Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 743 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Альбом русских царей. St. Petersbourg et Moscou, Daziaro J., editeur, [1850-е годы].

35 л. портретов - литографии по рисункам Л. Луара (L. Loire), иллюминованные от руки акварелью. В издательском коленкоровом переплёте с кожаным корешком. На крышках орнаментальные рамки блинтового тиснения, на верхней крышке золототиснёное заглавие. На корешке золототиснёные заглавие и орнамент. 17x14см. Альбом русских царей» составляют 35 иллюминованных от руки литографий, изображающих российских князей, царей, императроров и императриц - от Рюрика до Елизаветы Петровны. Строго говоря, это не книга, а собранная под одним переплётом серия портретов, выполненных французским художником Л. Луаром. Совершенно очевидно, что, несмотря на сквозную нумерацию, литографии предназначались и для розничной продажи. Такое совмещение торговли оптом и в розницу являлось обычным в практике издателя серии - фирмы Дациаро.

170 лет назад в магазинах фирмы Дациаро в Петербурге, Москве и Париже появились отлично нарисованные и элегантно напечатанные гравированные листы и целые серии с видами города на Неве. Судя по тому, как часто такие листы попадаются в русских и иностранных коллекциях, они имели успех и хорошо расходились. Хотя стоили они не дешево. Правда, учитывая относительную дороговизну своей продукции, издатель печатно обещал выпускать такие же листы в относительно малом формате (4°) и в 4 раза дешевле. Но обманул, напечатал только один раз в начале 50-х в типографии у своего конкурента Фельтена в Карлсруе и то на пробу. Видно листы и так хорошо шли. Купить их можно было не только в собственных магазинах фирмы на Кузнецком мосту (Москва), Невском проспекте (С.-Петербург) и Итальянском бульваре (Париж), но и в других местах, где торговали русскими гравированными изданиями: у Другулина в Лейпциге, у Мюллера в Амстердаме, у Виньера и Солимена в Париже, у Николса в Лондоне, у Цейна в Готе, практически по всей Европе в более мелких лавчонках.

Адмиралтейская площадь.

Ж. Жакотте, Г.Л-П. Регаме по оригиналу И.И. Шарлеманя.

На переднем плане - магазин Дж. Дациаро.

Цв. литография, акварель, белила.

Москва. Улица Кузнецкий Мост.

Знаменитый художественный магазин эстампов фирмы «Дациаро»
открылся в Москве в д. 13 по Кузнецкому Мосту.
Конкуренты не заставили себя ждать – магазин "Аванцо" открылся в д. 7.

Дело было поставлено с размахом! Какие серии гравюр были по Спб. !:

1. Виды Спб. 26 цветных литографий по рис. худ. А. Шарлемана в лист.

2. Виды Спб. Фердинанда Перро. 20 тоновых литографий раскр. от руки в лист.

3. Виды Спб. по рис. Arnoult, Benoist и Perrot. 38 литографий в лист, краш. от руки и печатанные у Лемерсье в Париже.

4. Руссель Поль. Album russe. 25 литографий, изображ. сцены из русской жизни, печатанные у Лемерсье в Париже.

5. Жуковский Рудольф «Русские народные сцены». Scenes populaires russes. 50 литографий In-4°.

6.Тимм В. Русские народные типы. Costumes ruses. 24 литографии в лист, печатанные у Лемерсье в Париже.

7. Рисунки из русской жизни. Croquis russes. 67 !!! листов литографий в фомате листа и четверки.

8. Собрание 36 портретов русских Митрополитов по рис. худ. L. Loire в 12-ю долю листа.

9. Альбом русских царей с 35 иллюминированных от руки литографий в 8-ю долю листа по рис. все того же худ. L. Loire.

10. Императорская российская гвардия. 12 литографий в большой лист по рис. А. Шарлемана и А. Ladurner, иллюминированных от руки.


Если прибавить сюда еще 5 крупных сюит литографий по Москве и знаменитую панораму Москвы по рис. Индейцева из 10 склеиных листов и печ. у Лемерсье в Париже, то общая картина деятельности фирмы Дациаро в России складывается впечатляющая. Деятельность первого в России частного издательства печатной художественной графики Дж. Дациаро относится к 1830-1865 г.г. Оно дало работу многим и многим художникам, графикам, печатникам и продавцам печатной продукции того времени. Основатель этого крупного издательского и торгового дела Джузеппе Дациаро(1806-1865) приехал в Россию из Италии.

