Сталинское племя стахановцев. Художественное оформление - Е.Н. Голяховский.
М.- Л., ИЗОГИЗ, 1936. 29,5x29 см. 83 стр. + 3 стр. Переплет: обложка - ледерин, тиснение, печать бронзовой краской. Задняя обложка имеет клапан. В блок вшиты 2 тетради меньшего формата: первая (с обложкой) имеет самостоятельную римскую (I-XVIII) нумерацию; вторая - основную пагинацию (71-81). Зарисовки и карикатуры: Богородский, Голяховский, Дени, Ефимов, Кейль, Ряжский. Фотоматериал: Союзфото, «Правда», «Известия», «Гудок». Текст и общая редакция В.С. Богушевский. Руководитель издания П.М.Сысоев. Редактор А.С. Фролова. Отв. технический редактор С.С. Ермолаев. Отв. корректор И.Я. Шаргородская. Группа по выпуску С.С. Свищева, Е.И. Рыкалова. Печать иллюстраций и текста - 1 -я Образцовая типография ОГИЗа РСФСР. Набор текста - типография «Красный Пролетарий» Партиздата. Портреты напечатаны Коллективом фототипов. Переплётные работы исполнены Художественно-переплётной фабрикой ИЗОГИЗа. Ледерин для переплёта по особому заказу изготовлен Щёлковской фабрикой «Техноткань». Бумага Каменской фабрики им. Кирова. Сдано в производство 13 декабря 1935 г. Подписано к печати 2 января 1936 г. Выпуск в свет 12 января 1936 г. Уполн. Главлита № Б-16411. Объём 31 печ. лист. ИЗОГИЗ №8242. Тираж 3000 экз.
«Сталинское племя стахановцев» - альбом 1936 года, художник Е.Н. Голяховский - по содержанию едва ли отличается от массы пропагандистских изданий середины тридцатых, но по дизайну обращает на себя внимание, несмотря на свой небольшой объём. При некоторой эклектичности оформления художник не повторил шаблонных приёмов ни конструктивизма, ни мирискусничества. Необычна для тех лет строгая и рациональная композиция полос, оформленная тонкими линейками. Колонцифры в книге даны разным размером кегля: чётные проставлены мелким сверху, нечётные крупным внизу над линейкой (в начале 90-х приём тонких линеек и подчёркивания станет модным). Среди распространённых приемов того времени Голяховский использовал вставки тетрадей меньшего формата в основной блок, но сделал это иначе, чем другие художники. Первая тетрадь в начале книги вшита в разворот из фотомонтажа, причём обложка этой вставки не только является фрагментом изображения, но и повторяет его. Буклет в обложке можно повернуть вправо или влево, не нарушив визуальной целостности композиции. Страницы имеют собственную римскую нумерацию, отличную от основной пагинации блока. Вторая тетрадь-вставка в конце альбома имеет основную пагинацию.
Но главная конструктивная особенность книги - переплёт. Он сделан из ледерина (в выходных данных значится: «по особому заказу изготовлен Щёлковской фабрикой «Техноткань»), подклеенного прямо к форзацу (по типу школьной «общей тетради»). Это делает обложки лёгкими и пластичными. Возможно, такая идея переплёта появилась у художника, когда книга была отпечатана, но без информации об авторах и выходных данных, и поэтому они оказались на заднем форзаце, который прикрывает специальный клапан нижней обложки. Изобразительный материал повторяет обычную схему - в начале фотографии Ленина и Сталина, переложенные папиросной бумагой, далее фото и фотомонтажи, диаграммы, репродукции графики художников Богородского, Голяховского, Дени, Ефимова, Кейля, Ряжского. Среди фотографий, повторяющихся из одного в другое издание, выделю снимок «тов. Сталин и Мамликат в Кремле». Вождь, улыбаясь, нежно похлопывает девушку по щеке. Мы знаем, что сталинское либидо проявлялось только в отеческой форме. Эротическую тему можно проследить и в других альбомах: фотографии Сталина, целующего в губы Чкалова или участника северной экспедиции флагштурмана тов. Спирина. Американский посол в СССР Уильям К. Буллит рассказывал, как «кремлёвский горец» целовал его «открытым ртом». Этот сюжет можно рассматривать в мифологическом или историческом аспектах, как сакральный ритуал власти.
Голяховский, Евгений Николаевич (1902-1971) ─ художник-график. Родился в Тифлисе. Учась в Ейском реальном училище, он продолжал заниматься рисунком под руководством выпускника Академии Художеств Павла Кузнецова. В двадцатых годах Голяховский эмигрировал в Чехословакию и возвратился лишь в начале тридцатых. Первоначальное художественное образование получил в Художественном техникуме в Краснодаре. С 1936 по 1937 гг. занимался гравюрой у В. А. Фаворского. В 1940 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где учился у А.И. Кравченко и И.Э. Грабаря. Член Союза художников. Участник Великой Отечественной войны. Работы Голяховского маслом очень редки, в основном написаны им перед эмиграцией или в эмиграции и имеют высокую художественную и коллекционную ценность. Работал в области иллюстрирования и оформления книги, а также в станковой гравюре. Иллюстрировал русскую классику, романы Панферова, Сергеева-Ценского, Артема Веселова, Всеволода Иванова и др. Был дружен с Маяковским, Хлебниковым, Митуричем, Синяковой, но в творчестве тяготел к художникам "Мира искусств". Первый экслибрис создал в 1929 году, а всего им исполнено около 200 книжных знаков в технике ксилографии. Автор многочисленных экслибрисов, которые экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, способствовал возрождению искусства экслибриса. Его книжные знаки романтичны. Голяховский создал экслибрисы многим русским писателям и поэтам, искусствоведам, музыкантам, коллекционерам, Государственному Эрмитажу и своим коллегам и друзьям, (в том числе М. Цветаевой и В. Лившицу). Невероятное количество советских открыток с цветами по различным поводам, елками, революционной тематикой, авророй и т.д. нарисовано им.