Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия».
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской Православной Церкви святынь. Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице -Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудовторец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско. Сказание об иконе богоматери Тихвинской – легенда конца XV–XVI вв. о чудесных обстоятельствах появления и перемещения иконы сначала над рекою Оятью около селения Выченицы, затем в местности Кожел над Куковой горой, наконец, над рекою на Тихвине, о возникновении культа ее и создании в связи с этим церкви Успения богоматери в Тихвине. Сказание сохранилось в большом числе списков с различиями в передаче деталей и с добавлениями новых известий, связанных с дальнейшим развитием культа иконы.
Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери.
Середина XVIII века. Бумага. 1° (30,5х19,5), 200 л. Полуустав.
Поступила в ГИМ в 1914 году из собрания Е. В. Барсова.
Сказание о чудотворной иконе Богоматери, согласно легенде явившейся
в 1383 году и хранившейся в Успенском соборе города Тихвина,
— одно из наиболее распространенных в русской рукописной традиции
повествований, прославляющих Богоматерь. Самые ранние краткие списки
„Сказания" относятся к XVI веку. В 1658 году тихвинским иконописцем
Родионом Сергеевым было составлено заново переработанное,
расширенное и дополненное лицевое „Сказание". В то же время
иконографическими источниками для ряда иллюстрированных списков
послужили и иконы Тихвинской Богоматери с клеймами чудес.
В них вошли многие эпизоды, связанные с историческими лицами, а также
события осады Тихвинского монастыря шведами в 1611-1613 году.
Сказание постоянно пополнялось, последнее чудо в Барсовском списке
относится к 1678 году. В рукописи 97 миниатюр. Особенно выделяется миниатюра
к главе „О начале и устроении монастыря", где представлен архитектурный ансамбль
Тихвинского монастыря с пятиглавым храмом Успения, церковью Рождества
Богородицы, звонницей с четырьмя шатрами, в окружении стен с каменными
и деревянными башнями. Елпидифор Васильевич Барсов (1836-1917) — известный
этнограф и археограф, собиратель, исследователь народного творчества
и древнерусской письменности. Преподавал в Олонецкой семинарии, с 1870
был библиотекарем в Московском Публичном и Румянцевском музее.
Его собрание было приобретено Гос. Историческим музеем в 1914 году.
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и еще не христианизированых землях демонстрировало её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным согласно преданию евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века. Начало почитания Тихвинской иконы Богоматери, как чудотворной, относится к концу XIV века и связано с ее чудесным шествием по воздуху и явлением народу в Новгородской земле. С тех пор на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям — болезным и несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род христианский; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные; воздвигались храмы в честь любимой святыни; предание о ней наполнялось все новыми историческими подробностями. В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее «явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий «Сказания» о ней, распространявшиеся в большом числе рукописных копий, и даже попала в общерусское летописание — в частности, в Воскресенскую летопись и в Лицевой летописный свод; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историко-повествовательная, риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно- изобразительная. С середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы, искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных. И сегодня уже вполне обоснованно можно говорить о научной «тихвиниане» как об отдельной и специальной области гуманитарного знания. Однако, несмотря на огромный интерес к этой области со стороны науки, все еще недостаточно хорошо известны литературные источники, составляющие основу почитания чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, прежде всего, в силу отсутствия их научных публикаций. Таким образом, настоящая работа есть еще один шаг по пути восполнения данного пробела. Как уже отмечено, к началу XVII столетия русскими книжниками были созданы 8 различных литературных версий «Сказания» о Тихвинской святыне. Все они отличались друг от друга по объему и составу, фактографическим и идейным содержанием и, соответственно, стилистически. Сравнительно вариативен и текст каждой версии, или редакции, «Сказания», если судить по выявленным спискам. При этом надо специально оговориться: главным показателем различия редакций служит характер именно легендарно-исторической части «Сказания» в хронологических рамках от явления Тихвинской иконы до возведения каменного храма в Тихвине, ибо состав информации, дополняющей эту основную часть сведениями о более поздних событиях, в списках даже одной и той же редакции может быть неодинаковым.
Миниатюра иллюстрирует главу "О пречестном изображении иконы Богоматери".
