Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 746 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Хигер Е. Я. Азбука в картинках.

Азбука в картинках Е. Хигера. Москва - Ленинград, «Радуга», 1925. В цветной литографированной обложке. 220x280 мм.

 

 

 

 

 

 


Библиографические источники:

От азбуки Ивана Фёдорова до современного букваря. Москва, 1974, с.с. 192-193.

Художник Ефим Хигер пришел в детскую книгу в 1924 году: М. Серова. "Кто это? Прочитай и угадай". Рисунки Е. Хигера. Пг., Начатки знаний, 1924. Иллюстрирует Ефим в это время и пролетарскую поэзию: Николай Тихонов "Сами". Обложка и рисунки Е. Хигера. Пг, 1924.  В том же году выходят в издательстве «Прибой» 1-е и 2-е издания детской книжки В. Волженина (Некрасов Владимир Моисеевич) «Пионеры». Рассказ в стихах. Оформляют её знаменитые еврейские графики Е. Хигер и А. Каплун. В следующем году ленинградский график Е. Я. Хигер создал азбуку в картинках, которая должна была познакомить ребёнка с буквами алфавита, развить у него интерес к учебе. Следуя традиции, художник изобразил предметы, названия которых начинаются на определенную букву алфавита. Рисунки в основном воспроизводят знакомые детям предметы, животных, людей разных профессий. Отдельные иллюстрации перегружены деталями, действующими лицами, имеются элементы стилизации. Этой книгой он и вошёл в историю советской книжной графики. Другая знаменитая и легендарная в прямом смысле работа Ефима Хигера в том же издательстве «Радуга» в содружестве с Е.Я. Данько - «Ваза Богдыхана» Легенда для детей среднего возраста. Рисунки Е. Хигера. М.-Л., «Радуга», 1925, 16 стр. с илл., а также не менее легендарная детская книжка «Петрушка». Автор – М. Фроман (Фракман, Михаил Александрович). Ленинград, Радуга, 1927.

Далее, как из рога изобилия посыпались: «Игрушки», Ленинград, Радуга, 1927, 11 с., «Женька-пионер», Рассказ в стихах. Ленинград, Радуга, 1926, «Лушины груши»,  Ленинград, Радуга, 1927, 11 с. и «Красные дети на белом свете», Рассказ в стихах. Ленинград, Радуга, 1925, 11 с., все выпущенные в содружестве с Семеном Анатольевичем  Полоцким (1905-1952) - поэтом, драматургом и детским писателем, участником  казанской группы имажинистов "Витрина поэтов", выпустившей два  сборника: "Тараном слов: Ланэ, Меркушев, Полоцкий" (Казань, 1921 и "Заповедь зорь. (С. Полоцкий и М. Березин)" (Казань, 1922). Семён Анатольевич - член "Воинствующего Ордена Имажинистов" со дня основания в конце 1922 г. - Г. Б., Шмерельсон, И. И. Афанасьев-Соловьев, Владимир Ричиотти (Л. О. Турутович), Н. Григорьев, А. Золотницкий, Л. Рогинский. Участвовал в вышедших в издательстве "Ордена" сборнике  "В кибитке вдохновения" (Пг., 1923) и втором сборнике "Ровесники.  И. Афанасьев-Соловьев, Семен Полоцкий, Владимир Ричиотти, Леонид Рогинский. Имажинисты" (Л., 1925), на последней странице которого была напечатана декларация Полоцкого: "Мы питаем надежду, что в ближайшее время русская литература сможет развиваться без нашего суфлирования, но для вящего спокойствия читателя берем на себя ответственность за судьбы русской поэзии на десятилетие вперед". Здесь же было напечатано объявление, свидетельствуюшее о том, что Полоцкий привлек Хармса и Введенского к участию в невышедшем сборнике имажинистов: "ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ!" значительнейшая книга 1926 г. выйдет в январе. "Необычайные свидания друзей" открывает хорошую эпоху. УЧАСТВУЮТ ПРЕКРАСНЫЕ: А. Авраамов, И. Афанасьев-Соловьев, М. Березин, А. Введенский, Э. Криммер, С. Полоцкий, В. Ричиотти, Л. Рогинский, К. Сотонин, С. Спасский, Д. Хармс, Е. Хигер, Г. Шмерельсон, В. Эрлих". Автор 15 книг для детей: "Женька-пионер" (М.-Л., 1926), "Игрушки" (Л., 1927), Каквас" с рис. Т. Н. Глебовой. - М., 1928) и др. Автор романа "Черт в Совете непорочных" (М.-Л., 1928), пьес "Аппарат" (Л.-М., 1930), "Вечная молодость" (М., 1935) и др. "Неразобранный" архив С. А. Полоцкого в ИРЛИ для исследователей закрыт. А там мы нашли бы много информации по Хигеру. Продолжая тему «пионерии», в 1926 году в издательстве «Радуга» выходит детская книжка Е. Олексеенко «Зелёный попугай» с илл. Е. Хигера и книга В. Шпанова «Чушка и хрюшка», вышедшая в издательстве «Радуга» в 1927 году. Завершает работу Ефима Хигера в «Радуге» книга Мориса Долинова «Зверинец. Котлеты». Стихи. М-Л, 1928 год. 11 с. В этом же году он работает с издательством «Крестьянская газета», где выходит книжица Софьи Федорченко «Из яйца на волю» с иллюстрациями Хигера. а в 1927 году – книга Ф. Чернышёва «Весёлые кузнецы» в издательстве «Мурзилки» также с илл. Ефима Хигера.

