Служебник (Liturgiarion). Венеция: типография Божидара Вуковича, типограф черногорский иеромонах Пахомий, 7 июля 1519.
4°. [1]—[240] л. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на первом и последнем листе каждой тетради, коих 30, по 8 листов в каждой. Строк 19. Шрифт: 10 строк = 79 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 6 оттисков с 4 досок. Инициалы: 221 оттиск с 31 доски. Двухкрасочная печать. Инициалы: 197 оттисков с 51 доски. Двухкрасочная печать. В центре первой заставки «Служебника» помещен гербовый щит с крестом и аббревиатурой имени Божидара Вуковича «Бож». Пять же заставок в меньшем размере и тоже черные, помещены вверху главных статей. "Турецкое владычество привело к «умалению» и «расхищению» церковных книг", - пишет Вукович в "Послесловии". Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный в Венеции в первой половине XVI века!
Издание известно в двух вариантах с различным набором л. 81-82, 87-88, 114-114 об., 120-120 об. В Российской государственной библиотеке представлен лишь один из этих вариантов. Известны также два варианта набора на л. 166 об. и 197 об. В экземплярах РГБ есть как первый, так и второй варианты, которые представлены в помещенной ниже таблице:
Библиографические источники:
1. Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати 1491-1550. Москва, 2009, № 19
2. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 1. Книги кирилловской печати XV-XVIII веков. Каталог, Москва. 1979, № 6
3. Сахаров И.П. Обозрение славяно-русской библиографии. Выпуск четвёртый. Хронологическая роспись славяно-русской библиографии. Издания, напечатанные кирилловскими и русскими буквами, с 1491до 1731 года. СПб, 1849, № 11
4. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 15
5. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 12
6. Каратаев И. «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами». Том первый. С 1491 по 1652 г.г., Спб., 1883, № 15
7. Ищем купить. Our desiderata. Доклад П.П. Шибанова. Издание АО «Международная книга». Москва, Мосполиграф, типо-цинкография «Мысль печатника», [1927], № 16 ... 200 руб.
8. Издания кириллической печати XV-XVI вв. (1491-1600). Каталог книг из собрания ГПБ. СПБ, 1993, № 11
Владелец типографии в Венеции Альд Мануций (1450-1515), знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. Он поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых собирались и обсуждали издаваемые книги, а также редактировали их. Этот кружок получил название "Новой академии", а его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением. Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг (текстура, готический минускул). В типографии Альда Мануция художники, подражая античным образцам, использовали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте. Чтобы конкуренты не могли подделать его издания, Мануций рассылал каталоги с указанием цен, помещал на книгах издательскую марку. На ней был изображен дельфин, обвившийся вокруг якоря. Старший Альд, его дети, наследники (Паоло и Альд младший, зять Андреа Торрезано) выпустили более тысячи разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж - 275 экземпляров.
Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория)
В 1519 году славянский мир узнал о существовании и своего «альда». Им стал черногорец Божидар Вукович. Прославленный североитальянский город, лежащий на 118 островах и весь прорезанный каналами, к началу XVI в. стал подлинной Меккой для печатников. Впервые типографский станок сюда привезли в 1469 г. За 31 следующий год в Венеции было основано свыше 150 типографий. Печатали здесь не только латинским и готическим шрифтами, но и славянскими — глаголическим, боснийским, кирилловским. Первую кирилловскую типографию основал здесь в 1519 г. богатый купец Божидар Вукович, родом из черногорской Подгорицы. В Венеции его знали под именем Дионисио делла Веккио. Божидар во многом итальянизировался, взял себе в жены богатую и знатную венецианку. Но всегда помнил о родине, страдавшей под иностранным игом. Божидар Вукович устроил в Венеции типографию, чтобы печатать для земляков, как он писал, «душеполезные книги, угодные всякому прочитающему». На его родине, утверждал он, книги расхищены и уничтожены «измаильтянами», т. е. турками. Поэтому и завел он печатню «в западных странах Италийских, в славном граде Венетиане».
Список славянских палеотипов кирилловского шрифта, напечатанных Вуковичем и его последователями поистине впечатляет:
1. Псалтырь, типограф Пахомий, 7 апреля 1519 года. 4°.
2. Служебник, типограф Пахомий, 7 июля 1519 года. 4°.
3. Сборник для путешествующих, типограф Пахомий, 6 марта 1520 года.
4. Псалтырь с восследованием, типограф Пахомий, 12 октября 1520 года. 4°.
5. Сборник для путешествующих, 2-е изд., типограф Пахомий, 1527 года.
6. Сборник для путешествующих, 3-е изд., типограф Моисей, 1535 года. 2°.
7. Октоих пятигласник, типографы Феодосий, Геннадий и Моисей, 27 июля 1537 года. 2°.
8. Праздничная Минея, типограф Моисей, 19 января 1538 года. 2°.
9. Требник или Молитвенник, около 1540 года. 4°.
10. Псалтырь с восследованием, 1546 года. 4°.
11. Молитвенник – Сборник. 1 июня 1547 года. 8°.
Работал в типографии «грешный и последний священноинок Пахомие от Черной горы», скорее всего, ученик Макария. 7 июля 1519 г. вышел из печати первенец — Служебник. Восемь месяцев спустя—6 марта 1520 г.— за ним последовала изящная маленькая книга, которую современные сербские исследователи называют «Сборник для путешествующих». В нем собраны различные молитвы, Часословец, краткий календарь-месяцеслов, всякие справочные сведения (например, перечень созвездий зодиака для каждого месяца). Букварей и других учебных книг у черногорцев и сербов в ту пору еще не было. Детей учили читать по Псалтыри. Это учитывал Божидар Вукович, когда 12 октября 1520 г. выпустил в свет Псалтырь с восследованием. Все эти книги напечатаны четкими, хорошо читаемыми шрифтами. В «Сборнике для путешествующих» четыре искусно сделанные гравюры. В 1527 г. Божидар Вукович дополнил эту книгу новыми текстами, улучшил ее оформление, довел количество иллюстраций до 11 и снова выпустил в свет. В конце 20-х гг. XVI в. Пахомий умер. Божидар Вукович очень долго не мог найти нового типографа, знающего славянский язык. Издательскую деятельность пришлось прекратить. Печатник нашелся лишь в 1535 г., его звали Моисей и был он, как говорилось в послесловиях, «от Сербские земли». Моисей перепечатал «Сборник для путешествующих» в несколько увеличенном формате. В другой своей книге — Праздничной Минее, оконченной печатанием 19 января 1538 года, Моисей сообщил о себе более подробные сведения. Был он иеродьяконом «от монастыря, глаголемаго Дечанох». Это тот самый существующий до сих пор монастырь Дечани, где был отыскан Октоих пятигласник Макария. Родом же был Моисей «от места, нарицаемого Будимлия, близь монастыря Шудикове». Праздничная Минея очень красивая книга. Отпечатана она большим форматом — в лист. Постарался Моисей и о художественном убранстве, украсив книгу 33 иллюстрациями и большим количеством заставок и концовок. На одной из заставок мы видим гербовый щит с изображением идущего льва. Надпись на щите — «Господин Божидар воевода» — поясняет, чей это герб. Дворянство и герб даровал ему император Карл V. Императорский указ об этом отыскал в придворном архиве в Вене в 1983 г. профессор из Черногории Евто Милович. Книги Божидара Вуковича хорошо расходились на южнославянских землях, поэтому он решил расширить типографию. В 1536 г. в ней появились новые мастера — Феодосий и Геннадий, монахи Милешевского монастыря. Работая одновременно с Моисеем, они в 1537 г. выпустили в свет Октоих пятигласник. Книга эта — продолжение Октоиха первогласника, изданного очень большим тиражом еще в 1494 г. типографией Джурджа Црноевича. Трудившийся там Макарий напечатал и Октоих пятигласник, но тираж этой книги, видимо, был очень мал. Поэтому Вукович и решил продолжить труды Црноевича. В 1540 г. Божидар Вукович умер. Похоронить себя он завещал на родине— в монастыре Старчево на Скадарском озере. Типография продолжала работать. Ее финансировал сын Божидара Виченцо, а затем и другие люди, счастливо соединявшие предпринимательство с просветительством. Новые мастера перепечатывали старые издания Божидара, причем так, что лишь специалисты могут отличить копию от оригинала. Знали эти издания во всем славянском мире. Уже в XVII в. украинские и белорусские типографы копировали отсюда иллюстрации и заставки.