Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1242 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Паули, Густав-Фёдор Христианович (Pauly Theodore, de). Description ethnographique des peuples de la Russie. Par T. de Pauly. Publie a I'occasion du jubile millenaire de I'Empire de Russie. Saint-Petersbourg, 1862.

Этнографическое описание народов России. Издание в честь тысячелетия Российской империи. XIV, 292 с. в 2 столбца: 154 c. (индо-европейцы), 30 с. (народы Кавказа), 78 с. (урало-алтайские народы), 13 с. (восточно-сибирские народы), 15 с. (русская Америка), 62 л. цветных хромолитографий парижской работы, 1 литогр. с антропометр. данными черепов, 1 л. табл., 1 литогр. карт. На французском языке. В цельнокожаном переплёте второй половины XIX века с заглавиями, тиснёнными золотом на верхней крышке и корешке. Тройной золотой обрез. 54x41 см. Эта роскошная книга, изданная к 1000-летию России и посвященная императору Александру II, практически сразу после выхода в свет стала библиографической редкостью. По сути, издание закрывает собой эпоху, когда на карте страны оставалось немало белых пятен, а под влиянием наступающей цивилизации еще не начали забываться многовековой уклад жизни и национальные обычаи.

Автop книги - Густав Теодор Христиан Паули - окончил Берлинский университет, служил в прусской кавалерии, с потерей чина перешёл на русскую службу в один из гусарских полков, превратился в Густава-Фёдора Христиановича, но, судя по всему, разочаровавшись в военной карьере, менее чем через год вышел в отставку. Некоторое время он занимал незначительный пост помощника полицмейстера в Воспитательном доме, преподавал немецкий язык в Сиротском институте, затем отказался от преподавания, чтобы стать институтским экономом по съестной части.

Время от времени Паули публиковал сочинения на различные темы, дарил их высочайшим особам и даже бывал за это награждён: за одну из книг получил от императрицы золотую табакерку, за другую - подаренную персидскому шаху - удостоился ордена Льва и Солнца третьей степени, о котором чеховский персонаж «твёрдо знал, что для получения такого ордена не нужно ни сражаться, ни жертвовать на приют, ни служить по выборам, а нужен только подходящий случай». «Случаем», благодаря которому Паули превратился в кавалера персидского ордена, как раз и стал солидный том «Этнографического описания народов России». Выпущенный на французском языке, он был проиллюстрирован 63 красочными хромолитографиями, специально заказанными в Париже. Издание, осуществлённое на средства автора, посвящалось тысячелетию России (862-й - год «призвания варягов», начало правления легендарного князя Рюрика). Позднее специалисты отмечали серьёзные промахи, допущенные Паули, но для своего времени издание оказалось, несомненно, замечательным и даже, как писали рецензенты, «единственным», так как за предыдущие пятьдесят лет, начиная с 1812 года, в России не появилось ни одного сколько-нибудь полного обзора состава населения империи.

Рис.1: Юраки — юго-восточная группа западных самоедов. Это кочевое племя, живущее на территории, ограниченной Ледовитым океаном и реками Таз и Енисей. Несмотря на суровый климат побережья Ледовитого океана, юраки, поддерживающие контакты с русскими, подражают им в одежде и обычаях. Те же, которые не контактируют с русскими, строго придерживаются собственных обычаев и носят национальную одежду. Они наносят себе татуировки даже на лицо, используя для этого рыбьи кости и древесный уголь. Огнестрельное оружие им почти неизвестно. Юраки живут в юртах, которые называют чумами, они круглые, высотой 9-10 аршин. Чумы сделаны из шкур, натянутых на легкую конструкцию из жердей, так что ее легко можно перевозить.

Рис.2: Великороссияне разных губерний. Слева направо: Псков, Тверь, Смоленск, Калуга, Тула.

Рис.3: Шведы вообще представляют тот же физический и нравственный тип, что и немцы, в особенности они похожи на немцев северных областей. Шведы Петербургской губернии — почти исключительно мещане, торговцы или административные служащие в столице. Эстонские шведы населяют небольшие острова и несколько деревень на материке, где они постепенно смешиваются с эстонским населением. Основное занятие островных шведов — земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля. Они также строят суда на продажу и для собственных нужд. Они сами для себя делают и домашнюю утварь. В отсутствие мужей шведские женщины выполняют все необходимые полевые работы. Едят они обычно хлеб, кашу, соленую рыбу, картофель, молочные продукты и иногда мясо, пьют воду, простоквашу и очень слабое пиво. Их старинный национальный костюм претерпел некоторое обновление: мужчины носят рыбацкую одежду: черную или белую фетровую шляпу, синюю куртку или кафтан того же цвета, синие же панталоны и сапоги. Женщины одеваются по-немецки.

Рис.4: Великороссияне Воронежской губернии.

Русская нация в корне своем славянская, но формирование ее произошло под мощным воздействием посторонних влияний. Это выдающаяся, однако весьма широкая религиозная, политическая и национальная общность, которую нельзя рассматривать вне контекста стержневой государственной идеи, выраженной в слове «царь». Русские, то есть обитатели губерний Великороссии, люди как правило крепкого телосложения. Те из них, кто живет в отдаленных северных или восточных губерниях, а также в бывших польских провинциях, потомки беглых крестьян, сохранили нетронутым древний тип: они высокого роста, сильны, сложены атлетически, у них большие выразительные глаза, благородные, ярко выраженные черты лица.

По выходе в свет «Описание народов России» сразу же стало пользоваться большой популярностью: его стоимость поднималась до 150 рублей, что в 60-е годы XIX столетия считалось очень высокой ценой. Ныне это - редчайшее библиофильское издание, в полном комплекте практически ненаходимое, так как помещённые в книге иллюстрации обыкновенно изымались и продавались отдельно. Хромолитографии, изображающие типы народов России, и по сей день вызывают восхищение знатоков. Однако не меньшую, чем библиофилы, признательность к Паули должны испытывать «братья наши меньшие»: ведь в 1865 году он основал и возглавил Российское общество покровительства животных.


Рис.5: Великороссияне центральных губерний.

Рис.6: Великороссияне разных губерний (фрагмент).

Слева направо: Нижний Новгород, Рязань, Орел.


Рис.6: Малороссы (Украинцы).

Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими — единоверной и братской нацией. Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.