Хигер, Ефим Яковлевич (1899—1956), еврейский советский художник, график и книжный иллюстратор, живший и работавший в Ленинграде.  Был мужем знаменитой преподавательницы советской балетной школы Натальи Александровны Камковой из класса А.Я. Вагановой.  Дружил с Д. Хармсом, Е. Данько и О. Мандельштамом. Много и плодотворно работал в издательстве «Academia», художественно оформляя книги мировой классики. Коллекционерские пристрастия еврейского художника и графика А.В. Каплуна — старинный художественный фарфор и миниатюры — нашли свое отражение в книжном знаке, сделанном для книг его библиотеки художником-графиком Е.Я.Хигером, которому принадлежит и экслибрис для книг М.А.Фромана (1891—1940), поэта и переводчика, в 1920-е годы бывшего секретарем Ленинградского Союза поэтов. На этом экслибрисе Хигер изобразил капитолийскую волчицу, кормящую Ромула и Рема на подиуме из книг, как бы связывая древнюю легенду с основной профессией владельца экслибриса — поэтическим переводом. Библиотека Фромана после его ранней смерти осталась в семье, но... не надолго. После ареста его жены И.М. Наппельбаум (1900—1992), поэтессы, ученицы Н.С. Гумилева, бывшей студийки «Звучащей раковины» (1920—1921), библиотека распылилась по частным собраниям. Увлечение самого Е.Я. Хигера — искусство древнего Востока — нашло свое воплощение в сюжете книжного знака, выполненного для его библиотеки близким другом художника, замечательным книжным графиком С.М. Пожарским (1900—1970). Им же выполнен и экслибрис для огромной библиотеки З.С. Давыдова (1892—1957), журналиста и писателя. Оформлением этикеток и упаковок в 20-30-е годы занимались многие известные художники: С. Чехонин, М. Андреев, А. Зеленский, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, Е. Хигер, И. Фомина. Наряду с традиционными мотивами оформления этикеток (флористические мотивы, орнаментально-декоративные мотивы, мотивы женской красоты, китайские и японские мотивы) художники использовали в этикетках мотивы, связанные с тематикой «новой советской жизни»: культурные, литературные и спортивные сюжеты, авиацию, технику, метро, индустриализацию, коллективизацию и др. Создаются новые формы этикеток,  не похожие на традиционные. 24 Апреля 1935 года Ефим Яковлевич участвует в «Первой выставке ленинградских художников», проходившая в Русском музее и представлявшая работы, созданные в основном за последние три года. Среди 282 участников – Л. П. Альбрехт, С. П. Аникин, В. Л. Анисович, М. И. Антонов, В. А. Апостоли, М. И. Бакланов, П. И. Басманов, В. П. Белкин, И. Е. Болдырев, И. И. Бродский, Н. Е. Бубликов, П. Д. Бучкин, А. С. Ведерников, В. А. Власов, С. А. Волков, Л. А. Дитрих, И. Г. Дроздов, М. И. Дромметер, С. А. Заборовский, П. Я. Зальцман, В. В. Зенькович, М. А. Зубреева, Г. И. Иванов, В. В. Исаева, Ю. Ю. Клевер, Е. А. Кибрик, В. А. Кобелев, И. П. Королев, В. В. Кондратьев, Н. И. Костров, Д. П. Крапивный, В. В. Кремер, И. В. Крестовский, А. В. Кручинин, А. И. Кудрявцев, В. А. Кузнецов, Г. И. Ланге, В. В. Лебедев, А. В. Любимова, Б. А. Майоров, К. С. Малевич, С. А. Никитин, В. А. Николаев, М. В. Носков, В. М. Орешников, М. Г. Платунов, В. Н. Попов, А. С. Пруцкий, М. Р. Регель, А. А. Ростовцев, А. А. Рылов, Н. Н. Саватеев, А. И. Савинов, А. Н. Самохвалов, Н. В. Свиненко, А. Г. Ситтаро, Ю. Д. Складин, Н. И. Смирнов, П. И. Смукрович, К. А. Соколов, Г. А. Солнцев, С. И. Солодовников, П. Ф. Строев, Н. М. Суэтин, И. А. Тарнягин, О. Н. Таубер, Е. А. Татаринова, Л. Я. Тимошенко, И. Ф. Титов, В. Г. Тихов, Е. В. Тонкова, В. М. Тушев, В. Ф. Федоров, В. Н. Федорович, Р. Р. Френц, Р. З. Фрумак, Л. Я. Хортик, Е. Я. Хигер, Н. И. Хлестова, Н. Г. Цириготти, С. А. Чугунов, Т. В. Шишмарева, А. Н. Шишкин, С. С. Эскин, В. В. Эллонен и другие.

В 1940-41 г.г. по заказу Детгиза Ефим Яковлевич выполнил серию иллюстраций к поэмам Лермонтова К «Мцыри» — 4 илл. (в соответствии с характером готовящегося издания художник изобразил Мцыри мальчиком-подростком); сюжет «Боярина Орши» отражен в 6 илл. (литографии; авторские оттиски — в музее ИРЛИ). Наиболее значительна сюита иллюстраций к «Тамбовской казначейше» (литографии, офорты; авторские оттиски — в музее ИРЛИ; цветной офорт — в РНБ); колоритные черты жизни уездного городка и его обитателей здесь сатирически заострены. Помимо литографий, предназначенных для издания, серия была повторена в офортах и дополнена новым сюжетом («Гарин на званом обеде») и вариантами некоторых других сцен (авторские оттиски — в музее ИРЛИ); издание не состоялось. Один сюжет — «Улица в Тамбове» воспроизведен в изд.: М. Ю. Лермонтов в портретах...(М., 1959, с. 186). Не менее известна и серия  Ефима Яковлевича Хигера «Ленинград в дни блокады» 1941-1945 годов. Дело в том, что из его блокадных работ известны были лишь рисунки. Но как оказалось в осажденном городе художником были награвированы цинковые доски.  Лишь в конце 1980-х годов  с цинковых авторских досок, переданных О.Почтенным  в коллекцию Вологодской картинной галереи  офорты были напечатаны череповецким гравером А.Т. Наговицыным. Теперь они опубликованы в каталоге вологодской выставки 2010 года. Работы Хигера существенно отличаются от больших листов Пахомова, так как задачей автора было передать трагический облик  ставшего почти фантастическим города, охваченного льдом и морозом, где перемежались иглистые силуэты архитектуры, вмерзших в лед  судов и медленно бредущих людей. Специфическая техника офорта  идеально подошла к образной задаче художника. В 1944 году Е. Хигер иллюстрирует детскую книжку Людмилы Поповой «Соколиный мир». Поэмы и стихотворения. Ленинград. Гослитиздат. Важным событием художественной жизни в период войны стала крупная зональная выставка «Урал – кузница оружия», главная тема которой – трудовой подвиг уральцев. В Перми всю организационную работу взял на себя бессменный директор картинной галереи Н. Серебренников. Для просмотра и отбора работ было создано авторитетное жюри во главе с лауреатом Государственной премии Б. Иогансоном. В жюри также вошли известные художники Г. Ряжский и Д. Шмаринов, скульптор Н. Томский, искусствоведы М. Сокольников, В. Лобанов, представители местных отделений Союза художников. Творческий порыв охватил сотни самодеятельных и профессиональных художников. Только в Перми к выставке готовились 89 человек. Некоторые профессионалы заключили договор напрямую с предприятиями. Пермский график Л. Тараканов выполнял заказ Комипермлеса на создание картины «Лесозаготовка на Урале», Е. Хигер работал над темой «Жизнь уральского колхоза», художник Ф. Дорошевич готовил серию этюдов «Лысьвенские металлурги» и т.д. Настоящим послевоенным шедевром книжной иллюстрации становятся графические работы Е.Я. Хигера к  «Острову пингвинов» Анатоля Франса, вышедшие в 1951 году в издательстве ГИХЛ.

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?