1613-1913. 300-летие царствования Дома Романовых. [б.м., б.г.].
Миниатюрная книга - брелок. Юбилейное издание: альбом из 18-ти фототипий, вставленный в металлический переплет. Тройной золотой обрез фототипий. Латунь, позолота. Накладной герб на передней крышке, латунная застежка и ушко с колечком. Формат: 26х15 мм. Одна из самых маленьких книг дореволюционной России. Редкое миниатюрное малотиражное издание!
Библиографические источники:
1. Немировский Е.Л., Виноградова О.П. Миниатюрные книги: вчера, сегодня, завтра. Москва, «Книга», 1977.
2. Немировский Е.Л. Миниатюрные и малоформатные издания: 1813-1975. Москва, 1977.
3. Почтовик П.Д. Споря с фолиантом. Ч.1-2. Москва, 1992.
Содержание иллюстраций:
1. Герб Дома Романовых.
2. Иоанн V Алексеевич (1682-1696).
3. Петр Великий I (1682-1725).
4. Екатерина I (1725-1727).
5. Петр II (1727-1730).
6. Анна Иоанновна (1730-1740).
7. Елизавета Петровна (1741-1761).
8. Петр III (1761-1762).
9. Екатерина Великая (1762-1796).
10. Павел I (1796-1801).
11. Александр I (1801-1825).
12. Николай I (1825-1855).
13. Александр II (1855-1881).
14. Александр III (1881-1894).
15. Николай II.
16. Александра Федоровна.
17. Наследник цесаревич Алексей Николаевич.
18. Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.
Формат как важное товарное свойство книги, оказывающее влияние на ее цену, был известен на Руси еще в эпоху рукописной книжности. Тогда его влияние (из-за стоимости переплетного и писчего материала, самой работы по изготовлению книги) выражалось в прямо пропорциональной зависимости: чем больше размер книги, тем дороже она стоила. Такое положение не является определяющим для антикварной книги, поскольку в этом случае речь идет о ней прежде всего как о потребительной стоимости, способной удовлетворять определенные социальные потребности. В отличие от других товарных свойств книги формат является в первую очередь технологической характеристикой издания, выражающей, однако, его социальную сущность, демонстрирующей слитность, единство семантических и перцептивных свойств, содержания и формы книги. Он выступает также и одним из существенных потребительских свойств книги, способствуя ее распространению в обществе и стимулируя покупательский спрос. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники: первые русские книготорговые каталоги XVIII столетия, фундаментальный «Опыт российской библиографии» В.С. Сопикова (Спб., 1813-1821), антикварные каталоги выдающихся букинистов прошлого (П.П. Шибанова, В.И. Клочкова, Н.В. Соловьева и др.), где в числе других элементов библиографического описания книги обязательно указывался и ее формат. Формат книги рассматривается как один из критериев редкости издания при установлении его новой продажной цены. Говоря о коллекциях, мы, из-за недостатка печатного пространства часто ограничиваемся знакомством с собраниями Европы и Америки. А между тем стоимость книг небольшой по количеству библиотеки австралийского штата Новый Южный Уэльс оценена в полтора миллиарда долларов. В её собрании имеется и уникальный четырехтомник «Птицы Америки», изданный в Англии в 1827 году, аукционная цена которого 8,8 миллиона долларов, и молитвенник на пяти языках величиной менее 5 мм. В числе реликвий библиотеки имеется и одна из походных книг Наполеона Бонапарта. Известно, что Император имел мини-библиотеку из 49 изданий. Любопытно, что библиотека хранит и серию книг-гигантов, издание которой тоже начал Наполеон. Речь идет о собрании топографических карт Египта. Каждый из томов имеет размер 112 см х 70 см и весит около 22 килограммов. Вот такие параллели… Мир миниатюрной книги настолько уникален, интересен и разнообразен, что стоит того, чтобы вы окунулись в него хотя бы на мгновение, на минуту, а, может быть, на всю жизнь. История миниатюрных изданий своими корнями уходит глубоко в прошлое. В Вавилоне более 4000 лет назад какой-нибудь высокородный богач читал, перебирая в руках, небольшие глиняные плитки, сохранившиеся до наших дней. В VIII веке н.э. при дворе японского императора кто-нибудь с благоговением склонялся над деревянным футляром в виде пагоды, отвинчивал верхнюю часть и извлекал как драгоценную реликвию бумажный свиток шириной 57 мм «Dharani», содержащий молитву, отпечатанную иероглифами с деревянного клише. Это чудо было изготовлено в 770 году по приказу японской императрицы с целью распространения буддизма в стране. Судя по всему, миниатюрные книжки и тексты появились на свет почти одновременно с традиционными и более привычными для нашего глаза. Составляя священные свитки для библиотек и королевские указы, которые, разворачивая, зачитывали герольды, писцы и летописцы попутно пытались уместить знания и опыт на небольших страницах, чтобы в добрые времена можно было брать их с собой в дорогу или передавать другим, а в лихую годину легче было прятать. И если известная фраза «мир в твоем кармане» для одних людей означала набитый кошелек, то для других это была дорожная книжка, молитвенник и т.п. — средоточие мудрых мыслей, а то и компания настоящих друзей, благодаря которым человеку становится теплей на душе и не так одиноко. В средние века создавалось немало рукописных миникниг: в Матенадаране (Ереван) находится одна из них — размером 30х40 мм, изготовленная в 1434 году. Ценность маленьких , писанных от руки книг, была велика, и «поясные», книжицы, которые носили странники, были в переплетах из мягкой кожи или в защитных футлярах. Дорогие мини-книги предназначались коронованным и знатным особам. Один из таких томиков, сработанный в 1454 году в Германии, хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка. C приходом в мир первопечатника И. Гутенберга и «подвижной печати» у книг появляется много единоличных владельцев, а потребность в миниатюрных изданиях возрастает. В 1468 году его помощник П. Шофлер создает первую книгу карманного размера. Одна из самых старых печатных миниатюрных книг, размером 48х65 мм, была издана в 1505 году в Венеции. Альд Мануций (Aldus Pius Manutius), греческий и латинский ученый, был наиболее значимым из ранних издателей миниатюрных книг. В конце 15-ого столетия в своей типографии в Венеции он напечатал множество ранних классиков в миниатюрном формате. Однако в те времена не существовало миниатюрных шрифтов, и в маленьких изданиях печатались лишь небольшие произведения при помощи шрифтов обычного размера. Во второй половине XVI века во Франции Жан Жанон создал около трех десятков различных миниатюрных шрифтов. В результате появились замечательные итальянские и французские миниатюрные издания Цицерона, Катулла, Петрарки, Томаса Мора. Зачастую мини-книги представляли собой настоящее произведение искусства. При их оформлении использовались серебряная филигрань, перламутр и цветная эмаль. Обложки делались из шелка и бархата, оснащались застежками и хранились в футлярах. Королева Англии Анна Болейн взяла с собой на казнь крошечную, в золотой обложке книгу псалмов, с портретом короля Генриха, который и приказал её (королеву) обезглавить. Другая королева Англии, Елизавета Первая, заказала в 1570 году личный миниатюрный псалтырь с шестью своими главными молитвами на нескольких языках. Не так давно по проекту голландского Королевского музея, на основании переписи вещей, находящихся в доме великого художника Вермера Дельфтского, была воссоздана компьютерная модель его жилища. Там оказались большие полки с книгами, среди которых были и миниатюрные издания. Судя по всему, чтение в семье было традицией. А если вспомнить, что Голландия XVII века, благодаря большому числу школ, была страной грамотной, то легко представить, как по вечерам художник, держа увеличительное стекло в руке, читал жене и своим одиннадцати детишкам разные истории. И конечно, вслух, поскольку чтение «про себя» вошло в обычай позднее. Настоящего расцвета издание миниатюрных книг достигло в Голландии в XVI-XVII веках, массовый выпуск которых первыми начали осуществлять знаменитые нидерландские печатники и книготорговцы Эльзевиры. Их издания представляют целую эпоху в истории искусства книги, и прежде всего по формату и шрифту. В своей издательской практике Эльзевиры широко применяли формат 12° (приблизительно 80х51 мм), введенный еще в 1576 году бельгийским типографом Плантеном. Они же впервые стали печатать книги форматом 24°, который в их честь был назван «эльзевир». В этом формате Эльзевиры выпустили, например, серию популярных путеводителей по странам мира «Малые государства» размером 88х40 мм каждый томик. Книги семьи Эльзевиров и по сей день считаются ценнымиреликвиями крупнейших книгохранилищ мира. В XVIII и XIX веках инициативу в области издания миниатюрных книг снова перехватывают французы – Барбу, Фурнье, Дидо. Примерно в это же время появляются и английские миниатюрные издания. Английский издатель Джон Бринден издал 24-томную миниатюрную библиотеку знаменитых классиков, а его соотечественник Вильям Пикеринг – произведения Шекспира в девяти томах. До конца XIX в. самой маленькой в мире считалась книга, изданная в Голландии в 1674 г. 23-летним печатником Бенедиктом Шмидтом. Это голландская поэма под названием «Bloem-Hofje», размер ее 8×12 мм. По