Кадоль, Огюст-Жан-Батист-Антуан. Виды Москвы. Париж, 1825.
Cadolle (Auguste-Jean-Baptiste-Antoine). Vues de Moscou, dédiées à sa majesté Alexandre I-er, empereur autocrate de toutes les Russies, roi de Pologne. Dessinées par A. Cadolle, lithographiées par Deroy, A. Joly, Lemaitre, Fragonard, Renoux, Jacottet, Dupressoir, etc. Avec texte. Grand in-folio. (3) ff. (titre, dédicace et liste des souscripteurs), 4 pp. texte, 10 plts. Paris, chez l'auteur, 1825.
Кадоль, Огюст-Жан-Батист-Антуан. Виды Москвы. Иллюстрированный альбом. Посвящается Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому, королю польскому. Париж, Пинар & Энгельманн, 1825. 10 литографий работы Deroy, Joly, Lemaitre, Fragonard, Renoux, Jacottet, Dupressoir и др. Титул, 1 л. посвящения, 8 стр. текста и 1 л. с описанием планшей. Издание Delux на китайской бумаге. Издание печаталось в течении 1825 года в три этапа: первые два - по три планша, последний – четыре. In-plano: 66,5x51 см.
Библиографические источники:
1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №217a-50 рублей!
2. Клепиков С.А. «Москва в гравюрах и литографиях». (Опыт библиографии печатных альбомов и серий). Труды Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Москва, 1958. Т.2, с.с. 11-194.
3. РОССИЯ & ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА. Редкие книги, гравюры, карты и фотографии о Восточной Европе, России, Украине, Кавказе и Средней Азии. Лондон, 2009, №24 — £36000.
4. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, №2401-2417. Описан второй альбом Кадоля 1825 года с 17-ю литографиями!
Описание планшей:
1. Vue interieure d'une partie de Moscou. Prise des hauteurs a droite de la Yaousa.
2. Vue du pont de pierre. Prise du Cremlin.
3. Vue du Cremlin Prise du Pont de pierre.
4. Vue du l'ancien palais des tsars. Prise dans l'interieur du Cremlin.
5. Vue de la maison des enfans trouves.
6. Vue prise aux etangs de la Presnia.
7. Vue de la place des boutiques.
8. Vue generale du Cremlin, Prise du cote la Yaousa.
9. Vue generale de la ville de Moscou. Prise de la Montagne dite des Moineaux.
10. Vue d'une Partie de Moscou et de ses environs. Prise a la suite de la vue generale de cette ville.
Кадоль, Огюст – Жан - Баптист - Антуан (1782 — 1849) — французский художник, литограф. Работал в России в 1820-х годах, жил в Москве. Во время своего пребывания в Москве мастер создает работы, отразившие величие возрождающейся из пепла города. Все рисунки О. Кадоля литографировались в Париже и распространялись через {магазины, торгующие эстампами}, где можно было не только покупать, но и рассматривать литографии и гравюры, совершая «виртуальные» путешествия. Вернувшись в Париж, выпустил три серии литографированных видов Москвы и её окрестностей по своим великолепным рисункам (1825-1834), среди них знаменитая «Панорама Москвы от Императорского дворца в Кремле». Литографии печатались в течении года; кроме того, были раскрашенные от руки и покрытые лаком листы. Было издано два альбома видов Москвы: с 10-ю и 17-ю литографиями, соответственно. Альбом с 10-ю иллюстрациями, который литографировали Deroy, A. Joly, Lemaitre, Fragonard, Renoux, Jacottet, Dupressoir, etc - размером Grand -in Folio, а с 17-ю, который литографировал сам Кадоль - средних размеров.
Первая замкнутая (круговая) панорама была снята Августом Кадолем со Спасской башни и литографирована им же. Она отпечатана на двух листах. Общая протяженность по изображению составляет 170 см при ширине 18 см. Начинается панорама от Варварской улицы, проходит по Замоскворечью и дальше по часовой стрелке к Верхним торговым рядам. Наблюдатель находится в центре изображаемой местности и для ее воспроизведения поворачивается по часовой стрелке на 360°. На литографиях О. Кадоля можно видеть памятники, относимые иностранцем и образованным русским человеком к специфическим и типично русским по стилистике.
Это прежде всего Московский Кремль, столь не похожий на европейские крепости, и общий вид Москвы, застроенной также весьма непривычно для европейца. В первой половине XIX века панорамные виды ценились особенно высоко. Многие художники, путешествуя по Европе в поисках заработка и признания, по приезде в новое место создавали панораму этого города. Такие произведения показывали в специальных «кабинках». Русские художники тоже создавали панорамы, и некоторые из этих произведений стали очень знамениты.