В Москве он стал заниматься продажей эстампов, а в архивных материалах Гражданской канцелярии московского генерал-губернатора сохранилась просьба купца 2-й гильдии Иосифа(рус.) Дациаро от 30 ноября 1832 г. открыть в Москве собственную литографскую мастерскую. Мастерская просуществовала не более 7 лет,т.к. более выгодным было заказывать печатную продукцию в Европе: в Париже и Лейпциге — соотношение цены и качества было несравнимым, да и по времени исполнения заказа Москва была значительно позади. Его основным партнером стала типография Лемерсье — вечный соперник типографии Энгельмана; именно, эти типографии исполняли заказы для России. Не удовольствуясь положением московского купца, Дж. Дациаро перебирается в Северную столицу и селится в доме итальянца Б.Ф. Греффе на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, став совладельцем расположенного там книжного магазина. В 1849 году магазин становится его собственностью. Он переоборудует его под торговлю графической продукцией. А несколько лет спустя вывеска с именем Джузеппе Дациаро появилась и на Итальянском бульваре в Париже. Капитализация фирмы достигает гигантских размеров даже для того времени. Уже в начале своего существования фирма стала лучшей в России в своей области за счет высочайшего качества литографии и печати. Такой она оставалась и в последующие годы, приобретя высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Успех предприятия был потрясающий и ему была уготована долгая жизнь: после смерти Джузеппе дело продолжили его сыновья Иосиф и Александр, упрочившие славу семейной марки. Фирма Дациаро  активно использовала появляющиеся новые технологии, в частности, она одной из первых начала печатать серии видовых фотографий Санкт-Петербурга и Москвы. При этом снимки делали лучшие фотографы столицы, одним из которых был Карл Булл. Извечным соперником Дациаро в России была фирма Фельтен (Velten), которая торговала более дешевой продукцией, но об этом отдельный разговор…

Основатель этого крупного издательского и торгового дела Джузеппе Дациаро (1806-1865) приехал в Россию из Италии. В Москве он, переименованный в Иосифа Христофоровича, стал заниматься продажей эстампов, причём так успешно, что открыл два магазина - на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1832 году, уже будучи купцом второй гильдии, Дациаро завёл собственную литографскую мастерскую, но вскоре от этого предприятия отказался, сочтя более выгодным заказывать продукцию в Европе. Его основным партнёром стала типография Лемерсье, одна из лучших в Париже. Дациаро посылал во Францию рисунки, которые там, на месте, литографировались мастерами, работавшими на Лемерсье. Вот почему, как сказано в справочном искусствоведческом издании, «вопрос об авторстве оригиналов дациаровских литографированных выпусков приходится решать на основе самих эстампов ввиду полного отсутствия каких-либо иных сведений». Серия изображений русских царей не является исключением. Они сделаны «по мотивам» русских портретов конца XVIII – первой половины XIX века, но при этом «отредактированы» с чисто французским изяществом. Как и вся продукция Лемерсье, литографии отлично нарисованы и элегантно отпечатаны. Подписи на русском и французском языках расширяли круг потенциальных покупателей до общеевропейского, что соответствовало устремлениям честолюбивого и хваткого заказчика. Не довольствуясь положением московского купца, Иосиф Дациаро перебрался в Петербург и поселился в доме итальянца Б.Ф. Греффе на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, став совладельцем расположенного там книжного магазина. В 1849 году магазин перешёл в его полное владение и был приспособлен для продажи эстампов и картин. А несколько лет спустя вывеска с именем Дациаро появилась на Итальянском бульваре в Париже - в самом сердце художественной столице Европы. Литографии фирмы Дациаро продавались везде, где торговали русскими иллюстрированными изданиями: в Лейпциге, Амстердаме, Лондоне. Предприятию была суждена долгая жизнь: после смерти Иосифа Христофоровича дело продолжили его сыновья - Иосиф Иосифович (1831-1892) и Александр Иосифович (1842-1907), упрочившие славу семейной марки. Наибольшую известность издательству Дациаро принесли изображения городов, особенно ставшие знаменитыми и неоднократно допечатывавшиеся сюиты видов Санкт-Петербурга и Москвы. Портреты среди дациаровской продукции встречаются гораздо реже и ценятся довольно высоко.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?