Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 388 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Вып. А (единственный): Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Москва: издание Феодоровского государева собора, Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916. 101, [1] с. с ил. В издательском парчовом переплете. 38,2х31,2 см. Первые четыре листа книги ил. с императорской символикой – хромолитографии с золотом по рис. Б. Зворыкина. Орнаментация, буквицы, заставки и виньетки выполнены в технике цинкографии Б. Зворыкиным. Иллюстрации, портреты в тексте исполнены в техниках гелиогравюры и автотипии. Текст набран старославянским шрифтом; каждая страница текста в декоративной рамке. Издание отпечатано на бумаге верже. Художественную часть альбома редактировал профессор живописи, замечательный русский художник В.М. Васнецов. Издание, отпечатанное по указанию императора Николая II, рассылавшееся в качестве рождественского подарка от имени императорской четы. 1-й лист-подносной: «Книга сия жалована их Императорскими Величествами в лето 1916 месяца декабря в 25 день полковнику Барону Александру Николаевичу Гревениц – литографским способом. 2-й лист – рукой Императрицы Александры Федоровны черными чернилами: «С Христовым Праздником». Ниже роспись Николая II: «Николай», ниже – Императрицы: «Александра. 23-го Декабря 1916 г.2». 3-й лист набран славянской вязью и отпечатан золотом: «Книга сия напечатана с соизволения Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича». Роскошный подносной экземпляр!

Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. На передней крышке тиснением золотом: герб, тиснением красной краской - название издания:

Небезынтересно отметиь такой факт, что «Феодоровский», (как он правильно назывался), собор был назван в честь покровительницы Русской государственности - Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была явлена  в XII веке в городе Гороце на Волге, именуемым в народе Малый Китеж, с которым связано предание о бывшем не так далеко от Городца на берегу озера Светлояра Большом Китеже, ставшем невидимым - символе Исконной Руси и о деве Февронии - носительнице Исконных знаний. Икона была помещена в храм святого Феодора Стратилата, поэтому названа Феодоровской, т.е. «Богодарственной». Святой Феодор Стратилат, в переводе с греческого означавший «Богодарованный Вождь», особо почитался при Андрее Боголюбском и Александре Невском, как покровитель княжеской власти. Он изображался на княжеской печати, как всадник - змееборец. Более позднее его изображение на клейме иконы датируется 1540-ми годами. И уже позднее, посе переноса столицы в Москву, образ Феодора Стратилата - всадника, поражающего копьем дракона, был заменен образом Георгия Победоносца и стал символом города Москвы, изображающемся на её гербе. Каким образом произошло такое переименование - тут, как говорится, «история умалчивает». Сам же изобразительный сюжет восходит к древней легенде. Суть её такова:

«В Каппадонии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог посылает на город дракона-змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона царь посоветовал жителям давать в пищу змию каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя, но по помышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Святой Георгий,  осенив себя крестным знамением, призвав Господа со словами "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" устремился на коне своём на змия и ударил его в гортань, поразил его и прижал к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Святой Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли христианство».

В этой легенде - источник образа Георгия Победоносца - символа победы добра над злом, воплощением которого являлся змей, символа непокоренного города -  крепости, символа - победителя. И этот символ очень часто изображается Б.В. Зворыкиным в самых различных вариациях.

Феодоровский Государев собор был возведен в 1909–1912 гг. по инициативе Д.Н. Ломана и при самом непосредственном участии императорской семьи. Одновременно со строительством церкви возникла идея о создании альбома. Он вышел из печати в 1915 г. и замышлялся как первая часть предполагаемого двухтомного издания. На титульном листе его значится: «Выпуск А. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца». Вторая часть издания должна была содержать описание Верхнего храма во имя иконы Феодоровской Божией Матери, но из-за событий Первой мировой войны вторая часть книги так и не вышла в свет. Авторы книги, как это часто встречается в церковных изданиях, не указаны. Издание заведомо предназначалось для подношений, поэтому было исполнено на высочайшем уровне (с репродукциями превосходного качества) и вышло очень небольшим тиражом. По мнению современников, эта работа представляла собой «одно из лучших графических произведений на книжном рынке». А современные антиквары характеризуют художественное оформление этого издания как «феноменальное» наряду с «Византийскими эмалями» Н. Кондакова и «Царской охотой» Н. Кутепова. Эта уникальная книга является не только произведением книгопечатного искусства, но и содержит редкие документальные свидетельства истории строительства и оригинального убранства храма, сыгравшие неоценимую роль при восстановлении и реставрации Феодоровского Государева собора.



Феодоровский Государев собор — православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых. С ней они взошли на престол в далеком 1613 году.  Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи.  Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение:  "Становясь па службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...  Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря". Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи. Еще надо отметить, что создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года. Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А. Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н. Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы. Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки. Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. По воспоминанию современника строительства Ю. Ломана «Царь христосовался с солдатами и к великому неудовольствию придворного духовенства молился не в придворной церкви Екатерининского дворца, а среди солдат в полковом храме, получившем наименование государева собора». В соборе было два притвора, один из которых - нижний или «Пещерный храм», должен был стать исповедальней царя.  По первоначальному проекту В.А. Покровского «Пещерного храма» в Федоровском соборе не предполагалось, а занимаемое им место предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Пещерным же он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный уже построенным фундаментом. Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны. Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан. В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитаром в 1916-1917 годах.  После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году.  Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу. Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть. Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?