Автором и издателем книги был Николай Иванович Кутепов (1851-1907) — профессиональный военный, окончательно ушедший с военной службы в 1906 году в звании генерал-майора, писатель. В 1869 году с отличием закончил Александровское военное училище, начал службу прапорщиком в императорском батальоне гвардейских стрелков, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе в знаменитой обороне Шипкинского перевала, был ранен. Образцово дисциплинированный офицер, беззаветно преданный Императору, показывал отличные успехи в стрелковом деле (получал призы в состязаниях по стрельбе и фехтованию). В 1885 году добровольно вышел в отставку и получил гражданский чин надворного советника. На гражданской службе Н.И. Кутепов занял пост заведующего хозяйственной частью Управления Императорской охотой, располагавшегося в Гатчине в Приоратском дворце.. В 1886 году в качестве высочайшей милости за отличную службу Н.И. Кутепов был восстановлен в родном полку офицером с правом не нести в нем службы, но с привилегией носить военный мундир на гражданском посту и получать воинские звания за выслугу лет. Кавалер четырех орденов (Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени, Анны 2-й и 3-й степеней). В Гатчине, где располагалась Императорская охота, Николай Иванович, помимо основной деятельности, занимался большой общественной работой. Помимо прочего он состоял членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Идея создания книги посвященной истории царской охоты принадлежит императору Александру III, который, производя осмотр своих гатчинских охотничьих владений в мае 1891 года, высказал пожелание о написании такой книги начальнику Управления Императорской охоты князю Дмитрию Борисовичу Голицыну, а задача непосредственной подготовки этого труда легла на плечи полковника Н.И. Кутепова. Такой выбор был сделан не случайно. Н.И. Кутепов имел непосредственное отношение к Императорской охоте, был прекрасным знатоком ее истории, обычаев и традиций. Кроме того, Николай Иванович имел безукоризненную служебную репутацию. Государь был уверен в его организаторском таланте, уме, образцовом трудолюбии и добросовестности, а также в беззаветной Ему преданности. В 1893 году Н.И. Кутепов издал «Памятную записку о положении дела по составлению Сборника материалов, касающихся Великокняжеской, Царской и Императорской охоты в России», своеобразный развернутый план будущей книги. В центре обложки был изображен Императорский двуглавый орел, сжимающий в лапах два охотничьих рога, а в нижнем правом углу выполнена надпись «1891–1893 г.г. Гатчина». Н.И. Кутепов провел большую исследовательскую работу, собрав все известные к тому времени документы по истории охоты в российских архивах и библиотеках. При написании своего труда он пользовался советами и помощью крупных ученых, его консультантами были С.Н. Шубинский (главный редактор журнала «Исторический вестник»), И.В. Помяловский (известный филолог и археолог), П.Н. Полевой (писатель и литературовед), А.В. Половцов (заведующий общим архивом министерства Императорского двора); в качестве исторического иллюстративного материала были привлечены гравюры из ценнейшей коллекции П.Я. Дашкова и ряда других источников, благо тема воистину Царская… Издание вышло малым тиражом (400 экз.) и в роскошном исполнении. Исторический очерк охватывает большой период в русской истории, от первых Князей Древней Руси до правления Императора Александра II, и рассказывает не только об истории охоты, но и об образе жизни российских монархов, их увлечениях. В книге собран уникальный исторический материал с момента образования Древнерусского государства до конца XIX века. В издании приведены свидетельства о распространенности охотничьего промысла, об изобилии дичи и употреблении продуктов охоты; упоминания летописей о поверьях народа, имевших отношение к охоте; значение царской охоты обиходное и политическое; посылка ловчих птиц и сокольников в иностранные земли с добавлением сведений о цели посольств, приеме послов и особых обстоятельствах. Также приведены выдержки из охотничьих дневников царей с описанием царских охот, мест производства той или иной охоты, особых обстоятельствах, сопровождающих охоты и прочее; свидетельства об организации и о личном составе птичьей и псовой охот, бобровники, охотничьи лошади, охотничье снаряжение; потеха медвежья и львиная; охотничьи заклятья, поверья и прочее. В Примечаниях, которые составляют почти половину каждого тома, приводятся тексты подлинных исторических документов. До сих пор этот труд является непревзойденным по богатству собранных материалов. На службе Н.И. Кутепов отличался хорошими организаторскими способностями, которые помогли ему и в создании великолепного коллектива художников, работавших над оформлением «Царской охоты». В книге были собраны работы известных русских художников — И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.А. Серова, В.И. Сурикова, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.М. и В.М. Васнецовых и многих других. Автором оформления переплетов издания, рисунков форзацев и многих иллюстраций в тексте явился академик Николай Семенович Самокиш (1860-1944) — один из выдающихся графиков конца XIX– начала XX века, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии. Он и после смены власти в стране остался верен военной тематике. Советские критики 30-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его картине «Переход Красной Армии через Сиваш». В 1941 году Самокиш стал лауреатом Сталинской премии, а некогда оформленный им четырехтомник «Царская охота» оказался запрещен, как воспевающий «старый» быт русских царей и вельмож. Издание было осуществлено в типографии Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, которая считалась лучшей типографией того времени в России. Оборудование типографии позволило выполнить прекрасные шрифты, воспроизвести рисунки художников, изготовить серебряные наугольники в виде двуглавых орлов. Была использована высококачественная бумага, дорогие материалы для роскошных переплетов. Экспедиция была основана в 1818 г., по указанию императора Александра I, как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг. Наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция активно занималась изданием книг. Являясь государственным учреждением и, следовательно, не будучи стесненной в средствах, Экспедиция имела возможность оснащать свои мастерские самым современным оборудованием. Высокий уровень технического оснащения Экспедиции, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все для издания, изначально задуманного как роскошное: и прекрасные шрифты ("Царская охота на Руси" была набрана новым тогда еще шрифтом "медиеваль"), и серебряные наугольники в виде двуглавых орлов, и высококачественная бумага, практически не изменившая за столетие свой цвет, и великолепные воспроизведения акварельных, темперных и прочих рисунков художников. Так, многокрасочные внетекстовые иллюстрации, рисунки для которых были выполнены специально для этого издания лучшими художниками рубежа веков — были воспроизведены хромолитографией, а виньетки художника Н.С. Самокиша, украсившие все 4 тома издания — фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, был использован особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации имели защитные кальки, на которых, к тому же, были помещены подписи к рисункам. Ответственным за воспроизведение изобразительного материала в издании был заведующий художественной частью Экспедиции, профессиональный гравер Густав Игнатьевич Франк, который также исполнил офорт "Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев" с оригинала И.Е. Репина для 2-го тома. Здесь следует упомянуть, что, наряду с автотипией и хромолитографией, в "Царской охоте на Руси" помещены 4 офорта (один, упомянутый выше, во 2-м томе, и три в 3-м томе издания, с оригиналов В.И. Якоби), а также две гелиогравюры ( во 2-м томе, с оригиналов В.И. Сурикова и К.В. Лебедева). Для того времени был характерен интерес к библиофильским изданиям, представляющим собой произведения искусства книжного дела, таковым и стала данная книга. Первый том, посвященный истории великокняжеской и царской охоты на Руси с X по XVI век, вышел в 1896 году. В книге имелось посвящение «Блаженной и вечной памяти великого Государя Александра III», которое было воспроизведено во всех последующих томах. Второй том, рассказывающий о царской охоте в XVII веке, был напечатан в 1898 году. Экземпляры с использованием самых дорогих материалов предназначались для подношения высокопоставленным лицам, людям, оказывавшим помощь в издании книги. В оформлении третьего тома, изданного в 1902 году, приняли участие художники — члены художественного объединения «Мир искусства»: Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере. Работы этих художников, хотя и составили лишь часть иллюстраций и оформления «Царской и императорской охоты», сразу изменили вид издания, придав ему новые качества. Участие в этом проекте имело для «мирискусстников» и для истории русской книжной графики немалое значение. В этой работе были выработаны новые принципы оформления и иллюстрирования книг на историческую тему, были заложены основы стиля графики объединения «Мир искусства», где глубокое знание культуры изображаемой эпохи сочеталось с полетом фантазии, понимание требований книжной специфики со свободой и гибкостью художественного языка. Четвертый том, посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел в 1911 году после смерти Н.И. Кутепова, последовавшей 23 декабря 1907 года (11 января 1908 года). Работа была завершена благодаря усилиям его жены Елены Андреевны Кутеповой. Издание Н.И. Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, наиболее представительными из которых были: выставка "Искусство в книге и плакате", проходившая в рамках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911 г.- январе 1912 г. (был показан 3-й том издания), и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге, 1914г. (экспонировались все 4 тома). "Царская охота на Руси" была издана в нескольких вариантах переплета: — в цельнокожаном переплете, с серебряными наугольниками 84-й пробы в форме двуглавых орлов на передней крышке (кроме 4-го тома, не имевшего углов), с тройным золотым обрезом, в суперобложках под цвет переплета из ледерина, наклеенного на бумагу и с тисненым золотом большим двуглавым орлом в центре. Присутствовали также тканые шелковые закладки, прикрепленные к блокам металлизированной серебряной нитью (данный вариант предположительно предназначался для подношения высокопоставленным лицам). В подобных экземплярах встречались тканевые форзацы с вензелем Императора, как, например, в экземпляре 4-го тома из библиотеки Николая II, хранящимся в Государственном Эрмитаже. В другом варианте — коленкоровый переплет с кожаным корешком, с тройным золотым обрезом, с бумажными форзацами, оформленными Н.С. Самокишем (подобный вариант был подготовлен для розничной продажи; так, в магазинах Экспедиции заготовления государственных бумаг и "Товарищества М.О. Вольф" книгу можно было приобрести по цене 50 рублей за том). Кроме того, на рубеже ХIХ и ХХ вв. — в период расцвета библиофилии — не могли не выпустить нумерованные экземпляры столь замечательного издания, с использованием самых дорогих материалов и в специальных футлярах, оклеенных изнутри тканью. Номера были указаны на титульном листе тома, идущем перед оглавлением, а также на ярлычке футляра; всего нумерованных экземпляров было, по-видимому, не менее 150 (максимальный из известных — №137). Книга представляет собой одно из лучших произведений русского книжного искусства рубежа XIX и XX веков. Сразу после выхода в свет издание стало легендой и библиографической редкостью.