Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1194 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

С планом Абхазского приморского берега, с рисунками памятников христианства в Абхазии и видами Ново-Афонского монастыря. Составил И.Н. Москва, типо-литография И. Ефимова, 1898. 340, [3] c., 42 л. илл., 1 л. - план, 2 л. - карты (цветные литографии). В издательском комбинированном переплёте с золотым тиснением на корешке и крышке: кожаный корешок, на крышках - коленкор. Трехсторонний узорный обрез. Обложки сохранены. 26,5x19 см.

 

 


Настоящая книга представляет большой научный и познавательный интерес. Она сыграла важную роль в изучении Кавказа и Абхазии. Фактически, это вторая обобщающая работа по истории Абхазии и Ново-Афонского монастыря после известного труда архимандрита Леонида (Кавелина), имеющего такое же название и вышедшего в 1885 году. Сочинение архимандрита Леонида (Кавелина) «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21-м рисунком памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря» было первой попыткой исторического исследования Абхазии и выполнено с большой научной добросовестностью, поэтому исторический и археологический разделы этой работы практически без изменений вошли и в настоящее издание. Однако текст архимандрита Леонида был значительно дополнен новыми материалами по истории, этнографии, лингвистике и культуре Абхазии и Кавказа. Представлен также географический очерк региона. Автор-составитель подошел к изучению литературы и источников критически и использовал лишь проверенные сведения и выводы. В издании собраны богатейшие для своего времени историко-этнографические сведения. Они позволяют понять место абхазского народа в судьбах Кавказа, его историческую роль, раскрывают отношения с соседями и споры за территории. Эта прекрасно изданная, богато проиллюстрированная книга - великолепный образчик миссионерской литературы. Автор труда, скрывшийся за инициалами «И.Н.», как явствует из содержания, долгое время преподавал в «туземных» абхазских школах и даже занимал пост инспектора школ Общества восстановления православного христианства. Обобщив наблюдения, накопленные за годы проживания «на окраине империи», он решил опубликовать их, так как, по его мнению, ни одно из появившихся ранее сочинений не рисовало верной картины этой далёкой малоизученной местности.


Иеромонах Арсений (в миру Александр Иванович Минин; 1823, Тверская губерния — 17 ноября 1879) — православный духовный писатель, издатель, и редактор; иеромонах русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Александр Иванович Минин, родился в обеспеченной купеческой семье в августе месяце 1823 года в Новоторжском уезде, Тверской губернии. Образование получил в Мамадышском уездном училище и начал службу с управляющего по откупам у Базилевского в Санкт-Петербурге, а во время досуга занимался преимущественно на изучением различных наук. В 1840-х годах он перешел работать бухгалтером на золотые прииски в город Енисейск. В конце августа 1857 года отправился на Афон и поступил в число послушников Пантелеймонова монастыря. Пройдя различные послушания, Александр Иванович Минин 6 марта 1859 года постригся в монашество с именем Арсения. 8 июня 1861 года рукоположен в иеродиакона и 11 июня — в иеромонаха. 28 августа 1862 года он отправился для сбора пожертвований на монастырь в долгое путешествие по Российской империи с священными частицами Животворящего Древа, камня Гроба Господня, мощей Святого Пантелеймона и других угодников и с чудотворною иконою Тихвинской Божией Матери. С 1867 года привезенная с Афона святыня пребывала в городе Москве в Богоявленском монастыре, а в 1870 году там была построена Афонская часовня (после октябрьского переворота и прихода к власти большевиков, часовня была закрыта, а в 1929 году осквернена и разграблена коммунистами-безбожниками; сейчас на этом месте торговые ряды). В том же году отец Арсений совершил паломничество в Иерусалим. В конце XIX — начале XX века на страницах Русского биографического словаря А. А. Половцова деятельность Арсения Минина была описана следующими словами:

«Отправляя в Москве службу при Афонской часовне, отец Арсений был в то же время выдающимся общественным деятелем, апостолом бескорыстной, чистой любви, проповедующим её и устным словом, и чрез печать, и при помощи разнообразных дел благотворения. Сколько прошло чрез его руки пожертвований на Афон, в различные благотворительные общества, членом которых он состоял, в Японию, на Алтай, на постройку отдельных церквей и проч.; сколько он издал назидательных книжек для удовлетворения духовных нужд своих близких…»

В 1873 году Арсений просил дозволения возвратиться обратно на Афон, но афонские старцы поручили ему найти на Кавказе место для устройства иноческой обители. Плодом его поисков стала Ново-Афонская Симоно-Кананитская обитель в Абхазии, близ города Сухуми. В 1875 году он получил разрешение на устройство там обители, а уже через год, при помощи благотворителей, устроил там церковь, келии и духовное училище для мальчиков, с целью преподавания Слова Божия среди местных язычников и мусульман. Во время русско-турецкой войны все это было разорено турецкими вандалами, но вскоре, трудами благочестивых христиан было вновь восстановлено. В своих заботах об устройстве новой обители, отец Арсений не забывал и московской часовне. Постоянно разъезжая по России, он был неутомим в своей деятельности. Арсений, в числе прочего основал и успел издать несколько выпусков христианской газеты «Душеполезные размышления»; это печатное издание продолжалось и некоторое время после его смерти. Вследствие тяжёлой болезни Арсений Минин скончался 17 ноября 1879 года.


