Самецкая Э.Б. Стекло модерна в собрании Государственного Музея Керамики.
Важная роль в истории декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала XX столетия принадлежит художественному стеклу. Его развитие в рамках стиля модерн характеризуется поисками новых форм и приемов обработки материала, исключительно высоким техническим уровнем исполнения изделий, оригинальными цветовыми решениями. То особое место, которое занимает этот период во всей мировой истории искусства, в значительной степени связано с новаторским отношением к материалу таких ведущих художников стекла модерна, как Э. Галле, Э. Руссо, братья Даум, Л.-К. Тиффани. Музейные коллекции стекла этого периода в нашей стране в силу различных обстоятельств немногочисленны, и знакомство с каждой из них представляет достаточно большой интерес.
Собрание стекла модерна в Государственном музее керамики начало складываться еще в 1920—1930-е годы одновременно с комплектованием фондов музея в целом. Большая часть произведений поступила в 1924—1928 годах из центрального хранилища Государственного музейного фонда. Отдельные предметы были получены из других музеев, в том числе из Музея восточных культур, Политехнического музея, дворца-музея князя Юсупова и т. д. Однако в этот период приобретение произведений в стиле модерн не было целенаправленным и носило скорее случайный характер. После 1935 года и вплоть до конца 1960-х этот раздел собрания музея практически не пополнялся, что было связано отчасти с общим негативным отношением к искусству модерна, сложившимся в советском искусствоведении тех лет. Начиная с середины 1970-х годов и особенно в последние годы в музее проводится научно обоснованное, систематическое комплектование фонда стекла стиля модерн. Большое количество произведений приобретено у частных коллекционеров и в антикварном комиссионном магазине, часть предметов получена с базы Госфондов Москомиссионторга. В настоящее время коллекция стекла модерна насчитывает более 150 произведений; в ней представлены все ведущие западноевропейские фирмы и русские заводы, выпускавшие продукцию в стиле модерн. Наиболее полно в собрании представлены произведения французских мастеров.
Значительный и оригинальный вклад в искусство стекла внес Эжен Руссо (1827—1891), стоявший у истоков «нового искусства». К сожалению, его творчество еще недостаточно изучено, а работы, хотя и попадали в свое время в Россию, широкого распространения здесь не получили. В отличие от большинства современных ему художников, как правило, развивавших в своем творчестве и доводивших до совершенства какой-либо один излюбленный прием, Э. Руссо применял самые разнообразные техники обработки идекорировки стекла (травление, гравировку, роспись эмалями, позолоту и т.д), работая с одинаковым успехом как с прозрачным тонкостенным стеклом, так и с массивными толстостенными изделиями. Поэтому большой интерес представляет ваза из собрания музея, позволяющая в какой-то степени судить о своеобразии таланта художника. Она выполнена из прозрачного золотисто-желтого стекла с включением цветных металлических блестков между двумя слоями. Для достижения большего декоративного эффекта вся поверхность вазы обработана в технике кракле (мелкие трещины). В верхней части тулова ваза украшена фигурными пластическими налепами в виде львиных масок.
Подобный прием применения цветной техники в прозрачном материале использовался еще в XVI веке венецианцами, но в тончайшем хрупком стекле. Суть изобретения Э.Руссо состояла в том, что он вносил «цвет» в массивные толстостенные изделия, разнообразя и обогащая фактуру поверхности использованием других дополнительных приемов декорации. Этот метод позволял художнику достигать необычных новых декоративных эффектов, придавая его творчеству в целом черты монументальности. С 1867 по 1884 год Э. Руссо собственноручно изготовлял стекло, а начиная с 1885 года он работал совместно с Эрнестом Левейе, в чьем лице нашел достойнейшего последователя своего искусства. Фирма «Левейе—Руссо» в Париже пользовалась большой популярностью в конце XIX— начале XX века. Одновременно с Э. Руссо на Всемирной выставке в Париже в 1878 году впервые выступил со своими произведениями еще один прославленный художник стекла модерна — Эмиль Галле (1846—1904), основатель художественной школы в городе Нанси, втором после Парижа ведущем центре art nouveau. На Всемирной парижской выставке в 1889 году художник уже получил Grand Prix и золотую медаль. Подлинную славу принесла Э. Галле Всемирная выставка в Париже 1900 года, на которой он в очередной раз завоевал Большой приз. Имя Э. Галле наиболее широко известно в нашей стране, а его творчество частично освещено в ряде специальных статей и публикаций. К сожалению, в музейных собраниях, включая Государственный Эрмитаж, сохранилось не так уж много уникальных произведений, отличающихся высокими художественными качествами и сложностью обработки стекла, тем более изделий, выполненных лично Э. Галле и несущих в себе неповторимость и своеобразие таланта художника. Большинство произведений относится к серийной и массовой продукции и отличается некоторой упрощенностью, неизбежной при промышленном производстве. Фабрика Э. Галле к началу XX века превратилась в одно из крупнейших предприятий во Франции по производству художественного стекла — на ней работало около 3000 высококвалифицированных рабочих. Производственный процесс на фабрике был четко разделен на создание простых промышленных изделий двухслойного, реже трехслойного стекла; более сложных, с ограниченным выпуском (серийных), и подлинно уникальных вещей (pieces uniques). Все эскизы выполнялись в мастерской Э. Галле и доводились до высокой степени искусства его усилиями и талантом. Э. Галле открыл также несколько магазинов для продажи изделий фирмы, в том числе в Париже (l’Escalier cristal) в 1880 году и в Лондоне в 1904 году, незадолго до смерти.
Фирма Э. Галле. Вазочки. Двухслойное стекло, травление.
Фирма Э. Галле. Ваза.
Трехслойное стекло, травление. Конец XIX века. Франция.
Фирма Э. Галле. Ваза. Трехслойное стекло, травление.
Фирма Э. Галле. Ваза.
Многослойное стекло, травление. Конец XIX века. Франция.