предположению, Бенедикт Шмидт эту книжку сделал напоказ для доказательства своих профессиональных знаний. Текст был напечатан на двойных разворотах только на одной стороне листа (т. е. практически на одном листе находилось 2 страницы), и после склеивания они приобретали вид обычного двухстраничного листа. Несомненно, что эти книжки помогли возбудить страсть к миниатюрным книгам у многих будущих коллекционеров. В 1904 г. в Глазго издательство «David Bryce and Son» выпустило в миниатюрном формате Полное собрание сочинений Шекспира в 40 томах. Печатались книги в Оксфордской университетской типографии. Формат книг – 33×50 мм, книги можно читать без всяких вспомогательных средств. Россия не отставала от своих восточных и западных соседей. И в библиотеке русских царей несомненно хранилась рукописная миниатюрная книга XVII века — «Святцы» размером 48х74 мм. В России постепенное уменьшение книжных форматов до удобных в повседневном пользовании 8°, 12° связано с эпохой петровских реформ начала XVIII века, изобретением гражданского шрифта и появлением разнообразных по содержанию книг гражданской печати, в том числе учебников, руководств и пособий практического характера, научно-популярных изданий, выпускаемых «не праздной ради красоты, а для вразумленья и наставленья чтущему». В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», которая представляла собой маленькую тетрадку форматом 16х10 см. Первой русской миниатюрной книгой считается «Искусство быть забавным в беседах» 1788 года, размером 65х75 миллиметров в 32 долю листа. Сборник описаний фокусов и физических опытов: издан на иждивении П. Богдановича; 132 страницы. Изобретение книгопечатания благотворно сказалось на развитии миникниги, и они стали изготавливаться при помощи подвижного шрифта, а с уменьшением размеров шрифта появились новые возможности для создания миникниг: были разработаны очень маленькие, хорошо читаемые типы букв, мастера переплета смогли создавать замечательные издания. В канун 1761 года в виде миниатюрной книги вышел «Придворный календарь», который можно увидеть в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Очень часто календарь был единственной книгой, которую читали всей семьей круглый год. С помощью календаря одни учились читать, другие получали хотя бы минимум знаний. С 1770 года календари именуются месяцесловами и в основном издаются «обыкновенные, исторические, географические и месяцесловы с наставлениями». Печатались они незначительными тиражами и продавались по высоким ценам. Каждый издатель адресовал свои календари различным читателям: господам, крестьянам, торговцам, охотникам, духовным лицам, медикам. В последующие годы в Европе и России наблюдается дальнейшее уменьшение книжных форматов, вызванное отношением правящих классов к книге как изящной безделушке, призванной радовать глаз и доставлять удовольствие; изящная миниатюрная книжка становится модным атрибутом светского туалета. Этому в большой степени способствовало развитие техники гравирования на меди, позволившей изготовлять печатную форму для цельногравированных книг малого формата. Получают распространение цельногравированные календари, выпускаемые небольшими тиражами для коронованных особ. Во Франции они «одеваются» в безумно красивые переплеты — шедевры переплетного искусства. В России «Придворный календарь» начинает издаваться с 1733 года форматом в 1/12, 1/16 и 1/32 доли бумажного листа. Своеобразным шедевром русского печатного искусства этого периода является «Месяцеслов на 1774 год» — одна из первых русских миниатюрных книг, отпечатанная в технике гравюры на меди в 1/256 долю листа (34х29 мм). В начале XIX века широкое распространение получают многочисленные литературные альманахи, а также книги-малютки для детей, издания современных авторов, песенники, отпечатанные форматом 24° и 32°. Особая заслуга в их распространении принадлежит московскому типографу А.И. Рене-Семену. В середине XIX века календари содержали немало исторических, астрономических, географических, метеорологических и иных сведений, приводили данные о железнодорожном и пароходном транспорте. С 1865 года календари начинают издаваться и частными лицами. Одним из первых частных русских издателей календарей был Гатцук, чех по национальности. В 1855 году впервые в России был выпущен первый карманный календарик (форматом с игральную карту), где на одной стороне — иллюстрация, а на другой — таблица. Эта новинка была отпечатана в типографии «Товарищества Ивана Николаевича Кушнерева и компании» (ныне московская типография «Красный пролетарий»).
