Прево А. М. (изд.) Царские палаты в Императорском Зимнем Дворце. Спб, 1858.
Издание Андре Прево. 1л.- цв. лит. авантитул в рамке; 1л. – посвящение – «Лит. Бр. Бриф»; 1л. - тит. л.; 5 л.л. –хромолитографии. Издание посвящено Его Имераторскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу. В издательской обложке. Издательская полукожаная папка с золотым тиснением на верхней крышке («Царския Палаты изд. А. Прево»). 64x46 см. На всех л. внизу: «Sadownikoff del. Chromolith. Lemercier, Paris. Издание А. М. Прево. A S-t Petersbourg. Publie par Andre Prevost», имя литографа, название на рус. и фр. яз. Лл. 1, 3, 4 - «Kellerhoven Lith.», лл. 2, 5 - «Bachelier Lith.». По Верещагину, издание чрезвычайно редкое и в продажу не поступало!
Библиографические источники:
1. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, № 3264
2. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, № 314
3. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, № 2880
4. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 730
Парадная лестница в Зимнем дворце.
Хромолитографии (44,9x58 см.):
1. «Парадная лестница в Зимнем дворце».
2. «Фельдмаршальский Зал».
3. «Военная портретная галерея в Зимнем дворце».
4. «Большая церковь в Зимнем дворце».
5. «Георгиевский Тронный зал».
Георгиевский Тронный зал.
В 50-е годы XIX века инициатива выпуска литографированных видов Петербурга принадлежала в основном не художникам, а издателю А.М. Прево, известному в истории русского искусства в качестве комиссионера Общества поощрения художников и смотрителя открытой в 1825 году выставки-продажи. Занимаясь сбытом произведений питомцев Общества поощрения, Прево не только хорошо разбирался в художественных запросах покупателей, но и был близко знаком с возможностями и достоинствами самих исполнителей, в творческой судьбе которых он нередко принимал живое участие. Более других дружеской поддержке А.М. Прево был обязан талантливый художник B.C. Садовников, приглашенный им для подготовки новых литографических серий, посвященных Петербургу.
Военная портретная галерея в Зимнем дворце.
Заслуживший впоследствии широкую известность и популярность как автор многочисленных видовых, карандашных, акварельных и перовых рисунков-набросков, Садовников был в числе тех крепостных художников, которых Общество поощрения поддерживало заказами и профессиональным руководством. Формированию Садовникова, как мастера городского пейзажа, способствовали прежде всего его занятия в области литографии, когда он под руководством М.Н. Воробьева и А.Г. Венецианова принимал участие в раскраске эстампов с видами Петербурга и его окрестностей, выпускаемых Обществом в 1820 — 1826 годах. С литографией оказалось связанным и начало самостоятельного творческого пути B.C. Садовникова. В 1830 году по его акварельным рисункам И. Ивановым была налитографирована первая часть панорамы Невского проспекта, изображавшая его правую («теневую») сторону — от Адмиралтейства до Фонтанки. К 1835 году относится литографирование противоположной — левой стороны проспекта, уже П.С. Ивановым. Изображения каждой части этого уникального литографического произведения составлены из 14 эстампов общей длиною около восьми метров при ширине в 14,9 сантиметра. Они не похожи на известные панорамы Петербурга А.Ф. Зубова (1716 — 1717 гг.), М.И. Махаева (1750-е гг.), Д.А. Аткинсона (1803 — 1805 гг.) и А. Тозелли (1817 г.). B.C. Садовников в своей работе отошел от принятой этими художниками высокой точки зрения на вид, допускающей его глубокий, далевой обзор. Он зарисовывал Невский проспект как серию видов, фронтально и последовательно разворачивающихся перед взором зрителя. Избранная им близкая точка зрения на объект изображения, исключая перспективные сокращения, давала возможность с поразительной точностью передать архитектурные формы и детали. Тончайшая, поистине ювелирная проработка всех деталей декора в изображении зданий свидетельствует о стремлении автора панорамы к предельной конкретности в их фиксации. Достоверность видов подчеркивают и с той же добросовестностью переданные тексты рекламных вывесок, примеры оформления витрин торговых фирм, контор, мастерских, а также фигуры горожан, хорошо узнаваемые современниками.
Большая церковь в Зимнем дворце.
