Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1367 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

М.Я. Чапкина. Русский стиль в поздравительной открытке. Москва, 2009.

Отечественная поздравительная открытка начинается в 1898 году сразу же на высокой ноте: в нее постепенно и в разное время приходят известные и не очень художники, работавшие в книжной и журнальной графике, такие как Е. Бём, Б. Зворыкин, С. Ягужинский, И. Билибин, Н. Маторин, А. Ремизова (Мисс), С. Соломко, В. Михайлов-Северный, А. Найдён, В.К. Ольга Александровна, А. Апсит, Л. Злотников, А. Апситис, Н. Каразин, Н. Самокиш, Ф. Беренштам, М. Гермашев, С. Плошинский, А. Красовский, А. Постнов, С. Веров, А. Панин, С. Захаров, В. Кадулин, П. Каменский, А. Линдеман, И. Гаврилов, И. Репин и др. С поздравительными надписями и без них, открытки демонстрируют широкий спектр исполнительского мастерства и графической техники — линеарный рисунок, акварель, цветная автотипия, цветная гравюра, литография, хромолитография, подкраска гуашью, — украшения и декора: глубокое давление, глянец, тиснение золотом и серебром, шелк, — жанров: силуэт, бытовая сценка, историческая картинка, портрет, фотомонтаж, декоративная композиция, натюрморт, пейзаж. К этому времени в живописи и графике сформировался так называемый "Русский стиль", основанный на традициях русского народного творчества. Первые отечественные открытки, как две капли воды, напоминали своих немецких собратьев. Но наши художники упорно искали свой русский путь в этом сегменте прикладной графики.

...Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С. Пушкин. Из пролога к поэме «Руслан и Людмила» (1820).




К  ИСТОРИИ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ

(Русский стиль в новогодней, рождественской, широко-масленичной и пасхальной открытке)

Россия. 1910-е. Хромолитография.

В последней трети XVIII века в России появляется мода на визитные карточки. В Рождество и Пасху, дни ангела и на рождение младенцев, возвращаясь из военных походов и дальних странствий, визитеры, посещая дом в отсутствие хозяина, оставляли визитную карточку, часто дополнив ее парой приветливых слов или загнув верхний уголок как знак того, что был сам обладатель карточки. Если в те времена визитные карточки заказывали себе представители дворянского сословия, то к концу XIX века визитные карточки заказывали даже гимназисты и реалисты средних классов, дети небогатых разночинцев. Очевидно, в те же времена, когда в Англии появляются валентинки, в России, как и во всей Европе, появляются универсальные карточки для поздравлений на все случаи жизни с цветами, ангелами, якорями, милыми зверьками и детишками, печатанные цветной литографией с барельефным и горельефным давлением. Вся эта продукция от формата в половину визитной карточки до формата в две открытки не предназначалась для пересылки по почте в открытом виде, то есть без конверта. Оставлялось небольшое место для поздравления, оборотная сторона в большинстве случаев была непригодна для записи, но отправителей тех времен это абсолютно не тревожило. Они писали по рисунку, по шероховатой поверхности, часто умудрялись впихнуть информацию о всей своей радостной или горестной жизни последнего времени и отослать без конверта. Все эти предвестники открыток прекрасно продолжали существовать и использоваться параллельно с открытками.

Борис Зворыкин. С Широкой масленицей. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Борис Зворыкин. С Широкой масленицей. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Борис Зворыкин. С Широкой масленицей. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Борис Зворыкин. С Широкой масленицей. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Мы обратим свой взор на открытку не с момента ее возникновения, когда она получила все права как открытое письмо для передвижения по почте, а с того времени, когда она, облагороженная типографами и художниками, превратилась в неотъемлемую часть бытовой жизни населения, отражая его эстетические и эпистолярные пристрастия. В начале 1890-х годов в Европе появляются открытки с изображением достопримечательностей города, закомпанованные вместе вокруг белого пространства, предназначенного для сообщения или поздравления. Рига, Петербург, Москва сначала заказывают в Европе такие же открытки со своими достопримечательностями, а с 1895 года начинают издавать самостоятельно. Открытки эти сразу же стали использовать как поздравительные, а в тех случаях, когда открытка снабжалась типографской надписью «Поклон из Москвы», могли быть отправлены без какого-либо дополнительного сообщения, кроме адреса. Теперь уже кажется абсурдным, что такие открытки часто просто посылались на соседнюю улицу Москвы. С 1896 года, с момента появления европейской поздравительной открытки, она беззастенчиво прорвалась на русский рынок и захватила души доверчивых обывателей. Неудивительно, что огромный и необъятный русский рынок сразу привлек к себе западноевропейских художников и издателей, которые чаще выпускали именно праздничные открытки.

С днём Ангела. Россия. 1910-е. Хромолитография.

Борис Зворыкин. С праздником! Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Борис Зворыкин. С праздником! Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Цветная автотипия.

Борис Зворыкин. Поздравляю. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Хромолитография.

Борис Зворыкин. Поздравляю. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Хромолитография.

Борис Зворыкин. С днём Ангела. Стокгольм.

Акционерное об-во Гранберг. 1910-е. Хромолитография.

Французское и немецкое население двух столиц не утратило родного языка, а на уровне слов «Пасха» и «Рождество» надпись мог прочитать каждый. Пользовались сногшибательным спросом новогодние, рождественские и пасхальные открытки европейских открыточных художниц Дженни Нюстрем и Паули Эбнер, правда, в основном это были глянцевые и рельефные немецкие открытки. Очень быстро появились надписи и на русском языке. Вся эта сочная и яркая продукция с трилистниками, кирхами, присыпанными снегом, зайцами-кроликами, амуроподобными ангелочками на двадцать лет захватила русскую публику.

Елизавета Бем. "К праздничку Христову!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Дациаро.

Елизавета Бем. "К праздничку Христову!

Не конь везет, а Бог несет!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Ришар.

Елизавета Бем. "С Новым годом!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Ришар.

Елизавета Бем. "С Новым годом!

Первая чарка на здоровье, вторая на веселье,

третья на задор!" Открытка. 1911.

Цветная автотипия. Издание Общины Св. Евгении.

Елизавета Бем. "С Новым годом! Счастья: сто пудов!

Здоровья:сколь войдет! Любви: без меры!" Открытка. 1912.

Цветная автотипия. Издание Общины Св. Евгении.

Елизавета Бем. "С Новым годом! За ваше здоровье!

В счастье жить, ни о чем не тужить!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Ришар.

Высокий стиль и европейская массовая открытка прекрасно уживались вместе. Вопреки бытующему сегодня представлению о высокохудожественных открытках для интеллигентных кругов и сладеньких - для горничных, тексты на оборотах это не подтверждают. Марина Цветаева писала на самых тривиальных открытках, попавшихся в киоске, стоящем по дороге к дому Борис Пастернак чаще всего использовал ординарные открытки без какого-либо рисунка, выпускаемые почтовым ведомством. Бережно относился к выбору сюжетов М. Добужинский. Друзьям и близким он посылал открытки с репродукциями работ К. Сомова и А. Бенуа. Горничные, дворники и поварихи пользовались открытками и по рисункам Е. Бём, и со сладчайшими любовными фотосюжетами, и яркими европейскими, обсыпанными битым стеклом. В 1910-е годы душу их покорили детские сюжеты, созданные Е. Лебедевой-Анохиной, А. Апситисом и В. Табуриным.

Елизавета Бем. "Новый год!

Пью за того, кто живет далеко!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Ришар.

Елизавета Бем. "С Новым годом!". Открытка.

Хромолитография. Изд. Лапин.

Елизавета Бем. "К Новому году: Хоть нескладно, да ладно,

хоть не хитро, да кстати". Открытка. 1903.

Хромолитография. Изд. Лапин.

Елизавета Бем. "Ура! С Новым годом! " Открытка. 1911.

Фототипия. Издание Общины Св. Евгении.

