XX лет Армянской ССР. Фотоальбом. Художники: Арутчьян М.А., Бершадский Г.С.
Составители: Овсепян Х.О., Озеровский И.А.; фоторепортеры: Данилов Л., Дебабов Д., Кефафян С. [Ереван], [1940] Формат издания: 34 х 49,5 см. 29 л., 133 фотографии (из 134-х). Юбилейное издание «не для продажи», выпущенное ограниченным тиражом (60 экз.). Каждый экземпляр - именной. Экземпляр в подносном переплете из лакированного дерева, с бронзовыми накладками на верхней крышке (название и чеканный медальон с гербом Армянской ССР, табличка для имени владельца , форзацы обтянуты шелком. Большая редкость в таком виде!
Рекламные цели имел альбом «XX лет Армянской ССР», который представлял собой как бы фоторапорт успехов и достижений солнечной республики Закавказья. Сюжетное построение альбома неотделимо от его пластической структуры. Тема успехов республики воспринимается лишь в сопоставлении кадров, при разнообразии монтажа, чувстве внутренней связи изображений. Художники нашли способы включения репродукций произведений живописи, графики, декоративного искусства в общий ритм альбома. Конечно, потрясает подносной вариант альбома: переплет из лакированного дерева, с бронзовыми накладками на верхней крышке (название и чеканный медальон с гербом Армянской ССР, личная табличка для имени владельца.
Бершадский, Григорий Соломонович (1895, Шпола Киевской губ. – 1963, Москва) – советский художник-график, оформитель книг. Учился в студии П.А. Власова в Астрахани (1908–13). С 1913 по 1915 гг. продолжил учебу в Одесском художественном училище у Г.А. Ладыженского и Ю.Р. Бершадского. С 1915 участвовал в выставках графики, рисунка, иллюстрации и эстампа. В 1920-1923 гг. работал в Харькове и Москве. С 1919 г. работал в качестве иллюстратора и художника-оформителя в центральных издательствах. Автор знаменитой литографированной обложки, оформленной в суперконструктивистском стиле, поэтического сборника В.В. Маяковского «Летающий пролетарий» (1925). Именно эта работа является визитной карточкой Г.С. Бершадского. Оформил книги: «Мастера современной живописи: Пабло Пикассо» (1933), «Мольер» С.С. Мокульского (ЖЗЛ, 1936), «Детство». «Отрочество». «Юность». Л.Н. Толстого (1954) и др. Участник многих графических выставок 1930-1940-х гг. В 1933 году оформлял журнал «Искусство». Григорий Бершадский много работал как станковист в жанре портрета (А.В. Луначарский, 1921; А.Ш. Мелик-Пашаев, 1956), пейзажа («Шатура», 1928, сер. «Сенеж», 1949). В 1957–62 годах исполнил шрифты для НИИ полиграфии, которые представляли ценность как произведения искусства.
Ну, и, конечно, ранний Бершадский вне конкуренции: