Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 123 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

О железнодорожном транспорте СССР. Оформление худ. Н.С. Трошина.

Москва: Государственное Транспортное Железнодорожное издательство, 1935. 35x24 см. Альбом выпущен в ударном порядке к VII Всесоюзному съезду Советов. Ледериновый переплёт, металлическая накладка (паровоз), коробка с вырубкой неправильной формы. Общее число ненумерованных страниц - 154, включая «Схему железных дорог СССР» (двухполосная разворачивающаяся вклейка), а также 3 узкие вклейки шириной 6 см, тканевый «флажок». Редакция альбома - М.В. Аммосов, И.В. Ивлиев, В.И. Попов, А.Б. Хапатов.  Материал для альбома подобрали - С.П. Житов, Я.А. Френкель. Общее наблюдение за полиграфическими работами — О.И. Нусбаум. Техническая редакция и руководство выпуском - П. Кацнельсон. Организация глубокой печати - Н.И. Минаев. Организация снабжения (материалами - А.В. Давыдов. Выпускающий - В.В. Орлова. Глубокая печать производилась в Химико-технологическом институте полиграфической промышленности (ул. Кирова, 21). Печать текста, дуплекс, трехцветки, переплётные процессы и литографская работа производились в 1-й тип. Трансжелдориздата (Б. Переяславская, 46), Печать и штамповку барельефа на переплёте производила фабрика «Пресс». Бумага - Красногородской бумажной фабрики. Сдан в производство 10 декабря 1934 г. Выпущен - 27 января 1935 г. Объём - 21 печ. лист. Заказ №25393. ЖДИЗ №1465 Ж-4. Упол. Главлита № В-101569. Тираж 5000 экз. Расхожее название книги у книжных дилеров "Паровоз".

«О железнодорожном транспорте СССР» (1935) «выпущен в ударном порядке к VII съезду Советов» (из выходных данных). Оформил альбом Н. Трошин - он был главным художником «СССР на стройке», занимался графикой, плакатом, оформлял книги. Среди объёмного перечня технической информации: место, способы печати, производственные коллективы наборщиков, печатников, переплётчиков, в выходных данных значится «Печать и штамповка барельефа на переплёте производства ф-ки «Пресс». В отличие от книги «СССР строит социализм», где практически отсутствуют выходные данные (указаны только тираж и издательство), выпуск этого альбома преподносится как событие особой важности, сравнимое с самим строительством новых железнодорожных путей и паровозов, а подробное перечисление имён всех, кто создавал книгу о поездах и машинистах, приравнивается к занесению их в почётную книгу.

На обложке -латунный барельеф паровоза «Сталин»: создаётся впечатление, что он вырывается из плоскости обложки и устремлён в будущее. На контртитуле: «От шестого к VII съезду Советов». Римская «VII» пробита отверстиями небольшого диаметра - с лицевой стороны она смотрится сигнальными знаками-лампочками, к обороту подклеен прямоугольник из папиросной бумаги (или ткани - варианты в тираже) зелёного цвета, к которому снизу допечатан красной краской рисунок ручки. Ручка и лоскут образуют сигнальный флажок, его можно переворачивать как страничку, тем самым подавать зелёный сигнал или убирать. Приёмы, использованные в альбоме - развороты, панорамы, раскладушки, горизонтальные полосы, смена цвета при печати разных блоков сюжетов, - стали правилом для книг такого типа, они создают ощущение скорости, времени, динамики смотрения. Альбом передаёт дух романтики железных дорог, путешествий поездом по бескрайним просторам СССР, профессии железнодорожника.


Михаил Карасик. Из бумаги и стали.

В рассказе А. Козачинского «Зеленый фургон», более известном своей экранизацией, главарь банды по кличке Червень стреляет в комсомольского пинкертона Володю, недавнего гимназиста, а ныне следователя пролетарской милиции. Пуля попадает в книгу, сборник рассказов Конан Дойля, которая находилась у героя под тужуркой и спасла его от верной смерти. Еще надежнее было бы запихнуть под ремень книжку в стальной обложке.


Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. Коллектив авторов.

