Собор св. равноапостольного князя Владимира в Киеве.
Киев: Типография С. Кульженко, 1905. VIII, 137с. Богато иллюстрированное издание (художники В. Васнецов, М. Нестеров, П. Сведомский): 105 рисунков в тексте и 42 иллюстрации на отдельных вклейках (фототипии, фотоцинкографии, литографии). Хромолитографированный титульный лист. Цельноколенкоровый издательский переплет с золотым и цветным тиснением на крышке и корешке, иллюстрированный форзац, на отдельном двойном листе – вид собора. 33х24,5см.
Васнецов, Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926) - великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом и религиозном варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875). Виктор Васнецов, наряду с Нестеровым, Поленовой и Врубелем, - основоположники особого «неорусского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна, который оказался существенной гранью модерна в России. В последней четверти XIX века в России возник т.н. АБРАМЦЕВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК (Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870–90-х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С.И. Мамонтова. Начало кружку было положено в 1872 г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским, А.В. Праховым и др. По возвращении на родину меценат пригласил художников в Москву. С 1874 г. они собираются в московском доме мецената на Садовой-Спасской улице и в его имении Абрамцево. В нач. 1880-х гг. круг гостей Мамонтова расширился: в усадьбу приезжают В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров и др. Абрамцево, по выражению И.Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых заботливым хозяином. Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери С.И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах В.Д. Поленова, И.С. Остроухова, И.И. Левитана, М.В. Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа. Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре (флигель-мастерская, архитектор В.А. Гартман, 1873; баня-теремок, архитектор И.П. Ропет, 1877; церковь Спаса Нерукотворного, архитектор В.М. Васнецов, 1881–82, её внутреннее убранство – И.Е. Репин, Н.В. Неврев, М.М. Антокольский и др.). В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. В 1880–90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е.Д. Поленовой и В.М. Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т. д. Продукция мастерской пользовалась большой популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца, фартуки. В гончарной мастерской ярко раскрылся талант М.А. Врубеля – скульптора и керамиста. Выполненные им майоликовые вазы, декоративные панно, изразцы для каминов и статуэтки, открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства. Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г., они ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А.Н. Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В.М. Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Ф.И. Шаляпина. Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства, в частности в формировании национального варианта общеевропейского стиля модерн.
Русский модерн — условный термин, отражающий особенности развития искусства в России рубежа XIX-ХХ вв. на национальной почве. Близок к понятиям «серебряный век» и «мирискусники». Пока искусствоведы определились только с архитектурой Федора Шехтеля, религиозной живописью Виктора Васнецова, которая блика к академической школе живописи, и эскизами костюмов к театральным постановкам "Русских сезонов" в Париже под руководством Сергея Дягилева, хотя в этих эскизах много элементов искусства Русского авангарда. Термином «модерн» затруднительно обозначить определенный стиль, поскольку в период 1880 —1910-х гг. интенсивно развивались различные художественные течения и школы. В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками «большого стиля», объединяющего разные виды искусства (что не скажешь о Федоре Шехтеле, ведь эклектика - его конек). В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности старинных художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Арт-Нуво или германского Югендштиля. Ярким примером этой особенности является творчество выдающихся художников и соратников Виктора Васнецова: Михаила Александровича Врубеля и Михаила Васильевича Нестерова. Культ хрупкой красоты, загадочности, и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд ни Врубелю (символично связан с его действительной душевной болезнью), ни Нестерову, ни Васнецову. При этом, творчество последних двух ярких художников сильно отличается от творчества "мирискусников" - оно преломляется через религиозную эстетику Святой Руси. В художественном оформлении книги, близком к стилю модерн, отличились художники Иван Билибин, Елена Поленова, Георгий Нарбут, Константин Сомов, Леон Бакст, Сергей Судейкин, Елизавета Бем, Борис Зворыкин, Мстислав Добужинский, Дмитрий Митрохин, Константин Изенберг, Сергей Малютин, Василий Шухаев, Александр Яковлев, Эрнест Лисснер, Наталья Гончарова и др. Особняком стоят неподражаемые устремления Федора Шехтеля в архитектуре, прикладное искусство усадеб Талашкино и Абрамцево, а также оформление спектаклей Русских Сезонов в Париже Сергея Дягилева, где, несомненно, присутствуют элементы не только русского модерна, но и русского авангарда.
Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н. Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова (1885).
Иллюстрированные издания были самой большой гордостью и самым сильным козырем знаменитого киевского типографа Кульженко. Они и сегодня во многом остаются образцом. Лучшее и наиболее известное издание — «Собор Святого и Равноапостольного князя Владимира в Киеве», преисполненное удивительной красоты и художественного вкуса. В книге «Собор св. князя Владимира» описана подлинная история строительства и архитектура собора, были и небыли по его постройке и росписи, живопись собора и ее творцы (Васнецов В.М., Нестеров М.В., Сведомский П.А., Котарбинский В.А.), скульптура и бронза, церковная утварь. Книга издавалась в 1898 и 1905 г.г. Богато иллюстрированное подарочное издание. Издателем были применены несколько приемов печати рисунков: литография, хромолитография, фототипия и фотоцинкография.
Тихая и немноголюдная улица Пушкинская в центре Киева, пролегающая параллельно Крещатику, сто лет назад носила название Ново-Елизаветинская. Именно здесь в доме № 4 и находилась знаменитая типография Стефана Кульженко. А на Крещатике было еще одно структурное подразделение — небольшой магазин Кульженко, где тогдашние интеллектуалы, мещане, студенты могли купить новейшие книги, учебники, справочники, календари, открытки, конверты и всевозможную картонно-бумажную продукцию, напечатанную на предприятии Кульженко. Уже в 1882 году Кульженко демонстрирует свои типографские и литографические работы, монограммы, конторские книги, кожаные и футлярные изделия в Москве на Всероссийской выставке, которая дала заметный толчок развитию печатного дела в империи. Самая известная книга, вышедшая из его типографии, - М. Захарченко «Кіевъ теперь и прежде», (М. М.– К. 1888, изданная Кульженко С. В.), содержащая подробное описание города с 105-ю иллюстрациями в тексте и отдельными цветными фотоиллюстрациями на вкладках. Это издание было посвящено Александру II, а продавалось в трех вариантах: роскошный — 10 рублей, в «английской оправе» —6 рублей, «элементарный» — 5 рублей. В книге описываются: Географическое положение Киева, Святыни Киева (Печерская Лавра, Церковь Воскресения), Возникновение Киева, Языческий Киев, Христианский Киев, Нагорная часть Киева (Монастыри, Институты, гимназии, Крещатик), Окраины нагорного Киева (Духовное училище, Житний базар, Куреневка и Приорка, Щекавица, Вышгород, Пустынь, Феофания).
Кульженко, Стефан Васильевич (1837 — 1906) — украинский печатник, книгоиздатель, один из самых успешных предпринимателей в свое время на Украине и в Российской империи. Отец издателя Василия Кульженко. Родился в семье казака. В 1840 г. семья переехала в Киев. Его отец торговал вином, мать умерла, когда ему было 7 лет. После смерти матери воспитывался у родственницы. Около года учился дома под присмотром учителя, потом его отвезли в Киев, где он сначала два года посещал частное начальное училище на Печерске, а после поступил в духовное училище при Софийском соборе. После смерти опекунши вынужден был покинуть училище, потому что отец не имел возможности оплачивать его обучение.
В июле 1848, случайно попав в книжную лавку и пообщавшись с её владельцем — венгром И. Вальнером, стал на 7 лет одним из 16 учеников при его типографии. На то время в Киеве было 5 типографий; все ученики были на полном содержании предприятия. Обнаружил смекалку и сноровку, привлекался как наставник к работам в типографии при Киево-Печерской лавре.
1855 — по окончании учёбы остался работать в типографии И. Вальнера. После банкротства последнего стал машинистом в типографии при Губернском управлении, а затем — в типографии Гаммершмидта. Живя в доме Гаммершмидта, овладел немецким языком. Любил музыку и пение, чтобы слушать их, часто ходил в костел.
