Светлов В.Я. Современный балет. Издано при непосредственном участии Л.С. Бакста. Санкт-Петербург: Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1911.
[6], VIII, 134 с. с иллюстрациями, 68 л. иллюстраций. Заглавный лист, заставки и концовки Л. Бакста. Форзацы полихромной печати. В тканевом издательском переплёте по рисунку Е. Лансере. Блок не обрезан, золотая головка. 31x21 см. Книга «Современный балет» отражает состояние русского балета в период блистательных Русских сезонов в Париже. Этот труд стал настоящей энциклопедией балета. В нем отражены все самые значительные явления балетной жизни.
Ивченко, Валериан Яковлевич (1860-1934) родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В молодые годы служил в кавалерии, затем вышел в отставку и занялся литературным трудом: писал романы, повести, рассказы, сказки, историко-биографические эссе, этнографические заметки, критические статьи, подписываясь псевдонимом Светлов. С середины 1890-х годов начал писать о балете — публиковал исторические исследования, рецензии на спектакли, хронику, очерки, творческие портреты артистов балета и балетмейстеров в газетах «Биржевые ведомости», «Петербургская газета», «Слово», «Петербургский дневник театрала», в журналах «Театр и искусство» и «Звезда», в «Ежегоднике императорских театров». В 1909-1914 годах в издательстве А.Ф. Маркса вышло 8-томное собрание его сочинений. С 1910 по 1916 год он редактировал популярный общественно-литературный еженедельник «Нива». Книга «Современный балет», вышедшая в 1911 году, - это несколько очерков и эссе, посвященных всегда актуальному вопросу русской и европейской культуры — взаимоотношению традиций и новаторства. Увлечение Светлова балетной темой началось с середины 1890-х годов, в переломную эпоху, когда балет, «казалось, пережил сам себя, безнадёжно обветшал и никогда не воскреснет вновь».
В 1910 году умер «истинный создатель русского балета» Мариус Петипа, и его уход многими был воспринят как завершение эпохи классического танца. «Старый путь пройден весь до конца, и там, где он кончается, воздвигнут мавзолей тому, кто этот путь строил. Дальше дороги нет. Нужно прокладывать новую». Так заканчивалось первое эссе книги - «Памяти старого художника М.И. Петипа». Новое в балетном искусстве связано у Светлова прежде всего с двумя именами: Айседоры Дункан, с 1904 года регулярно выступавшей в России, и Михаила Фокина, начавшего в 1907 году ставить в Мариинском театре собственные спектакли. Очерк «Мысли о современном балете» отдавал предпочтение именно фокинским спектаклям, их сценической и хореографической революционности. Сопоставляя старый и новый балет, автор не скрывал своих симпатий. «Настоящий быт. взаимодействие сюжета и танцев, красота хореографических линий и красок, правдоподобие мимической драмы, отрешение от излишней виртуозности классического танца, дошедшей до акробатизма, культ пластической красоты - вот те пути, на которые только что вступил современный балет, сбросивший с себя оковы традиций и долго тяготевшей над ним рутины». В Айседоре Дункан Светлов приветствовал ту же, что и у Фокина, творческую свободу, отход от хореографической схоластики, стремление к простоте и естественности античного танца, запёчатлённого древнегреческой вазовой живописью, фресками и скульптурой. Если позднейшие историки отказывали знаменитой «босоножке» в создании профессиональной танцевальной системы, то Светлов, напротив, использовал не получивший широкого распространения термин «дунканизм», обозначая им новое течение в балетном искусстве, и называл самых известных его представительниц: Стефанию Домбровскую («польскую Дункан»), Иду Рубинштейн. Мод Эллен, сестёр Грету, Эльзу и Берту Визенталь. Очерк «Первый русский сезон в Париже» имел подзаголовок «Впечатления очевидца».
В 1909 году Светлов вошёл в созданный С.П. Дягилевым Комитет по организации «Русских сезонов» за границей и оказался, таким образом, не только свидетелем, но и хронографом громкого успеха дягилевской антрепризы 1909 года в парижском театре Chatelet. Превознося вослед «всему артистическому Парижу» талант Фокина, рассказывая о нескончаемых овациях, сопровождавших каждый выход Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Светлов в то же время давал высокую оценку деятельности художников, работавших с Дягилевым: Л.C. Бакста, А.Н. Бенуа, А.Я. Головина, Н.К. Рериха. По общему мнению, придуманные ими декорации и костюмы сыграли «едва ли не ведущую роль в революции балета». По изяществу оформления и по количеству иллюстраций «Современный балет» может называться альбомом. Непосредственное участие в издании принимал Лев Самойлович Бакст (1866-1924). Заглавный лист, заставки и концовки, выполненные в стилизованной античной манере, графически передавали содержание книги. Обратившись к сценографии в начале 1900-х годов, Бакст начинал работать с М. Петипа, а затем стал ближайшим сотрудником Дягилева и Фокина. Среди иллюстраций книги значительное место отводится балетам, оформленным Бакстом: «Клеопатра» на музыку А.С. Аренского, С.И. Танеева и М.И. Глинки (1909), «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1910), «Видение Розы» К.М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н.Н. Черепнина (1911)- Эскизы декораций и костюмов Бенуа, Головина. Рериха относятся, главным образом, к спектаклям дягилевских антреприз. Кроме того, в книге даны воспроизведения замечательных живописных портретов М. Фокина (В. Серов), А. Бородина (И. Репин), С. Дягилева с няней (Л. Бакст), Н. Рериха (А. Головин), Л. Бакста (Б. Кустодиев). Редкие фотографии и литографические оттиски, приведённые в издании, имеют помету «собрание В. Светлова».
В Первую мировую войну добровольцем пошёл на фронт, служил ротмистром в Ингушском конном полку «Дикой дивизии» и был награждён четырьмя орденами, в т. ч. орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1916 году Светлов женился на известной балерине Мариинского театра Вере Трефиловой, а в 1917 году они эмигрировали из России и обосновались в Париже, где Вера Александровна открыла свою балетную школу. Валериан Яковлевич продолжал публиковать статьи о русском балете, о русских артистах в эмиграции, но уже с позиции защиты классических традиций. В эти годы в Париже и Лондоне вышли несколько его трудов по истории русского балета и «Русских сезонов», и ещё он известен и как собиратель одной из самых богатых русских балетных коллекций.