М., 1934. Латунный барельеф вождя

Первые два издания с металлом на обложке вышли в 1934 году. Оба с профильными изображениями вождя народов, барельефами из латуни и алюминия. Первое — «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (существует четыре варианта этого издания, различные по формату и покрытию обложек) — коллективный труд советских писателей под руководством М. Горького, один из немногих пропагандистских увражей, не забытых по сей день; второе — юбилейное, к 55-летию со дня рождения, «И. Сталин. Живопись. Плакат. Графика. Скульптура» в оформлении Густава Клуциса — кануло в Лету.

Качественная сталь СССР. М.-Л., 1935.
Стальной лист на обложке прикреплен к блоку тремя заклепками

Производство книг с обложками из стали и других сплавов «зарядили» в СССР только в 1930-е годы. Пафос и романтический градус новых изданий остались на прежней отметке, но содержание изменилось — теперь это социалистическое строительство, ударничество, героизм рабочего и военного. Миллиметровый по толщине стальной лист на обложке «Качественная сталь СССР» (1935) — более надежная защита от выстрела в упор любого внешнего и внутреннего врага социализма. С этого издания я начну рассказ о книгах из бумаги и стали. Если в название моего опуса добавить еще два знака: точку после союза и букву «н» в конце, то образованное слово станет ключевым — И. Сталин. Стальной лист на обложке прикреплен к блоку тремя заклепками, книгу подковали по типу  замятинской блохи (основной тираж издания был выпущен в тканевом переплете). Ее содержание очевидно: стальная закалка советского человека, рекордное количество стратегического сплава на душу населения, реклама сталелитейного производства: от книг до танков. Для фронтисписного силуэта И.В. Сталина использована нержавеющая сталь заводов спецстали «Серп и молот» и «Спецсталь» (из выходных данных). Этот профильный силуэт образован из двух тонких листов картона с вырубками, между которыми зажата стальная пластина не толще листа бумаги. Дизайн книги принадлежит С. Телингатеру, рисунки и схемы — М. Доброковскому, а фотографии — В. Грюнталю. По содержанию «Качественная сталь» — производственная книга, но, несмотря на преобладание текста и малый формат, стальные обложка и фронтиспис, 20 листов иллюстраций, фотографий, фотомонтажей и рисунков делают ее скорее не технической литературой, а предметом искусства, артефактом. Сегодня это одна из самых дорогих и редких книг тридцатых годов на международном антикварном рынке.


«О железнодорожном транспорте СССР». М., 1935.

Латунный барельеф паровоза "Сталин"

Альбом «О железнодорожном транспорте СССР» (1935) «выпущен в ударном порядке к VII съезду Советов» (из выходных данных). Оформил альбом Н. Трошин, художник главного пропагандистского фотоиллюстрируемого журнала предвоенного десятилетия «СССР на стройке». По диагонали обложку рассекает латунный барельеф с изображением паровоза: «Печать и штамповка барельефа на переплете производства ф-ки “Пресс”». Создается впечатление, что паровоз «Сталин» вырывается из плоскости обложки и устремлен в будущее. Приемы, использованные в альбоме — развороты, панорамы, раскладушки, горизонтальные полосы, смена цвета при печати разных сюжетных блоков, — создают ощущение напряженного ритма, скорости, динамики смотрения. Альбом передает дух романтики железных дорог, профессии железнодорожника, путешествий поездом по бескрайним просторам СССР.


Эль Лисицкий. Индустрия социализма. 1935.

Обложка — кожа, алюминий: барельеф, печать

 

В том же 1935 году вышло самое объемное и рекламное издание о советской индустрии, один из книжных шедевров Эль-Лисицкого «Индустрия социализма. Тяжелая промышленность». Как и предыдущие книги, «Индустрия социализма» посвящена VII Всероссийскому съезду Советов. Она состоит из семи отдельных тетрадей, помещенных в коробку. Все в книге, начиная с образа обложки, говорит о триумфе советской промышленности. В выходных данных указаны девять московских типографий, принявших участие в производстве. Издание «Индустрии социализма» и есть успех советской тяжелой и полиграфической промышленности, его готовила вся страна. Тираж имел две версии: простой в тканевом переплете и подарочный с обложкой из сине-фиолетовой кожи с алюминиевым барельефом — название книги и фотография; абрис рельефа — скругленной металлической рамки с заклепками — напоминает рисунок иллюминатора самолета или окна на дверце машины. Для этого барельефа Лисицкий использовал фотографию Петра Скурихина «Строители Кузнецка: машинист Мария Ротова и горновой Федор Попов» (1930).


А. Лавров. Танкисты. 1936.

Обложка — ткань, алюминий: барельеф, чернение

«Танкисты» под редакцией М. Ланда датированы 1936 годом. Это сборник рассказов с иллюстрациями — постановочными фотографиями, напоминающими кадры документального фильма. Книга также имеет два варианта переплета: тканевый и составной из ткани и металла. Барельеф на верхней крышке — название книги и рисунок танка, который, кажется, выезжает из обложки прямо на зрителя. Это ощущение возникает еще и потому, что художник поместил название книги в раме, похожей на картуш или вывеску с надписью, прямо под непомерно большими гусеницами танка. С художественной точки зрения такое решение совершенно не книжно, кажется, что гусеницы подмяли под себя саму условность обложки как пластической формы, но с образной — весьма монументально и патетично.

«Три смелых перехода». 1936.
Барельеф «Лыжники» на тонированной металлической пластине

Другое издание 1936 года, близкое «Танкистам» по формату и оформлению, «Три смелых перехода» — книга о преодолении пространства и времени. Вектор любой созидательной силы в тридцатые годы направлялся из Москвы, здесь же время и пространство обращены вспять: две группы младших командиров Красной армии двигаются на лыжах зимой через всю страну, преодолевая 5200 километров от Иркутска до столицы. «Три смелых перехода» — сборник коротких рассказов, написанных самими героями или писателями за них. Оформление и фотографии заурядны, любопытна лишь цветная фотография Г. Зельмы на форзацах — лыжник-красноармеец задами населенного пункта пробирается сквозь кустарник — она смотрится сегодня китчем, но придает изданию художественное качество. Главная «картина» — барельеф «Лыжники» на тонированной металлической пластине, по типу фриза помещенный на верхнюю крышку обложки, которая за счет серой ткани напоминает бетонную плиту. Переплет и форзац делал А. Лавров.


«Сталин. К 60-летию со дня рождения.

Художественная проза и публицистика, воспоминания,

фольклор, отрывки из пьес и киносценарии». 1940.
Барельеф — уменьшенная копия монумента вождя

главного советского скульптора С.Д. Меркурова

Несгибаемому большевику и самому стальному человеку СССР тов. Сталину в 1939 году исполнилось шестьдесят. К юбилею было приурочено много изданий, в том числе «Сталин. К 60-летию со дня рождения. Художественная проза и публицистика, воспоминания, фольклор, отрывки из пьес и киносценарии» (1940) в оформлении Н.В. Ильина. На обложку водружен барельеф — уменьшенная копия монумента вождя главного советского скульптора С.Д. Меркулова, оригинал украшал аванпорт канала столицы Москва—Волга. В выходных данных читаем: «Гальвано изготовлено в типографии имени товарища Сталина. Чеканный барельеф изготовлен в типографии Гослитиздата Егоровым В.П.». Издание имело также два варианта — подарочное с металлическим барельефом и простое с барельефом на ледерине.


С. Телингатер. Механизация сельского хозяйства. 1940.

Обложка — ткань, бумага, цветная печать

Стальную тему завершает альбом «Механизация сельского хозяйства» 1940 года, оформленный С. Телингатером. «Механизация» — центральный павильон главной народной выставки страны ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ныне ВДНХ), ему посвящено издание. На обложке воспроизведена цветная, подкрашенная фотография — пропилеи из пьедесталов, на которые взгромоздились трактора с гордым названием «Сталинец», символ отрасли и свидетельство ее побед. По краям фотографии и на корешке книги барельефы — рисунки стальных полос с крупными заклепками по типу металлических конструкций. «Стальные» барельефы — обманка, это обычная печать на бумаге и ткани. Такими же обманками кажутся фотографии пропагандистских изданий тех лет.

Книги из «бумаги и стали» — один из сюжетов сталинского эпоса тридцатых годов. Слово «сталь» для советского человека имеет много коннотаций — от стального характера до стального коня: паровоз, трактор, танк, а были еще и стальные птицы. Образ сверхпрочного материала оказался прочнее, чем сам сплав. Сегодня он превратился в один из мифов столетия, как и сами книги со стальными обложками, фотографии которых иногда возникают на сайтах престижных антикварных аукционов, сокрушая любопытствующих космическими ценами и инфернальностью визуального и вербального содержания.             Опубликовано в журнале «Проектор» №1, 2010.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?