Коллекция антикварной графики: И.А. Всеволожский и др.
Т. 1-2. (97 рисунков). Русская элита: 1830-1890-е годы. Блестящие карикатуры на дипломатов, представителей дворянства и политических деятелей.
Provenance: книжное собрание Л.В. Иславина.
Техника: акварель, гуашь, белила, тушь.
Переплёты: В 2-х п/к переплётах эпохи: Т.1 — п/к, золотое тиснение по корешку (AMBASSADE DE RUSSIE A PARIS. 1877), Т.2 — п/к без тиснения. На передних форзацах переплётов владельческие экслибрисы: «Из книг Л.В. Иславина».
Формат: Т.1 — 42х33 см, Т.2 — 39х32 см.
Уникальная коллекция! Памятник национального значения!
Всеволожский, Иван Александрович (1835—1909) - дипломат, русский театральный деятель, сценарист, художник, тайный советник, обер-гофмейстер. Окончил Петербургский университет. Состоял на дипломатической службе. С 1881 директор императорских театров (до 1886 — московских, в 1886-99 — петербургских), где провёл ряд важных организационных реформ. В своей деятельности ориентировался на вкусы придворно-аристократических кругов, уделяя большое внимание созданию пышных «постановочных» спектаклей и подчас игнорируя произведения отечественных авторов. В то же время по его инициативе П. И. Чайковскому была заказана музыка балетов «Спящая красавица» (Всеволожский автор сценария совместно с М. И. Петипа) и «Щелкунчик», а также поставлены Петипа балеты «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова в петербургском Эрмитажном театре. Также автор множества эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям (в том числе его эскизы костюмов использованы при постановке балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда» и др.). В 1889 г. — Почётный член Санкт-Петербургского Филармонического общества. В 1899 г. стал директором Эрмитажа. Дипломат, имевший широкие связи за границей, Всеволожский был прекрасно образован и хорошо понимал значение Эрмитажа. Он привлёк к работе в Эрмитаже ряд молодых специалистов, связанных с кругами коллекционеров и художников, которых А. Н. Бенуа объединил вокруг журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы». Владелец села Большая Алешня Ряжского уезда, Рязанской губернии. Жена Екатерина Дмитриевна, урожденная княгиня Волконская, внучка генерал-фельдмаршала князя П. М. Волконского. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Экспертиза
Представленное для экспертного заключения собрание рисунков, выполненных различными художниками в 1830-1890-х гг., составлено в два тома Л.В. Иславиным, о чем свидетельствуют экслибрисы и пометы на томах.
Л.В. Иславин (18…—1934) известен как художник-любитель, до 1917 г. находился на дипломатической службе, статский советник, был посланником в Черногории, работал в резиденции в Цетинье, консулом в Ницце, генеральным консулом в Вене. Его имя встречается в переписке русских литераторов, он приходился племянником Л.Н. Толстому. Книги с экслибрисами Л.В. Иславина, библиофила и коллекционера, автора нескольких экслибрисов встречаются в собрании редких книг Российской национальной библиотеки и Библиотеки Российской Академии наук.
Том 1 представляет собой подборку рисунков-шаржей на членов русского посольства в Париже и некоторых русских и европейских государственных деятелей (49 рис.), выполненных в 1877 г. И.А. Всеволожским, служившим в то время в русском посольстве в Париже. Авторство И.А. Всеволожского основано на подписях к нескольким рисункам, в частности авто-шаржу, в которых он назван автором карикатур альбома, также на основе владельческой записи на обороте форзацного листа.
Имя Ивана Александровича Всеволожского (1835-1909) хорошо известно в истории русской культуры и искусства. До 1881 г. он находился на дипломатической службе, в 1870-х гг. работал в русском посольстве в Париже. В 1881-1900 гг. Всеволожский занимал должность директора Императорских театров, а в 1900-1909 гг. — Императорского Эрмитажа. Настоящую славу И.А. Всеволожскому принесла не дипломатическая и театрально-музейная деятельность, а его удивительный талант художника-карикатуриста (И.А. Всеволожский был избран почетным членом Императорской Академии художеств). Талант Всеволожского рисовальщика высоко оценивали уже современники. Так, граф С.Д. Шереметьев считал его шаржи, изображающие русское общество, первыми в ряду подобных произведений. Талантливость, остроумие, точность характеристики, легкость и моментальность исполнения отмечали в воспоминаниях и другие авторы. Сегодня шаржи И.А. Всеволожского хранятся во многих крупных музеях РФ, например, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном литературном музее и др.
Рисунки в представленном для экспертного заключения альбоме (т. 1) по манере исполнения, характерным приемам рисунка фигур, частей человеческого тела, общей стилистики исполнения, безусловно, принадлежат руке одного художника и обнаруживают самое непосредственное сходство с образцами творчества И.А. Всеволожского, хранящимися в музеях РФ. В определенной мере авторство подтверждает единство серии, темы: изображение русских дипломатов во Франции и в связи с событиями наступающей Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Нельзя не отметить остроумную и точную художественную характеристику действий канцлера А.М. Горчакова и русской дипломатии в это время. В альбоме представлены все значимые лица русского дипломатического корпуса во Франции, что мог сделать только современник и очевидец событий — таковым был И.А. Всеволожский. Среди лиц, запечатленных И.А. Всеволожским, известный русский дипломат Н.О. Игнатьев, П.А. Капнист, в то время советник посольства во Франции, затем посол в Вене, А.М. Горчаков, министр иностранных дел России и Государственный канцлер (с 1867), военный атташе посольства князь Трубецкой, посол в Париже граф Н.А. Орлов, советник посольства Г.Н. Окунев, А.А. Васильчиков, многие годы служивший в различных русских посольствах Европы, а в 1879-1889 гг. — директор Императорского Эрмитажа, автор шаржей И.А. Всеволожский, П.П. Толстой, князь Голицын, Нарышкин, барон Фредерикс, А.Г. Строганов и др. В целом, первый том коллекции рисунков Л.В. Иславина можно определить как серию рисунков-шаржей, исполненную в довольно короткий период времени около 1877 г. в период службы И.А. Всеволожского в русском посольстве в Париже. Видимо, альбом изначально создавался как альбом, посвященный русскому посольству в Париже. Второй том (48 рис.) представляет собой сборник рисунков разных авторов, составленный Л.В. Иславиным. В этом убеждает тот факт, что преимущественно по нижнему полю листов альбома, под рисунками встречаются подписи, например, «Владимир Викентьевич Иславин (1850)», указывающие на то, что ранее альбом имел другое наполнение, видимо фотографии, и принадлежал Иславинам.
Включенные в альбом рисунки, в основном, принадлежат руке И.А. Всеволожского и связаны с его службой в русском посольстве в Париже (27 рис.), остальные принадлежат Л.Н. Вакселю, А.Е. Тимашеву, Кисиди (?), Ионину. Наиболее ранний рисунок выполнен Львом Николаевичем Вакселем (1811-1885) в 1834 г. На нем изображен Николай Трубецкой. Л.В. Ваксель известен как писатель, автор пособий по охоте. Современники отзывались о нем как о блестящем карикатуристе. Несколько рисунков, помещенных в альбоме, выполнены известным русским государственным деятелем, министром почт и телеграфов (1867), внутренних дел (1867-1877) Александром Егоровичем Тимашевым (1818-1893), который хорошо известен также в истории русского искусства как скульптор, академик Императорской Академии художеств (1889) и ее почетный член (1869). Рисунки А.Е. Тимашева исполнены в середине XIX в., на некоторых из них есть дата «1850». Среди них шарж на отца Л.В. Иславина Владимира Александровича Иславина (1819-1903), члена Совета министра государственных имуществ. Несколько рисунков относятся также к «эпохе Горчакова» и связаны с русским посольством в Вене. На них изображены советник посольства А.А. Васильчиков и делопроизводитель Снегирев, карикатуры выполнены Иониным, служащим посольства и художником-любителем. Несколько карикатур относятся к 1890-м гг., они исполнены Кисиди (?). Их появление в альбоме, видимо, связано со служебной деятельностью Л.В. Иславина в Черногории и Вене.
Рисунки второго тома имеют важное историческое значение как источники для изучения истории общественного мнения. Особую ценность, не только мемориальную, но и художественную имеют рисунки А.Е. Тимашева и И.А. Всеволожского.
В целом представленная для экспертного заключения коллекция рисунков Л.В. Иславина — уникальный и ценный памятник русской графической культуры, важный исторический источник для изучения общественно-политических идей и мнений в истории русской дипломатии.
Представленная коллекция рисунков Л.В. Иславина относится к памятникам национального значения, представляет значительный интерес для музеев, исторических архивов и библиотек.
Старший научный сотрудник РГБ,
доктор искусствоведения
Хромов О.Р., см. подлинник экспертного заключения...