Стиль Эмиля Галле сформировался не сразу. Свой творческий путь мастер начинал на фабрике по изготовлению фаянса и стекла своего отца Шарля Галле в Нанси, где имел возможность детально ознакомиться с производственным процессом. Позже Э. Галле получил художественное образование в Нанси и в Веймаре. Был в биографии художника короткий период, когда он (сразу по завершении образования) занимался производством фаянсовых изделий в стиле своего отца. Однако подлинную славу Э. Галле приносит стекло. С 1862 по 1886 год он работает на стекольной фирме Burgun Schverer et C° в Мейсентале, а затем основывает собственную мастерскую в Нанси, возглавив вскоре целую художественную школу. Созданный им свой собственный стиль в стекле оказал громадное влияние на творчество художников разных стран и в первую очередь Франции.
Ранний этап творчества Э.Галле (с конца 70-х до середины 80-х годов XIX века), получивший название «прозрачного периода», находится в рамках историзма и характеризуется обращением к различным историческим стилям. Художник испытал в это время сильное влияние двух своих прославленных современников — Филиппа-Жозефа Брокера (1867—1890) и вышеупомянутого Эжена Руссо. Эмиль Галле работал с прозрачным стеклом, используя в качестве декора роспись эмалями в технике высокого рельефа, нередко в сочетании с позолотой и налепами из цветного стекла — кабошонами. Сюжеты декорации нередко были навеяны мотивами средневекового, в частности исламского, стекла. Несколько позже, после 1872 года, когда художник посетил Англию и имел возможность ознакомиться с восточным искусством в музее Виктории и Альберта, он создает ряд работ в китайском и японском стилях.
К описанному периоду творчества Э. Галле относится кувшин из собрания музея2. Он выполнен из прозрачного, мягкого тона золотисто-желтого стекла, характерного для большинства работ художника в это время; имеет цилиндрическую форму, сплющенную в верхней части с двух сторон и гофрированную. Роспись выполнена эмалевыми красками: в промежутках между синими извилистыми ветвями с синими же и серебряными листьями изображены фигуры стоящего мужчины и сидящей женщины в восточных средневековых костюмах (с одной стороны кувшина) и стилизованного дракона (с другой стороны). Роспись фигур исполнена синей, золотой, серебряной, светло-сиреневой и белой красками в технике высокого рельефа. Край кувшина и ручка (круглая, в форме завитка с рельефной напайкой — кабошоном — в верхней части) слегка позолочены.
Наиболее значительным шагом на пути создания Э. Галле собственной манеры в художественном стекле было освоение техники многослойного стекла, заимствованной им у китайских мастеров. Развивая и совершенствуя этот способ, художник использовал при создании своих ваз не только два, как это было принято в Китае, а три, пять и более слоев, что позволило ему добиваться гораздо более выразительных декоративных эффектов — глубины перспективы, сочетания и игры тонов и полутонов и т. д. При этом он дополнял технику резьбы (механического удаления резцом ненужного слоя или его части) химическим травлением плавиковой кислотой, в значительной степени убыстрив процесс изготовления изделий.
В описанной технике выполнено большинство произведений из собрания музея. В основном это вазы двух-, трех-, реже пятислойного стекла самых разнообразных, нередко причудливых форм, как правило, изысканно-утонченных, вытянутых вверх или по горизонтали. В их декорации, выполненной в технике травления, преобладают типичные для модерна природные мотивы. Выразительность, казалось бы, столь простого по содержанию декора достигается за счет соотношения размеров изображения цветка (листа, ветки, ягоды и т.д.), как правило, укрупненного, со всем предметом в целом. При этом отсутствует дополнительный орнамент «заднего фона», отвлекающий глаз от основного изображения. Немаловажную роль играют декоративные эффекты, которые дает сама техника исполнения изображения, как бы органично вырастающего из объема вазы. А благодаря снятию слоев стекла на разную глубину достигается необычайно изысканная гамма тонов и полутонов, особенно эффектная, когда декорация выполнена в одной цветовой тональности — лиловой, голубой и т. д. «Ассортимент» растительных изображений очень разнообразен: от садовых, лесных и луговых цветов, ягод и трав до различных морских и речных водорослей и прочих растений. В этом отношении интересна ваза в форме ладьи из четырехслойного стекла с изображением на тулове в зеленоватых и лилово-голубоватых тонах водоема, поросшего водяными растениями. Здесь чисто растительный мотив несет в себе уже элементы простейшего пейзажа. Вообще же изображение сложных сюжетных композиций, в частности пейзажей, в меньшей степени свойственно стеклу Галле. Тем больший интерес в собрании музея представляет ваза многослойного стекла с изображением пейзажа, данного как бы в трех планах. На переднем — часть горного склона с крупными валунами и высокими деревьями; на втором — водоем с прибрежными деревьями и кустарниками; и на заднем — высокие горы. Изображение выполнено в коричневых, желтых и голубых тонах и заполняет всю поверхность вазы, образуя круговую панораму. Благодаря игре света и тени, тонов и полутонов, достигаемых за счет применения техники травления многослойного стекла на разных уровнях, возникает ощущение «глубины» пейзажа, словно тающего в серебристой мягкой дымке «далекой» перспективы.
Фирма Э. Галле Ваза. Конец XIX века.
Четырехслойное стекло, травление.
Совершенствуя и развивая методы обработки многослойного стекла, Э. Галле создает свою знаменитую технику «marquetrie de verre», основанную на хорошо известном приеме маркетри по дереву. Ее суть состоит в том, что декорация создается включением в горячую массу стекла того или иного изделия полурасплавленных кусочков стекла, подобранных по цвету и размеру. Остывшее произведение затем полировалось и подвергалось дополнительной обработке на абразивном колесе. Другим вариантом этой сложной техники было «наложение» рельефных деталей из полурасплавленного стекла на горячую поверхность изделия с последующим их сплавлением. В этом случае возникало ощущение, что декоративные налепы выполнены из кусочков тающего воска. Оба описанных способа требовали очень высокого мастерства, так, как создание декоративной композиции нужно было завершить в считанные мгновения, пока стекло не остыло. К тому же технологически это был сложный и трудоемкий процесс, сопровождавшийся большим количеством брака. Техника «marquetrie de verre» не была рассчитана на массовое производство, и, как правило, все вазы, выполненные этим способом, выпускались с личной подписью Э. Галле, изящно выгравированной тонкой линией.
После 1880 года художник увлекается технологическими экспериментами, направленными на достижение самых неожиданных колористических эффектов. В результате проведения многочисленных опытов с окислами металлов он разрабатывает необычайно широкий спектр изысканных тонов, достигая за счет «наложения» разноокрашенных просвечивающих слоев стекла сложнейших цветовых сочетаний. Не случайно самые выдающиеся произведения — это те, которые Э. Галле создавал самолично. Именно в них проявлялось его истинное мастерство не только как художника, но и как виртуозного технолога-экспериментатора.
Говоря о творчестве Э. Галле, необходимо помнить, что художник всю жизнь был страстно увлечен французской поэзией, особенно символистской, и был ее большим знатоком. Он часто помещал на своих вазах стихотворные строчки из произведений Бодлера, Малларме, Метерлинка, Рембо, Верлена. В представлении художника поэзия и стекло должны были слиться в одно неразрывное целое, в своеобразном синтезе как бы дополняя друг друга. Любовь к природе и к поэзии была определяющей в творчестве Э. Галле. И его наиболее выдающиеся произведения лишены изобразительной конкретики декорации, становясь своего рода абстрактными символическими образами, передающими определенное настроение, состояние и т. д. К сожалению, в собрании музея произведений такого уровня нет. Умер художник в 1904 году, но созданная им фирма продолжала работать вплоть до 1933 года, когда производство было прекращено из-за начавшегося финансового кризиса. Эмиль Галле не только создал собственный неповторимый стиль в стекле, но и отразил в своем творчестве эволюцию всего художественного направления в целом. Эмиль Галле был самым ярким, но не единственным представителем художественной школы Нанси, просуществовавшей с 1880-х годов вплоть до смерти художника. Безусловно, его яркий самобытный талант оказал сильное влияние на творчество других участников этой школы. Среди них одно из первых мест занимают братья Даум (Дом).
Стекольная фирма была основана в 1870 году их отцом Жаком Даумом (Домом). После его смерти в 1885 году двое из его шести детей, Огюстен (1853—1903) и Антонен (1864—1930), возглавили производство, и под их руководством фирма приобретает широкую известность. Художественную продукцию в стиле модерн братья Даум выпускали с 1890 вплоть до 1925 года. Ранние произведения братьев Даум (из них только Антонен был художником) выполнены в традиционных утилитарных формах и имеют главным образом геральдический декор: короны, эмблемы, стоящие на задних лапах львы и т. п. Роспись выполнялась эмалевыми красками и золотом в технике высокого рельефа. Первое художественное стекло в стиле art nouveau было показано в 1893 году в Чикаго, а первый Большой приз получен в 1900 году на Всемирной парижской выставке. До этого времени только незначительные технологические отличия разнили продукцию Даум (Дом) и Э. Галле. Так, например, фирма Даум (Дом) в большей степени использовала технику «martele» для обработки заднего плана на тулове ваз, при которой на поверхности стекла наносятся резцами небольшие сколы, образуя мелкий чешуйчатый фон. Применение подобного метода значительно обогащало декоративный эффект, способствуя игре светотени, оживляя «задник» и придавая ему глубину.
Фирма Даум. Настольная лампа.
Трехслойное стекло, травление, бронза, литье.
Начало XX века. Франция.
Фирма Даум. Ваза. Многослойное стекло, травление, резьба,
роспись эмалевыми красками, позолота.
Начало XX века. Франция.
Фирма Даум. Шкатулка. Двухслойное стекло, резьба,
роспись золотом и эмалевыми красками, серебро, золочение.
Начало XX века. Франция.
Фирма Даум. Ваза с надписью «comme la plume аu vent».
Многослойное стекло, травление.
Начало XX века. Франция.
Фирма Даум. Набор для ликера.
Многослойное стекло, травление.
Начало XX века. Франция.
Около 1900 года Даум (Дом) изобретает новую технологию обработки стекла, благодаря которой продукция фирмы приобретает самостоятельный облик. Ее суть состоит в использовании для декорации изделий цветной стеклянной крошки, которая (в зависимости от желаемого результата) наносилась на предварительно разогретую плоскость стеклянного предмета или включалась в массу стекла, сплавляясь с ним и образуя новый «пятнистый» или «крапчатый» слой. Эта техника использовалась как для декоративного оформления всей поверхности произведения, образуя живописный фон для последующей обработки (резьбы, травления, гравировки), так и для изготовления накладных рельефных деталей в виде насекомых, моллюсков или гроздей фруктов и т. д.
Еще один прием, разработанный А. Даумом (Домом) и получивший название «inter-calaire», использовался при создании ландшафтной декорации — главным образом пейзажей, запечатленных в определенное время года. При этом сложном технологическом процессе изображение воспроизводилось на одном или более промежуточных слоях. Подобная техника позволяла достигать эффекта необычайной глубины перспективы и передавать атмосферное состояние погоды. Именно в этой технике были выполнены 38 ваз, показанных на выставке 1900 года в Париже.
Интересны также работы братьев Даум (Дом) со стеклянной пастой (pate-de-verre). Эта техника была известна еще в Древнем Египте и была затем возрождена художниками модерна. Первыми в ней начали работать Анри Кро (1840—1907) и известный модельер Жорж Депре (1862—1952). В пасту, образованную путем смешения растертого в порошок стекла с водой, добавляются различные окислы металлов, которые после обжига придают изделию определенный цвет. Затем пастой заполняется форма и производится обжиг при высокой температуре. Получается плотная, с матовой поверхностью (как бы оплавленная) масса. Наиболее эффектны выполненные в этой технике скульптуры или вазы и предметы со скульптурным декором. Впервые в этой технике А. Даум (Дом) начинает работать с 1906 года. Вообще изделия фирмы Даум, как правило, отличают безупречное чувство стиля (даже в образцах массового производства), тонкое понимание свойств материала и его возможностей, сложность и разнообразие декора. Нередко в одном произведении сочетаются несколько различных техник декорации: травление, резьба, золочение, роспись эмалевыми красками и т. д. Так, ваза многослойного стекла в форме раструба с четырьмя ручками у основания выполнена в технике травления с последующей резьбой. Цветовая гамма плавно переходит от зеленоватых тонов в нижней части к розовым в средней, высветляясь к верхнему краю, украшенному рельефным золоченым растительным орнаментом. В нижней части вазы, сложной по форме, на фоне рельефной золоченой сетки — изображение стилизованных цветов. На тулове — крупные цикламены красного и лилового цвета, выполненные эмалевыми красками. К изделиям фирмы Даум нередко делалась бронзовая монтировка, а отдельные изысканные произведения имеют серебряные оправы, которые изготовлялись и русскими фирмами, в частности фирмой Болина. В собрании музея есть шкатулка, плоская крышка и основание которой имеют изящную оправу из золоченого серебра. Шкатулка выполнена из бесцветного и зеленого стекла. Резной декор построен на чередовании зеленых рельефных трехлепестковых цветков с врезанными аналогичной формы розовыми цветами, расположенными, соответственно, на чередующихся горизонтальных и диагональных полосах бесцветного (срезанного) и зеленого (верхний несрезанный слой) стекла. Декор дополняет роспись золотом и эмалевыми красками.
Братья Даум (Дом) достигли больших успехов и в массовой промышленности. Они сумели найти для такого рода произведений простую и рациональную технику, при которой на изделия, выполненные методом однопланового травления, дополнительно наносится роспись эмалевыми красками. Несмотря на явную упрощенность техники, эти работы сохраняют «стильность» и элегантность лучших произведений фирмы Даум (Дом). Что касается сюжетов декорировки, то, помимо типичных для стиля модерн цветочных и растительных мотивов, фирма Даум (Дом) прославилась вазами с изображением пейзажей. Лучшие из них создавались методом травления с последующей резьбой и росписью эмалевыми красками. Наиболее эффектно пейзажи смотрятся на больших вазах, которые позволяют создать круговую панораму. Лирические картины природы исполнялись в романтическом ключе. В собрании музея находится ваза с изображением летнего пейзажа на закате дня. Она выполнена из бесцветного и розового стекла густого тона в технике однопланового травления. Изображение пейзажа дано в двух планах: на первом — рельефное, с подрисовкой деревьев и трав зеленовато-коричневой эмалевой краской, на втором — чисто живописное, красно-коричневой эмалевой краской. Благодаря общему розовато-пламенеющему тону, сочетанию рельефного декора переднего плана с росписью на заднем плане передана атмосфера тихого летнего заката. Особенно эффектно пейзажи воспринимаются при подсветке, когда различная толщина снятых слоев добавляет как бы новые красочные мазки к общей картине. Без подсветки видны только наиболее резко очерченные силуэты, а дополнительный источник света дает возможность выявить всю гамму красок и линий в их гармонии.
Настольная лампа из собрания музея выполнена из трехслойного стекла (бесцветного, желтого и коричневого) в технике травления и оправлена в бронзовую монтировку. На абажуре изображен характерный летний пейзаж. На первом плане (по нижнему краю абажура) — берег водоема с высокими деревьями, крупными камнями и травой. Сквозь стволы и кроны деревьев на втором плане просматривается озеро с плывущими по нему парусными лодками. При этом пейзаж исполнен с таким искусством, что на водной глади видно зеркальное отображение лодок и берегов водоема. Выпуклая форма абажура дала возможность художнику создать законченный объемный пейзаж, данный как бы в ракурсе сверху, — цельный водоем, заключенный в рамку берегов, поросших деревьями и травой. Интересно отметить, что декорация лампы рассчитана исключительно на эффект подсветки, без которой изображение пейзажа практически зрительно не воспринимается. Как и произведения Э. Галле, изделия фирмы Даум (Дом), как правило, подписные. В большинстве случаев в надпись, состоящую из двух слов «Daum. Nancy», включено изображение лотарингского креста. Техника нанесения надписи различна: гравировкой с золочением, просто золотом, черной краской, рельефной пастой. Фирма Даум (Дом) существует и в наши дни, продолжая развивать принципы стеклопластики, заложенные на рубеже XIX—XX столетий, но уже в современных скульптурных формах.
Помимо фирм Э. Галле и Даум (Дом) к школе Нанси относятся еще несколько более мелких фирм, работавших в конце XIX — начале XX века. Их продукция носила в основном подражательный характер, хотя технически многие произведения были выполнены безупречно и отличались высоким художественным уровнем. Например, достаточно широко известны такие фирмы, как D’Argental, Debatte и Legras. Все они выпускали изделия из многослойного стекла с резьбой или травлением в стиле art nouveau. В собрании музея находится небольшая изящная вазочка, выполненная из трехслойного стекла (красноватого, коричневого и желтого) с последующим травлением. Ее тулово сверху до основания плавно оплетают ветки роз с цветами и нераспустившимися бутонами. Ваза имеет рельефную подпись «D’Argental».
Фирма Д’ Арженталь. Вазочка. Трехслойное стекло, травление.
Начало XX века. Франция.
Фирма Кристалье де Пантен. Настенные вазочки.
Трехслойное стекло, травление, бронза, литье.
Конец XIX — начало XX века. Франция.
Фирма Кристалье де Пантен. Декоративный колокол.
Двухслойное стекло, травление, люстр.
Конец XIX — начало XX века. Франция.
Еще три произведения коллекции имеют надпись «de Vez» — псевдоним французского художника Камиля Тутре Де Варро, и выполнены на фабрике Кристалье де Пантен. Это две парные настенные вазочки и декоративный колокол. Вазочки выполнены из трехслойного стекла в технике травления с изображением романтического пейзажа: одна — в сине-зеленых и голубых тонах; другая — в красно-бордовых и темно-зеленых. Вазочки имеют бронзовую монтировку для крепления на стену. По технике исполнения и характеру передачи пейзажа эти произведения очень близки изделиям фирмы Галле. Колокол, выполненный из двухслойного стекла, с декорацией также в технике травления (изображение крупных малиновых хризантем на желто-розовом фоне), отличается ярким металлическим блеском. Этот необычный для такого рода произведений эффект получен за счет нанесения на внутреннюю поверхность произведения тонкого слоя золотисто-оранжевого люстра.
Фирма «Валь-Сен-Ламбер». Три стопки.
Двухслойное стекло, резьба. Начало XX века. Бельгия.
Художественная школа Нанси оказала большое влияние на ряд европейских фирм, в частности, в Богемии и Бельгии. В последней ведущей фирмой по производству стекла была «Val-St-Lambert», основанная еще в 1826 году. Этот огромный концерн насчитывал в 1894 году 4500 рабочих и выпускал художественную продукцию всех видов. Впервые стекло в стиле art nouveau было представлено фирмой в 1897 году на Всемирной брюссельской ярмарке. Наибольший успех ей принесла серия ваз с абстрактным декором, созданным бельгийским архитектором-дизайнером Анри Ван де Вельде.
В музейной коллекции есть три небольшие стопки двухслойного стекла, бесцветного и фиолетового, выполненные на фабрике «Val-St-Lambert». На матовом бесцветном фоне рельефное в технике резьбы изображение ландышей фиолетового цвета от густого, насыщенного, до совсем светлого тона. На основании выгравировано название фирмы. Как и ранее описанные, эти произведения несут на себе бесспорное влияние Э. Галле.
Существовало еще одно большое направление в стиле art nouveau, получившее название «Favrille glass» — пламенеющее стекло, или стекло с металлической иризацией. Новатором в этой области развития художественного стеклоделия стал американский художник Льюис-Комфорт Тиффани (1848—1933), чьи работы впервые были показаны в Европе в конце XIX века и получили не менее широкое признание, чем на родине. Л.-К-Тиффани начинал свою творческую деятельность как художник-живописец. Затем увлекшись декоративным искусством, он полностью посвятил себя стеклу и в 1893 году основал собственную фирму «Corona, Long Island». Стекло Тиффани с самого начала имело чрезвычайный успех, которому отчасти способствовал и тот факт, что оно появилось на фоне заполнившего США прессованного стекла и хрусталя с глубокой традиционной резьбой. Опытам Тиффани над стеклом с иризацией предшествовала успешная работа в области производства витражей и картин, выполненных из мелких стеклянных кусочков. Значительный успех имели также разнообразные настольные лампы, абажуры которых были сделаны наподобие витражей. Экспериментируя с различными окислами металлов, художник разработал необычайно широкий спектр цветов с градацией, насчитывающей до 5000 оттенков. Наибольшую же известность, тем не менее, принесло ему стекло с иризацией. Этот технический прием заключался в окуривании горячей массы стеклянного изделия парами солей некоторых металлов (хлористого олова, хлористого бария и т. д.), в результате чего поверхность предмета покрывалась тонкой радужной пленкой, напоминающей перламутр. Получаемый при этом цвет зависел от толщины и плотности наносимого слоя, состава смеси, самого технологического процесса и, наконец, особенностей поверхности произведения. Впервые Л.-К. Тиффани показал свою коллекцию «Favrille glass» на выставке в Чикаго в 1893 году.
Яркие, переливающиеся разными цветами изделия с абстрактными рисунками, напоминающими то песчаные дюны, то фантастические цветы или узор павлиньих перьев («павлиний узор»), как бы «вырастающий» из основания необычных по форме ваз, сразу принесли Тиффани широкую популярность и огромный коммерческий успех. Художник отрицательно относился к декорации стекла резьбой и нанесению рисунка на остывшее изделие, считая, что художественное стекло должно рождаться непосредственно в процессе работы с ним в печи. Не случайно в лучших работах Тиффани воплотился новый принцип — живопись цветным стеклом. Полученная еще при работе с витражами широкая палитра цветов позволяла художнику добиваться необычайно разнообразных оттенков — от легких, пастельных тонов до самых ярких, фосфорических, положенных плотным густым слоем и создающих эффект горения цвета. Отсюда и название стекла Тиффани — «пламенеющее». Получение этого эффекта стало возможным благодаря применению селена в качестве основного красителя. Селен в сочетании с кадмием и серой окрашивает стекло в яркие, «полыхающие» тона от лимонно-желтого до темно-рубинового. Особенную популярность получили оранжево-красные оттенки, использование которых ранее было невозможно.
Введение цветного декора в структуру материала в сочетании с эффектом иризации составляет основу декорации произведений Тиффани. В немалой степени этому способствует и форма сосудов, напоминающих тянущиеся кверху раскрывшиеся и полураскрывшиеся бутоны на длинных хрупких ножках-стеблях. Форма и декор, словно вырастающий из самих ваз, сливаются в удивительной гармонии, образуя единый художественный образ, как нельзя лучше соответствующий сущности модерна.
Тиффани работал также и в других техниках, получивших, однако, меньшую известность. Он выпускал стекло, имитирующее камни, подражающее античным образцам. Особый самостоятельный раздел его творчества занимали вазы-прессы, выполненные с использованием миллефиори. Как правило, все произведения Л.-К. Тиффани подписные. На вещах, имеющихся в собрании музея, это гравированная надпись в нескольких вариантах написания.
Стекло Тиффани с самого начала имело много подражателей, причем не только в Америке, но и в Европе, особенно в Германии. Наибольшую же известность получила австрийская фирма Лётц (Lotz). Интересно отметить, что раннее стекло с иризацией, выпускавшееся этой фирмой, так и называлось «glaser a la Tiffany». Компания была основана в 1840 году Йоханом Лётцем в местечке Клаштерскнй Млин, близ Рейштейна. После его смерти стекловарня перешла к его вдове и на протяжении всего дальнейшего существования была известна как «стекловарня вдовы Йохана Лётца» (Johan Lotz Witwe). В период своего наивысшего успеха, совпавший с расцветом стиля модерн (1890—1914), фирма принадлежала ее внуку Максу Лётцу, известному под именем рыцаря Шпауна (вплоть до его смерти в 1909 году).
Фирма Лётц. Вазочки. Цветное стекло, иризация, гравировка, роспись эмалями.
Конец XIX — начало XX века. Австрия.
Фирма Лётц. Ваза. Цветное стекло, иризация.
1900. Австрия.
Фирма Лётц. Ваза. Цветное стекло, иризация, бронза, литье.
Конец XIX — начало XX века. Австрия.
Стекло с иризацией фирма стала выпускать в конце 1880-х годов. Главное отличие Лётца от Тиффани состояло в том, что фирма Лётц производила продукцию на самый широкий рынок, делая ее доступной для каждого покупателя. Высокое техническое мастерство и качество выпускаемых изделий позволили фирме в середине 1890-х годов получить два патента на изготовление стекла с процессом иризации. Очень быстро произведения Лётца завоевали широкую популярность и были отмечены на ряде международных выставок, в частности, Чикагской — в 1893 году и Парижской — в 1900-м.
«Оттолкнувшись» от творчества Л.-К. Тиффани, стекольный завод Лётца уже к концу XIX века вступил на самостоятельный путь развития. Было выработано несколько оригинальных, выразительных способов декорации в стиле модерн, специфических форм и цветовых сочетаний, благодаря чему для продукции фирмы в целом были характерны некоторые общие признаки, позволяющие нам и сегодня безошибочно отличать изделия этого завода. Как никакое другое европейское предприятие, фабрика Лётца достигла необычайного мастерства в создании с помощью стекловолокна на поверхности сосудов динамичных геометрических мотивов в стиле модерн.
В собрании музея находится несколько предметов, декорированных в подобной технике. Примером может служить изящная вазочка темно-фиолетового стекла с трехлепестковым, немного вогнутым верхним краем. Вся ее поверхность «оплетена» рельефной паутиной из нитей голубоватого стекла с позолотой. Вариации орнамента, выполненного с помощью стекловолокна, его цветовые решения необычайно разнообразны и практически не повторяются, как и почти все изделия фирмы Лётц вообще. Хотя завод, по существу, выпускал серийную массовую продукцию, число образцов было огромно, а ручной способ производства позволял комбинировать формы и варианты декора, а также расцветки стекла и радужных структур. Лётцу удалось экспериментальным путем достичь необычайно благородной окраски стекла с иризацией. В лучших произведениях фирмы достигаются изысканнейшие цветовые сочетания насыщенных глубоких голубых и зеленых тонов, усиленных «серебряной» и «золотой» иризацией. Коллекция музея включает довольно много разнообразных по форме ваз, декорированных как этим способом, так и иризацией в сочетании с другими приемами: кракле, травление, роспись эмалями, позолота и т. д. Особый интерес представляет подписная ваза двухслойного стекла (золотистоопалового и бесцветного), простой геометрической формы и плавных очертаний. По всей поверхности она декорирована «сполохами» зелено-голубого орнамента, выполненного методом иризации. Аналогичная ваза опубликована в журнале «Glass Review» № 4 за 1985 г., с. 9. Она происходит из собрания музея Западной Богемии в Плзене и отличается структурой и тональностью геометрического декора. Рядом с вазой напечатана фотография из архива — эскиз вазы — и приведены данные о ней, из которых видно, что она выпускалась заводом серийно (ее производственный № 437, а девиз «Phanomen type. GRE. 202»). Ваза датирована 1900 годом.
Многие изделия изготовлялись в металлическом обрамлении. При этом в большинстве случаев оправа придавала предмету совершенно иной силуэт, фокусировала взгляд зрителя на нем и не просто завершала произведение, а составляла с ним неделимое целое, будучи частью единого образного решения. Примером может служить ваза (одна из нескольких имеющихся в собрании) в форме чаши зеленого стекла с рельефной иризацией в сочетании с декором в технике кракле, имеющая сложную бронзовую оправу из цветков и стилизованных стеблей и бутонов. Помимо стекла с иризацией, прославившего фирму, выпускались изделия, оформленные с применением других технических приемов: резьбы, шлифовки, гравировки, росписи и т. д. Кроме заводов, специализировавшихся на выпуске продукции в духе изделий фирм Галле и Тиффани, многие европейские фабрики сохранили традицию живописной декорации произведений из бесцветного стекла. В частности, в Германии особенно модным считалось сочетание в росписи черного и серого цветов с контрастными яркими, в том, числе и с золотом.
В меньшей степени было распространено бесцветное стекло с матовой гравировкой. Как правило, это бытовые изделия простых геометрических форм (сахарницы, конфетницы, вазы для цветов, чайницы) с растительным декором в стиле модерн, оправленные в строгие изысканные обрамления из простого или посеребренного металла. И та, и другая техники достаточно широко применялись в серийном и массовом производстве.
Значительную часть продукции многих немецких и австрийских стекольных заводов составляла посуда для питья (рюмки, бокалы и т. д.), выпускавшаяся в очень широком ассортименте. Наибольшую известность в период расцвета art nouveau получила фирма Rheinische Glashtitten в Koln Ehrenfeld. Для нее характерны изделия, достаточно традиционные по форме, из тонкого прозрачного бледно-зеленого (реже бесцветного) стекла с накладным декором более интенсивного зеленого тона или другого цвета (винно-красного, изумрудно-голубого, медово-желтого). Как правило, накладной декор выполнен в виде изысканных очертаний лепестков цветка, тактично «обнимающих» тулово бокала от его основания или как бы вырастающих из стебля-ножки.
Авантюриновое стекло — стекло с «золотым» эффектом, достигаемым за счет включения в стеклянную массу закиси меди и окалины. Во время плавки происходит выпадение на поверхность изделий золотисто-желтых блестящих кристаллов меди. Достаточной популярностью пользовалось авантюриновое стекло, нередко дополнявшееся росписью золотом, а также прозрачное стекло с введением в его массу распыленной золотой или серебряной фольги, цветной стеклянной крошки. Последней нередко украшали матовую поверхность толстостенных вазочек двух-, трехслойного стекла, добиваясь необычных фактурных эффектов. Особенно популярны такие изделия были в Италии, где они, начиная с 1880-х годов, выпускались главным образом фирмой «Сальвиати и компания» (Salviati & Со).
Фирма «Сальвиати и компания». Ваза.
Авантюриновое стекло, роспись золотом.
Начало XX века. Италия.
Значительное место в искусстве художественного стекла стиля модерн занимает Рене Лалик (1860—1945), чье творчество достигает своего расцвета уже в 10—20-е годы нашего столетия. Этот художник сумел добиться коммерческого успеха, равного которому не достигал ни один из его предшественников и современников. Р. Лалик начинал свой творческий путь как ювелир. Отличительной чертой создаваемых им изделий было соединение в одном произведении драгоценных и недрагоценных материалов, их сопоставление, построенное на контрасте. Вероятнее всего, что именно использование стекловидных масс и резного стекла в процессе изготовления ювелирных изделий обратило внимание художника на стекло как самостоятельный материал для творчества и направило его первые эксперименты. В 1902 году Р. Лалик основывает собственную небольшую стекольную мастерскую, в которой экспериментирует над созданием скульптурных стеклянных ваз в технике, получившей название «cire-perdue» (дословно — тающий воск), близкой моллированию. Моллирование — от франц. moller — размягчаться, плавиться, течь. Способ изготовления художественных изделий из стекла (чаще всего скульптуры), заключающийся в отливке из расплавленного стекла в специальных керамических формах, сделанных по восковым моделям.
При этом способе форма и восковая модель для нее в процессе обжига утрачивались, что делало каждое произведение уникальным. Изделий Р. Лалика этого периода сохранилось крайне мало, и они чрезвычайно ценятся специалистами и собирателями. В 1907 году художник получил патент на проектирование декоративных стеклянных флаконов для парфюмерной фирмы Rene Coty. Его первые эскизы осуществлялись фирмой Legras & Cil., но с 1909 года он открыл собственное производство и приступил к серийному выпуску продукции. Флаконы Р. Лалика — это образцы законченной стекольной пластики, ювелирно отточенной и доведенной до совершенства. В собрании музея находится несколько подобных предметов: флаконы для духов и пудреницы. Все они выполнены из бесцветного матового стекла с подкраской серого, голубого, черного и коричневого тонов; изысканны по форме и украшены рельефным декором в стиле модерн.
К началу первой мировой войны интерес художника к производству ювелирных изделий иссякает, и постепенно в его творчестве развивается новое направление, которое окончательно утверждается в 1918 году, когда он приобретает большую фабрику. После довольно длительной карьеры художника-ювелира, создающего уникальные произведения для избранных покупателей, Р. Лалик развертывает производство серийной продукции, рассчитанной на широкий, но все же достаточно респектабельный рынок. При этом он ставит перед собой сложную задачу: реализовать на достаточно хорошем художественном уровне эскизы непосредственно в произведениях, рассчитанных на серийный выпуск. Этот замысел художником был успешно осуществлен, и его продукция пользовалась огромным успехом на протяжении всех 1920-х годов. Создавая свои произведения, Р. Лалик использовал прием выдувания изделий в форму. При этом он в совершенстве овладел техникой высокого рельефа с тщательной проработкой всех деталей изображения. Фабрика Р. Лалика выпускала стекло нескольких типов. Наиболее всего для нее характерны изделия из бесцветного, опалово-молочного или бледно-голубого стекла, в которых по контрасту сочетаются прозрачные и матовые плоскости, выявляющие и подчеркивающие рельефный рисунок. Другим распространенным видом продукции фирмы были предметы из стекла различных ярких интенсивных окрасок — голубой, янтарной, красной, изумрудно-зеленой, реже черной.
Среди сюжетов, наряду с цветочнорастительным орнаментом, воспроизведением насекомых и прочее, одно из главных мест занимает мотив женской фигуры, изображаемой им с изощренным изяществом. В отличие от других художников стекла стиля модерн, в чьем творчестве культ женщины практически не получил широкого распространения, Р. Лалик постоянно возвращается к этой теме, создавая мифологические и сказочные существа, обобщенные образы женской красоты в духе модерна.
В собрании музея есть несколько предметов, отражающих оба направления в творчестве художника. Примером могут служить два произведения, недавно пополнившие музейный фонд. Ваза шаровидной формы бесцветного матового стекла с подкраской желтого тона, декорированная пересекающимися прозрачными бесцветными дуговидными ребрами и рельефными стилизованными цветами, матовыми, желтого цвета; графин также бесцветного матового стекла, с ребристым туловом, украшенным рельефными изображениями русалок, плавающих в струях воды, извергаемых лягушками, чьи головки «опоясывают» горло графина. Оба произведения необычайно органичны по форме и декоративному оформлению и достаточно характеризуют творчество мастера.
В собрании музея представлено также русское стекло эпохи модерн. Анализ произведений, находящихся в коллекции, позволяет сделать вывод, что, несмотря на подражательный в целом характер, оно развивалось в нескольких направлениях. Во-первых, следует выделить прекрасные изделия, выпускавшиеся на Императорском стекольном и фарфоровом заводе в Петербурге (И.С.З.).
Императорский стекольный завод. Ваза.
Трехслойное стекло, резьба. 1901. Россия.