Елизавета Бем. "На новый годок несу здоровья кузовок,

тому, сему кусочек, а вам весь кузовочек!" Открытка.

Цветная автотипия. Издание Ришар.

Часто сюжетные серии посылались адресату полностью в течение нескольких месяцев. Обычай отсылать открытки на другую улицу Москвы или Петербурга сохранился до конца XX века, его смогла уничтожить только халатная работа почты 1990-х годов. В дни революций и войн почтовые отправления приходили вовремя. Прислуга посылала хозяевам поздравления по почте, так что они возвращались в тот же дом, из которого были посланы. Господ и слуг, мастеровых и художников объединяли единые эстетические пристрастия. Разница была только в почерках, орфографии и духовности содержания. В мире, где письмовники предлагали образцы на все случаи жизни — для любимой, для начальника, для подчиненного, фантазии оставалось мало места.

И. Гаврилов. "Христово Воскресение".

Россия. 1910-е. Цв. автотипия.

С. Ващенко. "Христос воскресе! У заутрени в Кремле".

Москва, И.Е. Селин, 1910-е. Цветная автотипия.

И. Гаврилов. "Христос воскресе!" Санкт-Петербург,

Электропечатня Левина. 1910-е. Цветная автотипия.

Христос Воскресе! Москва, А.А. Горожанкин, начало XX века.

Хромолитография, глянец.

Христос Воскресе! Москва, А.А. Горожанкин, начало XX века.

Хромолитография, глянец.

Москвичи для поздравлений нечасто использовали открытки с достопримечательностями своего города, и находчивые издатели к праздникам на залежавшихся тиражах открыток с самыми тривиальными видами стали добавлять поздравительные надписи. Рождество, Новый год и Пасха сопровождались не только гуляньями и праздничными церковными службами, но и частыми визитами. С таким трудом внедренная Петром I новогодняя елка к концу XIX века становится привычным атрибутом городской жизни. В 1900-е годы московское издательство И. Кнебель выпускает серию картин для сельских школ, и на одной из них учителя наряжают елку для детей в деревенской школе. Но если елка к этому времени не поселилась в доме крестьянина, то выросшие дети, уехавшие на работу в Москву, обязательно присылали поздравительные открытки вместе с городскими сладостями.

Христос Воскресе! Москва, А.А. Горожанкин, начало XX века.

Хромолитография, глянец.

"Христос Воскресе!" Москва, Б. Аванцо. 1900-е.

Цветная литография, стеклянная крошка.

Христос Воскресе! Германия, EAS. 1900 -е.

Хромолитография, давление.

Христос Воскресе. Европа. 1910-е.

Хромолитография.

Христос Воскресе!. Россия. Дау. 1910-е.

Хромолитография.

В период войны 1914— 1917 годов выпускались открытки со специальными сюжетами: воин поздравляет родителей - крестьян или село, шлет весточку своему герою. Надписи «Привет с фронта» и «Вести с фронта» позднее использовались большевиками и в период Гражданской войны, когда они не нашли необходимого сбыта, и в период Великой Отечественной войны, когда этот опыт оказался необыкновенно успешным. В 1940-е годы получил широкую популярность разработанный еще в 1914 году сюжет с ребенком, отправляющим письмо папе на фронт. Атрибутика поздравительных открыток тесно связана со спецификой праздника. Рождеству предшествовал шестинедельный пост; 6 декабря - Николин день - праздник святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая II; Сочельник - день накануне Рождества, когда дом прибран и начищен к праздникам, дети и взрослые ждут первой Вифлеемской звезды, указующей на место рождения младенца Христа, а девицы на выданье гадают на жениха: перед зеркалом; по моде, завезенной некогда из Германии, с курочкой - сколько зерен курочка склюет, через столько дней жених и появится; на лай собачки за окном - звонкий к молодому жениху, низкий к старику; бросали туфельку за ворота, если она падала носом к дому - остаться в девках.

С. Плошинский. С праздником!

Петроград. "Салон". 1910-е. Цветная автотипия.

С. Плошинский. С праздником!

Петроград. "Салон". 1910-е. Цветная автотипия.

С Праздником! Россия. 1910-е. Хромолитография.

С Праздником! Россия. 1910-е. Хромолитография.

С. Плошинский. С праздником!

Петроград. "Салон". 1910-е. Цветная автотипия.

С. Плошинский. С праздником!

Петроград. "Салон". 1910-е. Цветная автотипия.

За Рождеством шли Святки - святые дни, двенадцать дней после праздника Рождества Христова до праздника Богоявления. Рождество отмечалось 25 декабря, и на следующий день ставили елку, наряжая ее золочеными грецкими орехами, хлопушками, затейливыми шишками и шарами с морозными узорами, на прищепках подсвечнички - гномики и домовята. На верхушку водружалась шестиконечная звезда, прообраз той, что освещала путь волхвам. Еще до прихода большевиков многие звезды потеряли один лучик. После поста на Рождество обязательны для праздничного стола были свинина и заливной поросенок. В ожидании подарков на Новый год дети вешали чулочки под елку. Дед Мороз приносил им кукол, плюшевых медвежат, железную дорогу, шоколадные монетки, завернутые в золотую фольгу. На Святки колядовали с песнями, стучались в незнакомые дома и к друзьям, шутливо выпрашивая подарки.

Ю. Мадернек. С.-Петербург,

в пользу Общины Св. Евгении, лит. А. Ильина, 1902. " 150.

Хромолитография. Серебро.

С.-Петербург. Электропечатня Левина, начало XX века.

Цв. автотипия.

Москва. Тамаркин. 1910-е. № 152. Цв. автотипия.

Карточка. Москва. То-во "Эйнем", начало XX века.

Хромолитография, давление.

Германия. EAS, начало XX века.

Хромолитография, давление.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Все Святки шли детские утренники в театрах, благотворительных обществах и в частных домах. По вечерам давались балы. Из всего этого и брались сюжеты и атрибуты в поздравительную открытку, указывая на ее отечественное происхождение, даже в тех случаях, когда издателями были фирмы других стран. Европейцы в изобилии ввезли нам новогодних мухоморов, игривых гномов и свинок, такс, трубочистов и ковчежки - Богородицу, младенца Христа, Иосифа, ослика и вола - иноземный аналог наших вертепов. Часто на одних и тех же сюжетах ставили только или «25», или «1». Загадочный Дед Мороз, ввезенный к нам из Германии, быстро обрел русский зипун, валенки, шапку, спутниками его стали деревенские детишки. Очевидно, в Германии его прототипом и был святой Николай, но в России мы можем связать его с Морозом из сказок и Дедом с бородой из мочала, зазывавшим в ярмарочные балаганы на Масленицу. Если все Святки визитеры оказывали почтение друзьям, родственникам и начальникам, то открытки, как мы видим по почтовым штемпелям, отсылались загодя, с расчетом, чтобы их получили на день раньше праздника.

Европа, SB, начало XX века. Хромолитография.

Европа. SB. 1910-е.

Хромолитография, глянец, тиснение золотом.

Германия. 1910-е. Хромолитография, глянец.

Россия. 1910-е. Коллаж на бланке почтовой открытки.

Давление золотом.

Москва. К.Т. 1910-е. Хромолитография.

Москва. К.Т. 1910-е. Хромолитография.

Москва. К.Т. 1910-е. Хромолитография.

Почта не работала в праздничные дни. Масленица с ее шумными гуляньями, балаганами, поеданиями блинов до обмороков вошла в открытку с сатирическими сценками. Их содержание сопровождалось соответствующими текстами: «До белого слона - до зеленого змия», «Блины и их последствия», «Блины с выпивкой».

А. Апстис. Москва, т-во А.И. Абрикосова С-ей.

Edition francaise. Начало XX века. Хромолитография.

А. Апстис. Москва, т-во А.И. Абрикосова С-ей.

Edition francaise. Начало XX века. Хромолитография.

А. Апстис. Москва, т-во А.И. Абрикосова С-ей.

Edition francaise. Начало XX века. Хромолитография.

А. Апстис. Москва, т-во А.И. Абрикосова С-ей.

Edition francaise. Начало XX века. Хромолитография.

Поздравление по рисунку Б. Зворыкина «С широкой Масленицей» — одно из немногих выполненных серьезно, но в этом случае художник не дает жанровую сценку, а рисует все привычное для масленичного стола. Пасхальных открыток выпускалось больше, чем новогодних и рождественских. Подарки на Пасху подбирались более внимательно и серьезно. Деревянные яички по рисункам Е. Бём, фарфоровые с писаными святыми, цветами, сложными узорами, деревянные яйца-шкатулки с иконками, писаными мстёрскими мастерами, яйца из воска и мыла с именами адресатов и крохотные, с ноготок яички в стиле Фаберже, из которых милые барышни делали сережки и составляли бусы.

А. Апстис. Рига. Ernst Plates. 1920-е. № 123. Цв. автотипия.

А. Апстис. Москва. Тамркин. 1910-е. № 120. Цв. автотипия.

С. Ягужинский. Россия. К.Т. 1910-е. Хромолитография.

С. Ягужинский. Россия. К.Т. 1910-е. Хромолитография.

С Чистого Четверга, именно в этот день Христос с учениками отмечал еврейскую Пасху и был предан Иудой, никто не работал, занимались подготовкой праздничного стола: красили и расписывали всей семьей яйца, готовили пасху в специальной форме ромбовидной пирамиды, по бокам которой выдавливались кресты, часто обкладываемые цукатами. Выпекали куличи разной формы и размера: высокие, средние и в форме каравая. В субботу куличи, яйца и пасху носили святить -окроплять святой водой - к храму. Богослужение воскресению Христову начиналось в Великую Субботу. В полночь совершалось торжественное шествие вокруг храма - Крестный ход, чтобы встретить Христа подобно женам — мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне стен Иерусалима.

В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград.

То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.

В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград.

То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.

В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград.

То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.

В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград.

То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.

В полночь над Кремлем взлетала яркая ракета и раздавался первый удар колокола с колокольни Ивана Великого, ему вторили все колокола Москвы. Всю светлую седмицу -первую пасхальную неделю - над Москвой стоял целодневный звон в знак торжества церкви праздновавшей победу Иисуса Христа над смертью и адом. После Крестного хода между верующими происходило пасхальное целование и приветствие «Христос Воскресе» и ответ «Воистину Воскресе!»

Европа. Начало XX века. № 2033/686.

Фототипия с постановочной фотографии и

фотомонтажа, подраска.

Москва. Книготорговля В.И. Бреева.

1-я типо-литография И.М. Машистова. Начало XX века.

Хромолитография, золото.

Карточка. Россия. Конец XIX века. Цинкография.

В первые часы и дни Пасхи верующие дарили друг другу крашеные яйца. Обычай этот по преданию происходит от Марии Магдалины, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо являлось символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменовало возрождение наше кровью Иисуса Христа. Из церкви пытались донести красную пасхальную свечу горящей, закрывая от ветра специально скрученным кулечком. Вернувшись из храма, трапезничали сначала куличи, яйца, пасху, а потом окорок и другие вкусности, недоступные в Великий пост.

Москва. А.Ф. Постнов. 1910-е. № 296А.

Хромолитография.

А. Лавров. Россия. 1910-е. Хромолитография.

Москва. П.Г. Поллак, 1910-е. Хромолитография.

С воскресенья начинались народные гулянья: ставились балаганы и качели. Множество игр было связано с крашеными яйцами: дети катали их, подростки цокали на выигрыш и т.д. В гости ходили всю неделю, особенно юноши устремлялись в те дома, где были прехорошенькие барышни на выданье. Это был единственный праздник, позволявший прийти без приглашения и поцеловаться - похристосоваться. Все это и вошло в пасхальную русскую открытку. Европа привила вкус к непонятным, совсем не связанным в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, волокущие гигантские яйца, вылезающие из гигантских разбитых яиц фривольные красавицы, пузатые малыши, утята, щенки, цыплята.

Е. Лебедева-Анохина. Стокгольм. Ernst G. Svanstrom.

1910-е. № 1175/3. Цв. автотипия.

Европа. 1910-е. Цв. автотипия.

Европа. 1910-е. Цв. автотипия.

Были целые серии из жизни кроличьих и куриных семей, все одеты в человеческое платье, живут в домах из скорлупок, летают на аэропланах, ездят на автомобилях и поездах, сделанных из скорлупы. Весь этот ужас для православного восприятия прекрасно уживался с нашими сценами пасхального быта деревни, города и допетровской Руси. В 1915 году к Пасхе А. Анисимов издал в Москве сатирическую серию: пьяница вгрызается в калач-вывеску над булочной «Вместо кулича»; пьяница приносит яичко на могилку с надписью «Здесь покоится прах любимой монополки, род. в 1900 г., сконч. в 1914 г.» - в связи с началом войны был введен сухой закон.

Москва. А.Ф. Постнов. 1910-е.

Хромолитография.

Москва. А.Ф. Постнов. 1910-е.

Хромолитография.

Москва. А.Ф. Постнов. 1910-е.

Хромолитография.

Поздравительные открытки «С днем ангела» были немногочисленны и, кроме небольших исключений, ввозились из Германии. Не заинтересовал тогда шутливый праздник «1 апреля», хотя несколько открыток было издано с русским текстом. К первому апреля в начале 1914 года в предложениях киевского издательства «Рассвет» в «Весеннем дополнении к каталогу сезона 1913-1914 годов» находим:

«Впервые нами изданная серия носит специально первоапрельский характер. Мы единственные издатели открытых писем с русским текстом и содержанием, и лишь тот магазин удовлетворит к первому апреля своих покупателей, кто будет иметь наши юмористические открытки».

С. Сергеев. Петроград. "Салон".

Литография Ф. Злотников и Л. Волк, 1916.

Хромолитография.

С. Сергеев. Петроград. "Салон".

Литография Ф. Злотников и Л. Волк, 1916.

Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография на желтой бумаге.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Универсальные открытки «Поздравляю» и «С праздником» были однотипны: изобилие цветов, букетов, сплетенных рук и сердец, птиц, несущих цветы, машин и пароходов, сделанных из цветов. Европейские образцы здесь главенствовали. Даже открытки с выложенными цветами текстами «Целую», «Люблю», «Жду Ответа» в большинстве случаев производились в Германии. В 1770-е годы во Франции гравер Демезон выпустил серию гравюр, предназначенных для поздравления, но в те времена неупорядоченных почтовых законов пересылка их подверглась критике по той причине, что беззастенчивой прислуге становились известны тайны господ. В 1840-е годы в Англии и Шотландии начали выпускать типографским способом валентинки - карточки для поздравления с Днем святого Валентина, отмечаемым 14 февраля. В 1843 году Германия выпустила первую карточку с новогодним поздравлением.

Россия. Дау. 1910-е. Хромолитография.

П. Каменский. С.-Петербург. "Ришар".

Т-во Р. Голике и А. Вильборг.

Начало XX века. Цв. автотипия.

С. Веров. Стокгольм, Аксель Элиассон. 1910-е.

Цветная автотипия.

А.Л. Кононов. С.-Петербург. Литография А.Ф. Маркса. 1910-е.

Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография. Глянец.

С этого времени карточки с поздравлениями или с местом для поздравления стали издавать самых разнообразных форматов и причудливых форм, но все-таки основными являются изображения птиц, цветов и детей. Они выполнялись в той же эстетике, что и обложки тетрадей, дневников и детских книг. В Россию детская книга не только ввозилась из Европы, но и оригинальные русские тексты часто сопровождались подходящими иллюстрациями из европейских книг или делались отечественными художниками в подражание им, так же оформлялись и ноты с детскими песенками.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. Цв. автотипия.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. № 4284. Цв. автотипия.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. № 8609. Хромолитография с золотом.

Б. Зворыкин. Москва. Тамаркин, нач. XX века.

Цв. автотипия.

Н. Маторин. Стокгольм. Аксель Элиассон.

1910-е. № R 351. Цветная автотипия.

Поэтому и появившаяся причудливая европейская поздравительная карточка не удивила и была принята безоговорочно. Протесты церковной цензуры, восставшей еще в 1880-е годы против символики пасхальных и рождественских карточек, могли запретить издание внутри страны, но не могли закрыть их ввоз и распространение. Открытые письма или открытки были сразу же предназначены для пересылки по почте без конверта, что не остановило издателей в выборе способов печати: литография, фототипия, хромолитография, цветная автотипия, гелиогравюра, ксилография и тд.

Н. Маторин. Стокгольм. Аксель Элиассон.

1910-е. № R 22. Цветная автотипия.

Н. Маторин. Стокгольм. Аксель Элиассон.

1910-е. № R 25. "От заутрени". Цветная автотипия.

Петроград. ТЭК. Литография В. Горюнова.

1910-е. № 911. Хромолитография.

И. Билибин. Петроград. В пользу Общины Св. Евгении.

Литография Н. Кадушина. 1916. № 5499. Хромолитография.

И. Билибин. С.-Петербург. В пользу Общины Св. Евгении.

Литография А. Ильина. 1901. № 143. Хромолитография.

В давленые цветы вживлялся шелк, кошкам вставлялись стеклянные глазки и вклеивались шелковые бантики, красавицам приклеивались настоящие локоны и причудливые шляпки с перьями, платья или делались из ткани, или вышивались по изображению, люди и звери вклеивались из бархатной бумаги, у объемных плюшевых медвежат шевелились лапки, птицы выклеивались из настоящих перьев, печать покрывалась глянцем, присыпалась толченым стеклом. Несмотря на временные запреты на пересылку подобных изданий, они путешествовали по почте в открытом виде и, как ни удивительно, невредимыми доходили до адресата. Открытки печатали на коже, металле, пластмассе, выжигали на фанерках.

Россия. Дау. 1910-е. Серия П. № 1307. Хромолитография.

Россия. Дау. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография. Глянец.

Петроград. ТЭК. Литография В. Горюнова.

1910-е. № 927. Хромолитография.

Открытое письмо родилось 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии, оно было выпущено Почтовым управлением под названием «корреспондентская карточка». На следующий год книгопродавец Шварц из Ольденбурга выпустил первую почтовую карточку с рисунком в верхнем левом углу - артиллерист заряжает пушку - открытка вышла в момент начала Франко-Прусской войны. Тогда же в Англии вышли серия литографированных открыток, посвященных британской армии, и первая новогодняя открытка. А с момента учреждения Всемирного Почтового Союза, когда на Всемирном почтовом конгрессе в Берне в 1874 году 22 государства, включая Россию, подписали всеобщую почтовую конвенцию о единстве почтовой таксы, сборов и территории, утвердили и единый формат открытого письма - 9x14 см.

Россия. Дау. 1910-е. Хромолитография.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. Цв. автотипия.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. Цв. автотипия.

Б. Зворыкин. Стокгольм. Акционерное об-во Гранберг.

Начало XX века. Цв. автотипия.

В 1872 году с разрешения министра внутренних дел выпускается первое русское открытое письмо с чистой лицевой стороной для письма и оборотом для адреса. Корреспонденты часто небрежно относились к содержанию открытых писем: писали скабрезности, рисовали мерзости. Как сообщалось в б-м циркуляре Почтовому ведомству в 1873 году:

«Начали посылать как частным, так и правительственным лицам открытые письма самого оскорбительного и безнравственного содержания, иногда даже с неприличными рисунками». Несмотря на обязательный текст на открытых письмах «Почтовое ведомство за текст письма не отвечает», Министерство внутренних дел дало почте полное право на проверку и изъятие открытых писем «ввиду ограждения общественных и частных лиц».

С. Плошинский. Петроград. "Салон". 1915-1917.

Цв. автотипия.

С. Плошинский. Петроград. "Салон". 1915-1917.

Цв. автотипия.

С. Плошинский. Петроград. "Салон". 1915-1917.

Цв. автотипия.

С. Плошинский. Петроград. "Салон". 1915-1917.

Цв. автотипия.

С. Плошинский. Петроград. "Салон". 1916. № 105.

Цв. автотипия.

Полное право на издание открытых писем принадлежало Почтовому ведомству, только 16  декабря 1894 года Министерство внутренних дел разрешило издание открытых писем частным издательствам, и уже 18 ноября 1895 года первая русская иллюстрированная открытка получила цензурное разрешение в Москве. Особенно приятно, что это изображение московских памятников закомпановано так, что остается небольшое место, чтобы вписать приветствие. Открытка выполнена в эстетике, разработанной европейскими издателями. Необходимость получать цензурное разрешение и на текст, и на изображение, дорогая и часто крайне невысокого качества полиграфия заставляли многих отечественных издателей печатать открытки в Европе.

С.-Петербург, т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905.

Хромолитография.

Россия. Дау. Начало XX века. П. № 1292.

Хромолитография.

Польша. 1910-е. Дуплекс-фототипия.

А. Бенуа. Серия из 4-х открыток "Пасха XVIII века".

С.-Петербург. В пользу Общины Св. Евгении.

Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1904.

Цинкография, цв. литография, золото.

№ 606. Стёпка-растрёпка.

А. Бенуа. Серия из 4-х открыток "Пасха XVIII века".

С.-Петербург. В пользу Общины Св. Евгении.

Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1904.

Цинкография, цв. литография, золото.№ 604. Молодые.

В свою очередь европейцы не только накладывали русский текст на свои открытки, но и создали издательства, рассчитанные на русский рынок, и тесно сотрудничали с русскими художниками. Издательства, ввозящие в Россию открытки, наиболее затейливые по сюжетам и удачные по исполнению, становятся жертвами пиратов, дурно их перепечатывающих и в изобилии продающих в привокзальных киосках. Если такие способы печати, как хромолитография и цветная автотипия, были достаточно дороги и трудоемки, то фототипия позволяла печатать в домашних условиях на бромосеребряной бумаге с негатива, перенесенного на пластинки «Синоп», что давало возможность выполнить до трехсот отпечатков.

Россия. Дау. 1910-е. Серия П. № 280. Хромолитография.

Киев. "Новь". Лит. "Прогресс". 1910-е.

Хромолитография.

Томковид. Петроград. ТЭ, лит. В. Горюнова, 1910-е. № 906.

Хромолитография.

Петроград. Государственная литография, бывшая Т. Киббель.

1919-1920. Серия № 107. 1-12. Хромолитография.

Мисс. Петроград. "Салон". 1916. Хромолитография.

Особенно пострадали от такого тиражирования поздравительные открытки, выполненные с постановочных фотографий. Отличная европейская печать, высокое качество бумаги, нежная подкраска и чуть видное зерно, указывающее на возможности печати только в типографских условиях, в случае домашнего изготовления покрывались разводами, нежные лица затягивались дымкой. Выдержанные только под домашним прессом открытки выгибались. Надо отметить, что не только фотографы-любители занимались пиратством, но и торговцы.

Мисс. Петроград. "Салон". 1916. Хромолитография.

А. Красовский. Киев. "Рассвет". тип. С.В. Кульженко. 1915.

Хромолитография.

Великая Княгиня Ольга Александровна. С.-Петербург.

В пользу Общины Св. Евгении.

Худ. печ. Имп. Общ. Поощрения Худ. 1903. № 1229.

Хромолитография.

Ф. Андреев. Петроград. "Петроград". 1915-1916.

Хромолитография.

А. Красовский. Киев. "Рассвет". тип. С.В. Кульженко. 1915.

Хромолитография.

Владелец оптового склада открытых писем в Петербурге И.И. Розовский сообщал в своем прейскуранте 1909 года:

«Принимаю заказы на изготовление видов, типов и др. рисунков на бромовой бумаге не менее 100 шт. одного рисунка по 4 руб. за сотню, а на обыкновенной бумаге не менее 1000 шт. одного рисунка по 12 руб. за тысячу».

С. Ягужинский. Россия, КТ. 1900-е. Серия I.

Хромолитография.

В. Кадулин (Наядин).  Киев. "Рассвет".

Тип. С.В. Кульженко. 1915.

Цв. автотипия.

В. Кадулин (Наядин).  Киев. "Рассвет".

Тип. С.В. Кульженко. 1915.

Цв. автотипия.

Россия. Начало XX в. Хромолитография.

Петроград. ТЭ. Лит. В. Горюнова. 1910-е. № 921.

Хромолитография.

В этом каталоге самое дешевое предложение на уже изданные вещи: «Рождественские и Новогодние письма по умеренным ценам, начиная от 1 р. за сотню», остальные же идут от 2 до 5 рублей за сотню. Безусловно, объявленная цена даже непосвященному указывала на печатание вне типографий. Цена на качественные по типографскому исполнению открытки была 5 копеек за чернобелые и 10 копеек за цветные, более низкого качества открытки стоили 1 копейку за штуку. Выгодно было покупать со складов остатки: обычно поздравительные открытки предлагались от 1 рубля 50 копеек за сотню до 3 рублей, в сотне могло быть всего несколько повторяющихся изображений, но могли и не повторяться.

Россия. 1915. Хромолитография.

Россия. 1917. Хромолитография.

Сотня могла быть посвящена только какому-нибудь одному празднику. Открытка не только стоила дороже письма, дороже была и такса почтовых сборов: 3 копейки за открытку, то есть в три раза дороже пересылки письма. После 1894 года до 1918 года Почтовое ведомство разрешало:

«Открытые письма (почтовые карточки) единичные и с оплаченным ответом могут быть изготовлены и частными лицами, но с тем чтобы они по размерам, формату и плотности бумаги соответствовали бы бланкам почтово-телеграфного ведомства. Бумага должна быть исключительно светлых цветов. Государственный герб не допускается. Размер карточки должен быть не менее 2 1/4 вершка (10 сантиметров) и не более 3 1/8 вершка (14 сантиметров) в длину и не менее 11/4 вершка (7 сантиметров) и не более 2 вершка (9 сантиметров) в ширину».

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Европа. 1910-е. Хромолитография, тиснение золотом.

Россия. Начало XX века.

Фототипия с фотографии, подкраска.

Стокгольм. Ernst G. Svanstrom, начало XX века.

Цв. автотипия.

Стокгольм. Ernst G. Svanstrom, начало XX века.

Цв. автотипия.

Стокгольм. Ernst G. Svanstrom, начало XX века.

Цв. автотипия.

Стокгольм. Ernst G. Svanstrom, начало XX века.

Цв. автотипия.

С февраля 1904 года оборот, то есть адресная сторона, делится пополам: левая часть — для письма, правая — для адреса и марки. Лицевая сторона остается полностью свободной для фантазий художника. Чистые открытки для рисунка и фотографии выпускаются всех видов и любого качества. Параллельно с иллюстрированной открыткой развивается авторская, то есть выполненная профессиональными художниками и любителями в оригинальной технике в единичном экземпляре не для продажи. Е. Бём и Л. Эндаурова рисовали для своих близких поздравительные открытки. С. Ноаковский создал целую серию акварелей на бланках открытых писем на мотивы русской и польской архитектуры XIII—XVIII веков.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Серия 201. Цв. автотипия.

С.-Петербург. "Ришар". Т-во Р. Голике и А. Вильборг.

начало XX века. Хромолитография.

Ф. Беренштам рисовал сатирические сценки на открытках и почтовой бумаге для своих близких, а на свои вечера печатал фотоспособом приглашения-открытки. И. Рерберг для друзей печатал поздравления линогравюрой, даже после 1917 года он продолжал использовать плотные серые бланки открытых писем, выпущенные до революции, для поздравительных рисунков и линогравюр. Профессиональные фотографы и любители печатали фотооткрытки в нескольких экземплярах для поздравления коллег по увлечениям, но были случаи создания авторских открыток специально для продажи.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, 1910-е.

Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, № 4261. 1910-е.

Цв. автотипия.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, 1910-е.

№№ 168, 171. Цв. автотипии.

В. Каррик создал модную серию карикатур на писателей и политических деятелей. Выполненные тушью с раскраской акварелью на пористой открыточной бумаге, они успешно продавались в магазине А. Фельтена в Петербурге. Неоднократно повторяя портреты, художник старался менять тона и цвета одежды. Ф. Клименко, мастер морского пейзажа, не только создал множество акварельных открыток, активно продававшихся, но его успешный опыт вызвал появление грубых подделок и подражаний, также нашедших коммерческий спрос. В период революций множество сатирических рисунков было растиражировано фотоспособом и успешно реализовано через сеть газетных киосков вместе с остальной открыточной продукцией.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, № 170. 1910-е.

Цв. автотипия.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, № 117. 1910-е.

Цв. автотипия.

Монограмма "М.С.". Москва. А.Ф. Постнов, № 169. 1910-е.

Цв. автотипия.

Петроград. ТЭ, лит. В. Горюнова, 1910-е. № 817.

Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Оригинальная русская иллюстрированная открытка появляется к Пасхе 1898 года - четыре хромолитографированные открытки по акварелям Н. Каразина. С этого начинается деятельность по изданию открыток Общины Св. Евгении, самого крупного в этой области дореволюционного издательства. На протяжении двадцати лет в русской иллюстрированной открытке будут главенствовать русская тема и русский стиль. В основе деятельности большинства издательств лежала идея патриотизма, желание самопознания и просвещения. Один из самых крупных мастеров иллюстрированной открытки — Е. Бём, создавшая более трехсот акварелей и силуэтов, изображавшая сценки из жизни детей деревни, была крайне точна в этнических и исторических деталях, сопровождая изображение перифразами из известных русских пословиц и поговорок Имитировать ее стиль было трудно, но продолжателей существовало много.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. 1910-е. Цв. автотипия.

Россия. 1910-е. Хромолитография.

Россия. Начало XX века. Хромолитография.

Россия. Начало XX века. Хромолитография.

Детские сюжеты, на первый взгляд развлекательные, несли познавательную нагрузку: исторические факты, сказочные и литературные сюжеты, картины национальной жизни и быта всех слоев населения предоставляли обильную информацию для детей и взрослых. Е. Лебедева-Анохина, А. Лавров, Н. Богатов, В. Табурин продолжили тему, начатую Е. Бём, а в период войны 1914-1917 годов ввели сцены из жизни солдат и детей в солдатской форме. И. Билибин, создавший несколько пасхальных открыток по заказу Общины Св. Евгении, крайне тщательно относился к качеству воспроизведения. В одной из московских коллекций хранится пробный контурный оттиск «Пасхальный дед» с авторской раскраской, отличающийся от изданной впоследствии хромолитографией открытки.

Россия. Начало XX века. Хромолитография.

Россия. Начало XX века. Цв. автотипия.

Россия. Начало XX века. Хромолитография.

Россия. Начало XX века. Цв. автотипия.

Россия. Начало XX века. Цв. автотипия.

