Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 117 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Снегирев, И.М. Успенский собор в Москве. М.: в тип. Александра Семена, 1856.

Издание Николая Мартынова, рисунки отпечатаны в литографии при издании "Русской старины" А. Мартынова. Текст сочинения И.М. Снегирева. Политипажи в тексте резаны на дереве Рихау. [6], 44, [2] с.: 9 л. ил.; размер 2° - 53х35 см. Девять иллюстраций выполнены в технике хромолитографии на отдельных листах в конце издания. В черном марокеновом переплете эпохи с тиснением золотом на передней крышке. Экземпляры в таком виде и со всеми вкладными рисунками редки.

 

 

Библиографические источники:

1. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, № 559.

2. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, № 2513

3. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг».  СПБ., 1901, № 1022

4. Шибанов П.П. Каталог редких и ценных книг. XXXIV. № 490


Успенский собор занимает особое место в русской истории и культуре. Один из русских церковных деятелей назвал его «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». Действительно, на протяжении многих столетий собор был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные князья присягали им на верность, здесь венчали на царство, а позже короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили торжественные молебны перед военными походами и после побед. Здесь покоится прах глав русской церкви XIV-XVII веков и среди них - мощи чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Высокое предназначение храма определило особое внимание к нему: на протяжении нескольких веков лучшие архитекторы, художники и ювелиры работали над украшением собора, а правители вкладывали сюда многие чтимые святыни. В начале XX столетия, когда мир открыл феномен русской средневековой живописи, именно в Успенском соборе было обнаружено лучшее в мире собрание икон XII-XVII веков. Без памятников Успенского собора наши знания о русском средневековом искусстве были бы значительно беднее. Он воздвигнут в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми». Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный.

Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В 1481 году лучший живописец этого времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон; создавались шитые жемчугом и драгоценными камнями пелены и покровы, богослужебная утварь из драгоценных металлов, а в 1513-1515 годах собор был украшен фресками. Сообщая об этом событии, летописец писал, что «входящу в церковь, видяше преславное создание соборныя церкви и многочюдную подпись, и великих чюдотворцев целебоносные гробы и воистину мняшеся, яко на небеси стояти», то есть сравнил храм с раем. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую.

В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским). Лишь немногое сохранилось до наших дней от первоначального убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми, многое погибало при пожарах и вражеских нашествиях, древние фрески в середине XVII века были сбиты. Значительно позднее выяснилось, что несколько композиций первоначальной росписи сохранилось в алтаре собора. Была раскрыта в помещении ризницы из-под многослойных шпаклевок и побелок фреска «Поклонение волхвов».

До перестроек XVII века эта живопись украшала Похвальский придел. Композиция гармонично вписана в арку, ее форме вторят линии голубой славы и фигуры склоненных ангелов, пастухов и волхвов, приносящих дары. Рисунок изящных, вытянутых фигур с небольшими головами и тонкими чертами ликов и светлый колорит, построенный на сочетании золотистых охр с голубым, лиловым, розовым, белым, сближают эту живопись с росписью собора Ферапонтова монастыря, безусловно, принадлежащей кисти Дионисия. Другие мастера написали на своде придела композицию «Похвала Богородицы», отличающуюся более крупными формами, плотной контрастной живописью, насыщенным цветом. Две древние фрески - «Сорок мучеников севастийских» и «Семь спящих отроков эфесских» - сохранились в Петропавловском приделе, а «Три отрока в пещи огненной» - на стене жертвенника.

А за сенью над гробом митрополита Петра был открыт еще один небольшой, но очень важный для изучения древней живописи фрагмент - небольшая часть композиции «Сорок мучеников севастийских», скрытой и частично срубленной при устройстве сени. В отличие от остальной живописи, дошедшей до нас со значительными утратами, этот участок прекрасно сохранился. О существовании росписи на каменной алтарной преграде за местным рядом иконостаса было известно еще в начале XIX века, но лишь недавно, когда разобрали местный ряд иконостаса, представилась возможность реставрировать живопись и провести ее исследование. Северная часть алтарной преграды оставлена открытой для обозрения. Эти фрески никогда не поновлялись и позволяют судить обо всех особенностях манеры создавших их художников.