Рис.7: Белорусы Могилевской губернии много менее зависимы от польского влияния на уровне языка, костюма и других особенностей частной жизни, чем их западные соседи, составляя собой наиболее продуктивную часть этой нации. Они добродушны, сердечны и строго осуждают тех, кто проявляет легкомыслие по отношению к возделыванию земли, семье и домашнему очагу. Их невысокие сероглазые мужчины по обычаю бреют усы и стригут бороды, а женщины носят мужские кафтаны или платья на польский манер, кто побогаче. Питаются крестьяне в основном хлебом и картофельным супом, который иногда варят на молоке, а кваса не знают вовсе.

Рис.8: Уральский казак.
Казаки окружают всю азиатскую часть Российской империи наподобие крепостного вала, образуя почти неразрывную линию длиной 10000 верст, от Охотского моря до Кавказа и Дона. Они представляют собой особую, крайне специфическую часть русской народности. Стечение обстоятельств, в большей мере внутренних, чем внешних, решительно разрушивших первоначальный уклад жизни, послужило причиной возникновения этой группы, которая сформировалась в процессе борьбы с татарами. Донские казаки, как и запорожские, делятся в нравственном отношении на две группы: собственно казаки и бедняки (голытьба, как они именуются в народных песнях). Среди этих последних множество беглых великороссов. Это среди них и Разин, и Болотников, и Пугачев набирали себе наиболее преданных сподвижников и формировали из них свои яростные и неустрашимые отряды.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. В итоге многолетних научных экспедиций, путешествий, сбора вещественных, письменных и изобразительных материалов российская наука к концу XVIII века накопила большой запас этнографических сведений. Обобщающим трудом по всем народам Российской империи, описанию их хозяйства, образа жизни, внешности, одежды, то есть первой сводной этнографической работой, стало «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…» Иоганна-Готлиба Георги.

Рис.9: Линейный казак.

Рис.10: Поляки из окрестностей Кракова.

Внешностью поляки сильно отличаются от великороссов: голова у них меньше, они не столь рослые, черты более тонкие. Им не хватает той особенной гармонии — если так можно выразиться — между душою и телом, своего рода уверенности, которой в известной мере обладают великороссы. Польское дворянство крайне резко отличается от народных масс. У благородных поляков по большей части выразительные лица, глаза и волосы темные, носы чаще всего орлиные, аристократизм и гордость проглядывают и в их внешности, и в поведении.

Рис.11: Поляки разных губерний.

Слева направо: Радом, Люблин, Варшава, Плоцк, Августово.

Рис.12: Литовцы Виленской губернии.

Эпоха, в которую литовцы поселились на прибрежной территории Балтийского моря, точно не установлена. Постоянно втянутые во вражду и кровопролитные конфликты с соседями, они, обитая в глубине своих огромных лесов, сохранили и по сей день воинственный и дикий нрав. Мирные попытки русских, живших в захваченных литовцами западных княжествах, обратить литовцев в христианство оказались бесплодными. Также и фанатичный натиск рыцарей Тевтонского ордена, который должен был заставить литовцев запада и северо-запада обратиться, только подстегнул их дикое упрямство, вместо того чтоб успокоить его. Иностранная цивилизация, религия и языки оставались чуждыми этому народу, и только имели некоторое индивидуальное влияние в особенности на их князей.

Рис.13: Латыши. Праздничный наряд лемзальских крестьян.


Жилища латышей Курляндии представляют собой маленькие деревянные домики, крытые соломой, которая вскоре становится такой же золотистой, как солнце, но которая приносит мало пользы. Дома окружены хозяйственными постройками. Окна в домах маленькие, едва заметные, не придают ни малейшей привлекательности тому, что называется латышской фермой. Интерьер, однако же, показывает, что тут царит аккуратность и характерная для Курляндии вообще зажиточность. Тут не существует деревень в собственном смысле слова, это несколько господских домов вперемешку с хижинами крестьян и дом кюре. Латыши, как и все крестьяне, едят много говядины, а также свинины и сала. Их национальная пища состоит из супов, которые, сваренные в огромном количестве, служат работникам и пищей и питьем.

Кругосветные экспедиции начала XIX века, путешествия в страны Азии, Африки, Америки, Океании существенно раздвинули рамки известного мира. Наряду с изучением среднеазиатских и кавказских народов постепенно нарастал возникший в последние десятилетия XVIII века исследовательский интерес к быту русского народа. Накапливаемый фактический материал частично публиковался в отчетах о путешествиях, частично попадал в периодические издания, большая же часть его оставалась неизвестной широкой публике. С 1840-х годов начался новый этап становления этнографической науки, связанный с поисками путей дальнейшего развития России. Важной вехой в этой связи является 1845 год — дата основания Русского географического общества. Среди его учредителей были видные деятели науки того времени: мореплаватели и адмиралы Иван Крузенштерн и Фердинанд Врангель, естествоиспытатель, основоположник эмбриологии, антрополог Карл Бэр, астроном и геодезист Василий Струве, геолог Григорий Гельмерсен, статистик и этнограф Петр Кеппен, писатель, лексикограф и этнограф Владимир Даль.

Рис.14: Валах и молдаван.

Валахи, молдаване, румыны — народ, выделившийся в первые века нашей эры из группы народов, объединявшей даков (кельтов), римлян и славян. В России валахов Бессарабии называют молдаванами. Валахи, живущие в России, сохранили вместе со своей верой и языком также и древний характер, в котором еще можно увидеть некоторые обычаи, унаследованные от древних римлян. Примером могут служить танцы валахов, большинство из которых неизвестно в нынешней Италии, но которые выражают идеи или события древности или же заключают в себе исторический смысл. Среди других обычаев, несущих печать римского язычества, правило класть покойному под язык монету — это тот же обол, который платили Харону, — а на голову или на гроб черную курицу — жертва, которую римляне приносили Плутону.

Рис.15: Курд. Армянин.

Армяне — один из самых древних народов мира, цивилизация которых существовала еще в глубокой древности. Они хорошо известны как торговцы во всей западной Азии и восточной Европе. Армяне могли бы претендовать на звание самого красивого народа на земле. Их тело хорошо и очень пропорционально сложено, они очень черноволосы, у них ярко выраженные черты лица, большие черные глаза, греческий профиль. Характером армяне мягкие и спокойные, учтивые и скромные. Закавказские армяне сохранили приверженность своим древним обычаям и занятиям.

Рис.16: Немецкие колонисты (с окрестностей С.-Петербурга).