Среди прогуливающихся по Невскому проспекту нетрудно разглядеть известных всему Петербургу литераторов: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.И. Греча, а также чудаковатого кастеляна Михайловского замка И.С. Брызгалова. Растиражированные в литографии рисунки B.C. Садовникова вызывали восхищение у современников, сразу оценивших их как самый точный портрет главного проспекта Петербурга. Исключительный талант видописца и жанриста B.C. Садовников продемонстрировал и в рисунках для двух литографических серий, изданных в первой половине 1830-х годов А.М. Прево под названием: «Виды С. -Петербурга и окрестностей» и «Костюмы и виды С. -Петербурга и окрестностей». Вошедшие в них изображения всех центральных площадей Петербурга с украшающими их скульптурными монументами и типичным стаффажем обращают на себя внимание той же взаимосвязью в художественном образе города собственно видового начала с бытовой стороной его жизни. Относясь, как и панорама Невского проспекта, к наиболее ранним из известных нам работ художника, они являются новым достижением русского видового рисунка. В то же время переведенные на камень К.П. Беггровым и П.С. Ивановым, с удивительным тактом передавшими точность рисунков Садовникова, характерные для него штрихи и тонировки, они закрепили за литографией лучшие традиции видовой печатной графики. Для истории литографического искусства особое значение эстампов по оригиналам B.C. Садовникова должно быть признано еще и потому, что после 1830-х годов тема городского пейзажа долгое время не привлекала внимания русских мастеров.
Фельдмаршальский Зал.
«Литографирован весь мир...» — сегодня эти слова, написанные П.А. Вяземским в 1829 году, не кажутся преждевременными и всего лишь поэтической метафорой. Новому искусству, появившемуся в середине 1810-х годов, действительно суждено было стать одним из самых любимых и широко распространенных видов печатной графики. Техникой свободного рисунка на камне и возможностью получения с него мало чем отличающихся от живого оригинала отпечатков увлеклись многие художники, в том числе и те, с именами которых связаны лучшие достижения русского изобразительного искусства XIX столетия. Способ литографирования был изобретен в конце 1796 — 1799 годах в Германии А. Зенефельдером, который предложил плоскую печать с камня использовать для быстрого и дешевого размножения рукописных текстов и нот. Этот вид «тиснения», впоследствии усовершенствованный самим изобретателем, был быстро приспособлен для чисто художественных целей. Принцип литографирования основан на свойстве воды не смешиваться с жирными веществами. На практике техника сводится к следующему: поверхность каменной плиты известковой породы тщательно шлифуется и дополнительно обрабатывается до мелкой зернистости. Рисуя на ней мягким литографским карандашом жирового состава (смесь воска, мыла, сажи, мастики, сала) и практически не испытывая сопротивления мелкозернистой поверхности камня, мастер легко наносит рисунок, свободно переходя от очеркового наброска к его разнообразной растушевке. Затем камень подвергается легкому травлению смесью азотной кислоты, воды и гуммиарабика. На образовавшуюся рельефную поверхность плиты валиком наносится типографская краска, впитываемая литографским карандашом пропорционально его плотности. При печати рисунок во всех тонкостях переносится в оттиск без заметных утрат при любом тираже. На готовом эстампе (так называют оттиск с любой рельефной поверхности) остается едва заметная сеть точек от камня, местами сливающихся в общую красочную поверхность, оставляющих просветы бумаги, не тронутой рисунком. Возникнув намного позже гравюры, широко применяемой в России с XVII столетия, литография обогатила печатную графику свойственными лишь ей изобразительными эффектами — зернисто-мягкий и живописно-широкий штрих карандаша, тончайшая тональная нюансировка черно-белых контрастов предоставляли мастерам новые возможности для решения художественных задач, стоявших перед графическим искусством в начале XIX века. В отличие от любой гравировальной техники, литография и для художника, рисующего на камне, и для печатника, отвечающего за качество получаемых эстампов, не представляла особых трудностей и не требовала специальной и длительной подготовки. Непринужденность и легкость рисунка обеспечивали большую свободу творческого замысла. Становление литографии в России совпало с периодом увлечения рисунком как самостоятельным видом искусства. Вместе с тем это было время, когда наметившееся на рубеже XVIII и XIX веков новое художественное мировоззрение — сентиментализм и вскоре сменивший его романтизм — постепенно теснило классицистические традиции в изобразительном искусстве. Проникновению романтизма во все сферы русской культуры первой четверти XIX века способствовала общественно-политическая обстановка в стране и, прежде всего, такие важнейшие события, как Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Под влиянием национально-освободительных идей, гуманистического пафоса эпохи сформировался основной принцип романтизма, требовавший новой формы художественной