[Похорский Д. В.] Российская история с 63 портретами Великих Государей.
Издание третье, вновь исправленное и умноженное. Москва: В Университетской типографии, 1837. 213 с., 63 л. иллюстраций - гравюры А. Афанасьева, 1 л. - гравированная таблица «Родословие Российских Государей», 1 л. - гравированная таблица «Родословие Благословенной Фамилии Дома Романовых». В полукожаном переплёте второй четверти XIX века. На корешке тиснёное заглавие. Крышки оклеены светло-коричневой мраморной бумагой. 22,5x13 см.
Первое издание «Российской истории с портретами Великих Государей» появилось в 1819 году и содержало (как и второе издание 1823-го года) 62 портрета, выполненных пунктиром и резцом гравером А. Афанасьевым - одним из самых плодовитых и талантливых граверов первой трети XIX века. К 3-му изданию был добавлен портрет императора Николая I (№ 63). (Обольянинов № 2180.)
У Половцева, в «Русском биографическом словаре», читаем: Похорский, Дмитрий Власьевич — священник Московского Благовещенского придворного собора, писатель; родился в 1782 году, воспитывался в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и в 1812 г. был в Москве дьяконом церкви ап. Петра и Павла на Якиманской улице в Замоскворечье. Во время нашествия французов, своим благоразумным поведением и благодаря прекрасному знанию французского языка, он спас от разорения церковь, при которой служил, со всеми укрывавшимися в ней прихожанами и даже получил от французов охрану, не допустившую мародеров до разграбления церковной утвари. После очищения Москвы от неприятеля, он в доме своем устроил школу для мальчиков, детей своих прихожан, обучая их с большим успехом без применения обычных в то время крутых мер, составляя для учеников особые буквари с рисунками, стихами и т. под. пособиями. Похорский умер в Москве 11-го декабря 1836 года, будучи пресвитером Московского Благовещенского придворного собора. В 1819 г., на свои средства, он издал весьма замечательную, по тому времени, книгу: "Российская история, изображающая важнейшие деяния Российских государей" (М., 8°), к которой было приложено 62 гравированных известным гравером Афанасьевым портрета русских царей и императоров; 2-е издание этой книги вышло в Москве в 1823 г., а 3-е — там же в 1837, с добавлением к прежним еще портрета Императора Николая I. Между тем, в первой половине XIX столетия имя Похорского знали далеко за пределами первопрестольной. Известность и звание писателя Дмитрию Власьевичу принесла книга «Российская история, изображающая важнейшие деяния российских государей», изданная им в 1819 году на собственные средства. В предисловии к своему труду Похорский писал: «Руководствуясь новейшими сочинениями опытнейших историков, изложил я краткую российскую историю в хронологическом порядке с означением лет противу всех важнейших событий. Здесь упомянуто о всех полезных в России учреждениях, об основании многих городов, важнейших храмов, знаменитых монастырей и о прочих редкостях в жизнеописании того из государей, при котором что происходило. ЛЮБЕЗНЕЙШЕЕ ОТЕЧЕСТВО! Тебе посвящается посильный труд сей как священная дань уважения моего и обязанности соотчича!» «История» Похорского привлекла к себе внимание современников не только текстом, но и шестьюдесятью двумя гравированными портретами «великих князей, царей, императоров и императриц самодержавных». Эта галерея «правителей земли русской» принадлежит резцу гравёра Афанасия Афанасьева. Крепостной московского типографа П.П. Бекетова, обученный хозяином для собственной мастерской, он исполнил гравюры для многих иллюстрированных изданий первой половины XIX века, таких как «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Петра I» Д.Н. Бантыша-Каменского (1812), «Русские сказания» А. Семёнова (1820) и др. С середины 1820-х годов Афанасьев, как указывает Д.А. Ровинский, работал самостоятельно, «гравировал пунктиром портреты и очерки с иностранных картин, прилагавшихся к журналам «Московский телеграф» и «Телескоп», а также модные картинки».
Иллюстрируя труд Похорского, Афанасьев пошёл по проторенному пути и использовал как образцы гравюры из «Пантеона Российских Государей» Ефрема Филиповского (1805-1810), в оформлении которого также принимал участие. Все портреты в «Истории» Д.В. Похорского имеют сквозную нумерацию (№№ 1-62) и подписаны. В 1823 году книга была переиздана. От предыдущего тиража это издание отличается только подписями к гравюрам: там появились годы царствования каждого правителя. Третье издание сочинения Дмитрия Похорского увидело свет через несколько месяцев после смерти автора с несколько изменённым названием: «Российская история с 63 портретами Великих Государей». Шестьдесят третий портрет - портрет Николая I, в 1825 году сменившего на троне Александра I Благословенного. Описанием восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, ознаменовавшего начало нового царствования, книга и заканчивается: «По обнародовании манифеста о восшествии на престол государя, когда все верные сыны России радовались и воссылали единодушное благодарение к царю царей, что народ русский не сиротствует более, тогда дух мятежа по предначертанным планам, к разрушению народного порядка и коренных законов неожиданно вспыхнул в Санкт-Петербурге. Буйная толпа дерзнула воспротивиться присяге, законам и власти. Среди сего смятения императорская гвардия по первому мановению монарха явилась на месте бунта. Мятежники не хотели внимать ни архипастырским увещаниям, ни убеждениям начальства. Надлежало употребить силу оружия, и мятежное скопище скоро рассеялось. По точнейшем исследовании бунта скоро изобличились виновнейшие из мятежников. Назначается Верховный уголовный суд над преступниками, и судилище изрекло на них всю строгость закона. Но кроткое сердце монарха смягчило кару правосудия, уменьшив определение его».
Из приложенных к книге подписных листов видно, что бесхитростный труд Похорского ценили прежде всего купцы и чиновники средней руки, да и то, в основном, в провинции - в Костроме, Галиче. Ветлуге, Парфентьеве, Тамбове, Липецке, Кологриве, Волхове, Чухломе...