Исключение представляет только текст редакции Е. Во всех списках он неизменен содержательно-стилистически, в них наблюдаются лишь орфографические расхождения. Кроме того, этот текст наиболее интересен с точки зрения литературной обработки предания о Тихвинской иконе. Его составитель явно стремился к идейно-художественному обобщению, во-первых, всего накопленного исторического материала, а во-вторых, всех известных ему размышлений относительно духовного значения святыни. Вот почему, решая задачу научного освоения древнерусского предания о чудотворном Тихвинском образе Богоматери, целесообразно опубликовать текст именно данной редакции «Сказания». Во время иконоборческой ереси этот образ «Одигитрии», как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы в Тихвине. В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы». В 1507—1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья.
В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь. В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери. Мы рассмотрим 3 экземпляра «Сказания»:
- экземпляр ГИМ
- экземпляр Эрмитажа
- экземпляр ГПНТБ
1. Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери. Середина XVIII века. Бумага. 1° (30,5 х 19,5), 200 л. Полуустав. Поступила в 1914 году из собрания Е. В. Барсова. ГИМ, Барс. 905.
Сказание о чудотворной иконе Богоматери, согласно легенде явившейся в 1383 году и хранившейся в Успенском соборе города Тихвина, — одно из наиболее распространенных в русской рукописной традиции повествований, прославляющих Богоматерь. Самые ранние краткие списки „Сказания" относятся к XVI веку. В 1658 году тихвинским иконописцем Родионом Сергеевым было составлено заново переработанное, расширенное и дополненное лицевое „Сказание". В то же время иконографическими источниками для ряда иллюстрированных списков послужили и иконы Тихвинской Богоматери с клеймами чудес. В них вошли многие эпизоды, связанные с историческими лицами, а также события осады Тихвинского монастыря шведами в 1611-1613 году. Сказание постоянно пополнялось, последнее чудо в Барсовском списке относится к 1678 году. В рукописи 97 миниатюр. Особенно выделяется миниатюра к главе „О начале и устроении монастыря", где представлен архитектурный ансамбль Тихвинского монастыря с пятиглавым храмом Успения, церковью Рождества Богородицы, звонницей с четырьмя шатрами, в окружении стен с каменными и деревянными башнями. Елпидифор Васильевич Барсов (1836-1917) — известный этнограф и археограф, собиратель, исследователь народного творчества и древнерусской письменности. Преподавал в Олонецкой семинарии, с 1870 был библиотекарем в Московском Публичном и Румянцевском музее. Его собрание было приобретено Гос. Историческим музеем в 1914 году.
2. [Иродион Сергиев]. Сказание о чудотворной иконе Тихвинской Богоматери. В заглавии: «Повесть чюдна и зело полезна, сложена от древняго писаны о жониомъ изображент како и когда зачатся тонное изображение. В о написанги тоны пречистыя Владычицы нашел Богородицы и присно девы Март честного ея Одигтрии, и о чюдесехъ ея, иже сотвори во царствующемъ Константине граде. И о еже како уставися праздновати честный праздникъ ея Одигтрио». Россия, 1761—1762, 249 лл., полуустав, 144 акварельных рисунка, 3 орнаментальных рамки. Бумага. 43х28 см. Филигрань «Лилия Страсбурга». Переплет коричневой кожи с золотым тиснением на досках. Две металлические фигурные застежки Обрез золотой. На первом форзаце — штамп конца XIX — начала XX веков «Николай Дмитриевичъ Дурдинъ №». Владельческие надписи: на 1-м листе — «Сия книга Александры Евлампиевны», на 3-м л. — «Сия богодухноаеннал книга подарена (туку и креснику моему Николаю Дмитриевичу Дурдину креснымъ Александръ Алексеевичем Дурдинымъ февраля 13 дня 1891 года». Поступление в Эрмитаж: 1923, из Музейного фонда.
Легенда о чудесном явлении иконы Богоматери над рекой у города Тихвина и о возведении в ее честь церкви Успения была записана в конце XV - начале XVI века. Во второй половине XVIII века монах-иконописец Тихвинского монастыря Иродион Сергиев, значительно переработав и дополнив текст легенды, написал на его основе свой вариант «Сказания». Владельцами рукописи были Александр Алексеевич Дурдин, купец 2-й гильдии и владелец магазина серебряных изделий, и его внук Николай Дмитриевич Дурдин, инженер-технолог. Рукопись датирована по упоминанию в ней императора Петра III.
