Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 705 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

15 лет Казакской АССР. Художественное оформление альбома - Н.С. Трошин.

Москва-Ленинград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935. Общее число страниц - 222 (включая 1 авантитул и 5 шмуц-титулов, выполненных на ткани). Издательский бархатный переплёт, тиснение; футляр. 28x24 см. Ответственный редактор - Л. Тандит. Руководство изданием - И.Я. Свистунов. Редактор-организатор - А.В. Бриллиантова. Фотоматериал: Е.М. Лангман (руководитель бригады) и Д.Н. Шулькин. Основной литературный материал - редакция газеты «Казакстанская правда». Художественная редакция - В.П. Микулин. Технический редактор - Б.А. Соморов. Работа по альбому производилась в следующих полиграфпредприятиях гор. Москвы: клише: тип. «Красный пролетарий» Партиздата, 1-я Образцовая тип. ОГИЗ РСФСР и Цинкография Мосполиграфа. Высокая печать: тип. «Красный пролетарий», Печатный цех Изогиза и 1-я Образцовая тип. ОГИЗ РСФСР. Глубокая печать: «Фабрика детской книги» Детгиза, 7-я тип. «Искра революции» Мосполиграфа и Меццо-тинто Изогиза. Карта и др. лито-работы: 5-я литография Мосполиграфа и Хромогравёрный цех Изогиза. Переплётно-брошюровочные работы: Художественно-переплётная фабрика Изогиза. Отпечатано красками 2-го красочного завода «Полиграф». Группа по выпуску: Ф.Л. Куксон (руководитель), В.И. Александров, Г.В. Белинский, К.М. Кованов, А.М. Лебединская, М.Т. Мацнев, С.П. Страхов. Начало сдачи в производство 25/IX. 1935. Выпуск в свет 15/Х. 1935. Формат 62x98 см. Объём 33 печ. листа. Уп. Главлита № Б-11899. Тираж 3000 экз. Обычно бывает вырезано или заретушировано несколько портретов "врагов народа". Роскошное издание периода конструктивизма, отпечатанное на разных сортах бумаги и картона, великолепно иллюстрированное. Очень редкое.

Небольшой экскурс в историю: образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге; переименована в апреле 1925 года в Казакскую АССР (обратите внимание — не «КазаХская АССР», а именно «Казакская АССР»). В феврале 1925 года Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана РСФСР, а столица была перенесена в Кзыл-Орду (1925), потом в Алма-Ату (1929). В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924—1925 гг. все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. В марте 1930 года от неё была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казакской АССР был придан статус союзной республики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика.


Богам свойственно менять обличье. Иллюстрацией таланта перевоплощения сурового вождя всех времен и народов служит фотография из альбома «15 лет Казакской АССР» (1935), оформленного Н. Трошиным, ведущим художником журнала «СССР на стройке»: рядом с руководителями страны простой герой труда, он подает руку владыке, но Сталин, игриво улыбаясь, выжидает. На эту сцену мы смотрим глазами всесоюзного старосты, дедушки Калинина. Лукавость, высокомерие и жестокость.

Рекламные цели имел и альбом «15 лет Казакской АССР». Художественное оформление альбома - Н.С. Трошин. На  протяжении многих страниц альбома разная тональность изображения рождает впечатление цветных фотографий. Печать разным цветом снижает монотонность восприятия, подчеркивает смысловое наполнение каждого снимка. Сюжетное построение альбома неотделимо от его пластической структуры. Тема успехов республики воспринимается лишь в сопоставлении кадров, при разнообразии монтажа, чувстве внутренней связи изображений. Художник нашел способы включения репродукций произведений живописи, графики, декоративного искусства в общий ритм альбома. Они поместили их на отдельных, конструктивно выделенных участках страниц - будь то листы-гармошки, обычные раскладушки или заключительные страницы разделов. Художественные картины преподнесены, как небольшие цветовые вкрапления, яркие миниатюры, подчеркивающие декоративность культуры Востока. Ряд работ по вырубке и фальцовке выполнялся в брошюровочном цехе. Таким образом, при издании этого альбома использованы самые разнообразные  способы печати, брошюровки и переплетных работ, а также все возможности цвета.


«15 лет Казахской АССР» - еще одно юбилейное издание о советской Средней Азии. Его оформлял Н. Трошин. Первое издание вышло в 1935 году до переименования республики и называлось «XV лет Казакской АССР». Второе издание 1936 года отличалось оформлением обложки и отсутствием футляра. Оно имеет необычную конструкцию и состоит из двух частей - основного блока и подклеенной к форзацу тетради (нет в 1-м издании), которая в сложенном виде помещена под верхнюю крышку. В тетрадь вынесена официальная часть - портреты руководителей государства и республики, отретушированная хроника главных событий советского Казахстана: вручение орденов передовикам в зале заседаний политбюро ЦК ВКП(б), встреча Калинина на вокзале в Алма-Ате, групповой портрет передовиков с Ворошиловым, Калининым, Сталиным. Основной блок составляют фотоматериалы - портреты, фотоколлажи, диаграммы, карты, которые отражают историю и современную жизнь республики: строительство заводов и фабрик, новые производства, шахты, колхозы, природные богатства, «национальные кадры» в армии и защитники края.

Книгу отличает среднеазиатский колорит, портреты людей почти не отретушированы или эта ретушь не смогла смыть национальные черты и наивные выражения лиц колхозников, пастухов, рабочих. Портреты пастухов сменяют «портреты» овец и верблюдов. Их души пока не скованы страхом, они не прячутся от глаза фотокамеры. В альбоме большой арсенал полиграфических средств - листы-гармошки, приклейки «миниатюр», вырубки, печать на кальках и плёнках, комбинированная чёрная и цветная печать. Сюжет с Чимкентским заводом сделан как детская настольная игра: вырубленное из бумаги изображение руки, отворачивающей пласт горной породы, символизирует открытие полезных ископаемых в недрах земли. Кажется, что этот клад лежит на поверхности. На обороте вырубки на чёрном фоне напечатано: «уголь, медь, золото серебро, свинец». Продолжение разворота - раскладушка с фотографией современного Чимкентского свинцовоплавильного завода. В следующей главе эта же красная рука с шахтерской лампой проникает в забой и «открывает» смонтированную четырёхполосную панорамную фотографию.


Трошин, Николай Степанович. Родился 5 мая 1897 года в Туле. Учился с 1913 г. по 1918 г. в Пензенском художественном училище под руководством академика Н.Ф. Петрова и И.С. Горюшкина — Сорокопудова. В 1918-1920 г. поступает во Вхутемас, занимается в мастерской И.И. Машкова. В 1918 г. Трошин участвует в Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в г. Рязани, на которой экспонировалось 25 его картин. В 1920-1922 г.г. живет в Рязани, где преподает в рабочей изостудии, ставит как художник и режиссер 4 спектакля, занимается оформительской деятельностью. Совместно с женой O.K. Дейнеко создает ряд детских книжек. Пишет книгу «Композиция в фотографии» (М., «Огонек», 1919 г.). С 1930 по 1941 г. работает главным художником журнала «СССР на стройке», в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже журнал удостоен «Гран-при». В эти же годы Н.С. Трошин является автором проектов оформления и главным художником выставок: «Пятилетку в четыре года» (1931г.), «Победы первой пятилетки» (1932 г.), Отдела печати в Советском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1937 г,), Рязанского зала на ВСХВ (1939 г.). Совместно с Н. Мусатовым и Б. Родионовым Н.С. Трошин оформляет центральные площади Москвы к праздникам на темы: «Блюминг», «МТС», «Беломорканал», «Волга-канал», «Метро» (1933-1934 г,), вместе с Д. Моором и С. Сенькиным оформляет Манежную площадь на тему «Изобилие» (1937 г.).

В 1940 г. в Москве издательство «Искусство» выпускает альбом «Красная Армия», который Н.С. Трошин оформляет как главный художник. В годы войны работает над оборонными плакатами. В 1946 г. состоялась совместная выставка рисунков и акварелей Н.С. Трошина и O.K. Дейнеко. В 1947-1953 г. приглашен Обществом культурных связей для оформления советских выставок за границей, оформляет выставки «Возрождение Донбасса», «32-я годовщина СССР» и другие. В эти же годы получает патент на изобретение способа химической раскраски фотографий. В 1954-1959 г. оформляет отделы выставок: «Электроника и связь» (ВДНХ), «Высшее образование в СССР» (Нью-Йорк), «Москва социалистическая» (Музей истории и реконструкции Москвы), «Борьба за мир» (Главный павильон ВДНХ), работает в книжной графике. В 1967 г. участвует в Юбилейной выставке, посвященной 50-летию Октября. С 1968 по 1989 г. состоялось 8 персональных выставок Н.С, Трошина в Москве и других городах России.




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?