Виды первоклассного ставропигиального Воскресенского Монастыря (Новый Иерусалим именуемого).
Рисованы с натуры Д. Струковым и литографированы на камне в 1852 - 1857 годах, в Москве. Москва, лит. А.И. Стрельцова, 1869. [2] с., [11] л. ил., 11 тоновых литографий с видами монастыря, наружных и внутренних видов храма Воскресения Христова, выполненные в литографии А.И. Стрельцова, по рисункам художника Д. Струкова. Издано без титула. В цельноколенкоровом переплете эпохи с тиснением блинтом на крышках. Oblong. 40х56 см.
Бокачев И. История русских земель и городов. Спб, 1896, №768.
Вот некоторые названия листов:
- Вид скита и монастыря с северо-западной стороны;
- Вид монастыря с восточной стороны;
- Наружный вид храма Воскресения Христова, построенном патриархом Никоном;
- Внутренний вид храма Воскресения Христова;
- План храма;
- Шатер и часовня Гроба Господня;
- Вид алтаря храма Воскресения Христова;
- Вид несения тела патриарха Никона 26 августа 1681 года для погребения;
- Вид гробницы над могилою патриарха Никона и др.
Струков, Дмитрий Михайлович (1828-1899) — русский художник-реставратор и археолог, исследователь православного Крыма, знаток церковной старины. В 1860 году участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря. Автор знаменитого исследования «Древние памятники христианства в Тавриде» / Д. Струков. — М.: Унив. типография (Катков), 1876 — 51 с.: ил. Родился в Москве в семье Михаила Даниловича Струкова, с двенадцати лет, обучавшегося у одного из лучших портных — Гусева. В 1830 году, во время холеры, семья переехала в Нижний Новгород, а через пять лет — в Верхотурье, затем — в Нижний Тагил. По возвращении в Москву, в 1840 году Дмитрий Струков поступил в рисовальную школу (впоследствии — известное Строгановское училище). В четвёртом классе школы, по приглашению старосты села Люберцы, он написал образа в иконостасе местной церкви и карандашный портрет самого старосты; много рисовал с натуры. В 1849 году с его помощью была открыта рисовальная школа при Троице-Сергиевой Лавре, ставшая впоследствии известной школой иконописания. В этом же году Д.М. Струковым был составлен «Путеводитель к московской святыни» — подробный справочник по православной Москве, где были собраны и систематизированы сведения о московских православных святынях, составлен полный список чудотворных икон. В 1850 году Д.М. Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этой обители. Принял участие в открытии школы рисования при Дивеевском женском монастыре. С этого времени он стал много путешествовать по России, зарисовывая храмы и монастыри Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, западных губерний; был на Кавказе, в Крыму. В 1853 году по окончании курса обучения получил звание неклассного художника по портретной акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери из Гребнёвской церкви на Мясницкой, который был поднесён императору и художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах. С 1858 года стал издавать журнал «Школа рисования», в котором помещал рисунки с древних букв (буквиц) и заставок (миниатюры, политипажи) и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Журнал издавался им до 1863 года; образовавшийся от издания долг, Струков выплачивал затем почти 25 лет. В 1859 году он был приглашён в Оружейную палату для копирования музейных памятников; с 1860 года он был утверждён художником Оружейной палаты. В этой должности им было отреставрировано 13 древних знамён из фондов музея. В это же время Струков занимался разборкой коллекции П.И. Севастьянова, переданной в Румянцевский музей. Д.М. Струков был вынужден много преподавать в различных учебных заведениях: В Сергиевской школе при московском комитете Императорского человеколюбивого общества (1870-е — 1880-е), Московском университете (1873), в 3-й женской гимназии, московском коммерческом училище. Им был выработан особый метод обучения, позволявший быстро научить рисовать любого человека; в виде опыта им за короткий срок было обучено 200 солдат Перновского полка. за этот метод он был награждён серебряной медалью на Всероссийской выставке в Москве и вскоре избран в члены Французской академии изящных искусств. В 1860 году он участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря. По приглашению церковных властей он фиксировал в рисунках такое православное торжество, как открытие в 1861 году мощей святителя Тихона в Задонске. В 1864 году Виленский генерал-губернатор граф М.