Бурцев А.Е. Российский царственный дом Романовых. Галерея портретов царствующего Дома Романовых. 1613-1913.
Издание А. Е. Бурцева. Санкт-Петербург : [Худож. хромо-тип. А.К. Вейерман], 1913. Два титульных листа. Текст и портреты в красивой орнаментальной рамке. H=31 см. Издание вышло в 8 выпусках. Выпуски 1-4 изданы под заглавием «Российский царственный дом Романовых»; выпуски 5-8 – «Галерея портретов царствующего Дома Романовых». Нумерация выпусков 5-8 отсутствует . Худ. академик А. Клиндер и др. 99 с. 179 ил. В 2-х марокеновых переплетах эпохи с тиснением золотом на крышках и корешках. Тройной золотой обрез. Экземпляр из библиотеки Царского Села. В комплектном виде большая редкость!
Вып. 1: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645). 55 с., [17] л. портр., ил. .
Вып. 2: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645) - Портреты. 2. Алексей Михайлович (царь русский; 1629 - 1676) - Портреты. 3. Федор Алексеевич (царь русский; 1661 - 1682 [2] с., [25] л. портр., ил.
Вып. 3: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Петр I (император российский; 1672 - 1725) - Портреты. 2. Екатерина I (императрица российская; 1684 - 1727) - Портреты. 3. Петр II (император российский; 1715 - 1730) - c. 57-68, [23] л. портр.
Вып. 4: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Анна Ивановна (императрица российская (1693 - 1740); Портреты. 2. Елизавета Петровна (императрица российская; 1709 - 1762) - Портреты. 3. Петр III (император российский; 1728 - 1762) - Портреты. 4. Екатерина II (императрица российская; 1729 - 1796) - c. 69-80, [17] л. портр. .
[Вып. 5]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. [1613-1913]. Павел I Петрович (1796-1801). Портреты. 2. Александр I (император российский; 1777 - 1825) - [1913]. - c. 81-86, [29] л. портр. - На доп. тит. л. опечатка в дате: (1796-1810) .
[Вып. 6]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. [1613-1913]. Император Николай I Павлович, 1825-1855. - [1913]. - c. 87-89, [22] л. портр. .
[Вып. 7]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. [1613-1913]. Император Александр II Николаевич (1855-1881) [1913]. c. 90-93, [24] л. портр.
[Вып. 8]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. [1613-1913]. Николай Второй. Император и самодержец всероссийский. [1913]. - [6] с., [22] л. портр.
«Галерея портретов Царствующего дома Романовых» была подготовлена к знаменательной для России дате — 300-летию дома Романовых и вышла в 8-ми выпусках. В альбоме последовательно представлены портреты всех членов царственной фамилии, начиная от Михаила Федоровича Романова и заканчивая портретами членов семьи последнего царя этой династии — Николая II. Всего в издании представлено 179 изображений.
Возьмем, к примеру, 5-й выпуск. Данное издание охватывает временной период с 1796 до 1825 г. и содержит портреты императора Павла I, императора Александра I и членов их семейств. Собственно портретная галерея предварена краткими очерками о Павле I и Александре I, в которых также представлены общие сведения о судьбе многочисленных детей императора Павла (император имел 10 детей от второго брака). В очерках информация подается исключительно в положительном ключе, что вполне объяснимо — все же издание юбилейное. Любопытно, к примеру, что причиной смерти императора Павла, который был убит в результате заговора, называют «удар» (как сказали бы сегодня — инсульт). Но все же самое главное в этом издании — сами портреты членов царской семьи, среди которых есть уникальные экземпляры. Редкость некоторых гравюр отмечена в самом издании. В ряду «парадных» изображений со стандартными позами встречаются и такие произведения, как очень теплый семейный портрет Александра I с женой Елизаветой Алексеевной. На одном из портретов изображена первая супруга Павла I Наталья Алексеевна, рано скончавшаяся от родов. Большой интерес представляют изображения детей, например, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) и Константина Павловича — малышей лет 4—5, позирующих с саблями и знаменем.
Бурцев, Александр Евгеньевич (1863 - 1938) – русский издатель, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиограф, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Родился в Вологодской губернии в зажиточной крестьянской семье. В 1882 г. переехал в Санкт-Петербург и работал приказчиком в меняльной лавке. Потом устроился на работу в меняльную контору своего старшего брата, где проработал заведующим до 1917 года. Ещё в молодости Александр Евгеньевич увлекся книгами и стал скупать редкие издания. С 1892 по 1893 год путешествовал по русскому Северу, где изучал и записывал фольклор. С 1890-х годов расширяет границы своих интересов как коллекционера и начинает собирать предметы старины, картины со сценами русского быта, рукописи, редкую церковную утварь. С 1896 года начал плодотворную издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей, и др.). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А.Е. Бурцевым» и др.).