Важное место в книге занимает краткий обзор истории христианства в Абхазии. Согласно свидетельствам греческих писателей и местному преданию, первым проповедовать Евангелие сюда пришёл святой апостол Андрей. Отучилось это в 55 году от Рождества Христова. И хотя последовавшие вскоре гонения на новообращённых распространиться христианству не дали, однако уже и язычество не имело здесь с той поры прежней силы. Отсчёт подлинного приобщения абхазцев к христианской церкви ведётся с середины VI века, когда император Юстиниан распорядился возвести на месте нынешней Пицунды храм Божьей Матери и назначил туда священников. В XVI веке нашествие турок привело, как пишет автор, «к совращению абхазцев в мусульманство». С переходом Абхазии под власть российской короны началось возвращение коренного населения в лоно православия. Центром религиозного возрождения региона, по мнению центрального правительства, должен был стать Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, основанный в 1876 году на месте древнегреческой колонии Анакопия. Положение монастыря было выбрано не случайно: по преданию, сохранившемуся между абхазцами и грузинами, именно здесь покоились мощи святого Симона Кананита, оставленного апостолом Андреем в Абхазии для утверждения учения Христа. Издание содержит подробное описание Симоно-Кананитского монастыря, рассказ очевидца о внутренней жизни обители, подборка отзывов о Новом Афоне. Однако, пожалуй, наибольший интерес сегодня вызывают географический и этнографический очерки, которыми открывается книга. Вот какой увидел автор Абхазию в самом конце XIX столетия: «Под именем Абхазии известна страна на восточном берегу Чёрного моря. Преимущественно это горная страна. Абхазские горы пересечены множеством поперечных ущелий, поразительных по своей неприступности и дикости, по которым мчатся бурливые горные речки. Роскошные девственные леса, состоящие из смеси лиственных, вечнозелёных и хвойных пород, покрывают всю страну, начиная от берега моря до значительных высот. Вся береговая Абхазия представляет собою как бы один сплошной сад. Непроходимые дебри абхазских лесов изобилуют всякого рода зверьём и дичью. Кроме бездны разного хищного зверья - волков, лисиц, шакалов, выдр, куниц, кабанов, медведей и прочих, в лесах водятся во множестве дикие козы, фазаны, горные индейки и олени. По нагорным пастбищам и по скалам, венчающим горные вершины, бродят целыми стадами серны и туры. Мириады диких пчёл производят необыкновенно сладкий и ароматный мёд». Ещё более выразительным получился обобщённый портрет людей, населявших эту благодатную землю: «Все абхазцы вообще отличаются высоким ростом и хорошим сложением. Черты лица крайне характерны, в особенности абхазский крючковатый нос и чёрные глаза, смотрящие из-под нависших бровей дико и вместе с тем наивно. Абхазские девушки очень миловидны, хотя имеют крупные черты лица. Мужчины носят обыкновенно короткую получеркеску из грубого серого сукна местного изготовления, надевающуюся сверх ситцевого бешмета, узкие в обтяжку штаны и самодельные башмаки из необделанной телячьей кожи, замечательные в том отношении, что прежде, чем надеть, их нужно долго размачивать. За кожаным поясом с насечками из серебра обыкновенно носят массу разного оружия и всегда - кинжал, с которым никогда не расстаются. Обычная одежда женщины состоит из длинного бешмета, поверх которого носят нечто вроде безрукавки или жилетки пёстрого цвета. Абхазцы очень живы, порывисты в душевных движениях и крайне любопытны. У абхазцев очень развито чувство собственного достоинства. Всякого, кто позволит оскорбить абхазца действием, ожидает кровная месть со стороны обиженного. Гостеприимство здесь не только простой обычай, но скорее - закон, вообще нечто священное, что нарушить считается важным грехом. Абхазцы довольно ленивы, медлительны в своих движениях и чрезвычайно склонны к праздности. Проезжающий постоянно видит группы туземцев, праздно валяющихся летними жаркими днями в тени раскидистых орехов. Когда надоедает лежать под одним деревом, переходят под другое. Время для абхазцев ничего не стоит. Абхазцы отличаются необыкновенной выносливостью и способны в дороге делать громадные переходы при самой скудной пище. Трудно бывает поверить, чтобы тот же самый ленивый абхазец мог так внезапно и так полно переродиться, как только он попадает в горы. Горы и лес – это настоящая стихия абхазца». Впрочем, по мнению автора, разрушительное влияние цивилизации коснулось и этих мест: «Селений, мимо или вблизи которых прошла железная дорога, лет через десять - пятнадцать не узнать: женщины очень скоро принимают внешность европеек; многочисленные когда-то семьи делятся; прежней простоты нравов, радушия, гостеприимства нет и следа: везде только деньги, и всё - за деньги». Указывая на то, что и его труд далёк от совершенства, И.Н. заключал: «Только с постепенным развитием гражданственности в среде воинственного кавказского населения мало-помалу облегчатся пути к изучению всех его бытовых условий, равно и для разностороннего ознакомления с краем, его богатствами и характерными особенностями». Сегодня кажется, что эти слова были написаны совсем недавно...


Место для строительства Афонского Симоно-Кананитского монастыря было выбрано в 1875 году отцом Арсением по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению. В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители. Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.


Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии. Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?