Продолжая опыт И. Билибина, Б. Зворыкин создал серию поздравительных открыток из жизни русской старины. С. Плошинский и С. Соломко создавали сюжеты из боярского быта и XVIII века. Н. Маторин в основу поздравительных сюжетов ввел фантазии на тему русских сказок. Мы знаем от силы одну треть имен художников, работавших в поздравительной открытке. Характер рисунка, цветовой подход, выбор темы - все это указывает на работу профессионала, но в лучшем случае стоит монограмма. В большинстве же мы видим, что уже в 19Ю-е годы, но до сих пор работы их остаются безымянными. А. Бенуа создал серию пасхальных открыток - перекличку с прошлым дворянской России. Мисс, одна из самых затейливых художниц журнала «Сатирикон», шаржирующая тему маркиз К. Сомова, перенесла все свои приемы в поздравительную открытку. С начала войны в 1914 году основной поставщик поздравительной открытки превратился во врага, а французский издатель И. Лапин, выпускавший ее специально для русского рынка, оказался отрезан воюющими странами. Горестные события благотворно повлияли на развитие поздравительной открытки: с одной стороны, продолжала развиваться русская тема, с другой - в ней выделилась военно-патриотическая, появились довольно удачные модификации европейских открыток или их русские аналоги с добавлением оригинальной отечественной атрибутики. Устремленность цензуры военного времени на борьбу с проявлениями лояльности к врагу позволила ввести дополнительные тексты к поздравлениям, такие как «Поздравляем с Рождеством Христовым, дорогие наши герои-защитники!». Наряду с иллюстрированной открыткой, как поздравительная использовалась и репродукционная - с пасхальных и рождественских сюжетов живописных работ А. Бучкури, Ф. Милославского, Ф. Сычкова, М. Гермашева и др.; иногда по репродукции наносились типографиями поздравительные надписи. Последние пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918—1919 годах. В «Вечерней Москве» начала 1920-х годов появлялись жалобы печатников на директоров типографий, берущих заказы у церкви на календари и открытки. Но если церковные календари известны, то поздравительные открытки мне никогда не попадались. Так как церковная цензура никогда не была другом поздравительной открытки, то, возможно, имелись в виду карточки с изображением святых, почитаемых в тех или иных храмах. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток - всё это продавалось открыто еще несколько лет параллельно с активной атеистической борьбой. К моменту отмены празднования Нового года в 1931 году подобные открытки можно было найти только у букинистов. Когда вернулись к празднованию Нового года в 1936 году поздравительные открытки выпускались фотоспособом. За основу постановочных фотографий брались открытки начала века, но герои были одеты по моде 1930-х годов, а Дед Мороз стал игрушкой из Мосторга. Только в период Великой Отечественной войны были разработаны основы той поздравительной советской открытки, которой мы пользовались вторую половину двадцатого века. Исчезновение пасхальной и рождественской открытки не смутило обывателей. В первые десятилетия советской власти так и не привыкли поздравлять с новыми праздниками, а за отсутствием новых открыток часто заклеивали старый текст и посылали. Очевидно, в домашних запасах чистых открыток было достаточно много. Встречаются пасхальные и рождественские открытки начала XX века, прошедшие почту в 1920-е и 1930-е годы. В одной из московских коллекций хранится открытка с пасхальным сюжетом Е. Бём 1900-х годов, прошедшая почту в 1942 году, на ней текст поздравления с Октябрьской революцией.


УКАЗАТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ

Андреев Ф. - график. В начале XX века работал в поздравительной открытке для издательства «Петроград».

Апситис, Александр Петрович (1880-1944). Уроженец Риги. В 1898-1899 годах учился в Петербурге в студии Л.E. Дмитриева-Кавказского. В 1899-1900 годах жил на Новом Афоне: иллюстрировал книги об Афонском монастыре и исполнял стенные росписи. В 1901 г. вернулся в Петербург. Рисовал для журналов «Родина» и «Нива». С 1905 г. жил в Москве. Иллюстрировал книги для издательств ИД Сытина и АД. Ступина. С 1905 года работал в рекламном плакате и торговой рекламе. В 1912 г. к юбилею войны 1812 года выпустил серию из 30 открыток и набор репродукций, посвященный военным действиям. В 1914—1917 годах работал в военном лубке и открытке. С ноября 1917 года работал в советском политическом плакате, среди них известнейший плакат «Грудью на защиту Петрограда». В 1921 году уехал в Латвию. Работал в торговой рекламе и журнальной графике. С 1939 г. жил в Германии. Подписывался: Апсит, А. Петров, Скиф, Апсид, Осинин и др. Работал в поздравительной открытке и в России, и в Латвии. Только до ноября 1917 года создал около 80 открыток для издательств Вейермана, «Рассвет», П.Г. Поллака и др.

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, художник театра и книги, историк искусств, художественный критик Один из создателей и идейных руководителей общества художников «Мир искусства». Для Общины Св. Евгении создал серию из 4 открыток «Пасха в XVIII столетии». Был членом комиссии художественных изданий Общины со дня ее образования в конце 1902 г. Община издала 46 его открыток, иллюстрированных и репродукционных.

Беренштам, Федор Густавович (1862-1937) - архитектор, график «Неизменный сотрудник» Общины Св. Евгении с начала ее издательской её деятельности. Для нее он создал поздравительные открытки, в том числе серию, посвященную 200-летию основания Петербурга, «Петербургские возницы». В 1904-1906 годах редактировал журнал «Открытое письмо», к которому выполнил как приложение поздравительные открытки.

Бём (урожденная Эндаурова), Елизавета Меркурьевна (1843-1914) - акварелист, график, силуэтист, иллюстратор книг и журналов, автор рисунков для хрусталя и др. Создала более 300 открыток на темы русских пословиц и поговорок, поздравительных и тд. Герои всех открыток - дети. С 1898 г. была постоянным членом совета Общины Св. Евгении. Работала для издательств «Ришара», Общины Св. Евгении, И. Лапина и др. Неповторимый русский стиль Ел. Бём в открытке предопределил все развитие русской открытки на первые два десятилетия XX века.

Билибин, Иван Яковлевич (1876-1942) - живописец, график, художник книги и театра. С 1899 г. член общества художников «Мир искусств». Для Общины Св. Евгении в 1900-1916 годы создал 62 открытки, в том числе и пасхальные, в своем прославленном «билибинском стиле».

Ващенко, Сергей Михайлович - график в 1900-1910-е работал в открытке. Создал более 20 открыток в стиле городского лубка в основном для издательства И.Е. Селина: Рождество, Новый год, Пасха и бытовые сатирические сцены,

Веров С. - график, работал в 1910-е годы в открытке. Создал более 11 сюжетов на пасхальные и новогодние темы и темы пословиц для издательства «Гранберг». Участники всех сюжетов - дети.

Витке Р. - в период войны 1914-1917 годов удачно перелицовывал для петроградского издательства пасхальные открытки лейпцигского издательства Meissner Buch. Пасхальная серия из жизни кроликов в человеческой одежде.

Гаврилов, Иван Константинович (1878-1962) - живописец-пейзажист. Учился у И.Е. Репина и П.И. Чистякова. Жил в Петербурге (до 1918 г.), затем в Воронеже (1920-е), Ельце (1928-1936), Перми (1937-1945), в 1946 г. вернулся в Ленинград. Создал в начале XX века 5 открыток, все с празднованием Пасхи: «Страстной четверг», «Освящение пасхи», «Христосование», «Возвращение из церкви», «За пасхальным столом».

Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930) - живописец. Писал пейзажи Средней России. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Участник выставок с 1894 г. С начала 1920-х годов жил в Париже. Писал русские пейзажи по договору с маршаном Леоном Жераром. До ноября 1917 г. было репродуцировано около 120 его живописных работ. Такие репродукционные открытки, как «Возвращение с заутрени», «Вечер перед Пасхой», «Пасхальная ночь в Кремле», «Пасхальный звон», «Пасхальный стол», «Пасхальное утро на позициях», использовались как поздравительные открытки. Часто издательство печатало на изображении, связанном с зимой и весной, «Христос воскресе» и «С Рождеством».

Ершов Ю. - график, в 1910-е годы работал в открытке. Создал пасхальные открытки для издательства П.Г. Поллак и рождественскую открытку для издательства «Гранберг» в Стокгольме,

Захаров С. - график. В начале XX века работал в открытке с поздравительными сюжетами и цветами.

