Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 220 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Издательство «Гриф». Москва, т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1905.

135, [9] стр. Мягкие издательские обложки работы В. Владимирова. Клише рисунка обложки П.А. Метцгер в Москве. Цензурное разрешение 9 сентября 1904 года. Тираж 1200 экземпляров. Цена 1 рубль. Формат: 20х16,5 см. Первая книга поэта! Экземпляр с автографом автора Петру Петровичу Перцову, знаменитому литературному и художественному критику и публицисту, автору очерков о шедеврах Третьяковской галереи, близкому к кругу символистов. Личность прелюбопытнейшая!

 

 

 


Библиографическое описание:

1. Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова, М., 1975, №2259.

2. Тарасенков А. «Русские поэты XX века», М., 1966, стр. 64.

3. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана, М., 1989, №297.

4. Тарасенков А.К., Турчинский Л.М. «Русские поэты XX века», М., 2004, стр. 119.

5. The Kilgour collection of Russian literature 1750-1920. Harvard-Cambrige, 1959, №120.

6. Автографы поэтов Серебряного века. Дарственные надписи на книгах. Издание РГБ, Москва, 1995, стр. 123.

Пётр Петрович Перцов (1868–1947) прожил долгую жизнь, деятельно трудился многие десятилетия, но так и остался среди литературной свиты второго плана. Это не очень хорошо для человека, особенно человека незаурядного, интеллектуально мощного, каковым Перцов и был, но иной раз даже полезно для потомков. Зоркие наблюдатели (а такие люди чаще всего обладают превосходной остротой видения мира), они нередко оставляют творческое наследие, без которого невозможно восстановить подлинную картину культурного развития. Его дядя Эраст Петрович Перцов (1804-1873), сын крупного казанского землевладельца, был весьма ярким и общительным человеком, принимал в своем казанском доме Пушкина, Боратынского, Толстого и других литературных деятелей. А Петр Петрович в 1892 году переехал из Казани в Санкт-Петербург и активно занялся литературной деятельностью, продолжая периодически навещать родные места. Мемуары самого известного критика, публицистика, редактора религиозно-философского журнала «Новый Путь» П.П. Перцова выразительно рисуют ситуацию идейного перехода от народничества к декадентству и религиозным исканиям в конце XIX- начале XX века.

Среди главных ее героев — Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Вл.С. Соловьев, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, Б.Н. Бугаев (Андрей Белый), В.В. Розанов, художники объединения «Мир искусства». Это было очень давно — в начале XX века. Перцов жил тогда в Петербурге, на Пушкинской, в том громадном «Пале-рояле», который был так хорошо известен петербургскому литературному миру. Книга Перцова «Литературные воспоминания. 1890 – 1902» была опубликована тиражом 2300 экземпляров в 1933 году в издательстве «Академия». С А.А. Блоком и В.Я. Брюсовым Перцова связывали дружеские отношения, а также совместная работа на издательском поприще. Хочу лишь процитировать письмо Александра Блока к П.П. Перцову:

«Многоуважаемый и дорогой Петр Петрович. Посылаю две рецензии и четыре стихотворения... Боюсь, что не успею зайти и повидать Вас до Вашего отъезда. Сегодня С.В. Штейн говорил мне, что вы едете уже в понедельник. Если успеете, очень прошу Вас написать мне в двух словах, годятся ли прилагаемые стихи и пойдут ли те 5 моих рецензий (о Бальмонте, Сиповском, Шницлере, Никто, Костомаровой и Русском, — шестую о «Книге отражений» Анненского напишу на днях), которые у вас лежат. Я испугался, потому что Сергей Влад. говорил, что предполагается иначе поставить библиографию в «Слове». Желаю Вам всего самого лучше» Искренне любящий Вас Ал. Блок».

Остается только с тихим наслаждением погружать свой разум в те времена, когда эпистолярное общение было столь интенсивным, насыщенным и элегантным. Известно оптимистичное стихотворение Валерия Брюсова «В ответ П.П. Перцову»:

Еще я долго поброжу

По бороздам земного луга,

Еще не скоро отрешу

Вола усталого — от плуга.

Вперед, мечта, мой верный вол!

Неволей, если не охотой!

Я близ тебя, мой кнут тяжел,

Я сам тружусь, и ты работай!..

В 1927 году в Москве вышел подготовленный в Государственной академии художественных наук сборник «Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову (к истории раннего символизма»), в котором опубликованы первые 32 письма Брюсова к Перцову из 173, имевшихся в литературном архиве Петра Петровича. По стилю и содержанию они свидетельствуют о тесных дружеских и литературных отношениях между собеседниками. Существует забавнейший рассказ Ираклия Андроникова «Рекомендация Перцову Петру Петровичу» о том, как уже в другую эпоху — в декабре 1942 года — он защитил П.П. Перцова при рассмотрении вопроса о его приеме в Союз писателей СССР на секретариате правления, а позднее и познакомился с ним в ведомственной столовой. Заканчивает Андроников этот рассказ хорошей мыслью:

«Иной раз кажется, что от пушкинской эпохи нас отделяет горы, громада лет. И вдруг видишь, что это — необычайно близко: Пушкин пожимал руку Перцову-дяде, а мы — Перцову-«племяннику...»

П.П. Перцов подготовил в 1896 г. книгу «Философские течения русской поэзии» — один из первых образцов интерпретаций крупнейших русских поэтов «со стороны их метафизических воззрений». Письма Д. Мережковского к П. Перцову (август 1895) выявляют обстоятельства создания книги. Издание многообразных сборников станет постоянной чертой модернистской критики конца ХIХ- начала ХХ вв. П.П. Перцову принадлежит и идея издания первого сборника критических очерков Мережковского «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» (1897). В письмах к Перцову Мережковский высказывает отношение к критическим оценкам своей книги, особенно к статье о Пушкине. Из всех откликов на «Вечные спутники» Мережковский выделяет статью Б.В. Никольского в «Историческом вестнике». Но в целом Мережковский не понят: «... все начали писать о Пушкине с моей легкой руки, и косвенно или прямо нападают на меня». В письме к Перцову от 4 августа 1899 г. Мережковский сообщает о замысле книги «Л.Толстой и Достоевский», а в письме от 12 сентября 1901 г. — о замысле исследования о Гоголе. Последнее письмо корректирует отношение Мережковского к русским классикам. Он пишет: «Гоголь значительнее, чем Лев Толстой и Достоевский, может быть, значительнее, чем Пушкин». П.П. Перцов предложил собрать и издать первые сборники статей В.В. Розанова. В письмах Розанова к Перцову обсуждаются и особенности композиционного оформления (заглавия), и состав, и внутренняя идея книги. Розанов сопоставляет свой сборник «Литературные очерки» и книгу «Вечные спутники»:

«Статьи мои — не имеют в теме важности "вечных спутников" и такой тщательной обработки; но почти везде есть тревожная мысль и чистосердечие: то есть они могут будить читателя; и, кроме того, конечно, я найду несколько десятков интимно-любящих читателей: истинная и полная награда писателя».

Остается только добавить, что имя Перцова не покрылось пылью времен. Недавно, в 2002 году, издательство «Новое литературное обозрение» выпустило под редакцией А.В. Лаврова литературные воспоминания П.П. Перцова (1890-1902 гг.) и ряд других мемуарных очерков.

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?