Лучшая русская типография, созданная в 1818 году Экспедицией заготовления Государственных бумаг, выпустила в 1835-1837 годах серию изящных миниатюрных изданий русских писателей: «Басни Крылова» (1835), «Душеньку» И.Ф. Богдановича (1837) и «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (1837) — последнее прижизненное издание поэта. Последняя была выпущена очень большим для тех времен тиражом – 5000 экземпляров, с расчетом, что весь тираж будет распродан по цене 5 рублей за одну книгу в течение одного года. Однако дуэль Пушкина с Дантесом, состоявшаяся в январе, вызвала «бум», и в результате весь тираж был раскуплен в течение недели. (Следует отметить, что в 1988 году издательством «Книга» было выпущено факсимильное издание этой замечательной книги тиражом 15000 экземпляров). Эти издания были финансированы разными издателями (А.Ф. Смирдиным, И.И. Глазуновым, В.П. Поляковым) и формально не составляли серию, однако все они выполнены в формате 64° (высота блока 100 мм) и заключены в одинаковые «кружевные» обложки. В общей сложности до 1850 года в России вышло не более пятидесяти миниатюрных изданий. В 1855 году той же типографией были выпущены «Басни И.Крылова» — самая маленькая книга дореволюционной России, названная «жемчужиной русского полиграфического искусства» (хранится в Российской Государственной Библиотеке). Формат издания — 1/256 доля бумажного листа, на его странице площадью около 6 мм помещается до 500 знаков. Книга набрана специально созданным для нее оригинальным шрифтом (отлитым из серебра диамантом светлого очертания) небывалым для русских типографий кеглем — 3 пункта (1,13 мм), имеет гравированный фронтиспис с портретом И.А.Крылова, заключена в черный кожаный футляр с золотым тиснением. Ни год выпуска, ни название типографии в книге не указаны, не известны также фамилии создателей этого маленького шедевра: словолитчика, наборщика, гравера и печатника книги. Характерная черта издания состоит в том, что созданные «для любителей библиографических редкостей» «Басни» были набраны и отпечатаны по той же технологии, что и обычная книга.
В конце XIX столетия в России выпуск миниатюрных книг фотомеханическим способом организовал варшавский издатель М. Шольц. В 1899 году в честь 100-летнего юбилея А.С. Пушкина его издательством были выпущены две книги — «Евгений Онегин» и «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм — 17х26 мм. В книгу из 268 страниц вошло восемь поэм Пушкина: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава», «Гасуб», «Медный всадник». Размер книги «Евгений Онегин» – 20х26 мм. Каждая из книжек вложена в красивый серебряный футляр с увеличительным стеклом и застежкой. Он также напечатал с цинкографской формы сувенирные, размером 30х20 мм книжки (Коран, Библию, сочинения русской классики и др.), читать которые невооруженным глазом было невозможно. Для этого их помещали в металлический футляр с увеличительным стеклом и использовали в качестве брелка.
Прекрасное издание «Пятикнижия» на иврите, выпущенное в конце XIX века варшавским издателем М. Шольцем, навсегда вошло в историю российского книгопечатания. Шестисотстраничный фолиант был «спрятан» в изящный металлический медальон с увеличительным стеклом. В XIX веке в России известными издателями таких книг были И. Глазунов и А. Суворин. Массовое производство миниатюрных книг в России в конце XIX века было начато Киевским издательством Ф.А. Иогансона, в 1891-1895 годах осуществившее выпуск библиотеки «Крошка» (размер книги не превышал 3 дюймов — 7,62 см). Рассчитанная на демократическую аудиторию со скромным достатком и составленная преимущественно из лучших произведений отечественных писателей, серия имела большой успех у современников, некоторые книги переиздавались по два-три раза. Всего в ней было выпущено до двух миллионов экземпляров. Из более двухсот названий миниатюрных книг, вышедших в дореволюционной России, половина приходится на издательство Иогансона. Изобретение фотографии в 70-80-х годах XIX века явилось началом нового этапа в истории русского книгоиздания. Фототехника открыла практически неограниченные возможности уменьшения текстовых и иллюстрационных форм. К середине XIX столетия мода на миниатюрные книги постепенно прошла, однако их издание приобрело новую социальную направленность: в 1853 году в Лондоне была основана Вольная русская типография А.И. Герцена и Н.П. Огарева, продукция которой тайно переправлялась в Россию. Естественно при этом было стремление к уменьшению книжных форматов. Первой советской миниатюрной книгой считается «Конституция РСФСР», изданная в Кинешме в 1921 году. Ее размер 35х50 миллиметров. Первоначально миниатюрные издания печатали с наборных или цельногравированных форм. Эти способы требуют ручного труда и поэтому малопроизводительны. В XIX веке начал применяться способ фотомеханического репродуцирования, возможности которого в миниатюризации книг поистине безграничны. Это, а также растущая популярность миниатюрных книг, возможность их быстрого изготовления при относительно невысокой себестоимости привели к своеобразному «взрыву» в этой области. Сейчас миниатюрные книги издаются 125 издательскими организациями и фирмами в 24 странах мира, и это количество постоянно растет. Как во всех видах человеческой деятельности, в мире миниатюрной книги вот уже более трехсот лет идет борьба за создание самой маленькой. Cвоё слово в 1899 году сказали издатели из Огайо, давшие жизнь сборнику стихов О. Хайяма «Рубаи», формат 0,45х0,32 дюйма. Неясно, почему именно Хайяма так любят соискатели, но в 1932 году другое собрание его стихов, «Розовый сад», 0,19x0,22 дюйма, становится новым американским рекордом. В 1985 всех опережает «Старый король Коул» из Шотландии, c площадью страницы в два квадратных миллиметра. До недавнего времени самой маленькой в мире книгой считался «Кобзарь», созданный украинским микрогравером Николаем Сядристым. Она имеет всего 12 страниц, каждая из которых 0,6 квадратных миллиметра. Перелистывать страницы можно лишь заостренным кончиком человеческого волоса. Книжка сшита паутинкой (толщина нити в среднем равна.0,002 миллиметра). Обложка сделана из лепестка бессмертника. Ее украшает портрет Тараса Шевченко, а также изображена хата, в которой он родился. На крохотных листках через микроскоп можно прочитать 75 строчек бессмертных стихов поэта. Книга хранится в Политехническом музее Москвы. Позже оказалось, что книжечка Николая Сядристого не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец Михаил Маслюк создал томик стихов А.С. Пушкина объемом всего 0,064 кубического миллиметра. На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик — в книге много страниц. В 1997 году на 15-м Всемирном конгрессе мини-книги в США книжный график из Омска А. Коненко представил в двух копиях книгу-рассказ А. Чехова «Хамелеон» размером 0,9х0,9 мм. Она была признана самой маленькой книгой мира. Сегодня выдающийся миниатюрист является автором почти ста микрокниг, и его работы хранятся в коллекциях и музеях разных стран. За пятьдесят лет жизни А. Коненко создал и целый ряд удивительных миниатюр как отдельный художественный жанр. Он сшивает свои книги почти невидимой шелковой нитью; размещает целый караван верблюдов в ушке швейной иглы или вырезает зоопарк на волосе с головы человека. Начав в 1994 году с «Евгения Онегина», 32х23 мм, мастер стал наиболее плодовитым автором микроминиатюрных книг. Среди работ А. Коненко уникальные альбомы (32х23 мм) с иллюстрациями Айвазовского, Крамского, Дали. Его блоха с золотыми подковами — воплощенная аллегория мастерства русского народа. На выставках мастера американцев восхищают мини-бизоны, а французов — родная Эйфелева башня высотой 3,2 мм, «поставленные» автором на усик комара. Миниатюрные книги зачастую издаются энтузиастами из любви к искусству и оценены значительно ниже фактической ценности рабочей силы, времени и материалов, потраченных на их создание. Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область — от литературы до кулинарии, от истории до науки. Способы печати также различны — от рукописных книг и станка Гуттенберга до самой современной цифровой печати. Поражают воображение и виды переплета — от мраморной бумаги до змеиной кожи, дерева и серебра. Несмотря на малый формат, миниатюрная книга в полной мере представляет искусство книги, искусство печати и переплета.