Октоих на крюковых нотах рукописный. Список XIX в.
Список XIX в. б. шт. фигурный прямоугольник: «Фабрика кн Б Н Гагарина Л. дв. орел D» 2° (34,5 х 22,0 х 2,7). Переплет: доски с тиснением в коже, сохранилась одна латунная застежка на кожаном корешке. На задней крышке пять жуковин того же металла. На обороте одного из задних защитных листов полууставом: «Сия книга Октай певчий старообрядческой часовни, пожертвован 7386 году апреля 2 дня в 5-ю неделю поста. Желающий знать имя се написуем: третица с пятерицею, сторица с единицею и дважды cтopиц с осмерицею и десятериц четыре, ъ (Герасим)». Ниже гражданским письмом: «Подписал сие причетник Кирьяк Корегин 1878 года апреля 7 дня». Заставка-рамка в лист и инициал большой в красках с золотом старообрядческого гуслицкого орнамента. Остальные заставки и инициалы того же орнамента в красках. Киноварные инициалы и киноварная вязь в заголовках. Нотация знаменная с киноварными пометами и признаками, текст истинноречный. Прекрасный образец гуслицкого письма!
Музыкальная культура старообрядцев многогранна и составляет значительный пласт в истории культуры русского народа в целом. Музыкальные истоки их традиций восходят к первоосновам певческого искусства, связанного с профессиональным церковным пением Древней Руси и укоренившегося в богослужении всех старообрядческих конфессий. В то же время, живя в окружении "мира", они испытывают сильнейшее влияние народной музыкальной культуры. Эта культура, с одной стороны, влияет на их быт и обрядовую сторону жизни: свадьбы, календарный обряд и др. (особенно в крестьянской, заводской и, вообще, низовой среде), а с другой приводит к ассимиляции устной традиции. Включение ее в музыкально-певческий обиход, порождает такие необычные формы музыкального искусства, как например, покаянная лирика, духовные стихи, сатирические произведения, памятники театрального искусства и другие. Все эти стороны старообрядческой музыкальной культуры изучены в настоящее время недостаточно основательно, чтобы полноценно судить о значении старообрядческого наследия.
Октоих певческий — собрание ирмосов (от греческого eipiiog — связь, соединение), песнопений, начинающих каждую песню канона и расположенных по восьми гласам. Октоих - книга, появившаяся на Руси в XIII в. Певческий вариант складывается в древнерусской традиции к XV в. Возникновение Октоиха связывают с именем византийского императора VIII в. Иоанна Дамаскина (около 676 — около 777). , который по преданию упорядочил пение, изложив его в 8 гласах - ладах (отсюда - Октоих). Первоначально в книгу были включены воскресные службы, авторство которых приписывают Иоанну Дамаскину. Расширение Октоиха и его оформление в одну книгу осуществил, по преданию, Иосиф Песнописец в 861 г., составив "Великий Октоих". В древнерусской традиции Октоих обычно называется "Книга глаголемая Октоих, сиречь Осмогласник. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина". При этом сложилась традиция давать изображение Иаонна Дамаскина подобно изображению царя Давида в Псалтыре или евангелистов и апостолов в книгах "Библия" и "Апостол".
Песнопения распределялись в русском Октоихе по восьми разделам - гласам, а внутри их по дням недели в строгом порядке, зависимом от времени исполнения. Песнопения будних (седмичных) дней делились на вечерние и утренние. Воскресные же имели песнопения субботних малой и великой вечерен, павечерия, а также полунощницы и утрени. Таким был состав полного нотированного Октоиха, сложившийся окончательно к середине XVII в. Особенности его состава следующие: в исполнение малой вечерни входили богородичен-догматик, стихиры "На стиховне", дополненные воскресным тропарем и богородичном. Отличительной чертой полного Октоиха в отличие от краткого является наличие песнопений субботней "павечерницы" (седален по 6-й песне канона) и воскресной полунощницы (седальны после 3 и 6 песен канонов с богородичнами). Значительно увеличено число песнопений утрени. За воскресным тропарем с богородичном следуют седальны с богородичнами, певшиеся после каждой утренней кафизмы (их всего две), ипакои, степенны-антифоны и прокимен. Далее могут быть изложены стихиры "на хвалитех" и иногда дополнены кондаками и икосами.
После 7 стихир "на хвалитех" (четыре последние называются "ины восточны") и тропари излагаются блаженны (6 - самое большое число). Заканчивается воскресная вечерня славниками: "Слава" - троичен, "И ныне" - богородичен. Последование песнопений утрени седмичных дней близок воскресному: начинали седальны с богородичнами (пелись после каждой из 3-х утренних кафизм). Далее - три стихиры "на стиховне" с богородичном и 4 блаженны. В будни пелась 1-я воскресная блаженна. Заканчивались все утрени двумя славниками. В отличие от других, более кратких древнерусских типов книг, полный содержит большое количество седальнов, которые в древности могли читаться и петься. Старообрядческие рукописи приближаются к более краткому типу. В составе малых и великих вечерен, повторяющих древнерусские списки, редко встречаются "аммореевы стихиры" (приписываемые Павлу Амморейскому). Они содержаться, в основном, в поморских книгах, придерживающихся более древних традиций. В поповских рукописях, начиная с XIX в. в великую вечерню вводится песнопение "Святыя славы". В старообрядческих рукописях претерпевает изменение состав утрени, из которого исчезает воскресный тропарь с богородичном и ипакои.