, по-видимому, первый в России станок для печатания глубоких гравюр, и Симеон Полоцкий стал применять гравюры на меди в качестве иллюстраций-вклеек в издаваемых им книгах. В стенах Оружейной палаты и связанной с ней Верхней типографии и зарождается русская репродукционная гравюра. Репродукционный принцип был в значительной степени предопределен уже самой системой организации работы в Оружейной палате, разделением ее мастеров на рисовавших оригиналы знаменщиков и выполнявших затем по их оригиналам гравировку серебряников. На развитие русской гравюры XVII века большое влияние оказал первый царский живописец и знаменщик Оружейной палаты Симон Ушаков (1626—1686). Он не только создал ряд рисунков для гравюр в изданиях Верхней типографии, но и сам весьма умело гравировал как резцом, так и офортом. Еще в 1660-х годах он выполнил комбинацией этих техник листы «Семь смертных грехов» и «Отечество» Ушаков был знаком с достижениями европейской гравюры, возможно, что первым из русских мастеров он овладел техникой офорта. С гравюрами по рисункам Симона Ушакова были выпущены книги Симеона Полоцкого: «Псалтырь в стихах» (1680), «История Варлаама и Иоасафа» (1681), «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1682). В живописи Симон Ушаков сумел соединить условные традиции иконного письма с такими приемами нового реалистического метода, как моделирующая объемы светотень и линейная перспектива. Сходные черты внес он и в свои графические работы. Все иллюстрации Симона Ушакова были награвированы чистым резцом главным серебряником Оружейной палаты Афанасием Трухменским (умер после 1689 г.), работавшим тонкой параллельной, иногда перекрестной штриховкой, несколько напоминающей ранние западноевропейские гравюры на металле. Д. А. Ровинский характеризовал Трухменского как искуснейшего в России «из всех граверов па меди XVII века. Его гравюры очень изрядно рисованы и чрезвычайно тщательно окончены» Трухменскому принадлежат около тридцати листов, кроме ушаковских он гравировал и по другим оригиналам.

Концепции стиля «оружейки» близка и великолепная гравюра, приложенная к книге «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого, выпущенной в 1683 г. В этой гравюре, как и в титуле «Обеда», выделено центральное поле, в котором изображен престол с пятью книгами и «орудием страстей». На заднем плане — изображение полузападного, полурусского города. В обрамлении — по углам — четыре евангелиста; в восьми боковых клеймах симметрично расположены святые; наверху — классический русский «Деисус» с пятью фигурами, внизу — интересное, хотя и схематическое изображение Адама и Евы на фоне райского сада со львами и слонами. Гравюра помечена именем Симона Ушакова («знаменил») и датой 7190 (1682) года. Нет сомнения, что гравировал ее тот же Трухменский. Такая техника резца на меди была в те годы доступна в Москве только ему одному. Из клейм титула «Вечери» как раз «Адам и Ева» имеют аналогии. В числе книг, входивших в состав Синодальной библиотеки, ранее бывшей библиотекой Печатного двора, находилась известная французская библия, изданная Эльзевирами в 1669 г.  К этому импозантному тому приложены карты, показывающие место действия повествований Ветхого завета. В виньетке, сопровождающей первую из этих карт, имеется весьма схожее, но опять-такие не совсем тождественное изображение грехопадения. Ушаков остается себе верен, как и его гравер. Он не копиист. Известные ему образцы он творчески пересоздает. Другим представителем русской гравировальной школы был знаменщик и серебряник Оружейной палаты Леонтий Бунин (умер после 1714 г.), более связанный с традициями народного искусства. В 1692—1694 годах по собственным рисункам Бунин награвировал и отпечатал одно из интереснейших изданий XVII века — иллюстрированный «Букварь» из сорока двух листов, составленный Карионом Истоминым для царевича Алексея Петровича.


Мастер Симон Гутовский. В Оружейной палате трудился замечательный мастер Симон Матвеевич Гутовский. Слава о его делах докатилась до Персии. Персидский шах снарядил послов в Москву, просил изготовить для него диковинный музыкальный инструмент — орган. Мастер принялся за работу. К маю 1662 г. инструмент был готов. Современники восторженно описывали его: «Органы большие в дереве черном, с резью, о трех голосах, четвертый голос заводной, самоигральный... Напереди органов по сторонам два крыла резные вызолочены; под органами две девки стоячие деревянные резные...» Для отправки органа в Персию, или, как тогда говорили, в Кизылбаши, было снаряжено специальное посольство, и, конечно, Гутовский вошел в его состав. Поездка длилась долго. Семье мастера, которая оставалась в Москве, государево жалованье платили нерегулярно. Жена Гутовского Марьица в 1664 г. обратилась к царю Алексею Михайловичу с челобитной: «...помираем голодной смертию». Царь смилостивился, приказал выдать ей денежный и хлебный оклад. Орган так понравился шаху, что он попросил Алексея Михайловича подарить ему еще один инструмент, побольше. Царь приказал Гутовскому «сделать для посылки в Персидскую землю органы большие самые, как не мочно тех больше быть». Новый орган также получился на славу. Гутовскому дали за него большую награду. Гутовский был мастер на все руки. В 1671 г. он изготовил для царя часы, а в январе 1673 г. смастерил «два стульца деревянных потешных... в хоромы ко государю царевичу и великому князю Петру Алексеевичу». Петру, будущему преобразователю России, в ту пору еще не исполнилось и года. Мастерил Гутовский ванну для престарелого царя, а в хоромы его молодой супруги Натальи Кирилловны «два киота небольших». Для нашей темы особый интерес представляют документы от 22 ноября 1677 г. и 13 марта 1678 г. Они свидетельствуют, что в это время Симон Матвеевич Гутовский «делал к великому государю в хоромы станок деревянной печатной печатать фряские листы». Для чего понадобился станок в царском дворце? Как раз в ту пору наставник царских детей, писатель и просветитель Симеон Полоцкий, а в миру — Самуил Гаврилович Петровскии-Ситнианович (1629 —1680) задумал создать типографию. Оборудовали ее в верхних покоях царского дворца, почему она и получила название «Верхней». В типографии напечатали, по крайней мере, 6 книг. В четырех из них помещены гравюры на меди, выполненные Афанасием Трухменским по рисункам замечательного русского художника Симона Ушакова (1626 — 1686). Печатали их на станке Симона Гутовского. На титульном листе «Истории о Варлааме и Иоасафе», вышедшей в 1680 г., Ушаков изобразил фигуры девушки и юноши-воина. Первая олицетворяет «мир», вторая — «брань», войну. Гравированный на меди фронтиспис вводит нас в повествование в тот момент, когда Варлаам показывает царевичу Иоасафу излучающий сияние «камень веры». В Верхней типографии печатались и учебники. В 1679 г. здесь оттиснули «Букварь языка славенска». составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра, а в 1682 г.— уже после смерти Полоцкого — «Считание удобно». Это — первая в нашей стране таблица умножения. В предисловии ее сказано, что таблица «надобна человеку, для скорого всякие вещи цены обретения, которую кто купити или продати хочет». Симеон Полоцкий превосходно понимал силу и мощь печатного станка. Он сочинил панегирик печатному слову, в котором есть и такие строки:

...Россия славу расширяет

Не мечом токмо, но и скоротечным

Типом, чрез книги сущим многовечным...




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?