На память о Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г. Елиз. Бем.
СПб., картографическое заведение А. Ильина, 1896. 12 отдельных листов-хромолитографий с акварелей, исполненных в 1896 году к Всероссийской Нижегородской выставке – крупному событию в жизни России. В издательской коленкоровой папке с шелковыми завязками и золотым тиснением, узорные форзацы. 25,7х13,5 см. В полном комплекте - большая редкость!
Бём, Елизавета Меркурьевна (1843-1914) самобытная художница рубежа XIX-XX вв. Основу её творчества составляет детская тема, исполненная в «русском стиле». Его еще называют «русским модерном». Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и заслуженные награды. Поклонниками её творчества были коллекционеры П. Третьяков, И. Цветков, русские императоры Александр III и Николай II, пополнявшие свои собрания её произведениями. Помимо работы с хромолитографией наибольшую славу художнице принёс и силуэт. Эту оригинальную в то время графическую технику Бём использовала для иллюстраций детских журналов «Игрушечка» и «Малютка». Детскими силуэтами украшала рисовальщица народные сказки, произведения русских писателей, многие из которых стали библиографической редкостью именно благодаря её иллюстрациям, как, например, крыловские басни и тургеневская «Муму».
Используя технику литографического силуэта, Елизавета Бём издавала небольшими тиражами иллюстрированные детские книги. За период, с 1875 по 1914 годы, вышло в свет 17 альбомов с трогательными детскими сценками, причем некоторые альбомы так и не были изданы: Русский месяцеслов, Пасхальный альбом, Цветы и др. Мир детей был главной, если не единственной темой произведений одаренной рисовальщицы. По свидетельству С. Лаврентьевой, приятельницы и первого биографа Бём, художница основательно готовилась к летним поездкам в свое родовое имение, закупая множество подарков для крестьянских детей. В деревне «...барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали...». Эти наброски служили потом основой для бесчисленных акварелей, литографий, книжных иллюстраций, открыток. Специфика подхода художницы к русской теме особенно наглядно проявилась в «Азбуке», предназначавшейся не для обучения грамоте, а для знакомства с бытом, материальной культурой, эстетикой допетровской Руси. На страницах этой книги дети, одетые в старинные костюмы, наглядно демонстрируют смысл непонятных слов, их фигуры включаются в единую композицию с образцами архаичной каллиграфии, с изображениями предметов утвари, животных. Акварели Бём остроумно скомпонованы, красивы по цвету, импонируют разнообразием и тонкостью тональных переходов. И в то же время искушенного зрителя не покидает ощущение, что в рисунки «переложено сахара». Стилистику, в которой работала художница, часто называют сентиментальным реализмом. Поверхностный взгляд «доброй барыни» фиксировал лишь внешние черты маленьких натурщиков, расчетливо отбирал лишь те детали, которые способны вызвать у чувствительного зрителя слезу умиления. Тема русской старины чаще всего сводилась к игривому маскараду, к переодеванию современных крестьянских ребят в наряды других эпох.
Еще проще решалась сложнейшая проблема пластической передачи особенностей детской психологии. Та простодушно-восторженная характеристика творчества Бём, с которой начинает свой очерк С. Лаврентьева, очень точно описывает не только типичный для художницы круг образов, но и тот эмоциональный эффект, на который было рассчитано большинство ее произведений: «Кто из нас не знаком с вышедшими из-под ее кисти детишками, чисто-русского типа, с их розовыми личиками, русыми кудряшками, наивными глазками и широко улыбающимися или слегка надутыми губками?
Кто, встретив этих детишек, не залюбуется, а часто и приветливо улыбнется этим крошкам то в расшитых золотом боярских кафтанах, то в рваных зипунишках и простых рубашонках, то в виде ангелочков, осененных грациозно сложенными крыльями?» Сценки из жизни сусальных, ангелоподобных «крохотных людей» пользовались огромным спросом. Возможно, именно громкий успех у невзыскательной публики провоцировал Бём на бесконечные самоповторы, мешал ей критически взглянуть на свои работы и в конечном счете поставил все ее творчество на зыбкую грань между искусством и откровенным кичем. Это тем более обидно, если учесть, что речь идет о художнице высокоодаренной, в совершенстве владевшей техническими приемами графики. Частое обращение к силуэтному рисунку дисциплинировало Бём, помогало избавиться от налета патоки, почти всегда присутствовавшего в ее акварелях. Одной из лучших книг, оформленных художницей, справедливо считается «Народная сказка о репке», в которой каждый персонаж получает емкую графическую характеристику, действие развивается с кинематографической динамикой, ажурные силуэты цветов и трав подчеркивают весомость, монолитность фигур главных героев. В лучших своих работах Бём умела быть графиком не только манерно-слащавым, но и наблюдательным, ироничным, точным в отборе деталей. Часто ее рисунки вели связный и увлекательный рассказ без помощи текста, в лаконичном силуэте угадывалось настроение и даже выражение лица героя. Целый ряд бёмовских иллюстративных циклов представляет несомненный интерес как попытки, пусть и не всегда удачные, свести воедино повествовательное начало и декоративные принципы оформления книги.
Однако в гораздо большей степени в решении этой задачи преуспели иллюстраторы «Мира искусства». В детской книге «Пирог», изданной в 1880 году, из картинки в картинку рассказывается незатейливая история маленьких сладкоежек, самостоятельно пожелавших испечь кулинарный шедевр. Языком силуэта художница талантливо сумела передать эмоции: растерянность и огорчение малышей, уронивших к большой радости животных свой пирог. Этот альбом пользовался большой популярностью среди современников, представляя интерес как для детей, так и для взрослых. Одними из наиболее популярных произведений Елизаветы Бём стали изданные в 1881 году силуэты к «Народной сказке о репке». Иллюстрации к сказке, знакомой каждому с раннего детства, исполнены изящно, с тонким юмором. Альбом силуэтов «Из деревенских воспоминаний» (1882) носит автобиографический характер, о чем, в первую очередь, свидетельствует помещённый на обложку книги автопортрет рисовальщицы, делающей на пленэре наброски детей. Детский мир и сельская жизнь были очень близки Елизавете Меркурьевне. Уединяясь в родовом имении, где прошло её детство, художница, будучи уже матерью большого семейства, подолгу общалась с деревенскими детьми, наблюдала за их занятиями, радостями и горестями, делала эскизы для будущих силуэтов. Мастерски исполненные листы повествуют о занятия крестьянских детей: вот они собирают овощи в огороде, везут сено на телеге, кормят домашних животных и птиц, а вот так отдыхают, играют и купаются в реке.
Тонко чувствуя мир детей и природу, рисовальщица тщательно выписывала пером малейшие детали: гривы коней, травинки, соломинки, кудри детей, бабочек, птичек, а затем переносила рисунок на литографский камень. Деревенская жизнь, общение с простыми людьми сделало Бём, коренную жительницу Петербурга, прекрасным знатоком русского фольклора и народных мудростей. Эти знания нашли своё отражение в творчестве художницы. Восхищают листы из альбома «Пословицы в силуэтах», изданного в 1884 году. Каждую пословицу украшают забавные композиции из мира детей: малыши в окружении котят и щенков; девочка, собирающая со стола яблоки; мальчик в казацком костюме с игрушечными доспехами. Этими маленькими картинками, народными присказками и поговорками Бём старалась отдать дань уважения простому народу. Изображение русской старины, иллюстрации народных сказок и фольклора сделали Елизавету Бём одной из ярких представительниц русского стиля рубежа XIX-XX веков. Выпускаемые многотысячными тиражами в издательствах И. Лапина, «Ришар», Общины Святой Евгении знаменитые бёмовские открытые письма, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху модерна, расходились по всему миру. Главные персонажи акварелей на открытках - дети, наряженные в богатырские доспехи, в пышные боярские костюмы и русские сарафаны служат иллюстрацией к текстам поговорок, выписанных стилизованным древнерусским шрифтом. Незаурядный дар рисовальщицы, нашедшей своё призвание в графическом и декоративно-прикладном искусстве, был по достоинству оценён маститыми художниками её времени. И. Репин писал о её работах: «Её чёрненькие я люблю больше многих-многих беленьких», И. Крамской, учитель и друг Бём со времени её учёбы в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, признавал, что в искусстве силуэта ей не было равных. Критик В. Стасов так охарактеризовал её творчество: «Бём взяла на свою долю русский деревенский мир, в котором выражаются душа, чувства, мысли, характеры...». Отмечая талант художницы, многие её современники непременно говорили о её доброте и большой любви к детям. Её способность создавать для деревенских детей праздники, дарить самые лучшие подарки из сладостей, игрушек, украшений оплачивалась любовью её юных друзей, которые ласково называли её «тётя Бёмиха» и с радостью позировали ей. Как первозданная природа, так и чистота детской души были созвучны духу художницы. Искренне, с особой нежностью, теплотой созданные силуэты и акварели Бём привлекают внимание огромного круга любителей искусства, филокартистов и коллекционеров. Зритель, впервые встретившийся с творчеством замечательной художницы, оценит, полюбит и надолго запомнит милые детские образы, созданные Елизаветой Бём.
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Канавино, где сейчас расположен «Парк им. 1-го мая». В организации этой выставки принимали участие известные предприниматели: С.Т. Морозов был председателем ярмарочного комитета, С.И. Мамонтов заведовал одним из павильонов. Художественным отделом (XVII) заведовал академик Альберт Николаевич Бенуа, который и работал с представителями искусства. Участниками выставки были отечественные предприниматели, и прежде всего подчеркивалось российское происхождение представленных товаров. Снижение оборотов Нижегородской ярмарки, которая проводилась ежегодно, вызывало серьёзную озабоченность русского правительства. С не меньшей тревогой воспринималось и постепенное вытеснение отечественных хлебопроизводителей с традиционных европейских рынков. В то же время Нижний Новгород оставался «хлебной столицей» России, крупным торговым центром. Назрела необходимость организации специальных мероприятий, которые не только могли бы возродить интерес к «русскому хлебу» за границей, но и способствовали бы появлению новых товаров, внедрению новых технологий, освоению новых рынков.
Первая в мире гиперболоидная конструкция —
башня В.Г. Шухова на Всероссийской выставке
в Нижнем Новгороде,
фотография А. О. Карелина, 1896
Организация всероссийских выставок в России была одним из звеньев в ряду протекционистских мероприятий, с помощью которых царское правительство пыталось обеспечить рост отечественной промышленности и торговли. В дореформенное время таких выставок состоялось двенадцать (в 1829, 1831, 1833, 1835, 1839, 1841,1843, 1845, 1849, 1853, 1857, 1861 гг.). С отменой крепостного права, в условиях быстрого развития капитализма в стране, выставки организуются, хотя и реже, но с большим размахом (1865, 1870, 1882, 1896 гг.) Нижний Новгород был четвертым в России городом, которому выпала честь представлять всероссийские выставки после Москвы, С.-Петербурга и Варшавы. Выбор Нижнего Новгорода для новой выставки был не случаен. Расположенный в промышленном центре страны, на пересечении торговых путей с его знаменитой не только в России, но и во всём мире ярмаркой, Нижний Новгород, благодаря большому притоку населения, как нельзя лучше мог способствовать ознакомлению с новыми усовершенствованиями и способами производства и затем разнести полезные сведения по всей земли русской Инициатива проведения выставки в Нижнем Новгороде исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству Высочайшей воли императора Александра III об открытии летом 1896 г. выставки 13 августа 1893 г. в город прибыл министр финансов С.Ю. Витте, а в октябре 1893 года правительством было утверждено Положение о выставке и учреждена для заведования ее устройством Особая комиссия. Председателем этой комиссии был назначен сам министр финансов С.Ю. Витте, генеральным комиссаром выставки - член совета министерства финансов - В.И. Тимирязев. Для непосредственного руководства организацией устройства выставки был учрежден Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н.М. Баранова. На выставку ассигновалось казной 3 млн. руб. и 1 млн. руб. - на благоустройство города. Предлагалось восемь мест расположения выставки.
Первый русский автомобиль
Выбран был пустырь за Кунавинской слободой близ полотна железной дороги (ныне сад им. Первого Мая). Выставочный городок составили 172 отдельных здания, из них 55 зданий были выстроены за счет казны и 117 зданий- за счет частных фирм. К проектированию зданий и павильонов выставки были привлечены лучшие инженеры и архитекторы России: А.Н. Померанцев, Л.Н. Бенуа, Э.К. Цыглер, И. Ропет (Петров), В. Суслов и др. Нижегородская выставка заняла общую площадь в 77 кв. десятин или более 80 гектаров. По своей площади она превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и в 3 раза была больше предыдущей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Лишь Чикагская Всемирная выставка 1893 года по площади превосходила Нижегородскую выставку, как впрочем и все остальные выставки в 3-4 раза. Таким образом, XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России. Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промышленности с целью заключения новых внешних займов и торговых договоров. Одновременно с выставкой в Нижнем Новгороде был проведен IV Всероссийский торгово-промышленный съезд, который должен был выяснить для правительства весь комплекс проблем, стоящих перед российской промышленностью и торговлей, для выработки будущей стратегии экономической политики в целом. Закладка фундаментов первых павильонов состоялась 16 июня 1894 года. К маю 1896 г. выставочный городок был полностью отстроен, высажены взрослые деревья, устроены цветники и фонтаны, проложена окружная электрическая железная дорога длиною около 4-х км. В вечернее время выставка освещалась 250 электрическими фонарями. Выставка стала показателем экономической мощи, высокого уровня индустриального развития России; на ней экспонировались изделия отечественных и иностранных фирм, новые технологии и новые машины (в том числе первый автомобиль Яковлева и Фрезе). В художественном отделе были представлены как академисты, так и передвижники (А. Архипов, И. Шишкин, В. Серов). Конфликт между ними произошел из-за экспонирования работ М.В. Врубеля - Принцесса Греза и Микула Селянинович , после чего С.И. Мамонтов выстроил для них отдельное здание при входе на выставку. Особые павильоны на выставке имели К. Маковский (для картины Воззвание Минина к народу ), Ф. Рубо (для панорамы Взятие аула Ахульго ). Осуществлялась обширная культурная программа: в новопостроенном городском театре выступала труппа антрепенера П.И. Собольщикова-Самарина (с участием Ф. Шаляпина), народные былины исполняли сказители И.А. Федосеева и И.Т. Рябинин.Театральные представления дополнялись разнообразными ярмарочными увеселениями, среди которых было и совсем необычное для того времени-новейшее изобретение Синематограф Люмьера , демонстрировавшееся в кафе-концерте Шарля Омона на ярмарке среди аттракционов. Успех его упублики был огромным и обеспечивал Омону каждый вечер сборы, во много раз превышающие сборы других нижегородских гастролеров. Нижегородцы увидели все люмьеровские фильмы, сейчас ставшие классикой начального периода истории мирового кинематографа: Выход с завода , Кормление младенца , Прибытие поезда , Политый поливальщик .В Дмитриевской башне кремля в 1896 г. открылись художественная и историко-краеведческая экспозиции, давшие жизнь двум музеям города. К 1896 г. были проведены большие работы по благоустройству Н.Новгорода, пущен первый в истории России электрический трамвай, устроены фунекулеры - подъемники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлевский и Похвалинский), выстроены здания городского театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть Н. Новгорода с его заречной частью . Торжественное объявление наград экспонентам XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки состоялось 8 сентября в концертном выставочном зале. Награды разного достоинства получили 5925 человек из 9700 экспонентов, принявших участие в выставке. Таким образом, почти 2/3 общего числа экспонентов были удостоены похвальных наград. Из числа награжденных 255 экспонентов получили самую высокую награду - право изображения государственного герба на своих изделиях, вывесках и рекламе (на всемирных выставках - Гран-при ) золотые медали серебряные медали - 997, бронзовые медали - 1237экспонентов,остальные были награждены дипломами, похвальными отзывами и денежными премиями. Среди экспонентов, награжденных правом изображать государственный герб на своих изделиях, вывесках и рекламе, были такие, кто получал это право уже пятый раз. К ним относилось старейшее предприятие по производству стальных изделий Завьяловых в Ворсме Нижегородской губернии (за выставки 1841, 1899, 1861, 1882, 1896 гг). Четвертый раз получали высшую награду товарищества российско-американской мануфактуры Треугольник и тюлевой фабрики в Петербурге (за выставки 1865, 1870, 1882, 1896 гг), второй раз - общество Братьев Бромлей и фирма Ф.М. Вырыпаева в селе Павлове Нижегородской губернии (за выставки 1882, 1896 гг.). Право изображения государственного герба получили: мукомольное производство М.Е. Башкирова в Нижнем Новгороде, Александрийский сталелитейный завод в Петербурге, горные заводы С.А. Строганова, издательство И.Д. Сытина в Москве, фабрика Фаберже в Петербурге и.т.д. Награды получили также организаторы и строители выставки. Так, за труды по организации Всероссийской выставки был удостоен благодарности и специального диплома второго разряда нижегородский губернатор, генерал-лейтенант Н.М. Баранов. За отлично - усердную деятельность Н.А. Бугров был награжден орденом св. Анны 2 степени, а С.Т. Морозов получил звание мануфактур-советника. Выставку посетили царь Николай II и ряд государственных лиц, в числе которых были министры: финансов - С.Ю. Витте, внутренних дел - И.Л. Горемыкин, путей сообщения - М.И. Хилков, земледелия и государственных имуществ - А.С. Ермолов, а также послы, ученые, деятели культуры и исскуства. После официального закрытия Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде стало известно, что за четыре месяца (с 28 мая по 1 октября 1896 г) ее посетило 991 013 человек, в том числе 50 тыс. учащихся и 6500 учителей. Последние получили не только право бесплатного проезда на выставку и ее посещения, но и бесплатного проживания в помещениях учебных заведений Нижнего Новгорода - ремесленном училище и губернской гимназии. Свои основные задачи выставка выполнила. Она, несомненно, придала импульс к дальнейшему развитию экономики России путем распространения позитивного опыта в среде торгово-промышленного сословия, дала мощный толчок развитию культуры. В Н. Новгороде начали действовать классы художественной школы и творческое объединение нижегородских архитекторов, устраивавшее с 1900 г. регулярные выставки живописи, скульптуры, графики и архитектурных проектов.