Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1144 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Сказка о медведице. Текст А.С. Пушкина. Рис. Б. Зворыкина.

Москва, Товарищество А. Абрикосова сыновей, 1915. 16 с. с ил. В издательской хромолитографированной обложке. 33х26 см.

 

 

 

 

 

 


 

Ещё в юности художник Борис Зворыкин увлёкся "русской темой", наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Елизаветы Бём и Сергея Малютина. Любовь к русской старине – истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона. В 1903 году в московском издательстве "Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона" вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка "Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области детской книги. Стилистически эта работа перекликается с "Василисой Прекрасной" в оформлении Билибина, изданной годом ранее в Санкт-Петербурге "Экспедицией заготовления государственных бумаг" и справедливо считающейся одним из высших билибинских достижений в этом жанре. Сфера детской книги не заняла прочного места в творчестве Бориса Зворыкина и, в отличие от Билибина, чьи достижения здесь в 1900-е годы были весьма впечатляющими, он лишь эпизодически обращался к иллюстрированию сказок. Творческие траектории этих двух художников (которые, впрочем, едва ли были близко знакомы друг с другом) на некоторое время разошлись. Основной областью приложения сил Зворыкина в эти годы стала прикладная графика, а также оформление историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных книг, настенных и настольных календарей. В числе оформленных им книг можно назвать следующие: "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси" (СПб., 1909; издание выпущено Петербургской епархией), "Крепостничество и воля" (как значится на титуле – "роскошно иллюстрированное юбилейное издание в память 50-летия освобождения крестьянства", М., 1911), "В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года" (Стокгольм, 1912), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (М., 1912), памятная книга "Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин: 1872-1901" (М., 1912), подарочные издания "Летописный и лицевой изборник Дома Романовых" (М., 1913) и "Москва" (М., 1914). Книжные работы художника экспонировались на выставке "Искусство в книге и плакате", состоявшейся в Санкт-Петербурге зимой 1911/1912 года. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. Получил он известность и как художник открытых писем, выполнив акварелью серии открыток на темы "Смутное время", "Нашествие Наполеона 1812 года", "Русские дети", "Русские былины", "Охота", а с 1914 года – на патриотические темы, воодушевлявшие граждан воюющей державы. Последовательный приверженец и творец "русского стиля", Зворыкин был высоко оценен членами императорской фамилии, имевшей особое расположение к национальным художественным образам и формам. Он нередко привлекался для выполнения заказов Императорского двора – известны, например, исполненные им меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 годах художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Им был исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 году роскошному альбому "Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровекого Чудотворца". Феодоровский собор был разорен большевиками после 1917 года, а затем сильно пострадал в Великую Отечественную войну (здание его было восстановлено в 1993 году). Симферопольский же собор был взорван в 1927 году, и только недавно начались работы по его восстановлению на прежнем месте.  В марте 1915 года Зворыкин наряду с другими художниками (в их числе были Иван Билибин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Михаил Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями стал учредителем "Общества возрождения художественной Руси". Представители общества ездили по России, изучали фольклор и внедряли его элементы в современное искусство. В Москве штаб-квартирой общества было Абрамцево - загородная усадьба промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Намеченную обширную программу общества не удалось осуществить из-за революции; его последнее общее собрание состоялось за неделю до отречения императора Николая II от престола. Борис Зворыкин дружил с семьей А.Н. и В.Н. Абрикосовых, а   Абрикосов С.Н. был его близким другом.  В исследовательской литературе о творчестве Бориса Зворыкина неоднократно указывается, что излюбленной тематикой для Б.В. Зворыкина были сказки А.С Пушкина. К ним он возвращается вновь и вновь.

Иллюстрировал книжку Б.В. Зворыкин. На первой иллюстрации показан тот момент, когда

«Медвежатушки испугалися,

За медведиху бросалися,

А медведиха осержалася,

На дыбы подымалася.

А мужик-то он догалив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в неё рогатину...».


А на второй - изображено, как к «печальному вдовцу медведю» собрались «выразить свое соболезнование все звери лесные: и волк-дворянин, и бобр-торговый гость, и ласточка-дворяночка, и белочка-княгинечка, и лисица-подьячиха, и горностаюшка-скоморох, и байбак-игумен, и зайка серенький, и еж-целовальник, который всё-то ёжится».


Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися.

Отколь ни возьмись мужик идет,

Он во руках несет рогатину,

А нож-то у него за поясом.

А мешок-то у него за плечьми.

Как завидела медведиха

Мужика со рогатиной,

Заревела медведиха,

Стала кликать малых детушек,

Своих глупых медвежатушек.

— Ах вы детушки, медвежатушки,

Перестаньте играть, валятися,

Боротися, кувыркатися.

Уж как знать на нас мужик идет.

Становитесь, хоронитесь за меня.

Уж как я вас мужику не выдам

И сама мужику .... выем.

Медвежатушки испугалися,

За медведиху бросалися,

А медведиха осержалася,

На дыбы подымалася.

А мужик-то он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину,

Что повыше пупа, пониже печени.

Грянулась медведиха о сыру землю,

А мужик-то ей брюхо порол,

Брюхо порол, да шкуру сымал,

Малых медвежатушек в мешок поклал,

А поклавши-то домой пошел.

«Вот тебе, жена, подарочек,

Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,

А что вот тебе другой подарочек,

Трои медвежата по пять рублев».

Не звоны пошли по городу,

Пошли вести по всему по лесу,

Дошли вести до медведя черно-бурого,

Что убил мужик его медведиху,

Распорол ей брюхо белое,

Брюхо распорол да шкуру сымал,

Медвежатушек в мешок поклал.

В ту пору медведь запечалился,

Голову повесил, голосом завыл

Про свою ли сударушку,

Черно-бурую медведиху.

— Ах ты свет моя медведиха,

На кого меня покинула,

Вдовца печального,

Вдовца горемычного?

Уж как мне с тобой, моей боярыней,

Веселой игры не игрывати,

Милых детушек не родити,

Медвежатушек не качати,

Не качати, не баюкати. —

В ту пору звери собиралися

Ко тому ли медведю, к боярину.

Приходили звери большие,

Прибегали тут зверишки меньшие.

Прибегал туто волк дворянин,

У него-то зубы закусливые,

У него-то глаза завистливые.

Приходил тут бобр, торговый гость,

У него-то бобра жирный хвост.

Приходила ласточка дворяночка,

Приходила белочка княгинечка,

Приходила лисица подьячиха,

Подьячиха, казначеиха,

Приходил скоморох горностаюшка,

Приходил байбак тут игумен,

Живет он байбак позадь гумен.

Прибегал тут зайка-смерд,

Зайка беленький, зайка серенький.

Приходил целовальник еж,

Всё-то еж он ежится,

Всё-то он щетинится.

А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. 1830

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?