Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1377 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Минея Праздничная (Menologion). Венеция: типография Божидара Вуковича, типограф Моисей. 19 января 1538.

2°. [1]—[432] = 432 лл. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами и латинскими буквами на лицевой стороне первого, второго, третьего и четвертого листа каждой тетради, римскими цифрами — на втором, третьем и четвертом листе каждой тетради, а также кирилловскими цифрами — на оборотной стороне последнего листа каждой тетради (типа ãа ãаII ãаIII ãаIIII ã). Всего тетрадей 54 по 8 листов в каждой. Строк 32. Набор в два столбца. Шрифт: 10 строк = 60, 72 мм. Вариант: л. 220, 221, 225, 232 набраны шрифтом меньшего кегля (10 строк = 60 мм) с количеством строк на полосе 32— 33. Иллюстрации: л. 2 (св. Симеон Столпник), л. 16 (Рождество Богородицы), л. 30 (крест с криптограммой), л. 36 (св. Иоанн Богослов), л. 43 об. (неверие Фомы), л. 46 об. (св. Параскева Пятница), л. 57 об. (св. Димитрий), л. 67 об. (свв. Косма и Дамиан), л. 71 об. (архангел Михаил), л. 80 об. (св. Николай и король Стефан), л. 88 об. (св. Иоанн Златоуст), л. 110 (Введение Богородицы во храм), л. 126 (св. Николай), л. 135 об. (5 святых — свв. Евгений, Евстратий, Авксентий, Мардарий, Орест), л. 179 об. (Рождество Христово), л. 187 (Богородица с младенцем Иисусом Христом), л. 188 (св. первомученик Стефан), л. 216 об. (Крещение Христово), л. 228 об. (Иоанн Креститель), л. 242 об. (свв. Савва и Симеон сербские), л. 274 об. (свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов), л. 287 (Сретение Христово), л. 305 об. (Иоанн Креститель), л. 318 (Благовещение), л. 324 об. (св. Георгий Победоносец), л. 341 (свв. Константин и Елена), л. 344 об. (Иоанн Креститель), л. 362 (апостолы Петр и Павел), л. 384 об. (пророк Илия), л. 396 (крест с криптограммой), л. 399 (св. Стефан архидиакон), л. 402 об. (ПреображениеХристово), л. 410 (Успение Богородицы), л. 417 об. (Иоанн Креститель). 34 оттиска с 32 досок. Заставки и виньетки: 85 оттисков с 17 досок. Инициалы: 173 оттиска с 37 досок. Двухкрасочная печать. В последней тетради, на 5 страницах, напечатана Пасхалия Кирилла Философа в таблицах. В РГБ - 7 экземпляров. Пожалуй, самая красивая книга, изданная Божидаром Вуковичем. Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный в Венеции в первой половине XVI века!

Библиографические источники:

1. Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати 1491-1550. Москва, 2009, № 42

2. Каратаев И. «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами». Том первый. С 1491 по 1652 г.г., Спб., 1883, № 31

3. Сахаров И.П. Обозрение славяно-русской библиографии. Выпуск четвёртый. Хронологическая роспись славяно-русской библиографии. Издания, напечатанные кирилловскими и русскими буквами, с 1491до 1731 года. СПб, 1849, № 23

4. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 28

5. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 25

6. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских. Дополнение». Москва, 1841, № 2

7. Сопиков В.С. Опыт российской библиографии. Редакция, примечания, дополнения и указатель В.Н. Рогожина. Т.1-2, Ч.1-5, СПБ, издание А.С. Суворина, 1904-1906, № 12950

8. Несомненный коммерческий интерес интерес у Титова А.А. Старопечатные книги по Каталогу А.И. Кастерина, с обозначением их цен. Ростов, 1905, № 8 ... 600 р.!

9. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 1. Книги кирилловской печати XV-XVIII веков. Каталог, Москва. 1979, № 9

10. Ищем купить. Our desiderata. Доклад П.П. Шибанова. Издание АО «Международная книга». Москва, Мосполиграф, типо-цинкография «Мысль печатника», [1927], №28. ... 250 руб.

11. Издания кириллической печати XV-XVI вв. (1491-1600). Каталог книг из собрания ГПБ. СПБ, 1993, № 22


Термин "славянский палеотип на кириллице" мы отождествляем с двумя великими типографами Славянского мира: Франциском Скориной и Божидаром Вуковичем. Список славянских палеотипов кирилловского шрифта, напечатанных Вуковичем и его последователями поистине впечатляет:

1. Псалтырь, типограф Пахомий, 7 апреля 1519 года. 4°.

2. Служебник, типограф Пахомий, 7 июля 1519 года. 4°.

3. Сборник для путешествующих, типограф Пахомий, 6 марта 1520 года.

4. Псалтырь с восследованием, типограф Пахомий, 12 октября 1520 года. 4°.

5. Сборник для путешествующих, 2-е изд., типограф Пахомий, 1527 года.

6. Сборник для путешествующих, 3-е изд., типограф Моисей, 1535 года. 2°.

7. Октоих пятигласник,  типографы Феодосий, Геннадий и  Моисей, 27 июля 1537 года. 2°.

8. Праздничная Минея, типограф Моисей, 19 января 1538 года. 2°.

9. Требник или Молитвенник, около 1540 года. 4°.

10. Псалтырь с восследованием, 1546 года. 4°.

11. Молитвенник – Сборник. 1 июня 1547 года. 8°.


В конце 20-х гг. XVI в. типограф Пахомий умер. Божидар Вукович очень долго не мог найти нового типографа, знающего славянский язык. Издательскую деятельность пришлось прекратить. Печатник нашелся лишь в 1535 г., его звали Моисей и был он, как говорилось в послесловиях, «от Сербские земли». Моисей перепечатал «Сборник для путешествующих» в несколько увеличенном формате.

В другой своей книге — Праздничной Минее, оконченной печатанием 19 января 1538 года, Моисей сообщил о себе более подробные сведения. Был он иеродьяконом «от монастыря, глаголемаго Дечанох». Это тот самый существующий до сих пор монастырь Дечани, где был отыскан Октоих пятигласник Макария. Родом же был Моисей «от места, нарицаемого Будимлия, близь монастыря Шудикове». Праздничная Минея очень красивая книга. Отпечатана она большим форматом — в лист. Постарался Моисей и о художественном убранстве, украсив книгу 34 иллюстрациями и большим количеством заставок и концовок. На одной из заставок мы видим гербовый щит с изображением идущего льва. Надпись на щите — «Господин Божидар воевода» — поясняет, чей это герб. Дворянство и герб даровал ему император Карл V. Императорский указ об этом отыскал в придворном архиве в Вене в 1983 г. профессор из Черногории Евто Милович.

Оценить личный вклад Божидара в издательское дело сложно, т. к. в его типографии работали профессиональные печатники: в 1519-1520 гг.- иеромонах Пахомий, обучавшийся типографскому делу еще в зетской печатне Црноевичей, в 30-х гг. дечанский иеродиакон Моисей из Будимли, иеромонахи Феодосий и Геннадий из Милешевы. Репертуар и содержание изданий Божидара тесно связаны с современной им сербской рукописной традицией. В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, которыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и наша Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров которой в XVI веке была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь заставки, характеризует сочетание образцов традиционной для сербской рукописной книги балканского плетеного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращенное написание его имени БО(ж) на стилизованном щите в заставках.




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?