Бурцев на протяжении долгого периода опекал некоторых художников, выступая в роли мецената. В частности, это были такие художники, как К.С. Петров-Водкин, Б.Д. Григорьев, Н.П. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.К. Рерих. В своём доме на улице Бассейной (Некрасова 10, арх. И.П. Володихин), созданного для экспозиций, Александр Евгеньевич устраивал выставки и презентации. В конце 1918 года все капиталы Александра Евгеньевича были аннулированы, особняк был национализирован. В период НЭПа, благодаря М. Горькому, Бурцев открыл книжную лавку, а в конце 1920-х стал сотрудником библиотеки при Педагогическом институте им. А. И. Герцена. В 1935 году вместе с женой, дочерью и внучкой был выслан в Астрахань. 29 октября 1938 года Бурцев Александр Евгеньевич и Бурцева (Маркелова) Параскева Домиановна были арестованы и расстреляны. Выписка из книги памяти: "Бурцев Александр Евгеньевич. Проживал: Астрахань. Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинен в связях с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстрелян 29 октября 1938 г. Реабилитирован в 1963 г.", "Бурцева Прасковья Демьяновна. Проживала: Астрахань. Приговорена: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинена в антисоветской агитации и связях с финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстреляна 29 октября 1938 г. Реабилитирована в 1963 г.". Большая часть уникальной коллекции Александра Евгеньевича оказалась в государственных архивах и частных собраниях, часть коллекции унаследовала дочь Бурцевых. В конце сороковых годов, унаследованные реликвии были переданы в Центральный государственный архив литературы и искусства. Активным помощником и посредником при передаче реликвий стал Ираклий Андроников.
Некоторые фундаментальные издания Бурцева:
1897 «Описание редких российских книг и рукописей» 5 томов
1899 «Дополнительное описание библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей» 6 томов
1901 «Обстоятельное библиографическое описание редких книг и художественных изданий» 7 томов
1908 «Полное собрание библиографических и палеографических материалов, изданных в разное время А. Е. Бурцевым» 10 томов
1910 - 1911 «Полное собрание этнографических трудов А. Е. Бурцева» 11 томов
1912 «Альбом из жизни русского раскола и старообрядчества»
1912 – 1914 «Коллекция картин и рисунков старой и новой русской школы»
1912 - 1914 «Женщина в картинах русских художников и в снимках с натуры»
1913 «Галерея портретов царствующего дома Романовых, из собрания А. Е. Бурцева» 8 вып.
1914 «Жизнь русского народа, его нравы и обычаи в картинах русских художников и в снимках с натуры»
В истории русской культуры рубежа XIX-XX веков видное место занимают собиратели и меценаты, вышедшие из купеческой среды. У всех на слуху имена создателей крупных художественных коллекций - П.М. Третьякова, братьев М.А. и И.А. Морозовых, С.И. Щукина. У библиофилов тоже были свои Третьяковы, и петербуржец Александр Евгеньевич Бурцев - один из них. Бурцев начал собирать книги ещё в юношеские годы, будучи подручным у своего дяди-менялы. Унаследовав меняльную лавку, он преобразовал её в банкирскую контору, расширил дело и разбогател. Вместе с капиталами росла и его библиотека. Взяв себе за правило ежедневно заходить к знакомым букинистам, Бурцев сначала покупал у них собрания сочинений русских классиков, затем перешёл на первоиздания и, наконец, стал коллекционировать подлинные письма, автографы и старинные рукописи. Кроме того, он скупал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, К.С. Петров-Водкин. Со временем собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроил на Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами. Однако ещё до создания музея Бурцев начал издавать описания своей коллекции. Человек увлекающийся и даже азартный, он и сюда привнёс купеческий размах. Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформтенные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплёты, бурцевские каталоги поражали не только качеством исполнения, но и объёмом, так как нередко содержали не просто описания книг, гравюр, портретов и рукописей, а целиком перепечатанные тексты редкого издания или автографа.
Достаточно сказать, что в своих «библиографиях» Бурцев дважды полностью опубликовал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Вот почему его «Описание редких российских книг» издано в пяти томах, «Архив книжных и художественных редкостей» - в шести, а «Словарь редких книг и гравированных портретов» - в семи. Специалисты нередко называли Бурцева «библиофилом-графоманом». Между тем его издания, сыгравшие значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги и графики, со временем сами превратились в редкость. Судьба коллекции Бурцева сложилась драматически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дёшево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке». Бурцев дожил до глубокой старости. Ещё в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно бьпо встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева. Бурцев умер в 1937 году. Во время войны его дочь, Ольга Александровна, вывезла остатки собрания отца в эвакуацию, в Астрахань. Часть бумаг и рисунков там пропала. Уже в 1950-е годы литературовед И.Л. Андроников отправился в Актюбинск и приобрёл для Центрального государственного архива литературы и искусства всё, что сумела сохранить О.А. Бурцева, - 1508 рукописей и документов, среди которых обнаружились не известные ранее автографы М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, С.А. Есенина...
Ещё картинки:
И ещё картинки: