Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец. 1565.
1. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 8 авг. 7073 – 29 сент. 7074 [1565]. 174 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Известен только 1 экз. Бельгия, Брюссель, Королевская библиотека Альберта I. В 1967 году там же в Брюсселе было издано факсимильное издание.Первое издание второй книги Ивана Федорова! Величайшая редкость!
2. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 2 сент. – 29 окт. 7074 [1565]. 172 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Второе издание второй книги Ивана Федорова! Известно только 5 экз. Великобритания, Кембридж; Санкт-Петербург, РНБ; СПбГУ; Лондон, Б-ка Ламбетского Дворца и Дания, Копенгаген, Королевская библиотека. Каратаев, 1878, с. 133-134, № 62, Каратаев, 1883, с. 156-157, № 70.
Второй московской книгой Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца стало издание «Часовника», который в то время был не только церковно-богослужебной книгой, но и учебником. Небольшая по формату и скромная по сравнению с «Апостолом» книжица. По «Часовнику» московские люди учились читать. В детских руках книги долго не живут. Поэтому в этой книге была особая нужда, и спрос на Часовники был большой. Подготовка к печатанию «Часовника» заняла больше года. Нужно было дополнительно отлить литеры, заготовить доски для новых заставок, закупить бумагу, краски. Зато само печатание было выполнено в короткий срок: 7 августа 1565 года оно было начато, а 29 сентября того же года, т. е. менее чем через два месяца, книга была отпечатана. И так быстро Иван Федоров издал книгу лишь вдвоем, вручную. Не успели закончить печатание «Часовника», как выяснилось, что намеченный его тираж недостаточен. Ввиду этого, по приказу царя, 2 сентября 1565 года параллельно с первым изданием стали печатать второе издание «Часовника», которое и закончили 29 октября 1565 года.
Ученые предполагают, что второе издание делалось по заказу купцов и промышленников Строгановых, которые владели обширными землями на севере страны. У них была большая библиотека. Сохранилась её опись, составленная в 1578 году. Здесь учтено 48 Часовников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Так что, если и всплывет второе издание этой книжицы, то скорее всего это произойдет на севере России. Кстати, последний «Часовник» был найден совсем недавно в заброшенной северной деревне. Цена на скромную вторую книжицу Ивана Федорова сейчас может достигать совсем нескромную цифру с 5-ю или 6-ю нулями в валюте. Строгановы часто дарили книги церквам и монастырям. От первого издания «Часовника» сохранился лишь один экземпляр. Он находится за границей, в Брюсселе в Королевской библиотеке Альберта I. От второго издания уцелело больше: 5 экземпляров! Экземпляр второго издания состоит из двадцати двух тетрадей. В них 344 страницы. Сигнатура тетрадей проставлена кирилловскими буквами (1—22); в каждой тетради по 8 листов, исключая последнюю, в которой 4 листа. Пометы проставлены внизу листов с правой стороны. Высота набора страницы — 13 строк. Заглавия, инициалы и местами строчные буквы напечатаны киноварью.
Перед началом каждой статьи — небольшие узорные заставки. В экземпляре РНБ было восемь заставок, из них сохранилось семь (с шести гравировальных досок). В отличие от заставок «Апостола» 1564 года, три заставки «Часовника» сделаны черным по белому, а не наоборот. Отличие остальных заставок в том, что они представляют собой плетеные украшения из различных линий, а не сплетение растений и плодов. Шрифт Часовника тот же, что и в Апостоле 1564 г. Содержание Часовника: «Начало вечерни», «Начало третиаго часа», «Начало утрени», «Начало павечерницы яко же певаема бывает в великий пост», «Канон пресвятой богородицы, творение кир. Феофана», «Тропари воскресны и богородичны и ипакои осмимъ гласовомъ», «Тропари богородичны и кондаки дневные». На листах 170—172, как и к «Апостолу», помещено послесловие Ивана Федорова, начинающееся словами: «Всемогущаго невидимаго бога силою, дЪйством же и хотЪнием, милость словом его в дусе излияся во вся роды человеча...». В нем Иван Федоров говорит о пользе печатного дела, сообщает о том, кто и в какие сроки напечатал эту книгу. В книге Сергея Лифаря «Дягилев и с Дягилевым» (Париж, 1939) указывается, что в библиотеке Дягилева в Париже находился экземпляр Часовника 1565 г. По отзыву проф. А. А. Сидорова, описание Лифаря не дает возможности судить о том, первое это или второе издание Часовника. Экземпляр Публичной библиотеки (1.5.29) имеет тисненый кожаный переплет, на корешке наклейка с надписью: «Из древлехранилища Погодина». Лист 1 дописан от руки, лист 17 утрачен и написан полууставом XVII в. Вкладных записей нет. Его смело можно называть книжицей.
Некоторые ученые (П. Строев, В. Сопиков, И. Сахаров) предполагали, что Иван Федоров, кроме «Апостола» и «Часовника», напечатал в московской государственной типографии «Евангелие», а также несколько книг светского содержания. Но это предположение не подтверждается фактическими данными. Вскоре после выхода Часовника в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву и уехали в Великое княжество Литовское. Их третья книга Евангелие Учительное выйдет уже за рубежом Московии в Заблудове в 1569 году. Напечатано «Иваном Федоровичем Москвитином и Петром Тимофеевичем Мстиславцем накладом литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича»… Но это уже совсем другая история.
P.S. Мстиславец Петр Тимофеевич - белорусский типограф, первопечатник, соратник русского печатника Ивана Федорова. В 1564 году вместе с ними напечатал в Москве первую русскую печатную книгу "Апостол", а в 1565 году - "Часовник". После вынужденного отъезда из Москвы ими была организована новая типография в литовском городе Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где в 1568-1569 годы было напечатано "Учительное евангелие". В 1569 году Мстиславец уехал в Вильно и основал там типографию на средства купцов Мамоничей. В 1574-1575 годы им здесь было напечатано "Четвероевангелие". В 1576 году закончил печатание "Псалтыри". В том же году порвал отношения с Мамоничами, перебрался на Волынь, в имение князей Острожских. Петр Тимофеев Мстиславец (? — не раньше 1579), первопечатник, вероятный автор послесловий к нескольким печатным изданиям. Прозвище «Мстиславец» указывает на происхождение Петра Мстиславца из белорусского города Мстиславля (на территории Великого княжества Литовского). В 1564—65 вместе с И. Федоровым издатель первых точно датированных книг московской печати — Апостола-тетр (1564) и двух Часословов (1565); «Сказания» (1630—40). Предположительно в 1569 Петр Мстиславец расстается с Иваном Федоровым, перебирается в Вильну. На средства купцов — православных Мамоничей он оборудовал типографию (1574) и напечатал в Вильно по крайней мере 3 книги. Возможно, упоминается в «листе» кн. А. М. Курбского к Кузьме Мамоничу («пан Петр»). В 1576—77 между хозяевами типографии и «друкарем» происходит разрыв. Последний раз имя Петра Мстиславца фигурирует в одном из документов, который относится к его бесконечной тяжбе с Мамоничами (1579). Виленские книги Петра Мстиславца: Евангелие (1575), Псалтырь (1576), Часовник (между 1574 и 1576). Евангелие и Псалтырь снабжены послесловиями, с литературной точки зрения не изученными, но обнаруживающими знакомство Петра Мстиславца с «Диалектикою» Иоанна Дамаскина, сочинениями Артемия Троицкого. Роль Петра Мстиславца в написании послесловий к книгам, напечатанным им совместно с Иваном Федоровым, неизвестна.