Подобные изображения на каменных предалтарных стенках известны по многим памятникам XIV-XVI веков. Вероятно, первоначально они составляли своеобразный дополнительный ярус иконостаса и только постепенно оказались скрытыми иконами нижнего ряда. Здесь написаны полуфигуры праведных монахов - основателей монастырей, авторов монастырских уставов и отшельников. Входившие в состав иконостаса, эти фрески и по живописи близки к иконам - написаны плотно, тщательно проработаны детали, лики подчеркнуто выразительны. Высоким качеством живописи выделяются фигуры в северной части, написанные, без сомнения, старшим мастером артели. Все исследователи собора приписывают их Дионисию. Несмотря на то, что изучение этих фресок ведется уже более ста лет, среди специалистов нет общего мнения о времени их написания, датировки колеблются от 1479 до 1515 года.

Кроме этих фрагментов, к началу XVI века относится и сама система росписи. Известно, что в XVII веке, когда собор рас­писали заново, с древних фресок сняли «переводы», и большинство композиций было повторено. Стенопись православного храма отражает его символику, освещает и поясняет основные догматы, тесно связана с богослужением. Обязательные для храмовой росписи сюжеты сочетаются с темами, характеризующими мировоззрение эпохи ее создания. Роспись Успенского собора, отличается четкостью, продуманностью, ясностью построения. В сводах пяти глав помещены различные образы Бога - «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Саваоф», «Спас Еммануил» и «Богоматерь Знамение». Верхние части храма занимают иллюстрации Евангелия - праздники на сводах, притчи и чудеса в двух верхних ярусах стен.

Их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Два следующих яруса занимают житие Богоматери и иллюстрации торжественного песнопения в ее честь - Великого Акафиста, связанные с посвящением храма. Акафистный цикл впервые появился в русской монументальной живописи на рубеже XV-XVI веков, когда Россия осознала себя наследницей Константинополя, «уделом Богоматери». С идеологическими движениями этого времени связан и нижний ярус росписи. Здесь помещены огромные изображения семи Вселенских соборов - съездов высшего духовенства IV-VII веков, на которых вырабатывались основные догматы христианства, велась борьба с ересями. На столпах написано более ста фигур мучеников и воинов, среди которых и русские князья Владимир, Борис и Глеб. Столпы несут своды храма так же, как эти святые своей жизнью и мученической смертью поддерживают христианскую веру. Западную стену храма занимает огромная композиция «Страшный Суд». В целом роспись Успенского собора является одной из наиболее ярких иллюстраций политических и идеологических воз­зрений нарождавшегося русского самодержавия. Основной ансамбль фресок Успенского собора относится к XVII веку. Царь Михаил Федорович Романов начал обширные работы по перестройке и украшению Кремля. В 1642 году специальным указом в Москве собрали около ста пятидесяти художников из различных городов для росписи собора под руководством царских иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева. Огромный объем работ был выполнен в два коротких летних сезона.

Именно эта роспись, хотя и с большими утратами, дошла до наших дней. Причиной утрат были нарушения температурно-влажностного режима, протечки кровли, копоть и, как следствие этого, - многочисленные поновления живописи. К каждой коронации фрески чистили, а дважды - в 1771-1773 и 1856 годах - переписали маслом. В начале прошлого века записи были удалены, но подлинную живопись вновь прописали, а фоны вызолотили. Реставрационные работы в буквальном смысле слова, открыли под металлическими окладами и поздними записями богатейшее собрание древних икон. В Успенском соборе представлены иконы XII-XVII веков всех школ и направлений, известных в России, а также произведения византийских и балканских художников. В 1344 году художники-греки и их русские ученики украсили фресками первое здание собора, и, вероятно, они же написали несколько дошедших до наших дней икон. Среди них - погрудное изображение Христа Вседержителя, уже в древности получившее название «Спас Ярое Око». В самом названии отражен образ Спаса - суровый и грозный. Это впечатление создают значительные размеры, рисунок лика с подчеркнутыми складками лба, впалыми щеками и острым взглядом.

Напряженность образа усилена контрастным сочетанием темно-зеленого и почти белого    цветов в моделировке лика и ярко-алой краски рта. Вероятно, в первом здании собора находилась и икона «Троица» середины XIV века. В 1395 году к Москве подходили войска могущественного Тамерлана. Готовясь к обороне, москвичи принесли из Владимира чудотворную икону «Богоматерь Владимирская». Некогда она была привезена из Византии в Киев, а в середине XII века Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, где образ был прославлен и стал главной святыней и защитником от вражеских нашествий. Вскоре после торжественной встречи иконы в Москве войска Тамерлана неожиданно отступили, что было связано с заступничеством чудотворного образа. С этого времени «Богоматерь Владимирская» стала главной святыней и покровительницей Московской Руси. В настоящее время чудотворный образ хранится в Государственной Третьяковской галерее, а в Успенском соборе находятся два списка в размер древней иконы. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводя основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона, так называемая «запасная», создана в первой трети XV века современником Андрея Рублева. Фигуры Богоматери и младенца объединены плавной скругленной линией, лики мягко моделированы мазками жидкой прозрачной краски и лишены трагизма византийского оригинала. Второй список был сделан митрополитом Варлаамом в 1514 году.

