10 лет Узбекистана. Авторы художественного построения и оформления альбома: Александр Родченко и Варвара Степанова.
Москва: Огиз-Изогиз, 1935 29,2x24,2 см. Тканевый переплёт, тиснение; коробка. Существует два варианта цвета переплёта и два варианта коробки. Общее число ненумерованных страниц - 228. Редакция: редакционная коллегия - М. Турсунходжаев (отв. редактор), А. Антонов, Л. Кессель. Редактор-организатор - Н. Вышнепольская. Фото: Е. Лангман, А. Штеренберг, Союзфото и фотолаборатория ИЗОГИЗа. Техническая редакция - А. Кагирин, Е. Рыкалова. Выпускающий - М. Спирюшков. Альбом отпечатан в 1 -й Образцовой типографии ОГИЗа РСФСР, Москва, Валовая, 28. Сдано в производство 16/11.1935. Подписано к печати 4/VII.1935. ИЗОГИЗ №7592. Уполн. Главлита № 1486. 30,5 печ. листов. Формат 62x98. Заказ №127. Тираж 2000 экз. Цена 100 руб. Конструктивистский дизайн книги. Чрезвычайная редкость по причине сталинских репрессий к руководству Узбекистана!
Одним из основных элементов дизайна рекламы выступает цвет. Он может первым привлекать внимание к ней. Поэтому применение цвета является одним из важнейших условий ее удачной подачи. В связи с этим полезными могли бы быть исторические уроки подачи цвета в рекламе. С появлением конструктивизма – нового художественного течения начала XX века – рекламная форма резко изменилась. Обобщение и упрощение, динамичность и целесообразность – такие качества нового искусства провозгласил конструктивизм – «стройное дитя индустриальной культуры». Стиль линий и острых углов прочно утвердился на страницах газет. Реклама, решенная в стиле конструктивизма, привлекала лаконичностью форм, изысканной символикой. Рубленые шрифты, простые геометрические формы в сочетании с необычными ракурсами и находками фотомонтажа подняли на высокий уровень ее оформление. Известный конструктивист Александр Родченко привлек в рекламу и рекламные материалы симметрию цвета. Динамическая симметрия цвета при сохранении принципа максимальной нагруженности была использована им в оформлении двух каталогов советского раздела на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Обложки обоих каталогов построены на чередовании красного, серого и черного цветов – так же как и внутреннее оформление павильонов. В каталогах отражалась «фирменная» цветовая символика советских разделов. В основном каталоге большие буквы «СССР» спускаются лесенкой на фоне квадратных плоскостей, дающих легкий намек на некое экспозиционное поле стоящих друг за другом щитов. В центре обложки маленького каталога – ромб с изображением серпа и молота и буквами «СССР». Работы Варвары Степановой демонстрировались на выставках в форме расклеенной на щитах, разъятой на отдельные страницы книги. Новизна метода художницы заключалась в том, что она стремилась соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания. Оно то грубое, как необработанный природный материал, то плавное, как дыхание ветра, то импульсивное. Характер форм графически передает настроение, как бы имитирует тембр и определенную скорость речи.
Большую роль в этих работах играет цвет. Можно даже говорить о цветофактурном образе текста. Цвет – то холодный, уходящий в глубь страницы, то яркий, горящий, вырывающийся из поверхности листа. Холодные оттенки находятся в постоянной борьбе с теплыми. На выставке помимо визуальной поэзии, линогравюр, живописи с изображением схематичных человеческих фигур художница выставила и ряд лозунгов, текст которых был частично взят из газеты «Искусство коммуны»: «Будущее – единственная наша цель», «Стройте авангард революционного пролетарского искусства», «Товарищи, несите ваши молоты, чтобы выковать новое слово!» Лозунги были написаны от руки и состояли из геометрических форм, цветовых пятен и надписей. Перебивы интонации, ударения были воспроизведены графически – через размер и цвет букв.
Рекламные цели имел альбом «10 лет Узбекистана» который представлял собой полностью авторское произведение Александра Родченко и Варвары Степановой. На протяжении многих страниц альбома разная тональность изображения рождает впечатление цветных фотографий. Печать разным цветом снижает монотонность восприятия, подчеркивает смысловое наполнение каждого снимка. Сюжетное построение альбома неотделимо от его пластической структуры. Тема успехов республики воспринимается лишь в сопоставлении кадров, при разнообразии монтажа, чувстве внутренней связи изображений. Художники нашли способы включения репродукций произведений живописи, графики, декоративного искусства в общий ритм альбома. Они поместили их на отдельных, конструктивно выделенных участках страниц - будь то отворотные клапаны или заключительные страницы разделов. Живопись дана меньшим размером, чем фотографии. Она преподнесена как небольшие цветовые вкрапления, яркие миниатюры, подчеркивающие декоративность культуры Востока. Другой крупный раздел называется «Страна и люди» Он тоже в основном фотографический, но отличается иной цветовой гаммой тонированных фотографий. Преобладают охристые, зеленые и синие цвета. Разумеется, сочетание и порядок цветов был не произвольным, а строго обусловленным законами полиграфической техники. Варвара Степанова делала всегда крошечный черновой макет – имитацию сшивки печатных листов, на страницах которого помечала тот или иной цвет.
В каждом элементе оформления альбома чувствуется внимание художников к технологии полиграфического производства, умение выразительно и к месту ее применить. И действительно, здесь использованы не только различные виды и способы печати (высокая печать – дуплекс и многокрасочная, литография, глубокая печать), но и различные материалы (мелованная бумага, литографская бумага, целлофан, желофан). Переплеты были напечатаны в трех вариантах: основной тираж – печать и тиснение по рогожке, улучшенный вариант – печать по шелку и дополнительно небольшая часть тиража имела обложку из белого целлулоида с тиснением и печатью золотом. Ряд работ по вырубке и фальцовке выполнялся в брошюровочном цехе. Таким образом, при издании этого альбома использованы самые разнообразные способы печати, брошюровки и переплетных работ, а также все возможности цвета.
«10 лет Узбекистана» (1934) - оформление Александра Родченко и Варвары Степановой, фото Е. Лангмана, А. Штеренберга, СОЮЗ ФОТО и Фотомастерской ИЗОГИЗа. Книга о крае хлопка и новой промышленности, о стране сказочной и современной. Она получила известность уже в девяностые годы, большую на Западе, чем у нас, благодаря альбому Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары», переведенному на многие языки мира. Книгу постигла судьба миллионов репрессированных, она была изъята из обращения через два года после выхода на узбекском языке в 1935 году, а вслед исчезли из истории шестнадцать имён её героев. Дэвид Кинг вспоминает, как в доме семьи Родченко в Москве он увидел не открывавшуюся несколько десятилетий книгу, на листах которой рукой самого Родченко лица людей были закрашены чёрной тушью. Люди, лишённые лиц, - этот сюжет послужил для Кинга импульсом к созданию в 1994 году совместно с известным английским художником Кеном Кэмпбеллом авторской книги Ten Years of Uzbekistan, состоящей только из одних «чёрных» портретов. Чёрные овалы лиц отсылают и к более ранним примерам близкого пластического решения. Головы крестьян в форме закрашенного эллипса на картинах Малевича - предчувствие страшной судьбы, нового лемеха, колхозного трактора, который перепашет их устоявшуюся христианскую жизнь. Книга сделана как фоторассказ о новом Узбекистане. Два сюжетных регистра задают тон всему изданию - этноколорит и труд освобождённого человека Востока: портреты людей, сцены из жизни, репродукции национальных ковров, современная техника, которую освоили узбекские трудящиеся. Эффект достигается комбинированием изобразительного материала и материала самой книги: разные бумаги, листы плёнок по типу цветных фильтров с рисунком, который работает на просвет, разный формат страниц обычных и сфальцованных пополам. Сфальцованные листы раскрываются во всех направлениях, вверх и вниз, вправо и влево, как скатерть или достархан - азиатский ковёр с угощениями. На образе ковра строится вся книга, от шмуцтитула с рисунком хлопка - ковра-фона, орнаментального паспарту для фотопортретов, до репродукций самих образцов национального декоративно-прикладного искусства.
Ощущение многоцветное создается благодаря постоянному чередованию фиолетового, зелёного, красного, синего - однокрасочной печати текстов и «картинок», есть и вкрапления цветных репродукций картин. Несколько штрихов из альбома. Разворот, посвящённый узбекской женщине (слева - картина У. Танскыбаева «Освобождение женщины», справа - фотография девушек у рояля), разделён прозрачной плёнкой с фотографией, напечатанной зелёной краской. Эта плёнка с изображением женщин в чадре при повороте влево «снимает» чадру с музицирующих узбечек (абрисы двух фотографий практически одинаковы). Вертикальная трехчастная разворотная страница (верхний и нижний клапан) с портретами руководителей повторяет конструкцию одной из страниц «СССР на стройке», № 2 за 1934 год, оформленного Эль Лисицким и Софи Кюпперс. В журнале - фотография выступления с кафедры командира стратостата «СССР» Г.А. Прокофьева, а на другой странице альбома «10 лет Узбекистана» - тот же сюжет с кафедрой, но за ней теперь стоит сам Сталин. Галерея героев - покорителей пространства, выступающих с той же кафедры в журнале «СССР на стройке», имела продолжение: командир автомобильного каракумского пробега А.М. Мирецкий, начальник Памирской экспедиции Н.П. Горбунов и покоритель подводных глубин Ф.И. Крылов отчитываются за той же трибуной. Смонтированные фотографии и текст, набранный по диагонали, являются одной и той же композицией, повторенной несколько раз.
Визуальная инверсия персонажей - не следствие аберрации памяти, а коллажный приём в искусстве и политике тех лет. Через год вертикальный распашной лист повторят Родченко и Степанова в Soviet Cinema. Такой же вертикальный разворот мы найдём в известном немецком пропагандистском альбоме Deutschland Ausstellung (1936): народ салютует перед фашистским флагом. Существовало два варианта футляра (к сожалению, экземпляры, которые я держал в руках, его не имели). Первый - коробка с откидной крышкой, скруглённой вовнутрь (по форме плоского сегмента); второй - коробка из двух крышек, закреплённых по середине коротких боковых стенок. Футляр напоминает конструкции Родченко двадцатых, в вертикальном открытом положении он образует крестовину, поставленную на рёбра (по ширине корпуса); поставленный на длинную сторону (по высоте корпуса) - книжную подставку или подставку для столешницы низкого восточного столика.