Зворыкин, Борис Васильевич (1872 - не ранее 1935) - график, художник книги, плакатист, работал в плакате, журнале, меню, делал эскизы марок, коробок для конфет и т.д., расписывал Федоровский собор в Царском Селе и др. С 1926 г. жил в Париже. До 1918 г. создал 178 открыток: поздравительные, на темы русской истории, сказок и песен, жанровых сцен из жизни русской деревни, храмы России, промысловые птицы и т.д. - для издательств «Рассвет», А.Ф. Постнова, Н. Тамаркина, «Гранберг», Аксель Элиассон и т.д.

Кадулин, Владимир Ф. - график, карикатурист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1908) и Киевском художественном училище (1902-1905). Создал более 220 открыток для киевского издательства «Рассвет»: пасхальные, рождественские, карикатуры на киевское студенчество, «пьяную» серию, военно-сатирические (1914-1917) и др. Псевдонимы: Н. Наядин, К. Дулин, Вальдемар К, Вальдемар. Монограммы: В.К., КД. и др. В машинописных списках 1970-х-1980-х годов московских филокартистов его имя и отчество указано «Иван Семенович», а «Владимир Кадулин» - как один из псевдонимов, (с. 76,98)

Каменский П. - график. Создал три пасхальные открытки в русском стиле для петербургского издательства «Ришар».)

Красовский, Александр - график. Окончил художественные учебные мастерские печатного дела в Киеве в 1919 г. В 1914-1916 годах работал в пасхальной, рождественской, военно-патриотической и декоративной (с виньетками) открытке для киевского издательства «Рассвет».

Лавров, Александр Алексеевич (1885 - после 1937) - график, художник книги. Окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества в 1916 г. Работал в иллюстрированной открытке, в том числе пасхальной и рождественской. Герои открыток - деревенские дети и дети городской бедноты. Подписывался: А. Лавров, Л. Лавров, А.Л.

Лебедева-Анохина, Елена Петровна - график. В 1900-е - 1920-е годы работала в детской книге, детских журналах и с 1910-х годов в открытке. Создала 152 открытки с детскими сюжетами: пасхальные, поздравительные, на тексты пословиц и поговорок и т.д. для Общины Св. Евгении, Эрнста Сванстрема, Любанского общества, «Ришар» и др. Эксплуатируя сюжеты, разработанные в открытке Елиз. Бём, она упростила изображение и высветлила тон. Ее более грубый и нарочито упрощенный рисунок привлек к открытке более широкие круги потребителей, менее притязательных и требовательных к искусству художника.

Линдеман, Агнесса Эдуардовна - график, акварелист, живописец, художник детской книги. В 1900-е годы посещала художественную студию княгини М.И. Тенешевой. С 1906 г. преподавала в классе вышивки, затем в мастерской рукоделия школы при Обществе поощрения художеств. В 1900-е годы для Общины Св. Евгении выполнила 13 поздравительных открыток с детскими сюжетами: 10 рождественских и 3 пасхальные.

М.С. - монограммист-график. В 1914-1917 годах выполнил серию поздравительных открыток, искусно шаржирующих русский стиль, для московского издательства А.Ф. Постнова.

Мадерниек (Мадернек), Юлий Эрнестович (1870-1955) - латвийский художник. Учился в училище барона Штиглица в 1904-1914 годах. Работал в прикладном искусстве. В эскизах мебели, ковров и тканей использовал мотивы латышских орнаментов. В 1902 году выполнил поздравительную открытку для Общины Св. Евгении.

Маторин, Николай Васильевич (1876-1919) - график, акварелист. В 1900 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Один из основателей и активных участников Калужского художественного кружка (с 1909). Создал 35 рисунков открытых писем: пасхальные, рождественские, на сюжеты русских сказок и былин. Все открытки изданы в Стокгольме издательством Аксель Элиас-сон в 1908-1910-х годах.

Мисс (Ремизова, Анна Владимировна), (1890 - 1928) - график, постоянный художник журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1914-1916 годах создавала открытки на военные темы, пасхальные и «С днем ангела» по заказу издательства «Салон».

Михайлов-Северный, Владимир Николаевич - график. В 1914—1916 годах выполнял новогодние открытки на военные темы в основном для Скобе-левского комитета.

Навозов, Василий Иванович (1862-1919) - акварелист, член петербургского «Общества русских акварелистов». Создал две открытки для Общины Св. Евгении: № 134 - нами воспроизведенной и № 145 - «Пастушок», (с. 68)

Найден, Андриан Алексеевич (1872 - ?) - живописец и график. Работал в поздравительной открытке в 1910-е годы. Издано около 100 его иллюстрированных и репродукционных открыток, (с. 239)

Ольга Александровна, Великая княгиня, дочь Александра III, в замужестве Куликовская (1882-1960) - график и живописец. Большинство работ подписано монограммой «О.А.». В России и эмиграции работала в иллюстрированной открытке: поздравительные, на темы русской деревни и др.

Павлов К. - график. В начале XX в. создал пасхальную открытку.

Панин Александр - график, в 1910-е годы работал в поздравительной открытке.

Плошинский, Сергей Федорович - график, иллюстратор АС. Пушкина. В 1910-е годы создал более 60 открыток на темы произведений АС. Пушкина, сюжеты русской старины и поздравительные для издательств «Салон» (1915-1917), «Современное искусство» и др.

Сергеев С. - график В 1915-1917 годах создал серию открыток в стиле городского лубка, в том числе поздравительные для петроградского издательства «Салон».

Соломко, Сергей Сергеевич (1867-1928) - график, акварелист, иллюстратор книг. С 1890-х рисовал для журналов «Нива» и «Шут». Работал в плакате. С 1910 г. жил в Париже. Создал 186 открыток аллегории на темы русских сказок и допетровской старины, военно-патриотические сюжеты, фривольные прелестницы, в том числе и поздравительные для издательств И. Лапина, А Фельтена, «Ришар» и т.д.

Томковид - график. Создал несколько пасхальных открыток для петроградского издательства В. Горюнова в 1915—1916 годах,

Устинов И. - авторская открытка. 1910-е.

Ягужинский, Сергей Иванович (1862-1946) -московский живописец и график. Работал в плакате, детской книге, рекламе. В 1900-е - 1910-е годы работал в открытке. Создал около 30 открыток серии «Русские типы», «Русские народные песни», «Война 1914», а также поздравительные.

Beskow Е. - график. Поздравительные открытки с русскими надписями издавались в Европе для нашего рынка.

Ebner Pauli - немецкая художница. Работала в открытке в 1900-е - 1920-е годы. В России открытки художницы издавали без договора киевское издательство «Новь», Товарищество А.И. Абрикосова и др. Компания «Зингер» выпускала открытки с её сюжетами с надписями на всех языках стран, где были представлены магазины компании. Немецкие издательства выпускали ее поздравительные открытки и с русскими надписями.

Kirchner Raphael - график, гравер, художник театра, работал в книге, журнале, открытке. Выпускник Венской академии художеств. Создал стиль открыток «женщины Кирхнера». В открытке работал с 1898 г. Всего 630 открыток, из коих 510 подписаны Кирхнером и 120 атрибутированы как Кирхнер. Из Вены ввозились открытки с русскими надписями, и русские издательства переиздавали открытки незаконно, убрав часть сюжета, или имитировали под его стиль.

Nystrom Stoopendaal Jenny Eugenia (1854 или 1857-1946) - живописец, акварелист, художник книги, график, художник открытки. Окончила Академию художеств в Стокгольме (1881). Популярнейшая в Швеции художница была любима и в России. Для русского рынка стокгольмское издательство Аксель Элиассон выпускало поздравительные открытки и с русскими надписями.

Schubert Н. - график. Поздравительные открытки с русскими надписями издавались в Европе для нашего рынка.

Wichera Ritter von Brennerstein (1862 - ?) - живописец и график. Окончил Академию художеств в Вене. Работал в открытке для венского издательства М. Munk. Для русского рынка наносились поздравительные надписи на русском языке.


УКАЗАТЕЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВ И ТИПОГРАФИЙ

Дана информация, касающаяся только поздравительных открыток. Большинство европейских издательств, указанных монограммами, долгие годы поставляли на отечественный рынок свои открытки и с русскими, и с немецкими надписями.

A.С.С.   и К°. Книгоиздательство. Россия.

«А.И. Абрикосов Сыновей». Товарищество. Москва. Кондитерская фабрика организована в 1848 г., позднее преобразована в товарищество. В рекламных целях выпускало карточки и открытки.

Б. Аванцо. Москва. Магазин художественных произведений и эстампов на Кузнецком Мосту. В 1890-е - 19Ю-е годы издавал и продавал иллюстрированные карточки и открытки.

М.Ф. Андреев. Петроград. В 1915-1916 годах издавал военно-патриотические открытки.

«Г. Берникер и Г. Сыней». Издательство. Вильно. В 1914-1916 годах издавало военно-патриотичес-кие открытки.

B.И. Бреев. Книготорговля. Москва. Издавал открытки.

В пользу Общины Св. Евгении. Надпись на всех изданиях Общины Св. Евгении.

«Время». Издательство. Киев. Его открытки печатала литография «И.И. Чоколов».

Всемирный почтовый союз - межгосударственная организация для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории. Учрежден в 1874 году на Международном почтовом конгрессе в Берне по инициативе генерального почтмейстера Северогерманского союза Генриха фон Стефана в присутствии представителей 22 государств, в том числе и России. К началу XX века в него вошли почти все страны мира. Издавал открытки. На некоторых открытках с европейскими монограммами указаны данные Союза на многих языках. Как издательство указываем в тех случаях, когда дана надпись только на русском языке.

Генегар и К°. Торговый дом. Москва. В 1910-е годы издавал поздравительные открытки.

P.P. Голике и А.И. Вильборг. Товарищество. Типография. Петербург. Образовано в феврале 1903 г. из двух типографий, давших название товариществу. Издавало открытки самостоятельно и печатало для издательств «Ришар», Общины Св. Евгении и др.

А. Горожанкин. Издательство. Москва. Издавал открытки.

B. Горюнов. Литография. Петербург. Печатала открытки для издательства с аббревиатурами ТЭ и ТЭК.

«Гранберг». Стокгольм. Акционерное общество Granberg Konstindustki Aktibolag с русским капиталом. Издавало открытки для России с 1896 г.: виды и типы России, копии с картин русских галерей, поздравительные и т.д.

ДАУ. Издательство. Россия. Издавало открытки.

Г.В. Дидериц. Издательство. Москва. Большинство открыток печатало в Лейпциге в литографии Дибберн и Шперлинг.

«Зингер». Художественные издания компании «Зингер» печатали в Брюсселе О. де Рейкер и Мендель для всей Европы с надписями на языке той страны, в которой предполагалось распространение открыток и другой рекламной продукции.

Ф. Злотников и Л. Волк. Литография. Петроград. Печатала открытки издательства с аббревиатурой ТЭ.

А. Ильин. Литография и картографическое заведение. Петербург. Печатал открытки для Общины Св. Евгении и с 1897 г. издавал открытки. Императорское Общество Поощрения Художеств. Художественная печать. Петербург. Печатало открытки для Общины Св. Евгении.

«Искусство». Издательство. Россия. В 1914-1917 годы издавало поздравительные открытки в русском стиле.

К.П т-ства. Контрагентство печати. Россия. Издавало открытки.

К.Т. Издательство. Москва. Издавало открытки.

Н. Кадушин. Литография. Петербург. Печатала открытки для Общины Св. Евгении и других издательств.

М. Кампель. Издатель. Аббревиатура М.К. Москва. Издавал открытки.

Т. Киббель. Литография. С 1918 г. Государственная литография бывшая Т. Киббель. Петроград. Издавала открытки и печатала их для других издательств.

А.Л. Кононов. Издательство. Петербург. Издавала открытки.

В.В. Крутий. издатель. Москва. Издавал открытки.

«С.В. Кульженко». Типография. Киев. Печатала открытки для издательства «Рассвет».

И. Лапин. Издатель. Париж. Издавал открытки и альбомы для русского и французского рынка: живопись «Парижский Салон», эротика в европейской живописи, русская живопись.

Левин. Электропечатня. Петербург. Издавала открытки и печатала их по заказам других издательств.

А.А. Левинсон. Товарищество скоропечатни. Москва. В начале XX в. издавало открытки и печатало их по заказам других издательств.

Ленц и Рудольф. Издательство. Рига. Издавало открытки.

Д. Марков. Киев. Издавал открытки с подписью на оборотке или «Фотограф Д. Марков», или «Открытки Д. Маркова».

А.Ф. Маркс. Литография. Петербург. Издавала открытки и печатала их для других издательств.

Н. Мац и К°. Литография. Вильна. Печатала открытки для издательства «Г. Берникер и Г. Сыней» в 1914—1916 годах.

И.М. Машистов. Литография, позднее 1-я типолитография. Москва. С середины 1890-х годов выпускала карточки в формат открытки и открытки.

М.М. Машистов. Литография. Нижний Новгород. В 1898 году печатала рождественские карточки.

«Новь». Издательство. Киев. Открытки для него печатала литография «Прогресс».

Общество столовых для недост. студентов.

Одесса. В 1910-е годы издавало открытки для пополнения средств общества.

Община Св. Евгении. Благотворительная организация с издательством в Петербурге. В 1882 г. был создан Санкт-Петербургский попечительский комитет о сестрах Красного Креста и при нем общежитие для нуждающихся престарелых сестер -участниц военных действий. В 1893 г. общежитию было присвоено название «Община Св. Евгении» по просьбе попечительницы комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. С 1896 г. Община для сбора средств начинает выпуск конвертов «вместо визита». В апреле 1898 г. Община выпустила первые поздравительные открытки. К концу 1917 года Община выпустила 6427 названий открыток: портреты, виды и типы России, художественные и т.д. Это было самое крупное издательство открыток в России.

«Петроград». Издательство. Петроград. Издавало открытки.

П.Г. Поллак. Издательство. Аббревиатура П.Г.П. Москва. Издавало открытки.

А.Ф. Постнов. Издательство. Аббревиатура А.Ф.П. Москва. Издавало открытки.

«Прогресс» литография. Киев. Печатала открытки для издательства «Новь».

«Рассвет». Издательство. Киев. Большую часть открыток печатала типография «С.В. Кульженко». Владелец и основатель издательства Соломон Абрамович Абрамов (1884-1957) в 1916 году перебрался в Москву и открыл издательство «Творчество». «Рассвет» в 1904-1914 годах только в Киеве, в 1915-1917 гг - Киев - Москва.

«Ришар» (Неустроев П.). Издательство. Петербург. С 1899 г. издавала открытки: виды и типы городов, живопись по музеям и художникам, поздравительные, театр и т.д.

«Салон». Издательство. Петроград. Издавало открытки.

И.Е. Селин. Издательство. Аббревиатура И.С.М. Москва. Издавало открытки.

Скобелевский комитет. Состоящий под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством Скобелевский комитет о раненых. Петроград. В 1914-1917 годах выпускал военно-патриотические открытки.

А. Суворин и К°. Контрагентство. Москва - Петроград. В 1914-1917 годах издавало военно-патриотические открытки.

ТЭ и ТЭК. Издательство. Петроград. Открытки с первой аббревиатурой печатала в основном литография Ф. Злотникова и Л. Волк, со второй аббревиатурой - литография В. Горюнова.

Н. Тамаркин. Москва. «Специальный магазин: рам, багет, картин, гравюр и открытых писем Н. Тамаркина». Издавал открытки.

«Унион». Типография. Петроград. В 1914-1917 годах печатала открытки для Скобелевского комитета.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?