Гагарин Григорий, князь, Штакельберг Эрнест, граф. Костюмы народов Кавказа. Альбом из 66 раскрашенных от руки литографий. Издатель А. Озе. Париж: печатня Лемерсье, 1845.
Scenes paysages, moeurs et costumes du Caucase dessignes d’apres nature par le prince Gregoire Gagarine et accompagnes d’un texte explicatif par le comte Ernest Stackelberg. Paris, chez A. Hauser, 1845. 2°: 56х39 см. Рисовал и литографировал князь Гр.Гр. Гагарин. Раскраска акварелью, единовременная изданию. Яркий сафьяновый переплет красного цвета с орнаментальным тиснением золотой фольгой. На верхней и нижней крышках по периметрам — рамки с фризами в виде стилизованных триглифов из жезлов богов и побегов лотоса и метоп с повторяющимися головками египетского божества; в углах рамок четырехчастные розетки; корешок с выступающими бинтами, между которыми орнаментальные полосы и филенки с виньетками в виде пирамиды, звезды, солнца, соколов; во второй сверху филенке тисненая золотом надпись “Costumes du Caucase”; внутренние периметры крышек с золотыми орнаментальными тиснеными бегунками, форзацы голубого муара, сшивной бумажный блок с трехсторонним золотым обрезом, веленевая бумага. Переплет изготовлен во Франции в тоже время, когда издавалась книга.
Гагарин, Григорий Григорьевич (1810 - 1893) известный художник и литограф, исследователь искусства. Он происходил из известного княжеского рода, был сыном русского посла в Италии, стал обер-гофмейстером, с 1859 по 1872 г.г. был вице-президентом Академии художеств, а с 1860 г. ее почетным членом. C 1845 г. князь Григорий Гагарин начинает выпускать в Париже альбом «Сцены, пейзажи, нравы и костюмы Кавказа» на французском языке. Особенно князю удались женские образы, точно передающие впечатления Михаила Лермонтова и героев его произведений о красоте горянок: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»; или в другом произведении:
Чело немножко наклоня,
Она стояла гордо, ловко;
В ее наряде простота –
Но также вкус!...
Две части альбома «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа» выполнены на основе многочисленных живописных и графических работ князя с натуры. Планировалось 48 выпусков. Каждый выпуск должен был содержать четыре литографии с текстом графа Эрнеста Штакельберга и шесть литографий, представляющих костюмы народов Кавказа, без текста.
Г.Г. Гагарин автор нескольких роскошных изданий, среди которых знаковым является: «Scenes de paysages, moeurs et costumes de Caucase». Paris, Lemercier, 1845 г. («Костюмы Кавказа»). Альбом, вышедший в Париже в Литографии «Лемерсье», лучшей французской литографической мастерской того времени, стал уникальным и исторически достоверным памятником этнографии Северного Кавказа времен его покорения. В нем представлены 66 листов «in folio» с изображениями национальных костюмов жителей Дагестана, Азербайджана, Грузии, Кабарды и других республик Кавказа. Литографии имели издательскую раскраску акварелью. Это одно из лучших графических произведений князя Гагарина, где он проявил себя изысканно тонким рисовальщиком-эстетом.
Издание выходило в 11 выпусках ограниченным тиражом и распространялось среди узкого круга политических деятелей и дипломатов Европы. Издание редко встречается в комплекте, листы из него обычно бытовали по отдельности. Г.Г. Гагарин совершил путешествие в Казань с В.А. Сологубом, результатом поездки стала серия сатирических рисунков к сочинению В.А. Сологуба «Тарантас. Эти рисунки Гагарина признаны лучшим графическим произведением своего времени. Князь был хорошо знаком с М.Ю. Лермонтовым, в содружестве с которым нарисовал картину «Битва при Валерике». Г.Г. Гагарин, живя в юности с родителями в Италии, получил домашнее художественное образование, его учителем был К.П. Брюллов. Свою государственную карьеру он начал на дипломатической службе, в 1839 г. вернулся в Петербург.
Следующие полтора десятилетия его жизни прошли преимущественно на Кавказе. Здесь он принимал личное участие в боях с горцами, имел ряд боевых наград, возведен в чин полковника. В 1842 году он участвовал в военной экспедиции в Дагестан. В 1848 г. был прикомандирован к князю Воронцову в Тифлис. Здесь Гагарин построил по собственному проекту театр, восстанавливал фрески в старых грузинских монастырях и расписал стены в городском кафедральном соборе «Сиони». Во время пребывания на Кавказе Г.Г. Гагарин сделал множество зарисовок и эскизов, которые легли в основу нескольких роскошных художественных изданий, посвященных Кавказу: «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».
Он увлеченно занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментистики. Во время путешествий Гагарин непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха. На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные à la Брюллов портреты "Кн. С. А. Гагарина в саду", овальный портрет той же княгини, бар. Плессей с двумя детскими головками, "Бал у князя Барятинского" и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины "Царь Алексей Михайлович в Саввинском Сторожевском монастыре", юношеский альбом на сюжет "Царство мопсов", где собаки разыгрывают сцены из жизни XVIII века, цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, которые бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника.