Пафос освоения. Общее оформление, переплёт, форзац, титул, шмуцтитул и техническая редакция - И. Кричевский.
М., Моспартиздат, 1934. 29,5x22,5 см. 144 нумерованных страницы, а также: - 2 вклейки (портреты), - 8 вклеек-шмуцтитулов. Коленкоровый переплёт, тиснение, печать серебряной краской. Настоящий сборник составлен Московским областным и городским межсекционным бюро инженеров и техников МОСПС и МГСПС. Под общей редакцией председателя МОМБИТ Д.Л. Головчинера. Ответственный редактор Моспартиздата Н. Егорова. В оформлении приняли участие художники - П. Кирпичёв, Г. Шлейфер. Ответственный по выпуску сборника - А. Голомшток. Помред. Моспартиздата - Ф. Копелович. Набрано и отпечатано в ударном порядке ИТР и рабочими 16-й типографии треста «Полиграфкнига». Форзац и шмуцтитула выполнены 1-й образцовой типографией при активном участии ИТР. Сдано в печать 8 января. Вышло из печати 16 января. Печ. листов 19. Мособлит №48738. Заказ 1464. Тираж 7000 экз. Цена 15 руб., переплёт 3 руб.
«В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.).
«Пафос освоения» - ещё одна «стальная» книга. В ней звучит патетика освоения техники, создания новых машин, производства. В книге нет стальных вставок, алюминиевых барельефов, но визуальный и вербальный образ строится на самом обожествленном слове СТАЛЬ. «Осваиваем новую технику». «Электросталь». «Борьба за высококачественную сталь». «Мы учились и дерзали». «Энтузиасты станкостроения». «На высотах авиатехники». «Шаропоезд». «Аэропоезд» - вот названия некоторых глав. Книга вышла в 1934 году и посвящена XVII съезду партии. Художник И. Кричевский кроме пафоса освоения техники сумел сохранить пафос конструктивизма. Стиль просуществовал до середины десятилетия только в промышленной архитектуре - в других визуальных искусствах он был вытеснен соцреализмом и неоклассикой. В книге много испытательных образцов, макетов фантастических машин - шаропоезд, аэропоезд и т.д. Фантазм тридцатых создаст много странного, например, парниковоукладчик: полутрактор-полупоезд, длинный острый нос которого при движении раскрывает рамы парников. Изданию присущ дух мечтателей-технарей, рационалистов и производственников.
Кричевский, Илья Давидович родился 26 июня 1907 года в городе Чернигове. Любовь к рисованию зародилась у него еще в раннем детстве. В двенадцать лет он поступил в городскую студию изобразительного искусства, а в 1925 году в Киевский художественный институт на полиграфический факультет. В 1927 году Кричевский перевелся на третий курс Высшего художественно-технического института (Вхутеин) в Москву и в 1930 году его закончил. Его педагогами были Н.Н. Купреянов, Д.С. Моор, занятия по рисунку вел П.И. Львов. После окончания института И.Д. Кричевский участвует в выставках, где экспонируются его рисунки и акварели. В эти же годы появились и первые оформленные им книги, для которых характерны поиски нового языка, смелое экспериментирование, опирающееся на отличное знание художником техники полиграфии. В первые дни Великой Отечественной войны Кричевский добровольцем ушел на фронт. Он был сначала сапером, а потом художником газеты "Фронтовик" 3-й ударной армии, проделал нелегкий путь от Москвы до Берлина. В 1942 году вступил в ряды КПСС. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями СССР. В годы войны Кричевский создал целую галерею портретных образов воинов, в том числе героев взятия рейхстага, запечатлел руины поверженного Берлина. В 1946 году после демобилизации капитан Кричевский вернулся в Москву, был принят в члены Союза художников СССР, работал как художник шрифта, художник книги и иллюстратор, станковый график. Им созданы автолитографии и станковые серии, посвященные Великой Отечественной войне. Хочется отметить, что к этой теме художник возвращается постоянно, используя свои фронтовые рисунки как документальный материал для создания графических композиций. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Революции СССР, Центральном музее Вооруженных Сил СССР и других музеях и картинных галереях нашей страны. В 1985 году прошла персональная выставка И.Д. Кричевского, на которой были представлены работы, созданные мастером на протяжении полувека. Более известен, как художник шрифта. В 1960 году вышла в Государственном издательстве "Искусство" его основополагающая монография «Искусство шрифта». ШРИФТ — важнейший компонент книжного оформления. Можно представить книгу, на переплете или титульном листе которой нет рисунка, но нельзя увидеть книгу с оформлением без шрифта. Искусство оформления книги — это в значительной мере и искусство шрифта. Успех художника здесь определяется прежде всего тем, гармонирует ли нарисованный им шрифт с содержанием, литературной формой, стилем произведения, с индивидуальностью автора, с видом издания и типом литературы. А такая гармония требует от художника особенно большого мастерства, высокой художественной и общей культуры, постоянных творческих поисков, обязывает художников хорошо знать эпохи, стили. За годы Советской власти вырос большой отряд художников книги, которыми было создано немало интересного и нового в области шрифтовой графики. Значительное место среди этих художников занимают московские мастера. Поэтому давно назрела необходимость издать альбом, в котором были бы показаны работы московских художников книги в области искусства шрифта. Идея издания альбома возникла в 1953 году после выставки русского рисованного шрифта работы московских художников. Материалы выставки, дополненные работами, созданными в последующие годы, и составили настоящий альбом. Иллюстрационный материал подбирался таким образом, чтобы была наглядной индивидуальность художника. Работы в альбоме размещены так, чтобы читатель-зритель мог сопоставить алфавит, который обычно возникает в результате многолетней практической работы художника над книгой с графическими произведениями (обложки, титульные листы, заставки, инициалы.) Провести этот принцип полностью, к сожалению, не удалось, потому что не у всех художников есть свой алфавит. В некоторых случаях помещены фрагменты или отдельные строки, представляющие несомненную ценность как произведение искусства шрифта.
Основные книги, оформленные Кричевским:
• Леонардо да Винчи архитектор. (1952);
• Е. Кацпржак. «История письменности и книги» (1955);
• Антология казахской поэзии. (1958);
• Поэзия Калмыкии. (1964);
•С. Лазутин. «Русские народные песни» (1965);
•А. Граши. «Деревья меняют листья» (1965);
•К. Кулиев. «Избранная лирика» (1967);
•А. Кешоков. «Избранное» (1971) и др.