Немецкие иммигранты, которых со времен Ивана III и в особенности Ивана IV призывали и которые сами селились в деревнях, сейчас живут почти исключительно в городах, где они занимаются ремеслами или искусствами, среди них много врачей, аптекарей, торговцев, учителей их собственного языка, профессоров и т. п. Благодаря трудолюбию и таланту бережливости многие из них накопили небольшой капитал, оказались удачливыми в коммерции или сделали карьеру чиновников, ученых, военных и т. п., снискав себе независимое и уважаемое положение. Дети этих иммигрантов, рожденные в новом отечестве, весьма часто заметно отличаются от родителей. Для этого второго поколения немцев немецкое отечество нисколько не интересно и не притягательно: они русские по отечеству. Однако они не русские по вере, по языку, по нравам, по образованию.

Рис.17: Грек и арнаут.

Современные греки происходят из хрупких осколков былой народности древних греков, к которым примешались италийцы, фракийцы и славяне. Иногда их относят к группе народов греко-латинской, или греко-романской расы, к которой принадлежат народы, чьи языки в ощутимой мере содержат греческие или латинские элементы. Греки живут в южных губерниях Российской империи, они преимущественно купцы или мещане. Те же, кто принадлежит к крестьянскому сословию, обитают большей частью в Екатеринославской губернии и Абхазии, Бессарабии, Херсоне и Тавриде. С древних времен, еще до Рождества Христова, греки жили на этих землях небольшими колониями, достигшими процветания и высокого уровня культуры. Сейчас греки обитают преимущественно на южном берегу Крыма, этого сада европейской России.

Рис.18: Евреи (талмудисты).

Евреи Российской империи делятся политически и административно на израилитов и караимов. Израилиты более многочисленны и в свою очередь подразделяются на талмудистов (раввинистов) и каббалистов (хасидов). Во все эпохи евреи в Российской империи образовывали и сейчас образуют в некотором роде государство в государстве. Правительство недавно приняло решение тщательно исследовать внутреннюю организацию евреев, с тем чтобы ей придать вид и привести в соответствие с законами государства. Даже малообразованные евреи обязаны в силу условий своей религиозной, общественной и семейной жизни уметь говорить и читать не менее чем на трех-четырех языках. Большинство евреев знает эти языки: для религиозных обрядов необходим древнееврейский, или библейский, в повседневном общении российские евреи пользуются древним немецким, в который вследствие многочисленных переселений евреев внесены некоторые изменения.

Этнография сразу заняла почетное место в системе Русского географического общества, и уже в первые годы его деятельности была составлена и издана первая «Этнографическая карта Европейской России» (1851). Географическое общество, получившее поддержку правительства, организовывало многочисленные экспедиции и путешествия, рассылало программы для сбора этнографического материала, обрабатывало полученные данные и публиковало их в своих изданиях, ставило вопрос об организации Этнографического музея. Образы людей из народа продолжали оставаться в поле зрения художников второй трети XIX века.

Рис.19: Караимы.

В России караимов насчитывается не более 6000 душ. Эта секта, которая некоторыми признается за самостоятельный народ, крайне рассеяна: их имеется 4000 душ в Крыму, в Бахчисарае и на Чуфут-Кале, 700 в Херсонской губернии, 500 в окрестностях Вильны, 300 на Волыни, 250 в Ковно, 500 на Кавказе. Караимы считают себя единственным народом, исповедующим древнюю национальную религию евреев. Они настаивают, что их догмы суть истинное учение Моисеево, свободное от всех позднейших дополнений. Караимы отвергают всю устную традицию и строго придерживаются текста Ветхого Завета. Будучи изолированы от единоверцев в веке, предшествовавшем Рождеству Христову, они сохранили свое учение без каких-либо позднейших дополнений.

Рис.20: Грузин. Имеретин.

Горские народы наделены богатой натурой. Их чувства, исключительно деликатные и тонкие, часто проникают через грубую оболочку, под которую они запрятаны уже многие тысячи лет. Они не только не чужды изящества и поэтического вкуса, но, напротив, эти два качества составляют одну из самых ярких особенностей характера горцев. Они изящны даже в рваной черкеске (длинный балахон), в шерстяном колпаке и в бурке, их походка и выправка непринужденны и живописны. Их речь ни мимикой, ни интонациями не напоминает грубую речь народов Европы. Сбруи их лошадей, их кожаные ремни, галуны и проч. являют врожденный вкус, особый, яркий, независимый от иных цивилизаций. Горцы любят музыку, но только хорошую музыку, и не удовлетворяются звуками, издаваемыми нестройными инструментами. Поэтическая натура горцев сквозит в их воинственных песнях и погребальных гимнах.

Рис.21: Грузин и грузинки.

Сегодня среди грузинских народов, живущих в Российской империи и заметно отличающихся один от другого, мы выделяем картлийцев (с кахетинцами), имеретинцев, мингрельцев, гурийцев, сванов, пшавов, тушин и хевсуров, в Турции же, на побережье Черного моря живут еще лазы. Возникшим за века различиям в физиономии, языках и нравах они обязаны как расположению своей страны в горах Кавказа, так контактам с окружающими их дикими и воинственными племенами. Связи русского и грузинского народов очень продолжительны — древо христианства цветет в Грузии пятнадцать веков, и после исчезновения Византии она тяготеет к России.

Рис.22: Чеченец. Лезгин.

Если в характере лезгин есть хорошие черты, то в нем же имеется и достаточное количество плохих. Лезгины храбры, ловки и упорны, они могут за короткое время преодолеть без отдыха огромные расстояния, но они в высшей степени мстительны. Страсть к мести поддерживается в них религией и нравами Дагестана, где они живут. Кровная месть постигает не только отдельных людей, но и целиком семьи, целые аулы, и продолжается многие годы. Убийца редко остается в своем ауле — ради собственной безопасности он уходит в другое племя.

Рис.23: Осетин. Кабардинец.

Часть черкесов под названием кабардинцы живет в долине Терека. В основе общественной и политической организации всех черкесов лежит клан. Во главе клана стоит старейшина, глава семьи, — полноправный хозяин всех своих жен и детей. Жену черкес может выбрать в любом племени Закубанья и среди кабардинцев, лишь бы она была по рождению равна ему. Если девушка принадлежит княжескому роду, выкуп за нее может состоять из 30 частей, среди которых такие: 1. слуга, 2. кольчуга, 3. шлем, 4. поручи, 5. сабля, 6. восемь быков, 7. хорошая лошадь, 8. обычная лошадь. Остальные 22 части могут составлять быки или бараны.

В 1840-х годах публиковались литографии Игнатия Щедровского, Рудольфа Жуковского, представляющие русские народные типы. Группа художников под руководством Василия Тимма участвовала в издании альманаха «Наши, списанные с натуры русскими» (1841–1842), где были представлены типажи петербургских улиц от светских франтов до дворников и разносчиков. Но изображений этнографических типов Российской империи, помимо приведенных в классическом сочинении Георги и в альбомах «Народы России» с гравюрами Емельяна Корнеева и «Бытовые сцены, пейзажи, обычаи и костюмы Кавказа» с рисунками князя Григория Гагарина, практически не существовало. Научная ценность этих изданий оставалась неизменной.

Рис.24: Депутаты горских племен,

бывшие на коронации Государя Императора в Москве в 1856 году.

Рис.25: Мезенские самоеды (ненцы).

Самоедские народы, похоже, монгольского происхождения, однако у них заметно сходство с народами финскими, и они являют собой, так сказать, переход от монголов к финнам. Самоеды были прежде соседями монголов по своему первоначальному месту поселения в Алтайских горах — прародине финно-татарской семьи. Самоеды населяют почти все побережье Ледовитого океана. Не следует считать, что самоеды изначально жили на этих землях — они перекочевали туда под сильным натиском других народов. У самоедов большие головы, низкие лбы, плоское и круглое лицо темно-желтого цвета, большой рот, выступающие, как у монголов, скулы, черные колючие волосы, большие уши, короткие руки и ноги. Самоедские женщины похожи на мужчин. Одеваются в одежду из оленьих шкур.

Рис.26: Ливы из села Ирбен. Кревинги (водь) из села Нейраден.

Ливы, упоминавшиеся в древнерусских хрониках под названием либь или любь, ближайшие родственники эстонцев. Они обитали по обоим берегам Двины в нижнем ее течении и были вытеснены оттуда литовцами. Одна группа направилась к востоку и осела среди латышей, другая осела в 14 деревнях на северо-западе Курляндии. Жилища и оруция труцау ливов теперь почти те же, что и у латышей, покрой одежды, заимствованный у крестьян соседних деревень, тоже все более и более приближается к латышскому и немецкому. Правда, носят они одежду мрачную в противоположность светло-серой одежде латышей. Привыкшие с раннего детства к морю и подстерегающим на нем опасностям, ливы — неустрашимые моряки. Женщины не уступают мужчинам ни на суше, ни на море.

Рис.27: Эстонцы.

Жизнь эстонцев значительно определяется погодой: летом они много работают, зимой же, напротив, спят долго и много. По очень древней традиции они многие века, в отличие от соседей-латышей, жили большими, беспорядочно устроенными деревнями, и только совсем недавно интересы ведения хозяйства заставили их жить отдельными хозяйствами. Эстонцы очень ценят семейную жизнь, холостяки вызывают презрение, старых же дев среди них вовсе нет. Семья составляет основную цель существования этого народа. В отличие от тяжелой и жалкой жизни публичной, их семейная жизнь богата и лишена монотонности. Среди эстонцев распространен такой предрассудок: они не любят умирать в постели, поэтому с приближением смерти они велят положить себя на пол. В гроб им кладут щетку для волос, кусок мыла, несколько мелких монет и стакан водки.

Рис.28: Финны Санкт-Петербургской губернии (ижорцы).

Финны аурамойзет, рассеянные по Санкт-Петербургской губернии, большей частью вблизи столицы, смешаны с финнами савакот. Их диалект претерпел заметные изменения под влиянием русского языка. Выделяет аурамойзет женская одежда. Она состоит из длинной белой сорочки, изящно вышитой красной шерстью, платья из толстой шерстяной ткани в черно-красную клетку, с каймой из красного сукна, передника, вышитого тем же узором, что и рубаха. Носят они широкую накидку в форме халата, зимой из толстой белой шерсти, а летом из холста.

Что касается самих типажно-костюмных образов, то они, в свое время бывшие художественным явлением, к середине XIX века сохранили лишь значение иллюстраций в этнографических трудах. Восполнить пробел в изучении и отображении костюмов, быта и образа жизни народов Российской империи в тот момент, когда имевшиеся публикации уже не соответствовали уровню этнографической науки, художественным требованиям и полиграфическим возможностям новой эпохи, позволило фундаментальное исследование, подготовленное Густавом-Теодором Паули. Этот новый сводный труд по этнографии всех народов России увидел свет под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России»). Издание, которое часто называют сокращенно «Народы России», было выполнено на основе самых свежих данных, какими располагала наука того времени, преимущественно по материалам Русского географического общества.

Рис.29: Финны Санкт-Петербургской губернии (аурамойзет и савакот).

Рис.30: Финны (суомалайзет).

Рис.31: Эйнарские лопари (саамы).

Лопари, по-видимому, принадлежат к первобытному населению Европы — неизвестной расе, которая, видимо, населяла ее до переселения кельтов и остатки которой можно и сейчас найти в Стране Басков, Шотландии и т. д. Нынешние лопари, напоминающие финнов характером, традициями, религиозными суевериями, отличаются небольшим ростом, имеют на лицах черты монголоидного типа; лица у них приплюснутые, скулы выступают, волосы темные, разрез глаз узкий. Они известны своей медлительностью и угрюмостью, но в то же время набожны, услужливы, честны и гостеприимны. Все лопари обладают характером, который можно было бы изобразить в виде ручья, чьи тихие и прозрачные воды текут почти незаметно, но которые, если натолкнутся на препятствие, сокрушат его, при этом не прервав и не изменив своего пути. Финский тип оказал сильное влияние на характер лапландцев, однако для последнего типична более легкая утрата душевного равновесия, чем у финнов, и, как утверждает Кастрен, характер лапландцев может быть рассматриваем как брат характера финнов, но менее стойкий и выдержанный.

Рис.32: Зырянка. Вотячка. Вотяк. Зырянин.

Жизнь вотяков (удмуртов) невыносима для тех, кто не привык к ней с рождения: зимой они живут в больших деревянных избах вместе с телятами, козами, овцами и курами, весной же они все переселяются в хозяйственные постройки. Вотяки крайне суеверны. Если с ними случится какое-нибудь несчастье, те из них, которые не крещены, приносят жертвы злому духу: для этого закалывают гуся, утку или теленка, варят мясо в котле, при этом все присутствующие выливают несколько ложек бульона в огонь, после чего все вместе съедают мясо — тем церемония и заканчивается. Среди зырян (коми) мы находим мирную беспечность, полное спокойствие, тихую простоту — результат размеренного существования, лишенного всяческих тревог. Зыряне — люди природы, хотя это заметно не сразу. На первый взгляд они производят странное впечатление: глаза, косящие, как кажется, по сторонам, грубость и неловкость, упрямое молчание в ответ на вопросы, пока ты не задашь их им на их собственном языке, их замешательство и постоянная флегматичность — все это отталкивает при первом общении. Но тот, кто не станет обращать внимание на это их свойство, тут же уверится, что зыряне располагают многими прекрасными свойствами души.

