Весна красна: Аллегорическое шествие по случаю священного коронования Их Императорских Величеств.
Аллегорическое шествие, устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле М. Лентовским по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств. Рисунки Ф. Шехтель. [Заглавный лист и содержание на русском и французском языках]. Marche Triomphale Allegorique, Arrangee par M. Lentowski, et Executee Pendant la Grande Fête populaire a l’epoque du Couronnement de Leurs Majestes Imperiales М. 1883. Художественная литография Ф.И. Нейбюргер. Л.И. Гуляев - стихи. Шехтель Ф.О. - художник-постановщик, автор иллюстраций. Издатель М.В. Лентовский. 1 отд. лист - титул-оглавление; 1 отд. лист - стихотворный текст; 11 отд. листов цветных илл. - хромолитографии; 2 отд. листа - литографии в две краски; 1 отд. лист - план народного гуляния. Всего 14 л. илл., не включенных в пагинацию. Художественно оформленные форзацы. Листы не скреплены. В издательском художественном картонаже с наклеенными хромолитографиями по рис. Ф. Шехтеля. Oblong: 22,5 х 37, 5 см. Первое издание. Превосходный милый образец типографского искусства в стиле Русский Модерн!
Русский модерн — условный термин, отражающий особенности развития искусства в России рубежа XIX-ХХ вв. на национальной почве. Близок к понятиям «серебряный век» и «мирискусники». Пока искусствоведы определились только с архитектурой Федора Шехтеля, религиозной живописью Виктора Васнецова, которая блика к академической школе живописи, и эскизами костюмов к театральным постановкам "Русских сезонов" в Париже под руководством Сергея Дягилева, хотя в этих эскизах много элементов искусства Русского авангарда. Термином «модерн» затруднительно обозначить определенный стиль, поскольку в период 1880 —1910-х гг. интенсивно развивались различные художественные течения и школы. В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками «большого стиля», объединяющего разные виды искусства (что не скажешь о Федоре Шехтеле, ведь эклектика - его конек). В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности старинных художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Арт-Нуво или германского Югендштиля. Ярким примером этой особенности является творчество выдающихся художников и соратников Виктора Васнецова: Михаила Александровича Врубеля и Михаила Васильевича Нестерова. Культ хрупкой красоты, загадочности, и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд ни Врубелю (символично связан с его действительной душевной болезнью), ни Нестерову, ни Васнецову. При этом, творчество последних двух ярких художников сильно отличается от творчества "мирискусников" - оно преломляется через религиозную эстетику Святой Руси. В художественном оформлении книги, близком к стилю модерн, отличились художники Иван Билибин, Елена Поленова, Георгий Нарбут, Константин Сомов, Леон Бакст, Сергей Судейкин, Елизавета Бем, Борис Зворыкин, Мстислав Добужинский, Дмитрий Митрохин, Константин Изенберг, Сергей Малютин, Василий Шухаев, Александр Яковлев, Эрнест Лисснер, Наталья Гончарова и др. Особняком стоят неподражаемые устремления Федора Шехтеля в архитектуре, прикладное искусство усадеб Талашкино и Абрамцево, а также оформление спектаклей Русских Сезонов в Париже Сергея Дягилева, где, несомненно, присутствуют элементы не только русского модерна, но и русского авангарда.
Коронация императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля, была одной из самых зрелищных в истории Российской Империи. 3 недели ежедневных парадных мероприятий. Торжественный въезд Их Величеств в Москву был расписан и спланирован подробнейшим образом. Коронация, несомненно, была крупной головной болью для организаторов - придворного ведомства, Министерства императорского двора, церемониальной части, Министерства внутренних дел, московских властей. В Москву съезжалось огромное количество важных и почетных гостей. Все надо было планировать - где их поселить (члены императорской свиты, иностранные принцы и посланники, их свиты - одних селили в Кремлевском дворце, других в шикарных московских гостиницах - Славянском базаре, гостинице Кокорева, Метрополе, некоторые имели собственные дома или останавливались у кого-то). Расписание поездов, которыми приезжали иностранные принцы, одно выглядит как план небольшой победоносной войны. Аллегорическое шествие "Весна красна" было намечено на 21 мая 1883 года на Ходынском поле и должно было проходить при большом стечении народа. Режиссировал М. Лентовский. Это была его далеко не первая постановка. Лентовский Михаил Валентинович (1843–1906) - русский артист драматического театра и оперетты, куплетист, режиссер и антрепренер. Ученик М.С. Щепкина. С 1863 актёр Малого театра, с 1865 в провинции, с 1873 вновь в Малом театре. Под псевдонимом Можарова написал ряд водевилей и феерий. Главным делом Лентовского стал сад «Эрмитаж», который он возглавил в 1880. Он перестраивает сад, ремонтирует театр, а в 1882 открывает новый театр «Фантастический» (Антей). В 1882 Лентовский закончил строительство на Театральной площади театрального здания (сейчас Российский академический молодёжный театр). Был организатором народных гуляний в Манеже, на Ходынском поле; его называли магом и волшебником Москвы. Лентовский не жалел денег на театр и невероятные расходы разорили его. Он был вынужден отказался от «Эрмитажа», построенный театр за долги отошёл казне и передан под филиал Малого театра. Похоронен на Ваганьковском кладбище. О Михаиле Валентиновиче Лентовском писали Гиляровский и Чехов (А. П. Чехов «Мамаша и г. Лентовский», В. А. Гиляровский «М. В. Лентовский»). Гуляев (псевдоним - Гуляев-Леонидов) Леонид Иванович - поэт и переводчик ряда оперетт для театра Лентовского. Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт, 1859-1926) - архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве; кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Шехтель был неразрывно связан с древней столицей России. В настоящее время в Москве сохранилось более 80 зданий, построенных по его проектам, среди них – здание Ярославского вокзала, здание МХТ им. Чехова, кинотеатр «Художественный» и др. Федор Осипович Шехтель был первоклассным зодчим, сценографистом, художником книги и графики, мастером прикладного искусства, педагогом, общественным деятелем, человеком, воспитавшем в себе лучшие качества русской интеллигенции. Шехтель иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В месте с братом А.П. Чехова художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился и подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монументальные росписи. Самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х - начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в 1890-1900-е годы, как бы найдет продолжение в проектирование театров и народных домов. Шехтель как театральный декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей для конца 19-ого века анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации казенной оперной сцены. Он работает помощником "мага и волшебника", декоратора Большого театра К.Ф. Вальца - непревзойденного мастера превращений, сказочных метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Чуть позднее Шехтель начал работать в стиле модерн. Этот стиль исчисляет свою историю примерно с 1895 года, хотя его первые признаки появляются уже в 1870 – х годах. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре, он пришел к нам из Бельгии. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями. Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Модерн достаточно молодой стиль, поэтому исследователям не составляет трудности изучение этого стиля, выявление его особенностей. Модерн очень динамичен, в нем рационально сочетается одновременно множество стилей, вот почему он привлекает особый интерес у современников. Ну, а в начале 80-х годов Шехтель работал художником у создателя театра «Скоморох» М.В. Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя. Они прекрасно знали друг друга еще по Саратову, где росли и учились, где проходило их детство. Шехтель был одним из самых активных участников и исполнителей режиссерских и постановочных идей Лентовского. Шехтель выступал в роли художника, создателя эскизов костюмов, декораций, афиш и программ. Он в то же время является архитектором – проектировщиком. По проектам Шехтеля в парках Лентовского сооружались театры и открытые эстрады, павильоны, киоски и галереи. В таком же духе сооружались постройки по его проектам для народных гуляний и праздников на открытом воздухе и в закрытых помещениях типа Манежа и залов Благородного собрания. Хорошо учитывая творческие силы своего сотрудника, Лентовский не раз привлекал Шехтеля к созданию своих грандиозных народных гуляний. Дело народных развлечений и театров Федор Осипович Шехтель любил и понимал. К нему его тянуло несмотря на то, что это не могло дать никаких материальных благ. Об одной из постановок под названием «Весна красна» можно составить достаточно полное представление, поскольку сцены с ее изображениями были изданы Шехтелем в виде специального альбома. «Весна красна» - это театрализованное шествие, содержащее грандиозную программу коронационных торжеств на Ходынском поле 21 мая 1883 года. Действия и представления разворачивались в театрах – двух пантомимных, и двух драматических. Планировка самого поля была вариацией общепринятых в городских парках схем. В центре возведен круг – открытая сцена для показа главного представления – аллегорического народного шествия "Весна – красна". Кстати, так получилось, что в реальности само шествие на большом Ходынском поле из-за его размеров полностью потерялось и выглядело жалким. Авторы потом повторяли это костюмированное действо в саду Эрмитаж, где оно выглядело великолепным. Но вернемся на Ходынку, 21 мая 1883 года. К главной сцене примыкал полукруг второй площади, обрамленной четырьмя открытыми театрами. За ним следовали, постепенно расширяясь, еще четыре полукруга площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для песенников, молчановского хора, хора « Подснежник », фокусников, балагуров, оркестров, райков петрушек и т.д. Замыкались линии мелких строений двумя дугообразными корпусами будочек для раздачи провизии. Рисунки включают до 10 отдельных эпизодов шествия: герольды, оповещающие о возвращении весны; богатыри земли русской; меч-кладенец, искоренитель зла; хмель с хмельниками, олицетворение веселья и удали; скоморохи; медведь, коза и журавль; лягушки и пр. Эскизы декораций к сказке « Иван – Царевич» изображают Медный дворец Змея - Горыныча, избушку на курьих ножках Бабы – Яги в лунную ночь, дворец в лесу, площадь в старом русском городе. Вся декорационная часть и постройки выполнены по рисункам Шехтеля. Вот каков был план: « Прямо против входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу будет построен медный дворец « Змея – Горыныча », весь освященный красными огнями; тут и сам Змей – Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по этой стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы – Яги; избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий, где на горе во дворце проживает Соловей – Разбойник; тут же изображен будет бой Соловья – Разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны подводное царство, где изображен будет Хрустальный дворец. В процессия, где будет весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь – Девицы. Царь – Девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг будет балет в невероятных сказочных костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой « остров цветов », увенчанный серебряными беседками».Подлинным шедевром графического книжного искусства можно считать обложку к изданию «Весна красна», выдержавшему три издания. Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна»:
Дав волюшку своим весенним, ранним грозам,
Ты обновила всё, могучая Весна.
Вступив в свои права над Дедушкой-Морозом,
Природу подняла от тягостного сна.
Коронация Александра III стала апофеозом церемониальных представлений русского самодержавия.