Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 165 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Псалтырь с восследованием (Psalterium ecclesiosslavicum, cum officiis diversis). Цетинье: типография Джурджа Црноевича, типограф иеромонах Макарий, 22 сентября 1495.

4°. 348 лл. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, коих 43 , (за исключением 8-й и 9-й; в тетрадях 2 и 3 проставлена сигнатура «2». Каждая тетрадь состоит из 8-ми л.л. Строк: 27. Шрифт: 10 строк=65 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 4 оттиска с 3-х досок. Инициалы: 222 оттиска с 28-ми досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. Киноварь употребляется для сигнатур 2-6, в надстрочных надписаниях, некоторых заглавных и местами строчных буквах, точках. Первое слово каждого псалма и некоторых молитв начинается красивой заглавной черной буквой, в четырехугольной рамке; шрифт, как заглавный, так и строчный очень хорош. На первом листе, над текстом, отпечатана четырехугольная фигурная черная заставка, резанная на дереве, занимающая 3-ю часть страницы; в ней, посередине, помещен герб: двуглавый орел, окруженный лавровым венком, который с двух сторон поддерживают ангелы; вокруг орла и на груди его находятся буквы: Б, Гн, Гю, Цр, которые читаются так: "Боголюбивый господин Гюрга Црноевич". Такая же заставка и с тем же самым гербом отпечатана в тетради 24-й на 7-м листе. Две другие черные заставки находятся: первая на листе 8-м, перед началом псалтыри, она занимает полстраницы, и в ее середине, между разнообразными фигурами, можно различить крест с орлом малого размера; вторая заставка в 13-й тетради на обороте 2-го листа, перед началом избранных псалмов. В конце книги, на 3-х последних листах напечатано послесловие.  В РГБ – два экземпляра, оба дефектные. В мире сохранилось  считанное количество экземпляров. Чрезвычайная редкость! Шестая славянская книга, инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

Библиографические источники:

1. Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати 1491-1550. Москва, 2009, № 6

2. Ищем купить. Our desiderata. Доклад П.П. Шибанова. Издание АО «Международная книга». Москва, Мосполиграф, типо-цинкография «Мысль печатника», [1927], № 9 ... 150 руб.

3. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 8

4. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 9

5. Каратаев И. «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами». Том первый. С 1491 по 1652 г.г., Спб., 1883, № 8

6. Сахаров И.П. Обозрение славяно-русской библиографии. Выпуск четвёртый. Хронологическая роспись славяно-русской библиографии. Издания, напечатанные кирилловскими и русскими буквами, с 1491до 1731 года. СПб, 1849, № 8

7. Родосский А. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской академии. Вып. I. СПБ., 1891. № 2

8. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских и российских, находящихся в библиотеке графа Ф. А. Толстова», М., 1829, № 4

9. 400 лет русского книгопечатания. М., 1964, c.c. 15-16

10. Издания кириллической печати XV-XVI вв. (1491-1600). Каталог книг из собрания ГПБ. СПБ, 1993, № 6


В 1493 году в Цетинье основал типографию зетский воевода Георгий I Црноевич, управлял ею схииеромонах Макарий «из Черногории»; в 1494 г. там издана первая половина «Октоиха» (так называемый «Октоих первогласник»), в 1495 г. начала печататься вторая половина («Октоих пятигласник»), но, вероятно, это издание не было окончено из-за турецкой агрессии: известны лишь фрагменты первых шести тетрадей книги; в 1495 году напечатана «Псалтирь с восследованием»; около 1496 года — «Требник» («Молитвенник»); затем типография прекратила свое существование, а Макарий отправился в Румынию (вероятно, в Тырговиште).  В послесловии Октоиха говорится о причине, побудившей к основанию типографии: разорение церквей и уничтожение богослужебных книг турецкими завоевателями. Оборудование для типографии было привезено из Венеции.

Печатание производилось под руководством священника схииеромонаха Макария при участии восьми человек. Интересна гербовая заставка правителя и в «Октоихе первогласнике» и в «Псалтыри с восследованием»: на первом листе, над текстом, отпечатана четырехугольная фигурная черная заставка, резанная на дереве, занимающая 3-ю часть страницы; в ней, посередине, помещен герб: двуглавый орел, окруженный лавровым венком, который с двух сторон поддерживают ангелы; вокруг орла и на груди его находятся буквы: Б, Гн, Гю, Цр, которые читаются так: «Боголюбивый господин Гюрги Црноевич». В третьем издании Макария — в «Псалтыри с восследованием», вышедшей 22 сентября 1495 г., послесловие есть. Здесь впервые указано место, где находилась типография,— «на Цетиню». Книга украшена 4-мя узорными заставками и 222 красивыми инициалами. Часть буквиц напечатана черным цветом, а часть — красным. Умело сочетая цвета, Макарий сделал книгу замечательным произведением типографского искусства.

А так выглядит знаменитое послесловие макарьевской Псалтыри с восследованием:


Псалтирь для богослужебного употребления бывает или с приложением Часослова и разных последований, и тогда она называется Псалтирью с последованием, или с восследованием, Псалтирью следованной, или печатается одна Псалтирь без последований, которая в просторечии иногда называется Псалтирью простой, келейной, малой. В той и другой Псалтирях, как в книге учительной, печатаются статьи, которые поучают вере в Единого Бога, в Троице прославляемого, именно Символ святого Афанасия, патриарха Александрийского; Изложение о вере и вопросы и ответы о богослужении блаженного Анастасия, патриарха Антиохийского, и святого Кирилла Александрийского; Изложение о вере святого Максима Исповедника; "Краткое изъявление, о еже како всякому православному христианину по древнему преданию святых апостол и святых отец на изображение знáмения креста святаго на лицé своем подобает руки΄ своея΄ пéрсты на ки΄я слагати". Та и другая Псалтири разделяются на 20 кафизм, каждая кафизма - на три "Славы", или три части, которые оканчиваются песнью "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу". После каждой кафизмы помещаются особые молитвы. Далее в обеих Псалтирях прилагается устав - когда и какие кафизмы во все лето (во весь год) подобает глаголать, а также печатаются Последование по исходе души от тела и Помянник. В Последовании по исходе души есть молитва, которая, по обычаю, читается на каждой "Славе" при чтении Псалтири по усопшим.

Псалтирь с последованием назначена для употребления при богослужении в храме, а Псалтирь малая назначена более для келейного употребления. Поэтому в этих книгах есть особенности. Псалтирь с последованием, кроме собственно Псалтири, содержит три приложения. Это, прежде всего, Часослов, в котором заключаются полунощницы вседневная, субботняя, недельная, утреня, часы с междочасиями, с чином изобразительных и чином возвышения панагии, вечерня с чином благословения трáпезы, повечерия великое и малое. Здесь нет, как в Часослове великом, последований часов в навечерие Рождества Христова, Богоявления и часов Великого пятка. Псалтирь с последованием содержит также избранные из всех богослужебных книг тропари и кондаки: тропари и кондаки Миней месячных, которые печатаются в Псалтири в Месяцеслове; тропари Триодей постной и цветной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. Для первого дня Пасхи здесь содержится и все последование. Тропари и кондаки Октоиха: 1) воскресные: а) отпустительны с Богородичнами, ипакои΄ с кондаками, восьми гласов; б) воскресные, поемые по непорочнах во все лето, и в) иные тропари, поемые по непорочнах в субботу, для всех гласов одни и те же. 2) Седмичные: а) Богородичны отпустительные, которые называются "Богородичнами от менших" (Типикон, гл. 52), всех восьми гласов, которые поются во весь год на вечерне после тропарей и на утрене; б) отпустительные тропари всей седмицы на повечерии, для всех гласов одни и те же; из Минеи общей - тропари и кондаки святым всех ликов. В Псалтири с последованием в связи с этим находится "Указ об отпустительных тропарях и кондаках", то есть указания на то, какие и когда поются тропари и кондаки на службах. Псалтирь с последованием содержит, кроме того, все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред Святым Причащением: "Право готовящимся служити и хотящим причаститися Святых Божественных Таин Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа"; Акафист Иисусу Сладчайшему; Последование в акафистову песнь Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; Парáклисис, или канон молебный к Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (творение монаха Феостирикта); Канон молебный к хранителю человеческия жизни, ангелу; Последование Святого Причащения, которое состоит главным образом из канона умилительного (на глас второй), из молитв пред Причащением и молитв по Причащении; дневные службы из Октоиха на все дни седмицы; молитвы на сон грядущим. Все эти молитвы и каноны вместе с Правилом, как готовиться к Причащению, печатаются и отдельно - в книге Прави΄льник, или Правило, как было сказано выше. В Псалтири с последованием как бы особое приложение составляют Слово святого Кирилла о исходе души и о втором пришествии Христовом, Пасхалия и Лунник.

В Псалтири малой, назначенной, главным образом, для келейного употребления, печатаются, кроме собственно Псалтири, такие статьи, которых нет в Псалтири следованной: глава "От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предадé ангел Господень великому Пахомию", то есть правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву; "Чин, како подобает пети дванáдесять псалмов осóбь, и΄хже поя΄ху преподобнии отцы пустынии во дни и нощи΄, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих".

Некоторые молитвословия печатаются в Псалтири малой иначе, чем в Псалтири с последованием. Именно: в Псалтири малой пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находятся Трисвятое и покаянные молитвы и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, "согласно уставу святых отцев, прéданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным христианом". В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, эти молитвы печатаются не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрене с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в самом последовании утрени, которой нет в Псалтири малой. И в Псалтири малой, и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, которые поются после полиелея в праздники Господни и в дни памяти нарóчитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статии и соединена с тропарями - похвалами, какие поются в Великую субботу на утрене Погребения Христова, чего нет в Псалтири малой.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?