Рис.33: Обдорские остяки (ханты).

Остяки-язычники имеют представление о высшем Существе, они именуют его Торм или Торым, но не отваживаются к нему взывать. Поэтому они создали себе низших богов, способности которых творить добро и зло ограничены и к которым они обращаются как к добрым и злым духам. В давние времена шаманы делали деревянные изображения этих духов, одевали их в причудливые одежды, придававшие им вид изуродованных людей. Другие духи изготавливались из металла в виде птиц и различных зверей, прежде всего медведей. Остяки верили в богов земли и моря, покровителей их промыслов, и строили им храмы в удаленных местах, скрытых труднопроходимыми лесами. Они также поклонялись отдельным деревьям и горам. Остяки приносили в жертву меха, стрелы, серебряные монеты и др.

Густав-Теодор Паули (Gustave Theodor Pauly, 1817–1867), или Федор Христианович, как его называли в России, немец по происхождению, получивший образование в Берлинском университете, начинал свою карьеру как военный. На русскую службу Паули поступил в 1841 году корнетом в гусарский полк герцога Максимилиана Лейхтенбергского, но уже на следующий год вышел в отставку. Сменив несколько мест службы, он впоследствии много лет был учителем немецкого языка в Санкт-Петербургском Воспитательном доме, занимался литературными трудами, принимал деятельное участие в основании Российского общества покровительства животным, состоял действительным членом Русского географического общества. Именно последнее обстоятельство сыграло, по-видимому, важную роль в судьбе этого человека, дав возможность заняться этнографией, познакомиться со многими видными учеными того времени и, в конечном итоге, заслужить благодарную память потомков за подготовку и издание фундаментального труда «Народы России». «Description ethnographique des Peuples de la Russie» представляет собой объемистый том большого формата и состоит из предисловия, этнографических очерков с подробным описанием быта разных народов, иллюстраций, их перечня, этнографической карты, краниологической таблицы, а также таблиц численности населения по народам и губерниям. Издание вышло в Санкт-Петербурге на французском языке, но подписи под иллюстрациями (названия народов) даны также и на русском.

Рис.34: Чувашка. Мордва. Черемиска.

Черемисы (марийцы) любят пиршества, устраиваемые по поводу домашних торжеств, на которых они пьют пиво без меры. В особенности это случается на свадьбах и праздниках по поводу сбора урожая, которые длятся по нескольку недель. Во время свадеб звуки барабанов и инструментов, напоминающих волынку, созывают жителей деревень собраться на лужайке, где парни шумно пляшут на траве, в то время как девушки робко наблюдают это зрелище. Прежде чем собраться в церкви, будущий жених щедро одаривает всех односельчан. Вечером в день свадьбы идут искать невесту и похищают ее; почитается большой доблестью незаметно похитить невесту и привезти ее в дом жениха. Чуваши, возможно, являющиеся потомками волжских булгар, составляют собой народность, которую почитают переходной между финской и татарской нациями. Чувашских женщин отличает особый костюм, который летом состоит из рубахи и лаптей, подвязанных на финский манер. В качестве украшения чувашки употребляют во множестве серебряные монетки, не только вплетая их за ушами в прическу но и, прикрепив к куску сыромятной кожи, накрепко повязывая на шее в виде ожерелья, которое не снимают даже на время сна. Мордовские деревни, хотя и имеют главные и боковые улицы, но состоят из домов, окруженных хозяйственными постройками, как у черемис. Склады и летние жилые постройки выходят на улицы, а основное жилье кроется в глубине двора. В домах царит чистота и порядок. Из-за недостатка дерева стены, окружающие двор, строят из глины или кирпича. По той же причине недостатка дерева кирпичи не обжигают, а сушат на солнце. Мордвины выращивают ячмень, рожь и овес и в гораздо меньшей мере коноплю и лен. Мордвины честны, работящи, гостеприимны, но по характеру молчаливы и раздражительны. Им несвойственны ни упрямство, ни твердость, ни решительность. После того как они сблизились с русскими, мордвины все стали христианами, по крайней мере по имени; однако языческие предрассудки заметно проникают в их новую религию.

Рис.35: Башкиры.

Многие башкиры ведут кочевую жизнь, в основном занимаясь коневодством и соколиной охотой. Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры — и кочевые, и оседлые — пережидают в деревянных избах, летом же деревни кочевников пустеют: они перебираются на пастбища в кибитках, крытых войлоком. Они не платят ни налогов, ни податей, и только исключительные обстоятельства могут заставить их отправить кого-либо из своих в рекруты. Взамен башкиры помимо почтовой службы выполняют те же обязанности, что и казаки, то есть охраняют границу с киргиз-кайсаками и обязаны, как и казаки, предоставить отряды в регулярную армию по первому требованию.

Это свидетельствует о том, что оно было рассчитано как на иностранного читателя, так и на образованное российское общество, владевшее иностранными языками и обладавшее средствами для приобретения столь дорогостоящей книги. В подготовке издания, помимо Паули, принимали участие Карл Бэр (Carl Ernst von Baer) и Родерих фон Эркерт (R. von Erckert). Бэр, известный ученый-естествоиспытатель, путешественник, один из учредителей Русского географического общества, академик Петербургской академии наук, написал предисловие и составил краниологическую таблицу (изображения черепов представителей разных народов). Эркерт осуществлял сбор и обработку статистических данных. Автору помогали и другие члены Географического общества: Петр Кеппен, Фердинанд Видеманн, Марий Броссе и др.

Рис.36: Крымские татары. Мулла.

Крымские татары ходят в мечеть только по утрам в праздничные дни и посты. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами. Посты соблюдаются в Крыму строжайше. На праздник Рамазан пост длится целый месяц в воспоминание о ниспослании Корана. В пище татары явно предпочитают мясо верблюдов. Они режут конину или верблюжатину длинными кусками и кладут их под седла своих ездовых лошадей, чтобы сделать мясо более мягким.

Рис.37: Бухарец. Хивинец. Татарин.

Ташкентские бухарцы, которые по большей части богатые купцы и живут в основном в центрах торговли вдоль границы в южной Сибири, появились там уже после того, как в Сибири было введено регулярное управление и деление на губернии. Они исповедают ислам и живут почти исключительно в Тобольской губернии. Численность их составляет около 9000 душ обоего пола. Бухарцы также живут, хотя и в меньшем количестве, в больших городах европейской России и в особенности на границе европейской и азиатской России, где они занимаются ремеслом разносчиков товаров по домам, служа в основном у торговцев халатами.