выразительности. Естественность и простота, повышенная эмоциональность побуждали художников к непосредственности восприятия и изображения окружающей действительности. На долю рисунка, быстро и живо передающего впечатление от натуры, выпала главная роль в решении новых проблем изобразительного искусства. Русский рисунок того времени отличается разнообразием тем, свободой композиционных решений, образной выразительностью. Обогащение содержания графики происходило одновременно с изменением ее стилистических черт. Продуманному изяществу линий, отличающему старую академическую школу, были противопоставлены более темпераментные контурно-штриховая и живописнотеневая манеры рисования. Новые тенденции рисунка, имевшие место в работах всех художников начала XIX столетия, наиболее ярко выявились в творчестве О.А. Кипренского. Импульсивная, графически-линейная выразительность карандаша этого выдающегося мастера, сочетающаяся с мягкой тональной разработкой, часто усиливалась дополнительной подцветкой сепией, мелом, тушью, акварелью. Тональный рисунок, поднятый Кипренским до самостоятельной ценности, стал важным этапом в исканиях русского искусства на пути реалистического отображения мира. Меняющиеся эстетические нормы оказали заметное влияние и на состояние русской печатной графики. Резцовая гравюра, долгое время бывшая единственным способом воспроизведения живописных оригиналов, в первой четверти XIX столетия постепенно становилась менее интересной для художников. Импровизационные тенденции романтизма не способствовали ее дальнейшему расцвету. Новое для русского искусства явление — литография имела гораздо больше технических возможностей для развития, чем гравюра. Противопоставляя жесткости резцового штриха свободу рисунка литографским карандашом, пером или кистью, она оказалась лучше приспособленной для воплощения вызванных эпохой художественных исканий. Близость к оригинальному рисунку, сравнительная простота и быстрота исполнения не исчерпывали всех преимуществ литографии. Свойственная ей значительно большая, чем у гравюры, тиражность (до десятков тысяч экземпляров) делала литографические эстампы более дешевыми и потому доступными широким кругам зрителей. К тому же, возникнув независимо от Академии художеств и сохраняя известную свободу от ее нормативов, литография давала русским художникам возможность расширить рамки творчества и предоставляла относительную свободу в выборе тем. Литография как оригинальный рисунок и как техника репродуцирования на долгое время стала излюбленным и популярнейшим видом творчества, направленным на широкое распространение.
Садовников, Василий Семенович (1800-1879). Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга. Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского. Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г. Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом. Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи. Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника. Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов". Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой. Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
Садовников, Василий Семёнович (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график. Брат архитектора П. С. Садовникова (1796—1877). Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году. Самоучка, «занимался перспективной живописью сам собою». Мастерство акварелиста приобрел, раскрашивая чужие гравюры и литографии. Позднее в Академии художеств ученик М. Н. Воробьёва. Академик Академии художеств (1852). По поручениям императоров Николая I и Александра II исполнил множество видов Зимнего дворца, с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками. Много работал для «Памятной книжки», издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографии. Широко известна его серия литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста (1835 г.), известная как «Панорама Невского проспекта» (1830—1835). Выполненная в акварели почти 16-метровой длины, она была переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево серией в 30 листов. Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова. Похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище, могила не сохранилась.
Садовников, Василий Семенович (1800 - 1879). Акварелист, рисовальщик, живописец; мастер архитектурного и ландшафтного пейзажа, интерьера и жанровых сцен. Крепостной княгини Н.П. Голицыной, получил вольную после смерти княгини в 1838 г. Тогда же подал прошение в Совет ИАХ и был удостоен звания свободного художника. Автор многочисленных акварельных видов Петербурга, Москвы и других городов, интерьеров, петербургских разносчиков.
Башелье, Шарль Клод (Bachelier Charles Claude; ? - после 1859). Живописец, литограф. В 1834 и 1852 гг. выставлял в парижском салоне «Ландшафты и архитектурные виды». Литографировал отдельные листы к изданиям Дациаро с видами Москвы и Петербурга и другим изданиям, связанным с Россией.
Келлерховен, Франц (Kellerhoven Franz; ок. 1814- 1872). Французский гравер и литограф, мастер хромолитографии.