Артек. Художник - В.И. Смирнов.
Москва, Медгиз, 1940. 29x22,5 см. [222] стр. + 10 листов вклеек (фото и цв. репродукции на сером паспарту). Переплет. Обложка - ледерин, барельеф, печать бронзовой краской. Корешок - тиснение, печать бронзовой и красной краской. Ляссе. Оформление - буквицы, фото, репродукции (графики, живописи, гравюры). Приклейки цв. репродукций в тексте и на паспарту. В блоке 8 распашных листов. Форзац - фотография. Ответственные редакторы: зам. наркома здравоохранения С.А. Колесников, секретарь ЦК ВЛКСМ Н.Н. Романов. Автор-составитель - А.Ф. Степная. Специальная фотосъёмка по заданию НКЗ СССР и Медгиза - В.А. Горшков. Фотоматериал: Берлин, Грачёв. Технический редактор Я.А. Днепровский. Альбом отпечатан в 1 -й образцовой типографии треста «Полиграфкнига». Вкладки на меццо-тинто отпечатаны на фабрике Детской книги. Сдано в производство 14/V.1940. Подписано в печать 27/VI. 1940. Объём 32,25 п.л. Мособлгорлит N9 Б-5439. Заказ № 2204. Тираж 3000 экз. Цена альбома в переплёте 45 руб.
Торжественная пионерская линейка в Артеке. 1925 год.
«Артек» — международный детский центр в Крыму. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. Самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка Пионерской организации страны. Лагерь получил своё название по месту расположения — в урочище Артек на берегу одноимённой реки (первоначальное название — «Лагерь в Артеке»). Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «άρκτος» (медведь) — по расположению у «Медведь-горы», «oρτύκια» (перепёлка), «άρτος» (хлеб) или татарским «арты́к» (лишний, особенный). В арабских источниках упоминается населяемая русами «Артания», располагавшаяся, по мнению Б. Д. Грекова, в Причерноморской Руси. В самом лагере сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек — перепелиный островок» и песня с таким названием. В первой половине XIX века в урочище Артек находилось имение Потёмкиных (Татьяны Борисовны Потёмкиной, урождённой княжны Голицыной). В октябре 1836 года Пушкин отправил письмо в Артек её брату, музыканту и переводчику Н.Б. Голицыну.
«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва (1876 — 1928). Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З.П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф.Ф. Шишмарёву. Лагерь был открыт 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. В 1926 году начальником Артека был Марго С.В. В этом году в лагере побывала первая зарубежная делегация — пионеры из Германии. Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании. В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем в расположенную в алтайских предгорьях Белокуриху. Там, вместе с ребятами, оказавшимися в начале войны в Крыму, отдыхали и сибирские школьники. Сразу же после освобождения Крыма от оккупантов в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена до нынешних размеров. С начала 60х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «Артекфильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд. В 1930-е годы «Артек» в течение некоторого времени носил имя своего основателя — З.П. Соловьёва. Затем, в 1938 году Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВЛКСМ удовлетворили просьбу пионеров присвоить лагерю имя В. М. Молотова, курировавшего «Артек» в правительстве и часто приезжавшего в лагерь. В 1957 году, накануне 40-й годовщины Октябрьской революции, «Артеку» было присвоено имя В. И. Ленина.
Среди изданий о счастливом детстве альбом «Артек» (1940) выделяется объёмом и качеством. Обложка с барельефом горниста похожа на мемориальную доску, которая могла бы украсить пропилеи или один из многочисленных корпусов интернациональной детской здравницы. Альбом по содержанию и оформлению не отличается от «взрослой» идеологической продукции: распашные листы, печать тетрадей разными красками, вклейки портретов и цветных репродукций живописи на паспарту из серого картона; в оформлении страниц использованы буквицы, гравюры, рисунки, фотоколлажи. Иллюстративный ряд и композиции полос напоминают страницы журнала «СССР на стройке»: специальный 8-й номер этого журнала за 1937 год был посвящен советским пионерам, и в том числе «Артеку». На большей части фотографий - массовые сцены: отдых, спортивные и военные игры, походы, купания, митинги, парады. Неожиданно для официального издания в некоторых фотографиях пионерского «коллективного тела» проступает эротический мотив: в душевых, солнечные и морские ванны. Видимо, советские педагоги и врачи не признавали фрейдовской концепции детской сексуальности, точнее сексуальность была не присуща нашей пионерии. Авторы-составители -народный комиссар здравоохранения, заслуженные деятели науки и профессора включили в книгу не только рассказы о детском отдыхе, но и адаптированную историю гражданской войны, рассказы о строительстве социалистического государства, индустрии и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Обязательными для иллюстрированных изданий 1939-1940-х годов стали фотографии и фотомонтажи ВСХВ, железобетонного памятника Сталину скульптора Меркулова, «Рабочего и колхозницы» Мухиной, которые также вошли и в этот альбом. «Артек» можно считать энциклопедией счастья советской детворы.