Смирнов В.А. Яга и земляничка. Сказочка в стихах. Рисунки Б.В. Зворыкина.
Москва, Т-во И.Д. Сытина, 1916. 12 с. с ил. Цена 1 руб. В цв. издательской литографированной обложке. 27,5х21 см. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. Достаточно редка!
Ещё в юности художник Борис Зворыкин увлёкся "русской темой", наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Елизаветы Бём и Сергея Малютина. Любовь к русской старине – истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона. В 1903 году в московском издательстве "Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона" вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка "Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области детской книги. Стилистически эта работа перекликается с "Василисой Прекрасной" в оформлении Билибина, изданной годом ранее в Санкт-Петербурге "Экспедицией заготовления государственных бумаг" и справедливо считающейся одним из высших билибинских достижений в этом жанре. Сфера детской книги не заняла прочного места в творчестве Бориса Зворыкина и, в отличие от Билибина, чьи достижения здесь в 1900-е годы были весьма впечатляющими, он лишь эпизодически обращался к иллюстрированию сказок. Творческие траектории этих двух художников (которые, впрочем, едва ли были близко знакомы друг с другом) на некоторое время разошлись. Основной областью приложения сил Зворыкина в эти годы стала прикладная графика, а также оформление историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных книг, настенных и настольных календарей. В числе оформленных им книг можно назвать следующие: "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси" (СПб., 1909; издание выпущено Санкт-Петербургской епархией), "Крепостничество и воля" (как значится на титуле – "роскошно иллюстрированное юбилейное издание в память 50-летия освобождения крестьянства", М., 1911), "В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года" (Стокгольм, 1912), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (М., 1912), памятная книга "Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин: 1872-1901" (М., 1912), подарочные издания "Летописный и лицевой изборник Дома Романовых" (М., 1913) и "Москва" (М., 1914). Книжные работы художника экспонировались на выставке "Искусство в книге и плакате", состоявшейся в Санкт-Петербурге зимой 1911/1912 года. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. Получил он известность и как художник открытых писем, выполнив акварелью серии открыток на темы "Смутное время", "Нашествие Наполеона 1812 года", "Русские дети", "Русские былины", "Охота", а с 1914 года – на патриотические темы, воодушевлявшие граждан воюющей державы. Последовательный приверженец и творец "русского стиля", Зворыкин был высоко оценен членами императорской фамилии, имевшей особое расположение к национальным художественным образам и формам. Он нередко привлекался для выполнения заказов Императорского двора – известны, например, исполненные им меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 годах художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Им был исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 году роскошному альбому "Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровекого Чудотворца". Феодоровский собор был разорен большевиками после 1917 года, а затем сильно пострадал в Великую Отечественную войну (здание его было восстановлено в 1993 году). Симферопольский же собор был взорван в 1927 году, и только недавно начались работы по его восстановлению на прежнем месте. В марте 1915 года Зворыкин наряду с другими художниками (в их числе были Иван Билибин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Михаил Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями стал учредителем "Общества возрождения художественной Руси". Представители общества ездили по России, изучали фольклор и внедряли его элементы в современное искусство. В Москве штаб-квартирой общества было Абрамцево - загородная усадьба промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Намеченную обширную программу общества не удалось осуществить из-за революции; его последнее общее собрание состоялось за неделю до отречения императора Николая II от престола. Борис Зворыкин дружил с семьей А.Н. и В.Н. Абрикосовых, а Абрикосов С.Н. был его близким другом. Любимой тематикой для Б.В. Зворыкина были сказки А.С Пушкина. К ним он возвращался вновь и вновь.