Художник «скопировал» не только живопись, но и золотой оклад первой половины XV века с изображением праздников, поместив между ними фигуры вселенских и русских архиереев. Это типичное произведение начала XVI века с преувеличенно изящными, удлиненными пропорциями фигур и изысканным светлым колоритом. К рубежу XIV-XV веков относятся три иконы, написанные нерусскими художниками,- «Предста царица», «Похвала Богоматери, с Акафистом» и «Апостолы Петр и Павел». В это время в России работало много греческих и балканских художников, бежавших от турецкого завоевания. Иконы «Предста царица» и «Похвала Богоматери, с Акафистом» иллюстрируют литургические песнопения. В названии «Предста царица» приведены слова псалма 44, это вариант Деисуса-моления. В облачении восседающего на престоле Христа сочетаются императорские и архиерейские атрибуты, а Богоматерь одета в парадный костюм византийской императрицы. Икона написана в послед ней четверти XIV века балканским, вероятно, сербским, художником. Сочетание ярких насыщенных красок с обилием золота подчеркивает торжественный характер этого образа. Икона очень пострадала от многочисленных поновлений: утрачен древний золотой фон, многочисленные вставки левкаса нарушили рисунок ног. Но, к счастью, поздние чинки почти не затронули величественных фигур верховных апостолов. Вероятно, к освящению храма в 1479 году было создано «Успение Богоматери». Икона отличается сложностью сюжета, повествовательностью. Над ложем, на котором покоится тело Богоматери, возвышается фигура Христа с душой Марии в виде спеленутого младенца. Кроме прощающихся с телом апостолов, на иконе изображены святители, «жены иерусалимские», сонм ангелов. Выше написаны «Вознесение Марии к раскрытым вратам рая» и ангелы, несущие на облаках апостолов. Обилие персонажей, строго симметричное построение подчеркивают значительность композиции. Выразительность образов, сдержанный колорит, в котором сочетаются звучные тона, сближают икону с произведениями середины XV века. Иначе написана икона «Митрополит Петр в житии», выполненная в мастерской Дионисия на рубеже XV-XVI веков. Первый московский митрополит, один из наиболее чтимых русских святых, изображен в момент богослужения в парадном облачении - украшенном жемчугом и драгоценными камнями саккосе. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие в драгоценном окладе. Фигура митрополита - удлиненная, легкая, бесплотная - как бы парит на светлом фоне. Вокруг средника помещены клейма, повествующие о главных событиях в жизни святого, среди них имеется и сцена строительства Успенского собора в 1326 году. Икона написана светлыми прозрачными красками и создает ощущение легкости и праздничности. Другой замечательный художник конца XV века написал икону «Апокалипсис» на сюжет одной из наиболее трагичных книг Нового Завета - «Откровение Иоанна Богослова». В ней повествуется о видении «конца мира» и «страшного суда»,     данном Богом апостолу Иоанну. Явления светлого и грозного Божества чередуются в книге с картинами кар, ниспосланных на грешную землю. Текст в иконе иллюстрирован очень полно, но художник нарушил его последовательность и создал своеобразную картину мира. В верхнем ярусе помещены сцены, происходящие на небе, второй ярус изображает землю - страдания и гибель людей. Внизу иллюстрированы эпизоды Второго пришествия: гибель грешников и торжество праведников. В конце XV века в России была актуальна тема «Апокалипсиса» - 1492 год был по старому исчислению семитысячным, и ожидался «конец света». Но икону Успенского собора отличает уравновешенная композиция, изящные фигуры, грациозные позы и жесты многочисленных персонажей, светлый колорит с обилием красного и белого цветов. Создается ощущение не ужаса перед гибелью мира, а надежды на спасение праведного православного Русского государства. Кажется, что художник отразил слова одного из авторов теории «Москва - третий Рим», старца Филофея о том, что «все христианские страны затоплены неверием, и только одного государя нашего царство благодатью Христовой стоит». В 1547 году Кремль пострадал от опустошительного пожара, уничтожившего почти все постройки. Юный Иван Грозный, лишь недавно венчавшийся на престол и принявший царский титул, начал восстановление своей резиденции, продолжавшееся до середины 1560-х годов. Авторами грандиозного замысла украшения Кремля были митрополит Макарий, благовещенский иерей Сильвестр и сам царь. Новые росписи храмов и дворцовых построек, а также многочисленные иконы должны были прославлять Россию и ее самодержавного государя. В сложной форме, используя библейские сюжеты и аллегории, они повествовали о крещении Руси, наследовании ее правителями славы античного Рима и православной Византии, прославляли подвиги царя Ивана Грозного. Эти работы затронули и Успенский собор, хотя его интерьер не пострадал от пожара. В 1551 году было создано моленное место Ивана Грозного, которое поместили справа от каменного митрополичьего места, у парадных южных дверей. Творцами этого уникального произведения были, скорее всего, новгородские мастера. Здесь представлены самые различные мотивы и приемы резьбы по дереву, когда-то очень распространенной в России. В основании помещены четыре круглые скульптуры - изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами и подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В литературе оно часто называется «Мономаховым троном», так как на дверцах написано, а в двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», где повествуется история появления на Руси царских регалий - шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и ряда других предметов. «Сказание» было создано на рубеже XV-XVI веков русскими идеологами, стремившимися обосновать законность власти московских великих князей. Процесс собирания Москвой русских земель сопровождался и объединением местных культов. Создавалась централизованная русская Церковь. В это время значительно возросло число икон в соборе, они размещались в шкафах-киотах вдоль стен и вокруг столпов. Состояние собора отразила самая ранняя из сохранившихся описей, составленная в начале XVII века. Много больших местных образов было создано специально для собора, среди сохранившихся - житийные иконы Александра Свирского и соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Их появление связано с канонизациями, проведенными в 1547 и 1549 годах. Многочисленные сцены в клеймах знакомили с житиями и чудесами святых.     Икону «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия» написали по заказу митрополита Филиппа Колычева,  бывшего ранее соловецким игуменом и много сделавшего для процветания монастыря. В среднике изображены монахи во главе со святыми - основателями обители - в молитвенном предстоянии перед Богоматерью. Художник отметил островное положение монастыря и достаточно точно воспроизвел его постройки. С конца XV века существовал еще один значительный источник поступления икон в Успенский собор, также связанный с формированием централизованного государства. После присоединения к Москве древних художественных центров московские князья привозили местные чтимые святыни. Именно так попали в собор все домонгольские (наиболее древние) иконы. Особенно крупными были привозы из Новгорода после военных походов Ивана III и Ивана Грозного. Древнейшая икона собора - огромный двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия» и «Георгий-воин». Для создания образа идеального воина - защитника отечества - художник использовал все доступные ему средства: преувеличенный размер фигуры, сияющую живопись лика, золотой фон. Подобные образы были распространены в искусстве рубежа XI-XII веков. Изображение Богоматери с Младенцем на лицевой стороне иконы на протяжении столетий неоднократно подвергалось поновлениям и сохранилось фрагментарно: на шейке и ручке Младенца виден слой первоначальной живописи, на ликах сохранена запись греческого мастера XIV века, на остальной поверхности - фрагменты красочного слоя XIII-XIX веков. Из Новгорода происходит и небольшая икона «Богоматерь Умиление» конца XII века. Необычна иконография этого образа: в нем сочетаются черты интимного «Умиления», когда Младенец нежно прижимается к щеке матери, и более репрезентативного типа «Одигитрии» - «путеводительницы», в котором Христос сидит прямо, повернувшись к зрителю, благословляя правой рукой и держа в левой свиток - символ учительства. Живописная поверхность иконы, построенная на сочетании оттенков сине­го цвета с охрами и золотом, напоминает драгоценные эмали. Первоначально этот, вероятно, некогда чтимый образ был украшен ювелирными изделиями, прикрепленными непосредственно к живописи. Одно из последних значительных реставрационных открытий - большой образ Спаса Нерукотворного конца XIV века - также новгородского происхождения. Икона написана современником Андрея Рублева, связанным с традициями палеологовского искусства. Подчеркнуто рельефная лепка формы и напряженный колорит сочетаются с созерцательным, спокойным образом Спаса. К сожалению, исследование многих древних икон не дает положительных результатов. Зачастую после нескольких поновлений иконы полностью утрачивают первоначальную живопись, хотя форма и характер обработки доски, а также исторические источники свидетельствуют об их глубокой древности. Так, икона «Димитрий Солунский» написана, по преданию, на доске от гроба святого. В XII веке она была привезена во Владимир из Солуни (современный город Салоники в Греции) и помещена в Дмитриевском соборе. В 1380 году Дмитрий Донской перенес чудотворный образ своего патрона в Москву. На древней иконной доске сохранилась только живопись царского изографа Кирилла Уланова 1699 года, под которой местами обнаружены фрагменты живописи XVI века. О том, что икона    действительно могла быть написана в X-XI веках, свидетельствуют массивная приземистая фигура святого, пропорции иконной доски, широкие поля и глубокий ковчег. В середине XVII века интерьер собора претерпел значительные изменения. В 1642-1643 годах была заменена стенопись, а спустя десять лет по инициативе патриарха-реформатора Никона создан новый иконостас. Если первый иконостас конца XV века состоял из трех рядов и был высотой восемь метров, то новый, четырехъярусный, достиг высоты шестнадцати метров и полностью закрыл алтарь. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся история человечества, как ее представляет Библия. Верхний ярус - праотеческий - олицетворяет ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ярусе изображены пророки перед Богоматерью Знамением. Они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисусный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом Вседержителем предстоят в молитвенных позах заступники за род человеческий - Богоматерь, символизирующая Новозаветную церковь, олицетворяющий Ветхозаветную церковь Иоанн Предтеча и апостолы. В соответствии с греческой традицией, в иконостасе Успенского собора представлены двенадцать апостолов. Первоначальный серебряный оклад иконостаса не сохранился, существующий был выполнен в 1813 году по отдельным уцелевшим фрагментам. Иконостас Успенского собора стал образцом для художников второй половины XVII века. В XVII столетии в соборе появились новые, созданные по заказам царей и патриархов иконы. Характерным образцом является икона «Богоматерь Тихвинская», написанная в 1668 году художниками Троице-Сергиева монастыря Федором Елизарьевым и Гавриилом Кондратьевым. В ста четырех мелких клеймах повествуется о жизни и Успении Богоматери, а также иллюстрируются предания о нескольких чудотворных иконах. В XVIII-XIX веках интерьер собора менялся несколько раз, при этом огромное количество икон, особенно мелких, было изъято. Существующий вид он приобрел в середине XIX столетия, а бронзовые золоченые пристенные иконостасы появились значительно позднее. Драгоценное убранство собора - оклады икон, лампады, паникадила и другая утварь - было похищено французами в 1812 году. Уцелели только бронзовые золоченые паникадила XVII века. Часть из них создана по заказу патриарха, они увенчаны крестами; украшенные двуглавыми орлами являются вкладами царя. Все паникадила однотипны: к сложной формы балясинообразному стержню прикреплены ряды изогнутых свечников с декоративными отрогами и побегами. Снизу паникадило украшает огромное резное «яблоко».    Часть похищенной из собора серебряной утвари отбили у отступающих французов. Из этого серебра в память об осво­бождении Москвы в 1817 году была сделана мастером А. Гедлунгом по рисункам Карло Росси огромная люстра. Ее украшают изображения цветов, колосьев и виноградных лоз, а венчает изображение снопа. На изготовление люстры израсходовали двадцать пудов (около 320 кг) серебра. В юго-западном углу собора стоит ажурный бронзовый шатер, отлитый в 1624 году старостой котельного цеха Дмитри­ем Сверчковым. Он предназначался для хранения церковных реликвий. Это уникальный образец литья по открытой модели. Стенки шатра образованы переплетением растительных орна­ментов, вписанных в ромбовидные фигуры, узор дополнительно проработан чеканкой. Искусно выполнен и дверной прибор. Позднее в шатер была помещена рака патриарха Гермогена, замученного польскими интервентами в 1612 году. С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, Успенский собор служил усыпальницей глав русской церкви - митрополитов, а с конца XVI века - патриархов. Последнее захоронение состоялось в 1700 году, когда умер Адриан - десятый и, как сказано в эпитафии, последний патриарх Всея России. Петром I патриаршество было отменено. Белокаменные саркофаги стоят вдоль стен под полом собора. В XVII веке над ними установили кирпичные надгробия с белокаменными резными досками, в начале XX столетия их заключили в медные посеребренные чехлы с золочеными крестами и эпитафиями, выполненными черной эмалью. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами - сенями. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена покоятся в деревянных, декорированных металлическими пластинами раках-мощехранительницах. На протяжении шести столетий многие поколения русских художников, ювелиров и мастеров других специальностей вкладывали свой труд и талант в создание уникального памятника русской культуры - Успенского собора Московского Кремля. После превращения собора в музей усилиями реставраторов здание и все его убранство были отреставрированы, освобождены от наслоений веков и тщательно исследованы музейными специалистами. Эти работы открыли немало новых страниц русской истории и искусства.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?