Тем не менее «терпение, трудолюбие и самоотвержение в отношении употребленных на издание денежных средств, обнаруживающееся в истории этого труда, дает полное право приписать Паули немалую заслугу в совершении этого дела. До него сделано было для обработки данных, собранных об этнографии народов, обитающих в России, весьма мало. С 1812 по 1860 гг. не было ни одного сочинения о полном составе русского населения, а художественная сторона дела, собирание этнографических рисунков со времени Рота (1774 г.) мало продвинулось вперед. Итак, несмотря на разные промахи, сочинение Паули имело, в свое время, полное право считаться единственным в своем роде». В предисловии Бэр подчеркнул важность этнографического изучения народов России не только с исторической, но и с административной точки зрения. Он указал на возрастание интереса к этой теме, перечислил немногие труды, которые уже существовали, отметив их достоинства и, возможно, несколько преувеличив недостатки. Академик сожалел о слабой осведомленности ученого мира и тем более широкой публики об этих изданиях, о том, что познакомиться с ними возможно лишь в крупных библиотеках. Бэр высоко оценил роль Паули, который составил этот фундаментальный труд, основываясь главным образом на уникальных коллекциях Географического общества. В 1857 году в рукописи, но с рисунками книга была поднесена императору Александру II и заслужила его одобрение. Несколько лет спустя Паули удалось — и снова при поддержке Русского географического общества — издать книгу в связи с празднованием тысячелетия Российского государства. В издании «Народы России» представлены индоевропейские — славянские и иранские — народы и переселенцы из их числа, проживающие в России; народы Кавказа, урало-алтайские, «татарские» и «монгольские». Также описаны народы Восточной Сибири, Камчатки и, в конце, — Русской Америки. О каждой народности приводятся такие сведения как ее история, географическое положение занимаемой территории, климат, религия, статистические данные. Описываются внешность людей, их костюмы, образ жизни, занятия и т. д.

Рис.38: Бухарка. Хивинка. Татарка.

На северо-западном побережье Каспийского моря кочуют в кибитках около 2000 семей (ошибочно именуемых туркменами), из которых 1500 составляют тюрки (татары) — переселенцы с Кавказа, а остальные 500 — татары из Астраханской губернии или с Мангышлака. Они совершенно убеждены, что происходят от родоначальника по имени Тюрк, жившего во времена Магомета в Аравийской пустыне, который оттуда отправился в долину Амударьи, где он взял в жены женщину из другого народа. Она родила ему восемь детей, ставших впоследствии родоначальниками восьми племен. От этого имени Тюрк, или Турк, и происходит название, которым они все именуются — тюркмены или туркмены: Турк-мен или Турк-ман значит «я Турк», то есть «я потомок Турка». Эти туркмены живут большей частью на российских землях (преимущественно между южной границей с Персией, Каспийским морем и Хивинским ханством), а также в пустыне, отделяющей Хиву от Бухары.

Рис.39: Сибирские татарки Енисейской и Томской губерний.

Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде Енисейской губернии и называются минусинскими татарами без иных определений. Их черты лица явственно показывают, что они татары, однако в них же можно увидеть и признаки других народностей, в соседстве с которыми они существовали: киргизов, якутов и др. Вероятно, что это следы тувинцев — прежнего населения правого берега Енисея, которые потом мигрировали за Лену.

Особенно подробный очерк посвящен русскому народу. 62 великолепные цветные иллюстрации, выполненные в технике литографии, составляют неотъемлемую часть издания 1862 года. Рисунки для книги, сделанные с натуры (что подчеркнуто в предисловии), поистине замечательны. Они с большой полнотой и точностью запечатлели костюмы и быт жителей России середины XIX века. Под каждой иллюстрацией содержатся сведения о художниках и граверах, подготовивших данный лист. Среди имен русских и иностранных художников, делавших рисунки, встречаются как известные, так и почти забытые впоследствии: Карл Гун, С. Павлов, Август Петцольд, Карпов, Виаль, Джиржановский и др. Есть гравюры, под которыми подписано, что рисунки выполнены по коллекциям, принадлежащим Императорскому Русскому географическому обществу, или — что они сделаны по оригиналам других художников (например: «по оригиналу Тимма рисовал Карпов»). А подписи под изображениями кавказских горцев свидетельствуют, что рисунки сделаны с натуры Ф. Тейшелем или по оригиналам князя Гагарина. Заказы на изготовление литографий были размещены в разные мастерские: «Winchelman et fills» в Берлине, «Imprimerie par J. В. Kuhn» в Мюнхене, «A. Charpentier, Imp. Lemercier» в Париже и другие, названия которых также указаны на листах. Хотя альбом создавался усилиями разных рисовальщиков, граверов и литографов, и это сказалось в том, что иллюстрации несколько различаются по манере исполнения, колориту, степени разработанности сюжета, однако их высокая точность и мастерство исполнения практически неоспоримы. На большинстве листов представлены одна, две или три фигуры в разных позах и ракурсах, наиболее выигрышно демонстрирующих костюмы. Но есть и многофигурные композиции, объединенные каким-либо условным сюжетом, что создает впечатление жанровой сценки. На одних литографиях персонажи статичны, на других показаны за каким-либо занятием. Все фигуры изображены на фоне пейзажа, фасада или интерьера жилища — в зависимости от того, что художникам представлялось наиболее типичным для данной местности. Иллюстрации тяготеют к живописности, цвета яркие, насыщенные, тонко проработаны мельчайшие детали костюмов, орнаменты тканей, украшения, выразительны лица, соответствующие этническим типам.

Рис.40: Казаки. Слева направо: уралка, уралец, донец, черноморец.

Рис.41: Болгары.

Большое число болгар образовало колонии в Бессарабии и в Новороссии. Первая колония была официально образована между 1752 и 1754 годом, когда 620 болгарских семей покинули Турцию, чтобы поселиться под польским солнцем. Однако тамошние места им не понравились, и они, последовав примеру сербов, перебрались в Новороссию и остановились в Новомиргороде, Новоархангельске и других селениях. После Парижского мира, заключенного в 1856 году, существенное число болгарских колоний осталось в Молдавии. Сейчас болгары стремятся из Молдавии и Валахии в Россию, несмотря на то, что власти этих княжеств им препятствуют. Те же из них, кто поселился в Херсонской и Таврической губерниях, несут в своем языке и нравах малорусское влияние; все они земледельцы мирные и работящие.

Рис.42: Индусы. Огнепоклонники из окрестностей Баку.

В Российской империи есть лишь немного представителей индусской народности — в Астрахани и на северном побережье Каспийского моря, — где они занимаются коммерцией. Помимо того, в Баку можно встретить несколько индусов-огнепоклонников. Последние крайне привлекательны. Вид этого вечного огня, языки которого изрыгаются из земли, являет зрелище по-настоящему магическое, в особенности ночью. Вблизи этих огней находится подобие храма, или монастыря, где эти последние останки древних огнепоклонников — несколько старых, высохших индусов, почти нагих, напоминающих ходячие призраки, занимаются умерщвлением плоти, противостоят природе и устраивают свои идолопоклоннические обряды, грустную и жалкую пародию на учение Заратустры.

Рис.43: Цыгане.

В Российской империи живет около 50000 цыган, рассеянных по большей части ее территории. Они есть в том или ином количестве во всех губерниях европейской России и в Закавказье, в особенности в Имеретии. Они одеваются как турки, носят, подобно им, бороды и бреют головы. Цыгане зарабатывают себе на жизнь пением, музыкой и скоморошеством. Цыгане говорят по- турецки, что заставляет думать, будто они пришли из Малой Азии. Влияние климата, недостаток нужной одежды и лишения бродячей жизни тяжело воздействуют на цыганских женщин.

Рис.44: Татарин Закавказского края.

Кавказские татары считают себя потомками орд Чингисхана и Тамерлана; они постоянно помнят о некогда колоссальной мощи и огромных территориях, подвластных этим ордам. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать лицо от посторонних взглядов, дочери Евы здесь, как и везде, обязанные быть покрытыми от головы до ног, подвержены кокетству, которое видно и в походке, и в манере держать себя, и в одежде, и в складках покрывала на лице. Вообще татарские женщины любят туалеты и наслаждения, они живы, общительны и не менее любят посплетничать, чем их европейские сестры.

Достоверность изображениям придают такие детали как предметы быта, музыкальные инструменты, оружие. Одна из первых литографий альбома, под названием «Великороссияне центральных губерний», представляет группу людей, возможно, даже членов одной семьи, живописно расположившихся на крыльце новенькой избы, окно которой украшено расписными ставнями, а крыша — деревянной резьбой. На первом плане изображен мужчина в красной косоворотке, черных штанах и сапогах, играющий на балалайке. Слушатели — молодая девушка в сарафане, женщина в душегрейке и кокошнике, пожилой человек в темном кафтане — словно поглощены его игрой. Их лица красивы, позы по-театральному изящны, костюмы красочны. На заднем плане, разрушая идиллию, выглядывает мужичок в армяке и картузе, пытающийся то ли привлечь к себе внимание, то ли — стянуть что-то.

Рис.45: Киргизка и киргиз.

Киргизская степь — широкая и плоская земля, покрытая песком и просоленная, но несколько более возвышенная, чем соседние восточные, западные и юго-западные земли, и более холмистая. Можно полагать, что некогда это было дно моря, соединявшего Каспийское море с Ледовитым океаном. Степь эта так же сурова, как и жизнь ее обитателей. Она во многих отношениях напоминает первобытный мир. Чистый воздух, простой образ жизни, беззаботность и умеренность поддерживают здоровье киргизов, способствуют долголетию и дают им силы выносить голод и жажду с невероятным терпением. Их органы чувств развиты исключительно, в особенности зрение. Им ничего не стоит переносить жажду в течение суток, а голод — двое суток, но при первой же возможности они берут реванш и едят и пьют за троих. Киргизы почти всю жизнь проводят на коне, так что сбруя сделалась, так сказать, частью их одежды.

Рис.46: Внутренность кибитки султана Внутренней киргизской орды Девлет-Гирея.

Рис.47: Якуты. Вид на Лене.

Хотя якуты отделились от своих братьев — тюрков-татар, они принадлежат к той же семье; они все ведут кочевой образ жизни и отличаются от соседей благородством характера и воинственным духом. Якуты не лишены сноровки, как это можно видеть по их работе. Якуты почти все крещены, однако представления о христианстве у них крайне неполны, и среди них царят совершенно абсурдные предрассудки. В своей первобытной вере якуты молились могущественным невидимым духам, которые за провинности мстили им болезнями, эпизоотиями и прочими невзгодами. Как и у других соседних народов, привилегированными посредниками между богами, духами и людьми выступали шаманы.

Рис.48: Забайкальские буряты.

Буряты и тунгусы поклоняются солнцу луне, огню и т. д. как низшим божествам. У них имеются также различные идолы обоего пола, которых они признают домашними богами — это похоже на первобытную религию всех сибирских народов. Ламы, которые одновременно являются и врачами, хотя и не лечат ничем кроме заклинаний, составляют особую иерархию и подчиняются в Забайкалье верховному ламе (по-русски владыка ламаит). У бурят нет праздников в собственном смысле слова, единственный торжественный день, который они отмечают, — это начало лета. Ламаизм был занесен к бурятам монголами, которые в 1689 году приняли российское подданство, а с 1764 года верховный лама Забайкалья стал независим.

Рис.49: Калмычка. Калмык.

Привычные с детства к жаре и холоду и другим особенностям сурового климата, калмыки весь год носят одну и ту же одежду: меховую шубу с длинными и широкими рукавами из козьих, овечьих или лошадиных шкур, сшитую жилами животных, обычно отделанную с правой стороны, от рукава и вниз, полосой рыжего конского меха шириной в два вершка, очень широкие штаны из грубой ткани, войлочные сапоги с подошвой из толстой кожи, без каблуков. На голове полусферическая шапка, украшенная кисточкой красного шелка. Кибитки, в которых живут калмыки, называются юртами, они имеют коническую форму и состоят из каркаса из легких жердей, покрытого сверху берестой. В центре крыши делается отверстие для выхода дыма. В предгорьях Алтая юрты могут также быть крыты войлоком.

Среди других в альбоме помещена иллюстрация «Немецкие колонисты (с окрестностей С.-Петербурга)» — две молодые женщины и мужчина, стоящие на фоне аккуратного деревянного дома. Это едва ли не единственное изображение немецких поселенцев в России второй половины XIX века. Костюмы женщин — длинные юбки, кофты с пышными рукавами, светлые передники нежных расцветок, украшенные тонкой вышивкой и кружевами, чепчики, подвязанные под подбородками, — по-немецки аккуратны и несут отпечаток городской моды 1850-х годов. Молодой человек одет в костюм, который также не имеет ничего общего с традиционным, за исключением принятых в среде немецких колонистов синих расцветок, и соответствует распространенному в то время наряду горожанина. «Народы России» — исключительное по своему научному и художественному значению сочинение — стали новым, на многие последующие десятилетия хрестоматийным сводом изображений костюмов народов России. «Приходится пожалеть, что эта книга не появилась на русском языке и вообще осталась мало известна… представляя теперь большую библиографическую редкость».

Рис.50: Лесные тунгусы.

Тунгусы кочуют поодиночке или группами в две-три семьи. Несмотря на то, что в южных областях многие тунгусы крещены, они дают детям случайные имена. И хотя впоследствии детям нарекают имена христианские, но в племени их все равно именуют первыми. Колыбель в богатых семьях делается из кожи и отделывается мехом, в бедных же ее изготавливают из бересты и в дороге мать несет ее на спине.

Рис.51: Шаман и шаманка.

По мере того как христианство все более распространяется, шаманов становится все меньше. Однако они почитаются все в той же мере. Когда шаман приходит на стоянку, ему ставят чум в стороне, рядом с которым подвешивается мясо оленя. Все собираются вокруг шамана в ожидании пророчеств. Шаман разводит большой огонь и начинает церемонии. Он бьет в бубен, раскачивается и движет конечностями, подражает крикам разных животных, прыгает через костер, кладет себе в рот горящие угли и падает наконец лицом на землю. Затем он садится в центре чума, закрывает глаза и отвечает на вопросы. Они обычно касаются мест, пригодных для охоты и т. п.

Рис.52: Нерчинские тунгусы.

Рис.53: Оленные чукчи.

У чукчей есть три больших праздника: первый бывает в апреле, когда олени телятся, второй в июле или августе, когда этих животных забивают, чтобы шить из шкур одежду, третий — осенью, когда у олених кончается течка. Корме того чукчи празднуют смену рогов у оленей, время, когда собирают отпавшие рога, начало сезона охоты или рыбной ловли и начало перекочевывания. Если удается убить волка — это тоже для чукчей праздник, во время которого они кричат: «Волк, не злись на нас: это не мы тебя убили — это русаки тебя убили». Если долго стоит плохая погода или метель слишком сильна, чукчи забивают оленя, чтобы умилостивить небеса.

С момента выхода в свет это издание служит образцом для подражания художникам, источником этнографических сведений для исследователей народов России. Иллюстрации из него не раз воспроизводились в сочинениях исторического и этнографического характера, появлялись и продолжают появляться на страницах периодических и продолжающихся изданий. Так, уже в 1870-х годах черно-белыми гравюрами, выполненными с литографий Паули, часто дополнялись публиковавшиеся в иллюстрированном журнале «Нива» материалы о народах России. В выпусках журнала «Природа и люди» 1880 года было опубликовано несколько цветных иллюстраций из того же труда в качестве изобразительного материала к циклу статей о разных народах. Небольшая часть литографий из издания Паули прекрасно воспроизведена в каталоге «Костюм народов России в графике 18–20 веков». Автор статьи Анна Жабрева.

Рис.54: Оседлые коряки. Оленные коряки.

Коряки на пути к женитьбе создают себе множество трудностей. Тот, кто хочет вступить в брак, должен предварительно принести своему будущему тестю подарки. Если тот их примет, жених поступает в услужение к тестю, причем выполняет наиболее тяжелую работу: пасет оленей, ищет дрова и т. п. Если жених нравится отцу невесты, тот дает ему в возмещение за несколько лет работы, иногда даже за десять, свою дочь. Если жена мужу разонравилась, он может отправить ее обратно к родителям, но его работа на тестя оказывается в этом случае напрасной. Многоженство у коряков разрешено, однако жених должен пройти все это каждый раз, когда хочет взять себе новую жену.

Рис.55: Камчадал. (Ительмен).

В отличие от коряков, которые все больше и больше занимаются разведением оленей, камчадалы продолжают искать себе средства к существованию в охоте и рыбной ловле. Камчатские леса очень богаты, а живность в них разнообразна. Охота на пушного зверя особенно продуктивна зимой. Это основное средство существования камчадалов и почти единственный их товар. Разведение собак развито у камчадалов в невероятных размерах и занимает в их жизни существенно большее место, чем содержание коров и лошадей, для которых эти места более благоприятны, чем в Якутии. Собаки камчадалов привыкли ко всем дорожным трудностям и легко взбираются в любую гору. От природы эти собаки мало отличаются от собак русских крестьян, но камчадалы совершенно иначе их содержат, используют, дрессируют. Эти собаки известны как самые быстрые во всей Сибири, они настолько горячи, что часто вывихивают конечности, и с таким напряжением бегут в упряжке, что на шерсти выступает пот и кровь. Сила их невероятна: четыре собаки могут везти трех человек со всей поклажей 30–40 верст по плохой дороге и до 80 по хорошей.

Рис.56: Курилец. Гилячка. Гиляк.

Курильцы (айны) живут на Курильских островах и в южной части Сахалина. Для курильцев характерно длинное вытянутое лицо, темная борода и того же цвета волосы, густые и настолько длинные, что покрывают все тело. Благодаря очень скромным потребностям они могут переносить трудности и лишения жизни, перекочевывая с острова на остров Курильской гряды на байдарках. У них нет постоянных домов, живут они в юртах. Эти жилища приспособлены не более чем для того, чтобы переждать в них зиму, по окончании которой землянки покидаются. В известном смысле их можно назвать кочевниками, но кочевниками морскими.

Рис.57: Алеуты.

Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений.

Рис.58: Колоши. (Тлинкиты).

Индейские племена, известные под названием колоши, живут на побережье Северной Америки. Вероятно, их название — это искаженное русским произношением индейское слово. Можно также предположить, что происходит оно от русского слова колоть и отражает обычай колошей прокалывать себе нижнюю губу. Сами они называют себя тлинкитами, что значит «человек». Они, кажется, пришли на заселяемые ими теперь земли из глубины американского материка. Колоши поклоняются богу Эбль, который считается у них создателем вселенной и всего живого. Его сила беспредельна, и он создал все сущее: землю, людей, растения и т. д. и отдал им место под солнцем, луной и звездами. Он принес огонь с одного острова посреди океана и свежую воду из источника, бьющего на ближайшем мысе Омманои. Он любит людей, но тем не менее время от времени насылает на них тяжкие болезни. Живет он на востоке, недалеко от истоков реки Нэсс, где он недоступен не только для смертных, но и для духов.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?