Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 83 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Азбука в 36 рисунках Вл. Конашевича. Пг., изд. Тов-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1918.

Отдельный л. - титул, 1 отдельный л. - заглавный, 36 отдельных лл. цветных иллюстраций. В издательской цветной мягкой папке, верхняя крышка - по рисунку В. Конашевича. 29,5x23,2 см. Тираж неизвестен. Существует часть тиража со сброшюрованными листами, где 36 иллюстраций печатаны на 18 листах с двух сторон. «Азбука» Конашевича по праву должна быть причислена к важным памятникам своей эпохи, так как является одним из первых учебных пособий, напечатанных по новой орфографии согласно декретам советской власти от 23 декабря 1917 года и 10 октября 1918 года - без «еров» и «ятей». Входит в золотой фонд полиграфической культуры России! Редкость!

 


 

Библиографические источники:

1. Молок Ю.А. Владимир Михайлович Конашевич. Л.: Художник РСФСР, 1967. с. 235.

2. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №167

Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где за­нимался у С.В. Малютина и К.А. Коровина, Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) впервые заявил о себе перед самой революцией, когда вместе с Сергеем Чехониным и Николаем Тырсой обновлял в стиле неоклассицизма росписи Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге, затем руководил классом композиции в Школе народного искусства.  Однако настоящую известность Конашевич получил как художник детской книги – не одному поколению известны его прекрасные иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, Г.-Х.Андерсена, А.С.Пушкина, стихотворениям С.Я.Маршака («Пожар», «Вот какой рассеянный» и др.). Свои принципы оформления детских книг Конашевич несколько лет спустя сформулировал в специальной статье, где, в частности, писал: «Незнанию художника, отсутствию мастерства, немощи нет места. Ухищрённые перспективы и светотени ребёнок не поймет, но всякую неточность формы он заметит и осудит гораздо умнее и, главное, наблюдательнее, чем принято думать». Его книги полюбили все советские дети, а оформленный художником в 1956 году сборник английских народных песенок «Плывёт, плывёт кораблик» был назван «шедевром книжного искусства» - и  это  при  том,  что  за  роскошный  сборник «Сказки» Чуковского, выпущенный издательством «Academia» в 1935 году, Конашевич подвергся жестоким нападкам в газете «Правда» - центральном советском печатном органе.

Детская книга стала главным делом жизни Конашевича. В его уникальной художественной манере переплелись реальность и поэтический вымысел, весёлая изобретательность в изображении сцен и персонажей, яркость образов и красочная декоративность рисунка. В книгах, оформленных Конашевичем, не было отстранённой «красивости», «иронически-снисходительного тона взрослых», в той или иной мере присущего книгам «мирискусников», но было умение «играть с детьми в одинаково весёлые для них и для него игры» - и это создавало тёплый и уютный для ребёнка мир. Удивительно, но работать в детской книге Конашевич начал по счастливой случайности. Ещё до Октябрьской революции обосновавшись в Петрограде, художник много трудился над реставрацией и декоративным украшением дворцов и особняков.

В 1918 году он получил должность помощника хранителя Павловского дворца-музея, где организовывал выставки гравюр, рисунков, предметов быта. Первой книгой Конашевича стала «Азбука в 36 рисунках», родившаяся из переписки с женой и дочкой: в это время его семья застряла на Урале, отрезанном от молодой Советской республики армией Колчака. «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита, – вспоминала дочь художника Ольга Чайко. – Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы». Один из знакомых Конашевича увидел эти рисунки и предложил их издать на отдельных листах, вложенных в папку и отнёс к издателям Р.Р. Голике и А.И. Вильборг – те немедленно решили их опубликовать. В «Азбуке» Конашевич заложил свои принципы рисования для детей: предмет необходимо изображать полностью, без перспективных искажений и светотени, а композиция должна быть предельно проста: «Ребёнок с первого взгляда должен понимать картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие». Но главным, что отличало работы Конашевича, было его умение передать теплоту отношения к детям без взрослого иронически-снисходительного взгляда. В книгу вошло 36 карандашных рисунков, расцвеченных акварелью, - изображений людей, животных, растений, предметов. Художник выполнил также титульный лист, обложку и завершающую сюжетную виньетку: венок из роз, где цветы переплетены с буквами.

Издание во многом ещё традиционно, исполнено в духе дореволюционной графики, но отличается, скажем, от «Азбуки» А.Н.Бенуа тем, что Конашевич трактует мир более широко, не ограничивая его рамками детской комнаты. Предмет на рисунке в книге для детей следует показывать полностью, чтобы все его части были видны», «композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте. Только этим будет достигнута необходимая ясность.  Все акварели, в том числе иллюстрированные обложка и титульный лист, были воспроизведены сочной хромолитографией на плотной белой бумаге хорошего качества. «Азбука эта, пригодная и для обучения неграмотных, удовлетворяет скорее спросу на красивые иллюстрированные книги», - писал рецензент в журнале «Книга и революция» (1920. № 2), предлагая ценителям художественной книги любоваться «этим прекрасным образцом русского иллюстрационного и типографского искусства». Но нельзя забывать и о том, что «Азбука в рисунках Вл. Конашевича» действительно рассчитана на обучение грамоте: на второй странице обложки даже были напечатаны своеобразные правила пользования изданием. Так, отмечалось, что «по общему правилу, в словах, поясняющих изображение на каждой странице, первая буква есть буква, для изучения которой предназначено изображение»; особо выделялись буквы, упразднённые новыми правилами правописания (они были отпечатаны красной краской). Изданная в первый послереволюционный год, «Азбука» Конашевича, как и многие книги времён Гражданской войны, крайне редко попадается на антикварном книжном рынке. Первая книга тридцатилетнего художника стала одной из последних для замечательного петербургского издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». В том же 1918 году оно было национализировано большевиками.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?