Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 488 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Каринский В., Масленников А. (при сотрудничестве Алексея Масленникова и худ. Рома). Азбука пионера. Художественный монтаж М. Мурашова.

Москва, Московский рабочий, 1925. 32 с. с ил. Тираж 5000 экземпляров. Цена 65 коп. Памяти Виктора Мошкова посвящается. В издательской литографированной обложке. Иллюстрации – фотомонтаж, фототипия. 23х18 см. Классная «совковая» штучка. Чрезвычайная редкость!

 

 

 

 


 

Пионерские книги зачастую носили характер своеобразных агиток, призванных привлечь внимание несоюзной молодежи к делам организации, расширить ряды пионерской армии. Среди литературных явлений есть такие, которые по форме и функции хотя и напоминают литературу в общепринятом понимании этого слова, но возникают не как результат творческого самовыражения автора, а благодаря заказу какого-либо социального института: государственного аппарата, политической партии, религиозных организаций. Одним из таких литературных явлений в советское время была литература пионерской организации. Круг авторов, создававших литературу пионерской организации, был весьма широк. Это в первую очередь непрофессиональные поэты, писатели, драматурги: Ш. Бейшаналиев, Е. Гай, С. Глязер, Я. Задыхин, В. Каринский, Г. Пушкарев, А. Резапкин, хотя к созданию некоторых текстов, использовавшихся в пионерской коллективной практике оказались причастны и поэты-комсомольцы А. Жаров, А. Безыменский, и детские писатели «первого ряда» А. Гайдар, В. Губарев, Л. Кассиль и др. Первые стихотворные переложения устава пионерской организации, вышедшие в 1920-е годы, указывает на их непосредственную связь с организацией и ее уставными документами:

«Рождение пионерской организации, процесс ее становления проходили с естественными трудностями, вызванными неопытностью первых вожатых, не знавших как следует возрастных особенностей ребят, и потому порой неоправданно переносивших в отряды формы работы комсомольских и партийных организаций. В самых различных противоречиях, кончавшихся и хорошо и плохо, накапливался опыт, выводились первые буквы законов, появлялись первые традиции. И вот поэтический пересказ стал как раз тем другом вожатого, другом ребят, который знакомил их с азами пионерской жизни, да и не только, но и всех тех, чье внимание привлекала страна Пионерия. Так появились «Азбука пионера» В. Каринского (1925), «Будь готов Всегда готов» Михайловского и Преображенского (1925), «Пионерский устав» Л. Савельева (1926) и другие. Определенное положительное значение книги подобного рода, конечно, имели; они рассказывали о задачах движения, раскрывали содержание законов юных пионеров».


Литература, созданная по заказу пионерской организации, находится в одном ряду с литературными явлениями, в которых доминирует идеологичность. Это — например, популярная церковная литература, содержанием которой являются адаптированные (пересказанные) для неподготовленных читателей сюжеты житий святых, поучения, наставления и т. д. Другую разновидность такой литературы представляет агитационно-пропагандистская литература политических партий. Круг подобных литературных явлений невелик, что объясняется тем, что стройная идеологическая система бывает развита лишь в тех областях общественной жизни, которые связаны с властным воздействием на человека. А это — прежде всего политика и религия. Политические и религиозные институты назначают литературе по преимуществу агитационно-пропагандистскую роль: она должна в первую очередь формировать у своих читателей идеологические ориентиры. В советский период производилась специальная литературная продукция, адресованная членам партии, комсомола, пионерской организации. Функция этой литературы прежде всего политико-идеологическая. Эта литература зачастую издавалась в составе серий «Библиотека агитатора», «Библиотечка Госкультпросветиздата», «Библиотека юного ленинца», «Для тех, кто работает с пионерами» и т. п.

Собственно с зарождения пионерской организации в 1922 году началось создание агитационно-пропагандистской детской литературы и продолжалось на протяжении всего существования пионерской организации до 1991 года. В резолюции XIII съезда партии (май 1924 года) утверждалось:

«Необходимо приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии, с целью усиления в этой литературе моментов классового, интернационального трудового воспитания. В частности, развернуть дело издания пионерской литературы, привлекая к этой работе в помощь комсомолу партийные, профессиональные и советские организации. Печатное слово является мощным средством воздействия на развитие ума и характера ребенка и поэтому созданию революционной детской литературы должен быть уделен максимум внимания».


Создание и развитие пионерской литературы с первых лет контролировалось со стороны партийного аппарата, свидетельством чему, например, является резолюция Оргбюро ЦК РКП(б), опубликованная в журнале «Вожатый» от 24 августа 1925 года (Вожатый №13-14, с.3), в которой констатировалась «слабость пионерской литературы» и выдвигалось требование ее усилить. Или вот еще:

«Очень часто путают термины «пионерская» и «детская» литература. Следует дать точное объяснение каждому из этих терминов. Мы считаем, что слово «пионерская» литература определяет только ту литературу, которая обслуживает руководство пионердвижением и отдельные виды пионерской работы. Меж тем, подчас, под этим словом подразумевается вся литература, издаваемая для детей пионерского возраста. В действительности всю остальную (не руководящего характера) литературу следует отнести к «детской» литературе».


Прибегая к такой дифференциации детской литературы и литературы пионерской организации, нельзя не учитывать еще одно обстоятельство: литература пионерской организации не была изолирована от остальной советской литературы, предназначенной как детям, так и взрослым. Существовали литературные произведения, которые, хотя и не создавались специально для работы по идейному воспитанию детей, тем не менее, функционировали в пионерской среде и намеренно использовались пионерскими работниками в коллективной пионерской практике. Этому способствовало то, что в идеологических аппаратах партии и комсомола складывалась вполне определенная тенденция — поставить всю детскую словесность на службу идеологии. Таким образом, к пионерской литературе мы относим всю литературу, которая не только публиковалась для пионерских работников и пионеров в специальных изданиях, в том числе серийных, но и de facto использовалась в пионерской коллективной практике: последнее восстанавливается нами по сценариям проводившихся пионерских ритуалов, мемуарным свидетельствам, отчетам и рабочим дневникам пионерработников, летописям пионерских дружин, сообщениям в периодической пионерской печати и из других источников. Эта литература потеряла своего читателя (и исполнителя) — пионера; на данный момент это литературное явление не функционирует в прежних формах. Поэтому литература пионерской организации может быть определена как литература, имеющая не просто генетическую связь с организацией, но и как явление, которое вне связи с пионерской организацией теряет свою функциональность. В этой ситуации можно сказать, что корпус текстов пионерской литературы закрыт, создание пионерской литературы как производной пионерской организации завершилось. Это позволяет взглянуть на пионерскую литературу как целостное, законченное явление, дает возможность проанализировать ее в динамике становления и умирания. Исходя из теории литературного процесса, выдвинутой Ю.Н. Тыняновым, пионерскую литературу можно рассматривать как «литературный факт» — динамичное явление литературного процесса советского периода.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?