Смотр побед социалистического сельского хозяйства. Художник Н.В. Ильин.
М.: Сельхозгиз, 1940. [400] с. с ил. Форзацы - рисунок (орнаментальный). Переплет: обложка - ледерин, тиснение, барельеф, печать красной краской. 28x23 см. Составители: М.А. Абросимов, Т.А. Коваль. Консультант по фотографии А.И. Цигельницкий. Редактор М.Р. Лисогурский. Фотографии: М. Альперт, А. Гаранин, С. Гурарий, Э. Евзерихин, Г. Зельма, Б. Игнатович, М. Калашников, М. Марков, В. Микоша, М. Наппельбаум, М. Озёрский, Г. Петрусов, М. Прехнер, А. Скурихин, А. Шайхет, А. Штеренберг, И. Шагин и др. Цветные рисунки лошадей и коров выполнены художником Е.М. Гольштейн. Цветные рисунки кур, уток и гусей - Р.П.Коноваловым. Типография «Искра революции», Москва, Арбат, Филипповский пер., 13. Сдано в производство 11 мая 1940 г. Подписано в печать 10 ноября 1940 г. Тираж 15000 экз. Цена 50 руб.
«Смотр побед социалистического сельского хозяйства» (1940) отличается объёмом и качеством полиграфии. Художник книги Н. Ильин, знаменитые фотографы 30-х – 40-х годов М. Альперт, А. Гаранин, И. Шагин , С. Гурарий, Э. Евзерихин, Г. Зельма, Б. Игнатович, В. Микоша, М. Наппельбаум, М. Озерский, Г. Петрусова, М. Петрусов, А. Скурихин и др. Книга подводит итоги развития страны за последнюю пятилетку, охватывает все области жизни и труда нового человека. В изобилии представлены портреты передовиков, героев труда и героев животных. Имена выдающихся коров, свиней, овец, лошадей были известны тогда всей стране не меньше, чем нам овечка Долли: бык Тореадор из колхоза им. Молотова и бык Рафаэль из совхоза «Сычевка», свиноматка Заря из колхоза «Заря» и Орбита из совхоза «Новая гребля», хряк Макет из колхоза «Земледелец» и другие призёры.
Картину изобильной жизни завершим репродукцией из другого альбома - «Совхозы на ВСХВ» (1941): портрет Сталина, выложенный мозаикой из зёрен. Зерно как белковый пиксель выстраивает рисунок, заполняет картинную плоскость. В конце столетия мозаика из зерна могла бы стать материалом актуального художника. Альбомы по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке воспринимаются небольшими кирпичиками, из которых складывался образ главной народной выставки страны. Они пережили не только экспонаты 1939-1941 годов, но и сами павильоны, которые постоянно разрушались и перестраивались. Книги создавались параллельно зданиям и являлись частью единой пропагандистской кампании. Сама выставка, искусственно созданное пространство изобилия и счастья, была огромной съёмочной площадкой, где по сценарию проходило действие многих кинолент.
Альбомы по ВСХВ - это фотографические версии игровых фильмов. Фотографии в них больше похожи на подборки кинопроб, сопровождающие сценарий. Потоки счастливых людей, москвичей и посланцев со всей страны, рабочих, колхозников, молодёжи устремляются через центральные ворота к главному павильону «Механизация». Если в начале тридцатых в фотокнигах присутствовал факт достоверности, благодаря съёмкам реальных людей, производств, техники, то к концу десятилетия все представлялось вымыслом, игрой, декорацией. Искусственность и стала искусством, большим стилем, а страна превратилась в грандиозную массовку. Парадная книга к концу тридцатых обрела черты строгости, академизма и скуки, стала весомой, облачилась в ледерин и кожу, оформилась конгревом и барельефом, пополнилась обязательными рисованными форзацами. Такой она запомнилась современникам, так её представляют сегодня. Но парады в Стране Советов не закончились, будут ещё послевоенные парады Победы и физкультурные. Несмотря на свое полиграфическое качество, материалы, размер, цветную печать, они являются подтверждением вышесказанного о сталинской книге, которая в пятидесятые потеряет последние черты художественности. Книги о счастливой жизни свидетельствуют о лживости и фантасмагоричности того времени. Наше страшное знание о сталинизме отражается в лицах-масках людей, которые так усердно хотят скрыть правду и от самих себя и от потомков. Было бы несправедливо только хаять сталинскую парадную книгу перечислением её очевидных негативных черт, последствий её влияния, того урона, который она нанесла искусству книги. К концу тридцатых наступил самый мрачный и бесплодный период, но именно книгам этого десятилетия мы обязаны становлением профессии книжного художника, её специализации: оформитель, иллюстратор, обложечник, шрифтовик, но главное - дизайнер. Книга превратилась в универсальную дисциплину, стала решать сложные композиционнопространственные и производственные задачи, вышла в большой формат, вновь приобрела характер библиофильских изданий. Буквально в течение нескольких лет появились книги, которые сегодня являются шедеврами книжного дизайна, одними из наиболее известных фотокниг столетия.