Н. Муравьёв пригласил Струкова для участия в художественной экспедиции по Северо-Западному краю. Основной задачей экспедиции было «разыскание в крае древнерусских памятников или, по крайней мере, следов тех из них, которые в слепой ненависти к православию и русской народности были уничтожены». В ходе экспедиции художник зарисовывал цветной акварелью сохранившиеся памятники культуры и архитектуры; внешний вид многих памятников архитектуры ныне известен только по работам Д.М. Струкова. В 1869 году по инициативе Струкова было принято решение открыть в Московском обществе любителей духовного просвещения отделение иконоведения, куда указом Синода было предписано настоятелям храмов и монастырей передавать «излишне устаревшие и полинявшие св. иконы». Для собрания было выделено специальное место в Чудовом монастыре, освящённое 23 декабря 1870 года. Постепенно было собрано свыше 300 старинных икон. По мысли Струкова это собрание должно было использоваться в иконописной школе. В 1870 году по инициативе Струкова в Заиконоспасском духовном училище были открыты классы рисования, а в сентябре 1873 года на Большой Ордынке — в доме, пожертвованном Д. И. Хлудовым было открыто иконописное училище. Однако, впоследствии, большая часть икон была передана в бедные сельские храмы. В 1871 году ему была доверена реставрация живописи храма Василия Блаженного. В это же время он выполнял заказ для храма Рождества Богородицы в Старом Симонове. В 1873 году Д. М. Струков, как знаток допетровской старины, был приглашён к участию в возобновлении храма Иоанне Лествичника во втором ярусе колокольни Ивана Великого — по его чертежам и под его наблюдением был сооружён иконостас и расписаны стены. В 1860-е — 1880-е годы, как член Императорского археологического общества, Струков неоднократно ездил в Крым, где сделал ряд важных археологических находок, например — Зеленчукская надпись; им был написан труд: «Жития Святых Таврических» (1886). Когда в 1880-е годы его сыну, Н.Д. Струкову, было поручено воссоздать, сгоревшую в 1867 году, Кутузовскую избу, Дмитрий Михайлович был приглашён для восстановления её интерьеров. В это же время Д.М. Струков организовал собственную мастерскую по производству икон и церковной утвари в древнерусском стиле. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Монастырь находится в 60-ти верстах от Москвы в г.Воскресенске. Основатель и первый строитель патриарх Никон. Построен по чертежам и планам привезенным из Иерусалима иеромонахом Арсением Сухановым. В 1656 г. патриарх Никон купил село Воскресенское (оно и стало истоком нынешней Истры) с тремя прилегающими деревнями. Тогда же патриарх-реформатор основал здесь Воскресенский монастырь, в котором попытался перевести на русскую землю образ Гроба Господня. По замыслу святейшего, даже местную топонимику поменяли в соответствии с Евангелием. Так начиналась судьба подмосковной Палестины… Холм, на котором заложили монастырь, нарекли Сионом, другой пригорок - Фавором. Реку Истру переименовали в Иордан. Строительство монастыря началось с размахом: его опекали и патриарх, и царь Алексей Михайлович. Когда государь впервые увидал строящиеся стены и храм с холма, названного Елеонским, он воскликнул: «Новый Иерусалим!». Но вскоре позиции патриарха Никона пошатнулись. Ему пришлось уехать из Белокаменной, он потерял власть над Церковью, но три монастыря остались в его ведении – в первую очередь – Воскресенский, что на Иордане. Однако через несколько лет, в 1666 г. году, Никона сослали в Ферапонтов монастырь – подалее от подмосковной Палестины. Строительство прервалось. До своей опалы и ссылки в Ферапонтов монастырь патриарх Никон успел построить и освятить Голгофскую церковь. Возрождение монастыря началось после смерти царя Алексея, когда на престоле утвердился царь Федор Алексеевич, ученик Никона. В 1679 г. царь Феодор Алексеевич, возвратив из ссылки Никона, повелел продолжить строительство. Этот