3. Cказание о Тихвинской иконе Богоматери. 2°. Рукопись второй половины 18 века. Бумага. Полуустав. Традиция: русская. Формат переплет: 310х195 мм. Место хранения и шифр: Новосибирск, ГПНТБ, Тих. 26. Описание: "Сказание о Тихвинской иконе" поступило в ГПНТБ из собрания академика М.Н. Тихомирова, который приобрел ее в 1955 г. вместе с другими рукописями и документами из коллекции В.Ф. Груздева. Рукопись написана на 239 бумажных листах с филигранью в виде группы "pro patria" c надписью "H. Wolven" и контрамаркой "GR", переплетена в доски, обтянутые кожей c тиснением.
Миниатюра иллюстрирует рассказ о построении
церкви на месте явления иконы Богоматери.
О погорении первыя церкви и часовни, и о обретении иконы Богоматери,
которая скрыта в можжеельнике. Миниатюра иллюстрирует слова текста:
"По совершении же и освящении начальныя церкви тихфинския, прешедшим семи летом,
церковь она внощи погоре вся от свещи. Чюдотворную же икону
пресвятыя Богородицы Одигитрие, обретоша в можжеельнике:
от церкви вдале яко за полпоприща целу и ничем не вреждену.
В то же время погоре и часовня иже бе впустыни, крест же онъ сосновый онемже предрекохом,
такоже и обретоша в можжеельнике весь цел от огня не вредим".
О поставлении и устроении монастыря пречистыя Богородицы на Тихфине.
Миниатюра иллюстрирует рассказ о том, как государю Ивану Васильевичу Грозному
Бог внушил благую мысль создать обитель пресвятой Богородицы на Тихвине.
Иван Грознай изображен в окружении митрополита Макария,
архиепископа Новгородского и Псковского Пимена,
"и со прочими архиепископами и епископами".
О приступе безбожных к велице обители и паки к девичю монастырю,и о победе Богоматере на них.
Миниатюра иллюстрирует рассказ о том, как польско-литовско-немецкое войско
подошло к стенам обители Богородицы на Тихвине
"со огненными подметы и прочими кознодеиствы".
Полное название рукописи можно найти на первом листе второго счета: "Книга о пречестней и пречюдней пресвятыя владычицы нашея Богородицы и присноблагословенныя девы Марии иконе честного ея Одигитрия. О преславных ея явлениях в стране Российстей и вселении на Тихфине.
О приступе зловерных и о победе на них.
Миниатюра иллюстрирует рассказ о том,
как "некий казак зовомый Тяпка" перебежал от "христолюбивого воинства"
в немецкие полки и своими рассказами об оскудении монастыря Богородицы
внушил немцам надежду наконец-то взять монастырь приступом.
Но благодаря чудесному заступничеству Богородицы враги опять были побеждены.
Падение идолов.
Миниатюра иллюстрирует "Повесть об иконном изображении...
И егда вниде Богородица Мария со отрочацем Иисусом
в жертвище бога их Авидула, падоша идолы".
О явлении пречистыя Богородицы некоему благоговеину мужу.
Миниатюра иллюстрирует рассказ о том,
как "мужу благоговеину" Мартиниану "явися пресвятая Богородица,
с Николою чудотворцем, и со преподобным Варламом Хотынским,
и с Савватием Соловецким" и сказала:
"погибнет место сие от многаго блужения и поганства, понеже з женами скверными близъ церкви моея спать,
и оскверниша святое мое место". Мартиниан в ужасе поведал о своем видении воеводам,
и те немедленно изгнали "все жены скверноделательные",
расчистили церковную паперть и мусор около церкви "своими руками огребоша".
Богородица, видя их раскаяние, смилостивилась.
О различных отчасти чюдесех о созидании храмов и обителеи. Богу всемогущему в Троице поемому во славу и преблагословенней деве Марии в честь и похвалу людем же православным в ползудуховное назидание, написанное в лето от создания мира 7182-е. От воплощения же Бога слова 1682-е". Рукопись содержит службу иконе, сказания об ее явлении, о построении монастыря и чудесах иконы, последнее из которых датируется 1655 г.
Страница: 27-лицевая
Техника: гризайль
Размер (в мм): 70*123
Орудия письма: кисть
Красная буквица Л.
Страница: 193-лицевая
Техника: гуашь (акварель)
Размер (в мм): 36*12
Орудия письма: перо