1858 — стал управляющим в небольших по мощности литографии и типографии О. Сементовского (последний выпускал альбомы рисунков и журнал «Древности и достопримечательности г. Киева»).
Октябрь 1859 — женился на престижной киевской модистке П.Ткаченко. Она купила дом на углу Крещатика и Трехсвятительской, в который и перебрался С.Кульженко. Когда у владельца типографии возникли серьезные финансовые проблемы, Кульженко, чтобы улучшить свое материальное положение, при содействии своего одноклассника по обучению в И. Вальнера — Буткевича — стал сначала конторщиком (октябрь 1862), а затем (1863) — управляющим в типографии родственника Буткевича и Давыденко (это была бывшая типография И. Вальнера). Предприятие Давыденко мало современное на то время оборудование (3 типографские, 4 литографские, 2 конгревное станки, швидкодрукарська машина), выполняло широкий ассортимент заказов .
Лето 1864 — после отъезда И.Давиденко в Санкт-Петербург по предложению последнего Кульженко взял его типографию в аренду на 10 лет (для этого предварительно нашел себе компаньона — В. Давиденка, родственника И. Давиденко, который внес большую часть залога за заключение договора об аренде). На полученные в кредит деньги приобрел дополнительное оборудование, а уже 1867 уехал в Германию и купил там новое оборудование.
1870 — посетив Всероссийскую выставку в С.-Петербурге, приобрел парового двигателя (использование таких в то время было ноу-хау для отечественной полиграфии), а вернувшись домой, попал на похороны жены, внезапно умершей от крупа. Осенью 1871 женился.
1874 — после того, как В. Давиденко, получив наследство, начал строить новую типографию, Кульженко стал единоличным арендатором типографии И. Давиденко ещё на 6 лет.
1874 — в типографии Кульженко увидели свет переведенные М. Старицким на украинский язык «Сказки Андерсена» с предисловием и иллюстрациями Мурашко.
Конец 1875 — открыл на Крещатике свой первый «писчебумажный магазин», который впоследствии превратился в популярную среди киевлян книжный магазин.
1876 — посетил Париж, Вена и Берлин, где приобрел новое оборудование. Вернувшись домой, открыл фабрику конторских книг.
Весна 1879 — приобрел в Тарновского участок земли в Киеве (ныне это территория дома № 4 по ул. Пушкинской, тогда Новоелизаветинський) по цене 8 руб за 1 квадратный сажень (площадь — 666 кв. Сажен) и начал там строительство новой типографии .
15 августа 1880 — завершил строительство типографии (ее здание сгорело 1941).
1882 — впервые демонстрировал продукцию своих предприятий (конторские книги, кожаные изделия, монограммы) на Всероссийской выставке в Москве и получил Большую серебряную медаль. В 1886, 1895, 1896 гг его продукцию также отмечали серебряными и золотой медалями.
1884 — открыл стереотипное отделение типографии.
1885 — открыл отделение по изготовлению конвертов.
1886 — открыл отделение по производству коробок. Наладил также выпуск отрывных календарей.
1886 — начал печатать ежедневную газету «Киевское слово» (выходила до 1905, после закрытия властями возобновилась под названием «Новый век», но 1906 года была закрыта окончательно; в газете печатался Куприн, именно здесь впервые увидели свет его «Миниатюры» и «Киевские типы»).
1886 — купил у профессора анатомии В. Беца фототипия (в то время она была единственной в Юго-Западном крае Российской империи). Кульженко исполнял на ней заказы для Одессы, Харькова, Полтавы, Нежина, даже Москву.
1897 — выкупил типографию у Киевского университета.
Одним из первых на Украине применил способ плоской печати — литографию. До 1890-х годов в Кульженко работали около 80 человек, а уже через несколько лет — более 200. 1905 года на его предприятиях обучалось 35 учащихся. К таким действиям подталкивала острая конкуренция между печатниками в условиях всевозрастающего спроса на печатную продукцию (конец 19 в. В Киеве действовало 25 типографий, причем несколько из них были самыми мощными в Российской империи). Полиграфический комплекс Кульженко объединял собственно типографию, две словолитни, литографию, стереотипию, фототипия, гальванопластикову мастерскую. Будучи одним из первых, кто освоил печать цветных фотоиллюстраций, Кульженко на лучшем для своего времени уровне выпускал сложные издания (например, книга «Собор Святого и Равноапостольного князя Владимира в Киеве», 1898). К нему стали обращаться с престижными заказами, он стал конкурентом печатников Москвы, С.-Петербурга, Варшавы. Не жалел усилий для общественных нужд. В 1898—1899 гг. напечатал для Киевского общества грамотности литературу, предназначенную для широких слоев населения (произведения Т. Шевченко, М. Конопницькои, К. Станюковича). При типографии открыл общеобразовательную школу для взрослых. При его участии появилось «Общество вспоможение рабочих печатного дела», долгое время Кульженко был его председателем. Создал при типографии хор, в котором пел вместе со своими работниками (руководили хором лучшие профессиональные дирижеры Киева). Был активным членом Киевского русского драматического общества. Вместе с И. Чоколовим, Г. Фронцкевичем и К. Милевським инициировал создание и стал соучредителем (1903) Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела Министерства торговли и промышленности с 3-летним курсом обучения для детей 12-16 лет, некоторое время преподавал там историю книгоиздательского дела.
1904 — в типографии Кульженко увидел свет сборник произведений украинских писателей «На вечную память Котляревскому» .
1904 — приобрел на окраине Киева (рядом с Приоркой) несколько дачных участков и построил там дома для рабочих своей типографии (времени ту местность называли «Кульженковимы дачами») .
Всего на его предприятиях было выпущено в свет более 1 тыс. названий книг. Современные специалисты печатного дела отмечают особенно высокое качество таких из них, как «Киев теперь и прежде» (автор — М. Захарченко, 1888; издание продавалось в трех вариантах: роскошный — 10 руб, в английской оправе — 6 руб, элементарный — 5 руб; книга переиздается до сих пор), «Собор св. Владимира в Киеве» (автор — И. Александровский; содержит 42 больших фототипии и 105 фотоцинкографий в тексте; 1898), История искусств" (автор — С. Байе, содержит 350 иллюстраций и 30 фототипичним таблиц; 1902), «Древности Приднепровья» (авторы — Богдан и Варвара Ханенко, 1899—1907). В типографиях Кульженко выпустили популярные в свое время альбомы видов Киева, Одессы, Житомира, Парижа, «Альбом художника Саврасова», «Альбом Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1896 года», «Иллюстрированный сборник Киевского литературно-артистического общества», вышедших произведения Тараса Шевченко, Ивана Нечуя-Левицкого, Елены Пчелки, сборник жемчужин украинской поэзии «Цветочек», антология «Век», декламатор «Развлечение» и т. п., брошюра Т.Рильського «О херсонские заработки, когда и как их искать, и стоит туда добраться по железной дороге или на пароходе». На его предприятиях, кроме «Киевского слова», печатали журналы «Заря» и «Киевская газета», несколько журналов (в частности, «Земледелие», «Инженер», «Епархиальные ведомости», «Известия политехнический института», «Журнал Церковно-приходское школы»). Последние годы жизни болел, фактически передав управление своими типографиями старшему сыну Василию (1904-го Василий под псевдонимом В.С. Васильев издал книгу о своем отце, она содержит много личных воспоминаний Кульженко). Похоронен на Байковом кладбище (недалеко — могила Леси Украинки). Попал в список 300 самых успешных предпринимателей империи, приведенном в юбилейном альбоме, который выдали к 300-летию царствования дома Романовых. Сын Василий сначала заведовал фототипией, а после смерти отца унаследовал печатное предприятие. Его жена Полина Аркадьевна работала в Музее западноевропейского искусства. Во время немецкой оккупации её заставили сопровождать в Германию коллекцию музея, за что впоследствии она была репрессирована советской властью. Сын Сергей заведовал отцовским магазином на Крещатике, Алексей работал врачом в больнице Покровского монастыря, Михаил — присяжным поверенным.