энергичный, просвещенный государь передал Новому Иерусалиму двадцать монастырей, пожаловал ему новые земли. Снова открылись возможности для продолжения грандиозного проекта. И вот уже громада Воскресенского собора выросла над мощными стенами, и золотые купола заиграли на солнце. А патриарх Никон скончался на обратном пути и тело его похоронено в Воскресенском монастыре в приделе Иоанна Предтечи под Голгофою. При Елизавете Петровне храм и корпуса были достроены и монастырь обведен каменной стеной. В монастыре пять храмов, в которых находится 39 престолов. Соборный храм посвящен Воскресению Христову. Эта церковь устроена по образу Иерусалимского храма. Вторая церковь, построенная в конце XYII cт., посвящена Рождеству Христову, третья - в честь Входа Господня в Иерусалим. Остальные храмы во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и церковь во имя прп.Иоанна Рыльского. В Воскресенском храме помещается чудотворная икона БМ Троеручицы, присланная патриарху Никону из Хиландарского монастыря на Афоне в 1663 году. В XIX веке расцвет монастыря связан с деятельностью архимандрита Леонида (Кавелина). Он составил историю монастыря, способствовал строительству гостиниц для паломников, которых вплоть до Первой Мировой было великое множество. В 1919 г. монастырская жизнь в Новом Иерусалима была пресечена. В монастыре учредили музей. В ноябре 1941-го Истру заняли немецкие войска, наступавшие на Москву. Через полтора месяца захватчикам пришлось отступать – и саперы дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. После взрыва практически полностью разрушилась колокольня. В мастерской архитектора Щусева без промедления началась работа над проектом восстановления шедевра архитектуры. Новое строительство храма началось в 50-е годы и растянулось на десятилетия. Воссоздание исторического облика монастыря продолжается поныне. Сегодня восстановленный монастырь соседствует с музеем и остается центром притяжения для всех любителей старины. Там есть, что посмотреть. В Воскресенском соборе находится могила основателя монастыря – патриарха Никона. Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребен Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии — архимандрит Герман. В монастыре действует Историко-архитектурный и художественный музей – один из крупнейших в Подмосковье. Начать знакомство с музеем логично с экспозиции «Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XIX вв.». Здесь вы сможете, доверяя собственным глазам, сравнить Воскресенский собор с Иерусалимским храмом Гроба Господня. Не забудьте осмотреть уникальную кипарисовую модель храма Гроба Господня, привезенную в Москву в 1649 г. Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель вдохновляла русских зодчих. Есть здесь и копия изразцовой печи XVII века из Богоявленской пустыни (скита) Патриарха. И старинные иконы, найденные зимой 1941-го в развалинах храма. На выставке представлены две сохранившиеся иконы на меди середины XVIII века из иконостаса Подземной церкви. Здесь же можно увидеть иконы из иконостаса Голгофской церкви и придела Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится и диковинное транспортное средство – колесная колымага патриарха Никона. В зале русской живописи – Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, Н.Г. Чернецов, И.К. Айвазовский, И.К. Саврасов, Л.Н. Пастернак… Музей хранит богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства... В парковой зоне музея работает экспозиция деревянного зодчества под открытым небом. Здесь туристы могут познакомиться с замечательными примерами быта XIX века – крестьянской избой, часовней, мельницей. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница, на которой вплоть до 1950-х годов мололи муку. Из образцов русского зодчества, вошедших в ансамбль монастыря, упомянем несколько:
Подземная церковь Константина и Елены;
Святые ворота с надвратной церковью (построены в 1694—1697);
Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII века);
Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века).
И сегодня мощный купол собора и высокая, пирамидообразная колокольня видны издалека в любую погоду. Многое довелось пережить этим стенам!