Это вазы цветного многослойного стекла, многие из которых, в отличие от продукции большинства европейских фирм, отличают крупные размеры и усложненная форма, нередко выполненная в русле старых традиций. Вместо техники травления русские мастера применяли метод механического снятия слоев стекла с помощью резца, в результате чего основной «фоновый» слой имеет своеобразную фактурную поверхность, а декор выделяется очень четко и рельефно, наподобие камеи. Все эти изделия носят единичный характер и отличаются исключительно высоким мастерством исполнения, вниманием к мельчайшим деталям декорации, что резко выделяет их из основной массы продукции этого периода. Примером может служить ваза трехслойного стекла (бесцветного, красного, темно-вишневого) в форме чаши на высокой фигурной ножке, заканчивающейся коническим основанием. Ваза декорирована крупными рельефными цветами на длинных стеблях, плавно оплетающих ее тулово снизу и до верха. Основной фон бесцветный, прозрачный, с ярко выраженной фактурной поверхностью, образованной удалением верхних слоев стекла тонким резцом. Рельефный декор, благодаря тому, что слои стекла снимались тонкими срезами на разной глубине, включает богатую гамму полутонов от почти розового до насыщенного темно-вишневого. На дне — гравированная марка «Н—II» и дата «1901». Полутоновая окраска — это появившееся именно в рамках модерна и совершенно новое в эстетике стекла явление, позволяющее через цветовую гамму передать сложные оттенки чувств, картины уходящего лета или серой осени и т. д. Так, еще на одной вазе из собрания музея живописный эффект в передаче пейзажа на фоне догорающей зари достигается применением лишь одного фиолетового наклада по бесцветному фону, снятого на разных уровнях. Благодаря сочетанию светлых и темных полутонов, нюансов прозрачности и заглушенности материала передается ощущение сумерек. На переднем плане, как обрамление к пейзажу, представлены крупные деревья насыщенного фиолетового цвета, выполненные в мягком плоском рельефе. От них как бы уходят в бесконечную даль лишь слегка намеченные линии горизонта, с силуэтами крошечных избушек, словно покрытых легкой дымкой, образованной заматированной поверхностью стекла блеклых фиолетовых тонов. Эта ваза эффектно смотрится на просвет или с дополнительной подсветкой.
Особый интерес представляют изделия бесцветного стекла с глубоким резным или гравированным рисунком, так как И.С.З. был одним из немногих предприятий, на которых выпускались подобные произведения, несмотря на повсеместное увлечение цветными стеклами и яркими декоративными эффектами. В фондах музея находится уникальная ваза такого типа. Прежде всего она выделяется своими размерами (высота 139 см). Ваза бесцветного хрусталя имеет форму узкого вытянутого цилиндра, плавно переходящего в нижней части в широкое округлое основание. Тулово декорировано выполненным с большим мастерством гравированным матовым рисунком, состоящим из цветов и узорчатых листьев на длинных стеблях, обвивающих вазу снизу доверху. На дне — гравированная марка «Н—II» и дата «1901». Как правило, все вазы И.С.З. описанного характера имеют на дне резные марку и дату, что в значительной степени увеличивает их ценность для музейных собраний.
Гусевский хрустальный завод. Ваза.
Многослойное стекло, травление. Начало XX века. Россия.
Гусевский хрустальный завод. Ваза.
Многослойное стекло, травление. Начало XX века. Россия.
Специального упоминания заслуживают изделия частных русских заводов, прежде всего Гусевского хрустального завода. На этом предприятии выпускались вазы многослойного стекла, декорированные в технике глубокого травления, явно подражающие продукции фирмы Э. Галле. Особенно привлекательны большие вазы с изображением самых разнообразных лирических пейзажей, переданных с необычной поэтичностью, изысканных по цвету, совершенных по технике исполнения. В музейной коллекции находятся две вазы, одинаковые по форме (цилиндрические, слегка расширяющиеся к основанию и верхнему краю) и декорации: изображение пейзажа с водоемом и парусниками на фоне далеких гор, просматривающихся сквозь стволы и ветви деревьев и прибрежную траву. Оба произведения выполнены с большим техническим мастерством: переданы облака, плавно плывущие по небу, отражение лодок с парусами в воде, тонкие прожилки на прибрежной траве и т. д. Будучи одинаковыми, вазы воспринимаются совершенно по-разному благодаря различному цветовому решению, создающему в каждом случае свою эмоциональную окраску. Еще одна ваза строгой конической формы украшена изображением сурового горного пейзажа. Влияние Э. Галле в этих произведениях бесспорно. Желание походить на европейское стекло привело даже к тому, что на наиболее значительных вещах, в том числе на описанных вазах, делалась рельефная надпись «Ю.С. Нечаева-Мальцева наследники», стилизованная под подписи фирмы Э. Галле.
Кроме ваз многослойного стекла, на этом заводе, равно как и на Дятьковском и некоторых других частных предприятиях, выпускались в довольно большом количестве разнообразные изделия (вазочки, сахарницы, пепельницы, чайницы и т. п.) с иризованной поверхностью, а также с геометрическим абстрактным узором из рельефных нитей, исполненных с применением стекловолокна под явным влиянием фирмы Лётц. Предметов такого рода, представляющих серийную и массовую продукцию русских частных заводов, в собрании музея довольно много.
Еще одним направлением в развитии русского модерна было создание довольно больших по размеру ваз из хрусталя, декорированных в технике алмазной грани, — в прекрасных обрамлениях из серебра в стиле модерн. Как правило, такие оправы изготовлялись фирмами Фаберже, Лорие и Хлебникова. Несмотря на традиционный в большинстве случаев характер огранки самих ваз, эти произведения, декоративный эффект которых построен на сочетании высококачественного сверкающего хрусталя и благородного белого металла, демонстрируют прекрасную работу русских мастеров и свидетельствуют об их достаточно высоком художественном вкусе и своем понимании и воплощении в жизнь стиля модерн.